Уважение к старшим у Алан!
13 марта 2017 История [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [3144 просмотра]
В наше сложное время, когда с невероятной быстротой рушатся прежние общественно-политические порядки и происходит ломка стереотипных представлений в поведе-нии и образе жизни людей (к которым наше общество оказалось неподготовленным), образовавшийся вакуум в об-общественной жизни порою заполняется явлениями, протипротиворечащими не только лучшим традиционным нормам по-ведения наших предков, но и общечеловеческим ценностям вообще. Казалось бы, сейчас, после крушения тоталитарной системы, открылись прекрасные возможности для воз¬рождения и развития национальной культуры, национального языка, возрождения лучших традици-
онных нравственных устоев отцов и дедов. Однако, к нашему несчастью, в своей повседневной жизни мы сталкиваемся с явлениями, свидетельствующими о де-градации части нашей молодежи, падении ее моральных устоев, росте преступности.
На протяжении веков в традиционно-бытовой культуре осетин выработались сложные, подчас тончайшие пра-вила вза-имоотношений людей в обществе и семье, по существу был разработан неписаный морально-этический кодекс, который успешно регулировал взаимоотношения различных возрастных групп до начала XX столетия.
О степени воспитанности человека в осетинском обществе принято было судить прежде всего по его отноше-нию к старшим; воспитанный человек относился к ним с большим уважением и предупредительностью. При этом высо¬кое уважение к старшему выражалось независимо от его социального положения, национальной принадлежности. Высказанное дореволюционным автором С. Фарваровским мнение о том, что осетины – самый этикетный народ, не лишено основания.
Нормы поведения людей по отношению к старшему свидетельствуют о высоком уровне массовой культуры на-рода. Эта система ценностей, созданная коллективным ра¬зумом наших предков, которой нынешнее поколение не может не дорожить. Эти добрые традиции соблюдаются ныне теми, кто будучи вполне современными людьми, сохрани¬ли в то же время добрые традиции прошлого, выделяющие их из окружения и делающие приятными и желанными в обществе. К сожалению, значительно увеличилось число людей – выходцев из среднего и особенно молодого поколения, не прибившихся по-настоящему ни к новой, ни к старой культуре, производящих удручающее впечатление своей самонадеянной развязностью. Давайте еще раз вспомним азбучные истины норм поведения старшего поколе¬ния, наших пред-ков.
Важнейшая форма проявления уважения к старшему у осетин – приветствие. Встречаясь с осетином, особенно старшим, вы обязательно должны поздороваться с ним первым. Всякий уважающий себя осетин считал себя обязанным встать при появлении старшего, независимо от того, знает он его или нет. «Уважение к старикам и вообще к людям пожилых лет, – писал Н. Берзенов, – простерто у осетин так далеко, что каждый из них считает непременной обязанностью вставать при входе старшего и приветствовать его... Они никогда не нарушают этой учтивости, и даже в семействе соблюдают ее со всей строгостью». Этикет требовал встать, уступить старшему
место и не садиться до тех пор, пока человек, появление которого почтили вста¬ванием, в свою очередь не попросит всех поднявшихся с мест не утруждать себя и сесть на свои места. Как бы млад¬шего по возрасту ни просили, он не должен сесть раньше старшего из присутствующих. «Вас будут упрашивать, сажать насильно, но беда, если Вы поддадитесь: Вас сочтут за невежду. Поэтому Вы должны отговариваться и почтительно стоять». Этикет не позволял садиться рядом со стар¬шим, а чуть поодаль, желательно на более отдаленной и низ-кой скамье. Молодой человек никогда не позволял себе в присутствии старших держать руки в кармане, сидеть враз¬валку, расставив ноги, или положив ногу на ногу, словом, выбирал наиболее скромную позу.
В присутствии старшего младшие должны были слушать его молча, не следовало начинать разговор раньше него, вставлять свое слово в разговор старших, прерывать речь старшего, быть многословным. Этикет не позволял пересекать дорогу старшему, входить раньше него в помещение. Порядок прохождения по старшинству со¬блюдался осетинами не только в домашних условиях, но и в пути. Когда младший едет со старшим, он непременно должен держаться с левой стороны. Если путников трое, то они идут в таком порядке: старший идет посередине, сред¬ний – с левой стороны, а младший – с правой. Старшему подавали огонь, если он курил; прикурить у старших не просили и вообще при них не курили. Когда старший про¬износил речь или тост за столом, младшие выслушивали его стоя и в абсолютной тишине. Малейшее желание старшего следовало предугадать и предупредить, услуживать ему: младший знал свое место в обществе, в пути. Всякое непочтение к старшим осуждалось общественным мнением, считалось у осетин постыдным, роняю-щим достоинство чело¬века. При старших не было принято говорить о любви, о женщинах, о своих детях. Совершенно исключались нецен-зурные и непристойные слова...
В прошлом Осетия считалась одним из регионов Кавказа, отличавшихся долголетием ее жителей. Главная причина заключалась в том, что старики у нас не чувствовали себя ни дома, ни в обществе лишними людьми или тягост¬ной обузой, а наоборот, вполне сознавали свою полезность, что содействовало их моральной и физической стойкости и выносливости. Такая забота и внимание вселяли в них уве¬ренность, содействовали долголетию.
Старшие руководили трудовыми процессами, выступали поручителями и соприсяжными на народных судах, представителями фамилий на ныхасах, консультантами по свадебным и похоронно-поминальным обрядам; они же в дни народных праздников произносили молитвы в святилищах и церквях. Они жили активной жизнью. До конца своих дней оставались главами своих семейных коллективов, их ве-личали: "не стыр фыд", с ними советовались. В целом старший пользовался непререкаемым авторитетом. Недаром в осетинском народе со¬хранилась интересная поговорка: старшему сперва утри нос, а по-том спроси у него мудрого совета (хистæрæн йæ фындз асæрф æмæ йæ уый фæстæ зондæй бафæрс).
Важно подчеркнуть, что уважение к старшему было не¬совместимо с огульным отрицанием и пренебрежением к его мнению, его понятиям и убеждениям. Высоко котировалось в обществе умение при необходимости тактично про¬молчать о чем-либо, найти нужную форму для вежливого отказа от предложения. Даже если сказанное старшим было неправильным, никто не позволял себе резко прерывать его. В большинстве случаев жизненный опыт и знания старше¬го часто не только не противоречили, но, наоборот, содействовали воспитанию духовно здорового поколения. Пренебрежение части молодежи мнением и советами старших, бездумное подражание ложно понятой европеизированной культуре и новациям ничего хорошего нам не принесли, а вреда – больше чем достаточно.
Как показала жизненная практика, любовь и уважение детей к отцам, к человеку старшего поколения является одной из лучших этикетных норм осетинского народа. Младший обязан оказывать старшему уважение, внимание и по¬мощь. Самые почетные места за столом, самые почетные части мяса – старшим, прежде всего за их здоровье поднимали тосты. Со своей стороны и старший по отношению к молодым должен был вести себя в высшей степени корректно, тактично, не злоупотреблять своим положением старшего. Умудренный опытом старший хорошо понимал свои права и обязанности, соблюдаемые вековой традицией, старался соответствовать им, прилагал усилия, чтобы преждевременно не одряхлеть, держаться на уровне, быть опрятным и подтянутым. Отношения старшего к младшему, и наоборот, младшего к старшему регламентировались обычным правом, которое обе стороны соблюдали весьма строго.
онных нравственных устоев отцов и дедов. Однако, к нашему несчастью, в своей повседневной жизни мы сталкиваемся с явлениями, свидетельствующими о де-градации части нашей молодежи, падении ее моральных устоев, росте преступности.
На протяжении веков в традиционно-бытовой культуре осетин выработались сложные, подчас тончайшие пра-вила вза-имоотношений людей в обществе и семье, по существу был разработан неписаный морально-этический кодекс, который успешно регулировал взаимоотношения различных возрастных групп до начала XX столетия.
О степени воспитанности человека в осетинском обществе принято было судить прежде всего по его отноше-нию к старшим; воспитанный человек относился к ним с большим уважением и предупредительностью. При этом высо¬кое уважение к старшему выражалось независимо от его социального положения, национальной принадлежности. Высказанное дореволюционным автором С. Фарваровским мнение о том, что осетины – самый этикетный народ, не лишено основания.
Нормы поведения людей по отношению к старшему свидетельствуют о высоком уровне массовой культуры на-рода. Эта система ценностей, созданная коллективным ра¬зумом наших предков, которой нынешнее поколение не может не дорожить. Эти добрые традиции соблюдаются ныне теми, кто будучи вполне современными людьми, сохрани¬ли в то же время добрые традиции прошлого, выделяющие их из окружения и делающие приятными и желанными в обществе. К сожалению, значительно увеличилось число людей – выходцев из среднего и особенно молодого поколения, не прибившихся по-настоящему ни к новой, ни к старой культуре, производящих удручающее впечатление своей самонадеянной развязностью. Давайте еще раз вспомним азбучные истины норм поведения старшего поколе¬ния, наших пред-ков.
Важнейшая форма проявления уважения к старшему у осетин – приветствие. Встречаясь с осетином, особенно старшим, вы обязательно должны поздороваться с ним первым. Всякий уважающий себя осетин считал себя обязанным встать при появлении старшего, независимо от того, знает он его или нет. «Уважение к старикам и вообще к людям пожилых лет, – писал Н. Берзенов, – простерто у осетин так далеко, что каждый из них считает непременной обязанностью вставать при входе старшего и приветствовать его... Они никогда не нарушают этой учтивости, и даже в семействе соблюдают ее со всей строгостью». Этикет требовал встать, уступить старшему
место и не садиться до тех пор, пока человек, появление которого почтили вста¬ванием, в свою очередь не попросит всех поднявшихся с мест не утруждать себя и сесть на свои места. Как бы млад¬шего по возрасту ни просили, он не должен сесть раньше старшего из присутствующих. «Вас будут упрашивать, сажать насильно, но беда, если Вы поддадитесь: Вас сочтут за невежду. Поэтому Вы должны отговариваться и почтительно стоять». Этикет не позволял садиться рядом со стар¬шим, а чуть поодаль, желательно на более отдаленной и низ-кой скамье. Молодой человек никогда не позволял себе в присутствии старших держать руки в кармане, сидеть враз¬валку, расставив ноги, или положив ногу на ногу, словом, выбирал наиболее скромную позу.
В присутствии старшего младшие должны были слушать его молча, не следовало начинать разговор раньше него, вставлять свое слово в разговор старших, прерывать речь старшего, быть многословным. Этикет не позволял пересекать дорогу старшему, входить раньше него в помещение. Порядок прохождения по старшинству со¬блюдался осетинами не только в домашних условиях, но и в пути. Когда младший едет со старшим, он непременно должен держаться с левой стороны. Если путников трое, то они идут в таком порядке: старший идет посередине, сред¬ний – с левой стороны, а младший – с правой. Старшему подавали огонь, если он курил; прикурить у старших не просили и вообще при них не курили. Когда старший про¬износил речь или тост за столом, младшие выслушивали его стоя и в абсолютной тишине. Малейшее желание старшего следовало предугадать и предупредить, услуживать ему: младший знал свое место в обществе, в пути. Всякое непочтение к старшим осуждалось общественным мнением, считалось у осетин постыдным, роняю-щим достоинство чело¬века. При старших не было принято говорить о любви, о женщинах, о своих детях. Совершенно исключались нецен-зурные и непристойные слова...
В прошлом Осетия считалась одним из регионов Кавказа, отличавшихся долголетием ее жителей. Главная причина заключалась в том, что старики у нас не чувствовали себя ни дома, ни в обществе лишними людьми или тягост¬ной обузой, а наоборот, вполне сознавали свою полезность, что содействовало их моральной и физической стойкости и выносливости. Такая забота и внимание вселяли в них уве¬ренность, содействовали долголетию.
Старшие руководили трудовыми процессами, выступали поручителями и соприсяжными на народных судах, представителями фамилий на ныхасах, консультантами по свадебным и похоронно-поминальным обрядам; они же в дни народных праздников произносили молитвы в святилищах и церквях. Они жили активной жизнью. До конца своих дней оставались главами своих семейных коллективов, их ве-личали: "не стыр фыд", с ними советовались. В целом старший пользовался непререкаемым авторитетом. Недаром в осетинском народе со¬хранилась интересная поговорка: старшему сперва утри нос, а по-том спроси у него мудрого совета (хистæрæн йæ фындз асæрф æмæ йæ уый фæстæ зондæй бафæрс).
Важно подчеркнуть, что уважение к старшему было не¬совместимо с огульным отрицанием и пренебрежением к его мнению, его понятиям и убеждениям. Высоко котировалось в обществе умение при необходимости тактично про¬молчать о чем-либо, найти нужную форму для вежливого отказа от предложения. Даже если сказанное старшим было неправильным, никто не позволял себе резко прерывать его. В большинстве случаев жизненный опыт и знания старше¬го часто не только не противоречили, но, наоборот, содействовали воспитанию духовно здорового поколения. Пренебрежение части молодежи мнением и советами старших, бездумное подражание ложно понятой европеизированной культуре и новациям ничего хорошего нам не принесли, а вреда – больше чем достаточно.
Как показала жизненная практика, любовь и уважение детей к отцам, к человеку старшего поколения является одной из лучших этикетных норм осетинского народа. Младший обязан оказывать старшему уважение, внимание и по¬мощь. Самые почетные места за столом, самые почетные части мяса – старшим, прежде всего за их здоровье поднимали тосты. Со своей стороны и старший по отношению к молодым должен был вести себя в высшей степени корректно, тактично, не злоупотреблять своим положением старшего. Умудренный опытом старший хорошо понимал свои права и обязанности, соблюдаемые вековой традицией, старался соответствовать им, прилагал усилия, чтобы преждевременно не одряхлеть, держаться на уровне, быть опрятным и подтянутым. Отношения старшего к младшему, и наоборот, младшего к старшему регламентировались обычным правом, которое обе стороны соблюдали весьма строго.
Источник - Газета Республика.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.