Илико Пухаев – осетинский Робин Гуд

2 февраля 2017 Новости [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [2502 просмотра]
Илико Пухаев – осетинский Робин ГудАбречество как социальное явление известно, прежде всего, на Кавказе. У горских народов образ абрека предстает в нескольких ипостасях. Это и изгой общества, и символ мужества и отваги, борец за социальную справедливость. Причины, побудившие члена общества стать на путь абречества, бывали разные. Это мог быть произвол властей или знатных соплеменников, либо личная обида. В абречество уходили и крестьяне, и пастухи, представители знатных родов и даже люди, имевшие воинские чины.
Жизненный путь абрека проходил по схожей для всех схеме: инцидент, ставший причиной абречества, последующий уход из общества, месть, переходящая порой в поборы и грабежи, любовь и поддержка народа, долгое преследование властей, скитание, смерть от пули, казнь на эшафоте или ссылка на каторгу. Редко кому удавалось избежать подобной участи.
Имело место абречество и в Южной Осетии. Здесь конфликт в подавляющем большинстве был связан с антагонизмомпо отношению к грузинским князьям. Южная Осетия, наверное, единственное место на всем Кавказе, где народ не позволил встать над собой. Алдар – князь по-осетински – был персонажем сказок и легенд, но никак не реальностью юга Осетии. И, тем более, вызывала неприятие политика грузинских князей, направленная на утверждение своего господства в делах и умах южных осетин.
Впрочем, имело место и сопротивление российской администрации, но лишь в тот момент, когда она становилась проводником господства тех же грузинских князьков. «Как известно, главная причина буйств, производимых осетинами, есть та, что грузинские князья стараются присвоить над ними свое право, которые, противясь сему, почитают и нас своими неприятелями», – писал генерал Стрекалов главнокомандующему российских войск на Кавказе И.Паскевичу.
Для подавшегося в абреки важно было признание в народе, которое он мог заслужить двумя средствами – личным мужеством и своей справедливой борьбой. Абреками становились люди с большим личным достоинством, которое не позволяло мириться с несправедливостью. И, конечно же, это были люди мужественные и отчаянные. Когда пристав Ахалгора (ныне пос.Ленингор – ред.) объявил о награде за поимку абреков Сандро и Тате Джиоевых, то последние сами написали ему письмо: «Мы слыхали, что как будто мы вам очень нужны, преследуете нас и не можете встретить. Так если ты не баба какая-либо, то выходи к нам навстречу с тремя сотнями казаков или чапаров и тогда будет видно, кто какое имеет мужество».
Наша газета уже не раз обращалась к теме арбечества, писала и о «картлийских разбойниках», казненных в 1891 году царской администрацией – Тате Джиошвили (Джиоеве), Сандро Хубулури (Хубулове) и Алексее Хасишвили (Хасиеве)(«Республика» № 41-43, 2016 год).
Не менее известной была и другая троица: Илико Пухашвили (Пухаев), Габо Гиголашвили (Гиголаев) и Сави Тедешвили (Тедеев). Грузинское написание их фамилий объясняется «традицией» того времени, когда осетинские фамилии на территории Тифлисской губернии царской России писались с обязательным добавлением окончания – швили. Интересно отметить, что первое упоминание об их действиях мы встречаем в периодической печати Грузии в 1892 году, на следующий год после казни Картлийской троицы.
Стоит заметить, что в осетинском народе внимательно следили за поведением каждого абрека, и если его действия и поступки были справедливыми и мужественными, то он находил поддержку в каждом доме. Горийский уездный начальник докладывал Тифлисскому губернатору о том, что местное население «всячески поддерживает и укрывает разбойников, и не хочет оказывать содействия властям в их поимке». Он же указывал, что сельские старшины на призыв оказать ему содействие в поимке абреков, обозвали «его безмозглым дураком». Более того, даже князья порой оказывали абрекам содействие. Газета «Тифлисский листок» в 1897 году писала: «Обращают на себя внимание мотивы уездной полиции, почему И.Пухашвили и его сподвижники неуловимы. Потому, говорит она, что население, не исключая дворян-помещиков, оказывает Пухашвили и его шайке явную поддержку, снабжая их пищей, ружьями, патронами, сообщая о времени преследования и т.д.».
Мы уже говорили, что одной из причин вооруженных действий абреков, был произвол, творимый грузинскими князьями, пытавшими распространить свою власть на горцев Южной Осетии. Вот как описывает характерный эпизод газета «Новое обозрение»: «Гора Тадикусан, расположенная на границе Сачхерского и Горийского уездов, издавна принадлежит фамилии Цховребовых из села Мсхлеби (Дзауский район). Теперь эта гора превратилась в яблоко раздора между феодалами Мачабеловыми и Абашидзеевыми. Сперва явились дворяне Мачабели со своими претензиями на гору, собрали повинность у жителей села и уехали. Затем с теми же претензиями явились Абашидзеевы, угнали скотину жителей села и в начавшейся перестрелке убили одного из жителей. «Неужели и на этот раз дикое самоуправство останется без должного возмездия», – заключает автор.
Народные заступники в этом случае считали справедливым принимать ответные меры. Вскоре те же Мачабеловы (Мачабели) вынуждены были сами просить милостей у абреков. Пишет газета «Кавказ». «1-го августа помещик князь Иван Мачабели получил письмо такого содержания: «Князь Вано Мачабели! Пришли на расходы четыре тумана, во избежание нашего посещения, и пять мер вина. Пишут тебе Габо Гиголашвили и Сави Тедешвили». Написано карандашом на тетрадном листке и доставлено через крестьянского мальчика Чулухадзе.
Князь Мачабели ответил письмом через того же мальчика: «В настоящее время денег у меня нет, но, если повремените, достану. Сообщите, куда я должен доставить». Второе письмо разбойника гласит: «Князь Вано! Бог свидетель, что я не хочу тревожить подобных вам людей. В тот день, когда вы изволили ехать в Зар (селение), мы заметили вас, но не хотели вас обидеть. Говорят, что вы угрожаете нам... А теперь, если хотите нас видеть, приезжайте в эту ночь к Сандро непременно. Не обманывай, приезжай, повидайся с нами, мы не волки. Пишет Сави», – отмечалось в газете.
Здесь надо отметить, что опасениями сильных мира сего умело пользовались и разные проходимцы. Порой люди выдавали себя за посланцев абреков. Та же газета «Кавказ» с возмущением указывает: «Именем разбойника Илико Пухашвили прикрывается всякий негодяй и является открыто в селение с требованием пищи и питья... Один еврей досаждает селению Двани подобным якобы посредством».
Илико Пухаев был уроженцем селения Схлит Знаурского района Южной Осетии. В 1892 году он своими подвигами обратил на себя внимание как администрации Горийского уезда, так и властей Тифлисской губернии. В абреки он попал волей случая. Как гласит предание, Илико заступился за девушек-осетинок, прибывших в Тифлис для поденной работы. Однажды в Александровском саду в Тифлисе он наблюдает следующую картину: кормилицы из Ксанского ущелья ждут состоятельных родителей, у которых грудные дети, чтобы предложить свои услуги. Осетинки-кормилицы в то время пользовались большим уважением, так как считалось, что дети, вскормленные их молоком не только вырастают здоровыми, но и будут сильны духом и отвагой. Грузины-парни, из дворян, развратники, подошли к ним и, якобы с целью найма их, стали издеваться над ними, дотрагиваясь до их грудей. Пухаев Илико не снес такого оскорбления, ударил одного из них кулаком и убил его. После этого, чтобы избежать преследования полиции, он подался в леса, став абреком.
Вместе с тем, абрек И.Пухаев (Пухашвили) и его товарищи в лучшую сторону отличались от других абреков. Как нельзя красноречивее об этом говорится в заметке автора, опубликованной в газете «Новое обозрение» в 1897 году, когда был убит подосланным убийцей сам И. Пухашвили: «Проезжал я недавно мимо того места, где летом был убит разбойник Пухашвили между селениями Двани и Церовани. После убийства Пухашвили на этом месте, под двумя дубами, устроена была небольшой длины скамейка и поставлен каменный памятник в 1,5 аршина высоты. Как видно из надписи на каменной колонне, памятник этот поставлен кем-то разбойнику Пухашвили. Обе стороны четырехугольной колонны исписаны. Одна из надписей гласит: «Богатых я грабил и давал беднякам, никого я не убивал, но видишь, что сделал изменник Ломидзе» (убийца Пухашвили). Хотя на камне надписей много, я всего разобрать не мог. Пухашвили был на самом деле одним из тех разбойников, которые не очень падки до человеческой крови, в особенности, бедняков. История разбойника Пухашвили, насколько известно, не омрачена ни одним убийством и грабежом бедняка. Как-то раз, придя в селение Шевлис-кури, он созвал сельчан и, представив им список состоятельных жителей этого села, потребовал от них контрибуции, определив даже долю взноса каждого. Точно так же обложил он ежемесячным налогом состоятельных евреев различных сел и правлений, но бедняков он никогда не трогал и потому считается одним из совестливых разбойников. Как бы там ни было, все же памятник, поставленный кем-то разбойнику, может послужить примером поощрения для других...».
Здесь надо сделать небольшое пояснение. Согласно тому же преданию убийцей стал его названный родич грузин по фамилии Ломидзе. Как-то раз Илико прилег отдохнуть под высоким дубом, в местности Зиулет, среди белого дня. Караулил его сон Шакро Ломидзе, которому Илико всецело доверял. Но, желая получить объявленную властями награду и заслужить милость начальства, тот во время сна абрека выстрелом в голову покончил с ним. Именно на месте убийства Илико и был впоследствии воздвигнут обелиск.
Но память о народном заступнике, осетинском Робин Гуде жива и сегодня. В песне, посвященной ему, в народных преданиях. В силу особенностей психологии и менталитета осетин, как и других народов Кавказа, дерзновенные помыслы и поступки в борьбе против притеснителей всегда вызывали и вызывают уважение и симпатию большинства соотечественников.
Роберт Кулумбегов

Илико Пухаев – осетинский Робин ГудИлико Пухаев – осетинский Робин ГудНа фото: Илико Пухаев
Источник - Газета Республика.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Солнечный

мойка

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 105 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора

Погода

Акция. ЮОГУ

ЮОГУ

Цитаты

Деньги не портят человека, они просто показывают, кто он есть на самом деле.
Производство сайтов

Новости

«    Сентябрь 2019    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30  
Сдается помещение под магазин. Сдается помещение по ул. Героев, 3 ( раньше там располагалась Евросеть) площадью 33 квадрата. Имеется кондиционер и санузел. Аренда - 20 000р. в месяц.
Солнечный

Солнечный

Энергоресур

Объявления

Услуги по заправке картриджей и ремонту принтеров . Быстро недорого с гарантией!
10 лет качественной работы! Так же продаются Б/У принтеры в хорошем состоянии, фирмы: Canon, Samsung , HP и Xerox. Телефон для справок +7 929 804 44 74, спросить Колю

***
***

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!

Осетия