«Нартиада – это плоть и кровь алано-осетинского народа»
26 января 2017 История [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [1685 просмотров]
«Нартиада – это плоть и кровь алано-осетинского народа»
В эти дни в издательстве «Ир» увидела свет книга Людвига ЧИБИРОВА «Осетинская «Нартиада». Новая монография известного ученого обещает стать явлением в научном мире, так как посвящена исследованию малоизученных, но актуальных проблем осетинских нартовских сказаний. В частности, приводятся аргументированные доказательства того, что истоки осетинской «Нартиады» уходят в глубь истории скифо-сарматского мира. Также впервые проведены сравнительно-эпические параллели с духовным наследием широкого круга народов Евразии.
В конечном итоге подтверждено мнение о зарождении и формировании первоначального ядра «Нартиады» в скифо-сарматской среде, в чем убеждает и беседа с автором книги.
– Людвиг Алексеевич, ваши научные интересы в основном связаны с проблемами этнографии, а здесь мы видим несколько неожиданное обращение к нартоведению…
– Нартоведение является отраслью фольклористики, но оно настолько всеохватно в научном отношении, что представляет непочатый край работы и для всех смежных специальностей: языковедов, литературоведов, историков древности, этнографов, философов. Эта сокровищница народной культуры бесценна. И сегодня осетины как бесписьменный в прошлом народ возможно, не знали бы свое родословное древо, не будь данных языка и нартовского эпоса. Без широкого использования нартовских сказаний не обходится ни одна этнографическая работа, и наоборот.
Кстати, и первоначальный проект названия «Осетинской этнографической энциклопедии» звучал как «Фольклорно-этнографическая энциклопедия осетинского народа», – настолько этот труд насыщен фольклором, особенно нартовскими сказаниями. Это, во-первых. Во-вторых, несколько лет назад, приступая к осуществлению большого научного проекта о скифо-осетинских этнокультурных связях, я начал с исследования эпических параллелей. И они удивительным образом унесли меня в волны «Нартиады». Наконец, в-третьих, за последнее полстолетие наравне с добротной научной продукцией о нартах появились немало книг и сотни статей, в которых до неузнаваемости перевернутыми с ног на голову оказываются научные подходы к «Нартиаде». Судя по ним, осетины вообще не иранцы, не имеют отношения к аланам, сарматам и скифам, которые якобы… тюркоязычны!
По суждениям таких авторов, осетины не имеют никакого отношения к формированию первоначального ядра эпоса. Тиражируется мнение, будто нартовский эпос – не скифо-аланское творение, а наоборот, осетины позаимствовали его от своих кавказских соседей. Своей книгой я попытался ответить на подобного рода безапелляционное вранье и вымысел.
– Чьи труды, в таком случае, вы считаете основополагающими в нартоведческой науке?
– Книга не зря посвящена светлой памяти корифеев нартоведения Всеволода Миллера, Жоржа Дюмезиля и Василия Абаева, труды которых имеют исключительное значение. Можно прямо сказать: их фундаментальные исследования служат бастионом, позволяющим не только надежно обороняться, но и наступать. Поэтому поблагодарим судьбу, которая в ХIХ–ХХ столетиях подарила большой академической науке таких титанов мысли.
Сегодня бывает до обидного больно, когда «новаторы» в нартоведении, с одной стороны, вынуждены сознавать великие заслуги этих ученых, с другой – просто-напросто игнорируют их работы по кардинальным вопросам нартоведения. Представленная монография опирается на основополагающие выводы по эпосу указанных ученых и их последователей. Разумеется, в ней немало новых материалов, собственных аргументов и выводов.
– Название «Осетинская «Нартиада» говорит само за себя. А вот что означает подзаголовок «Мифологические истоки и ареальные связи» не совсем ясно…
– Впервые об ареальных связях коротко, но объемно сказал В.И. Абаев в книге «Нартовский эпос» и призвал ученых заняться ими. Большое значение им придавал и Ж. Дюмезиль. Между тем их оппоненты (В. Гарданов, А. Гутов) считали исследования в данном направлении излишним занятием, исходя из ложной логики: эпос создали народы Кавказа, и изучать его стоит в пределах региона. В монографии впервые приводятся сюжетные параллели нартовского эпоса с эпосами народов обширных просторов Евразии от берегов Японии до Балтики. В результате выявлены многочисленные, порой поразительные, сведения. Чего стоит сходство в деталях смерти короля Артура и нарта Батрадза, роль волшебного меча в их судьбах. Такие совпадения – результат или общего индоевропейского происхождения, или заимствования (ученые склоняются к последнему предположению), то есть невозможны без контактов носителей эпоса в прошлом. А раз так, то какие из народов Кавказа – носителей эпоса – с 1 тыс. до н.э. до конца 1 тыс. н.э. (время формирования «Нартиады») поддерживали контакты с таким широким кругом народов? Ответ напрашивается сам собой – скифо-сармато-аланы.
При этом некоторые из тех сармато-алан жили за пределами Центрального Предкавказья, т.е. не контачили с кавказскими аборигенами. Эти утверждения неголословны, в книге подводится историческое обоснование.
Таким образом, выявленные в монографии ареальные связи «Нартиады» – еще один архиважный аргумент, свидетельствующий о зарождении эпоса в скифо-аланской среде. Спрашивается, если бы его ядро сформировалось в среде кавказоязычных народов, были бы возможны параллели нартовских сказаний осетин с кельтскими или древнеиндийскими древностями?! Сослан-Рама, Сослан-Индра, Сослан-Геракл, Сослан-Гавейн; Батрадз-Индра, Батрадз-Рустам, Батрадз-Артур, Батрадз-Кухулин; Сырдон-Одиссей… Параллели Локи-Сырдон настолько поразительны, что Дюмезиль подчеркивал: «Все черты Локи обнаруживаются в Сырдоне, и все черты Сырдона – в Локи». К тому же некоторые из перечисленных героев «Нартиады» (Батрадз, Сырдон) практически отсутствуют в версиях эпоса соседних народов.
Что касается мифологических истоков осетинских нартовских сказаний, то о них авторитетно, аргументированно сказано в трудах Ж. Дюмезиля, В. Абаева, Е. Мелетинского, Ю. Гаглойти. Тем не менее ряд ученых-нартоведов возникновение абхазо-адыгских сказаний возводят к заоблачной древности (чуть ли не к каменному веку), при этом подчеркивая относительную молодость осетинских. В своей работе я постарался опровергнуть и это предвзятое суждение.
– А вас не смущают утверждения наподобие тех, что более интенсивное распространение осетинских сказаний (запись, публикации) якобы является просто следствием большего внимания осетинским версиям «Нартиады» в противовес другим?
– Открыто высказываются и такие претензии. В специальной главе «К вопросу о степени изученности «Нартиады» мною доказывается, что абсолютно никакими привилегиями собиратели осетинских сказаний не пользовались. У всех были совершенно равные возможности для поисков и публикаций. Тем не менее количество собранных сказаний среди осетин в разы больше, чем среди других кавказских народов! А причины разработанности и совершенства у осетин были вовсе не в чрезмерном внимании к их поискам и публикациям. Основание было другого характера: сказания являются плотью и кровью алано-осетинского народа, родились в его душе, передавались из поколения в поколение и поэтому глубже и ярче сохранились в народной памяти. Вот вам и опровержение озвученной версии.
– То есть отцами-основателями нартовских сказаний являются предки… кого?
– В свое время В.И. Абаев на этот вопрос дал четкий ответ: «Эпос принадлежит тому народу, среди которого он бытует. Это значит, что осетинские версии принадлежат осетинам, кабардинские – кабардинцам, абхазские – абхазам и т.д.» Что касается вопроса о национальной первооснове, то, аргументируя свои доводы, ученый заключает: «Истоки эпоса ведут к легендам североиранских племен скифов, сарматов и алан».
В первой своей монографии о нартах Дюмезиль писал, что только два народа, а именно черкесы (адыги) и осетины, могут реально претендовать на авторство нартовского эпоса. Позже, по мере накопления новых материалов и разработки теории трехфункциональности, он скорректировал в свою позицию и в авторстве «Нартиады» отдал предпочтение осетинским нартам. Ученый исходил из того что «большая часть нартовских сказаний и многие образы нартов имеют аланскую, сармато-скифскую основу, в конечном счете – осетинскую», что именно у осетин и их далеких предков сформировались ядро эпопеи и ее главные персонажи.
До середины прошлого столетия никто не оспаривал скифо-аланское моноцентрическое происхождение основного ядра эпоса. После выхода в свет книги Васо Абаева «Нартовский эпос» развернулась борьба за заветное первенство в сотворении ядра «Нартиады»; предпринимаются попытки доказать зарождение эпоса среди кавказских автохтонов, его полицентрическое происхождение, даже исключить осетин из среды претендентов. В заключительной главе книги все эти, мягко говоря, «нововведения» в «Нартиаде», подвергнуты критическому анализу и опровергнуты как научно несостоятельные.
Скифо-аланское ядро эпоса подтверждается большим количеством доказательств. Известно, что степень распространения нартовских сказаний по мере отдаления от центра (Алании) на запад и восток явно идет к упадку. У адыгов и кабардинцев (непосредственных соседей) они проявляются ярко, а у их соплеменников-убыхов на крайнем западе Кавказа практически отсутствуют. У восточных соседей осетин – ингушей – более ярки, чем у чеченцев, а у народов Дагестана на крайнем востоке Кавказа превращаются в сказки. Разве это не яркое свидетельство моноцентричности и скифо-аланского центра эпоса?! А таких фактов в монографии немало.
К высказанному добавлю, что редко какая книга обходится без недостатков, тем более – объемная. Поэтому буду благодарен каждому, кто любезно доведет до меня сведения об упущениях. В целом же, учитывая ощущаемый недостаток молодых ученых-нартоведов, соответствующим службам следует подумать о подготовке кадров через столичные аспирантуры: углубленное исследование проблем нартоведения актуально, как никогда…
«Нартиада – это плоть и кровь алано-осетинского народа» «Нартиада – это плоть и кровь алано-осетинского народа» «Нартиада – это плоть и кровь алано-осетинского народа»
Автор статьи: Тамерлан Техов
В эти дни в издательстве «Ир» увидела свет книга Людвига ЧИБИРОВА «Осетинская «Нартиада». Новая монография известного ученого обещает стать явлением в научном мире, так как посвящена исследованию малоизученных, но актуальных проблем осетинских нартовских сказаний. В частности, приводятся аргументированные доказательства того, что истоки осетинской «Нартиады» уходят в глубь истории скифо-сарматского мира. Также впервые проведены сравнительно-эпические параллели с духовным наследием широкого круга народов Евразии.
В конечном итоге подтверждено мнение о зарождении и формировании первоначального ядра «Нартиады» в скифо-сарматской среде, в чем убеждает и беседа с автором книги.
– Людвиг Алексеевич, ваши научные интересы в основном связаны с проблемами этнографии, а здесь мы видим несколько неожиданное обращение к нартоведению…
– Нартоведение является отраслью фольклористики, но оно настолько всеохватно в научном отношении, что представляет непочатый край работы и для всех смежных специальностей: языковедов, литературоведов, историков древности, этнографов, философов. Эта сокровищница народной культуры бесценна. И сегодня осетины как бесписьменный в прошлом народ возможно, не знали бы свое родословное древо, не будь данных языка и нартовского эпоса. Без широкого использования нартовских сказаний не обходится ни одна этнографическая работа, и наоборот.
Кстати, и первоначальный проект названия «Осетинской этнографической энциклопедии» звучал как «Фольклорно-этнографическая энциклопедия осетинского народа», – настолько этот труд насыщен фольклором, особенно нартовскими сказаниями. Это, во-первых. Во-вторых, несколько лет назад, приступая к осуществлению большого научного проекта о скифо-осетинских этнокультурных связях, я начал с исследования эпических параллелей. И они удивительным образом унесли меня в волны «Нартиады». Наконец, в-третьих, за последнее полстолетие наравне с добротной научной продукцией о нартах появились немало книг и сотни статей, в которых до неузнаваемости перевернутыми с ног на голову оказываются научные подходы к «Нартиаде». Судя по ним, осетины вообще не иранцы, не имеют отношения к аланам, сарматам и скифам, которые якобы… тюркоязычны!
По суждениям таких авторов, осетины не имеют никакого отношения к формированию первоначального ядра эпоса. Тиражируется мнение, будто нартовский эпос – не скифо-аланское творение, а наоборот, осетины позаимствовали его от своих кавказских соседей. Своей книгой я попытался ответить на подобного рода безапелляционное вранье и вымысел.
– Чьи труды, в таком случае, вы считаете основополагающими в нартоведческой науке?
– Книга не зря посвящена светлой памяти корифеев нартоведения Всеволода Миллера, Жоржа Дюмезиля и Василия Абаева, труды которых имеют исключительное значение. Можно прямо сказать: их фундаментальные исследования служат бастионом, позволяющим не только надежно обороняться, но и наступать. Поэтому поблагодарим судьбу, которая в ХIХ–ХХ столетиях подарила большой академической науке таких титанов мысли.
Сегодня бывает до обидного больно, когда «новаторы» в нартоведении, с одной стороны, вынуждены сознавать великие заслуги этих ученых, с другой – просто-напросто игнорируют их работы по кардинальным вопросам нартоведения. Представленная монография опирается на основополагающие выводы по эпосу указанных ученых и их последователей. Разумеется, в ней немало новых материалов, собственных аргументов и выводов.
– Название «Осетинская «Нартиада» говорит само за себя. А вот что означает подзаголовок «Мифологические истоки и ареальные связи» не совсем ясно…
– Впервые об ареальных связях коротко, но объемно сказал В.И. Абаев в книге «Нартовский эпос» и призвал ученых заняться ими. Большое значение им придавал и Ж. Дюмезиль. Между тем их оппоненты (В. Гарданов, А. Гутов) считали исследования в данном направлении излишним занятием, исходя из ложной логики: эпос создали народы Кавказа, и изучать его стоит в пределах региона. В монографии впервые приводятся сюжетные параллели нартовского эпоса с эпосами народов обширных просторов Евразии от берегов Японии до Балтики. В результате выявлены многочисленные, порой поразительные, сведения. Чего стоит сходство в деталях смерти короля Артура и нарта Батрадза, роль волшебного меча в их судьбах. Такие совпадения – результат или общего индоевропейского происхождения, или заимствования (ученые склоняются к последнему предположению), то есть невозможны без контактов носителей эпоса в прошлом. А раз так, то какие из народов Кавказа – носителей эпоса – с 1 тыс. до н.э. до конца 1 тыс. н.э. (время формирования «Нартиады») поддерживали контакты с таким широким кругом народов? Ответ напрашивается сам собой – скифо-сармато-аланы.
При этом некоторые из тех сармато-алан жили за пределами Центрального Предкавказья, т.е. не контачили с кавказскими аборигенами. Эти утверждения неголословны, в книге подводится историческое обоснование.
Таким образом, выявленные в монографии ареальные связи «Нартиады» – еще один архиважный аргумент, свидетельствующий о зарождении эпоса в скифо-аланской среде. Спрашивается, если бы его ядро сформировалось в среде кавказоязычных народов, были бы возможны параллели нартовских сказаний осетин с кельтскими или древнеиндийскими древностями?! Сослан-Рама, Сослан-Индра, Сослан-Геракл, Сослан-Гавейн; Батрадз-Индра, Батрадз-Рустам, Батрадз-Артур, Батрадз-Кухулин; Сырдон-Одиссей… Параллели Локи-Сырдон настолько поразительны, что Дюмезиль подчеркивал: «Все черты Локи обнаруживаются в Сырдоне, и все черты Сырдона – в Локи». К тому же некоторые из перечисленных героев «Нартиады» (Батрадз, Сырдон) практически отсутствуют в версиях эпоса соседних народов.
Что касается мифологических истоков осетинских нартовских сказаний, то о них авторитетно, аргументированно сказано в трудах Ж. Дюмезиля, В. Абаева, Е. Мелетинского, Ю. Гаглойти. Тем не менее ряд ученых-нартоведов возникновение абхазо-адыгских сказаний возводят к заоблачной древности (чуть ли не к каменному веку), при этом подчеркивая относительную молодость осетинских. В своей работе я постарался опровергнуть и это предвзятое суждение.
– А вас не смущают утверждения наподобие тех, что более интенсивное распространение осетинских сказаний (запись, публикации) якобы является просто следствием большего внимания осетинским версиям «Нартиады» в противовес другим?
– Открыто высказываются и такие претензии. В специальной главе «К вопросу о степени изученности «Нартиады» мною доказывается, что абсолютно никакими привилегиями собиратели осетинских сказаний не пользовались. У всех были совершенно равные возможности для поисков и публикаций. Тем не менее количество собранных сказаний среди осетин в разы больше, чем среди других кавказских народов! А причины разработанности и совершенства у осетин были вовсе не в чрезмерном внимании к их поискам и публикациям. Основание было другого характера: сказания являются плотью и кровью алано-осетинского народа, родились в его душе, передавались из поколения в поколение и поэтому глубже и ярче сохранились в народной памяти. Вот вам и опровержение озвученной версии.
– То есть отцами-основателями нартовских сказаний являются предки… кого?
– В свое время В.И. Абаев на этот вопрос дал четкий ответ: «Эпос принадлежит тому народу, среди которого он бытует. Это значит, что осетинские версии принадлежат осетинам, кабардинские – кабардинцам, абхазские – абхазам и т.д.» Что касается вопроса о национальной первооснове, то, аргументируя свои доводы, ученый заключает: «Истоки эпоса ведут к легендам североиранских племен скифов, сарматов и алан».
В первой своей монографии о нартах Дюмезиль писал, что только два народа, а именно черкесы (адыги) и осетины, могут реально претендовать на авторство нартовского эпоса. Позже, по мере накопления новых материалов и разработки теории трехфункциональности, он скорректировал в свою позицию и в авторстве «Нартиады» отдал предпочтение осетинским нартам. Ученый исходил из того что «большая часть нартовских сказаний и многие образы нартов имеют аланскую, сармато-скифскую основу, в конечном счете – осетинскую», что именно у осетин и их далеких предков сформировались ядро эпопеи и ее главные персонажи.
До середины прошлого столетия никто не оспаривал скифо-аланское моноцентрическое происхождение основного ядра эпоса. После выхода в свет книги Васо Абаева «Нартовский эпос» развернулась борьба за заветное первенство в сотворении ядра «Нартиады»; предпринимаются попытки доказать зарождение эпоса среди кавказских автохтонов, его полицентрическое происхождение, даже исключить осетин из среды претендентов. В заключительной главе книги все эти, мягко говоря, «нововведения» в «Нартиаде», подвергнуты критическому анализу и опровергнуты как научно несостоятельные.
Скифо-аланское ядро эпоса подтверждается большим количеством доказательств. Известно, что степень распространения нартовских сказаний по мере отдаления от центра (Алании) на запад и восток явно идет к упадку. У адыгов и кабардинцев (непосредственных соседей) они проявляются ярко, а у их соплеменников-убыхов на крайнем западе Кавказа практически отсутствуют. У восточных соседей осетин – ингушей – более ярки, чем у чеченцев, а у народов Дагестана на крайнем востоке Кавказа превращаются в сказки. Разве это не яркое свидетельство моноцентричности и скифо-аланского центра эпоса?! А таких фактов в монографии немало.
К высказанному добавлю, что редко какая книга обходится без недостатков, тем более – объемная. Поэтому буду благодарен каждому, кто любезно доведет до меня сведения об упущениях. В целом же, учитывая ощущаемый недостаток молодых ученых-нартоведов, соответствующим службам следует подумать о подготовке кадров через столичные аспирантуры: углубленное исследование проблем нартоведения актуально, как никогда…
«Нартиада – это плоть и кровь алано-осетинского народа» «Нартиада – это плоть и кровь алано-осетинского народа» «Нартиада – это плоть и кровь алано-осетинского народа»
Автор статьи: Тамерлан Техов
Источник - Газета Северная Осетия.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.