Когда аланы праздновали приход Нового года?

13 января 2017 Общество [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [4354 просмотра]
Когда аланы праздновали приход Нового года?Новый год – праздник, который отмечают все народы. Правда, исчисление ведут разные нации по-разному, но это уже религиозно-этнические особенности. Иными словам пока жители многих стран в ночь пьют шампанское, запускают фейерверки и поедают «оливье», где-то за тысячи километров обычный индус или иранец спокойно похрапывает – ведь утром ему предстоит обычный рабочий день. К примеру, пару лет назад в Саудовской Аравии официально запретили праздновать Новый год. Здесь даже существует специальная Религиозная полиция Саудовской Аравии, чьи сотрудники бдительно следят, чтобы в магазинах не продавались товары, которые могут быть приобретены по случаю этого праздника.При этом нередко фиксировались случаи превышения полномочий со стороны этого ведомства, что, в частности, приводило к человеческим жертвам. Дело в том, что Новый год по календарю ОАЭ отмечается в день весеннего равноденствия 21 марта.
В Израиле 1 января также является обычным рабочим днем, если, конечно, он не приходится на субботу. Празднуют же свой Новый год израильтяне осенью – в новолуние месяца по еврейскому календарю (сентябрьили октябрь). И отмечают его 2 дня. Другой пример – Иран. Страна живет по собственному календарю, поэтому в Иране сейчас идет 1393 год. Новый год же здесь празднуется в первый день весны, что соответствует 22 марта григорианского календаря.
Интересная ситуация с Новым годом и в Китае. Здесь вплоть до ХХ века отсчет шел по лунному календарю и Новый год отмечался в первый день первого лунного месяца. Но 27 сентября 1949 года правительство Китайской Народной Республики постановило праздновать приход Нового года 1 января. Тем не менее, китайцы и сегодня по-прежнему не отмечают этот день, не воспринимают его как праздничный, отдавая предпочтение своим истокам, а потому 1 января в Китае проходит достаточно незаметно. Ну а в многокультурной Индии и вовсе завал дат, когда приходит Новый год. Этакие этнические «новогодние праздники по выбору». Это и март месяц, и апрель, и октябрь...
Как ни странно, но не все просто и у осетин. Да, мы долгое время не придерживались в понимании встречи Нового года излишних национальных особенноcтей и с одинаковой радостью принимали Новый год и по новому, и по старому стилю. Но существует еще две даты, расплывшиеся в веках. В последние годы молодежь как на юге, так и на севере, 25 декабря ранним утром разжигают большие костры, произносят здравицы и этот день по одним исчислениям считается началом ново­го цикла хозяйственного календаря. Понятно, что у данного мнения и подобного исчисления есть свои безусловные доводы. Но, если учитывать, что наши предки в древности жили по лунному календарю, то приход Нового года переносится на весну (19-21 марта) на период равноденствия (как и у многих древних народов), когда по всей Осетии широко отмечается национальный праздник Бæлдæрæнтæ. Обратимся к описанию содержания данного праздника, изложенному в «Осетинской этнографической энциклопедии» (Владикавказ, 2012 г.). Народная память сохранила выражение «бæлдæрæнты куывдтæ», свидетельствующее о масштабах пиршеств, длившихся в древности целую неделю. В день Бæлдæрæнтæ старались быть веселыми, поскольку существовало поверье: как проведешь этот день, такими будут и оставшиеся дни года.
Этот весенний праздник наступает, когда земля просыпается от зимней спячки и под теплом Солнца все приходит в движение. Иными словами зарождение новой жизни. Начала нового. В старину Бæлдæрæнтæ по сути и являлся приходом Нового года. Согласно поверьям осетин, вся природа – лес, деревья, камни, скот все живое сотворены изначально парами и в этот день совокупляются, порождая новую жизнь. Опуская интимное содержание словосочетания, что в старину не табуировалось, отметим, что праздник нес в первую очередь понимание начала новой жизни, пробуждения природы после зимнего застоя и спячки. Это главная основа праздника, который приходился на период равноденствия, когда день и ночь уравнивались в своей продолжительности. Отметим, что этот праздник единственный, у которого нет своего святилища, что говорит о его широком, внетерриториальном восприятии у народа. Только в последнее время, не зная историю и семантику праздника, в честь Бæлдæрæнтæ зачем-то стали строить отдельные святилища, что в корне не верно.
Для полноты картины еще одна ссылка. В «Словаре осетинской мифологии и уклада жизни» (Владикавказ, 2015) прямопишется «Бæлдæрæн наступает, когда земля просыпается от зимней спячки, когда уже не дремлет, а под теплом Солнца все приходит в движение, когда день и ночь обмениваются своими правами и начинает удлиняться день… Ритуалы празднования Бæлдæрæн весьма схожи с ритуалами празднования Нового года. В те времена, когда наши предки Солнце считали жизненным даром, когда поклонялись огню, они встречали приход Нового года, когда солнце одаривало все сущее животворным теплом, когда день становился длиннее ночи». И далее из указанного Словаря: «А те люди, которые указывают, что Бæлдæрæнтæ бывают после Великой Пасхи, ошибаются. Пасха приходится на апрель или на май. А весеннее равноденствие ежегодно приходится на март». То есть на время, когда проходит православный пост. Такая вот сущность и сроки Бæлдæрæнтæ, основанного как раз-таки на древнем Лунном календаре.
И еще одно дополнение в тему. Неслучайно, что такой персонаж осетинского пантеона как Ног Бон (Новый день), отождествляемый с Новым годом, в отличие от других народов, изображался не традиционно пожилым мужичком в виде российского Дед Мороза или западного Санта-Клауса, а воспринимался непосредственно молодым юношей. Поскольку это зарождение новой жизни, всего нового.
Вот такая вот история. При этом все национальные празднества и дзуары-бонтæ, по нашему мнению, надо отсчитывать именно от Бæлдæрæнтæ, а не привязывать для удобства исчисления, как это происходило последние десятилетия, к Пасхе. Это просто неверно по сути. Иными словами, если понимать, что этот праздник, от­мечается в марте, когда начинается аст­рономическая весна и его главный смысл, по сути, подготовка и переход к весенним полевым работам, яв­ляется аспектом символики циклического воз­рождения, значит неизбежно и смещение (или возвращения) всего празднично-религиозного цикла нашего народа. Однозначно, у предков осетин Новый год приходит не по принятому стилю – 1 или 13 января. Но в любом случае нашим ученым давно пора определиться с правильным исчислением, и не бояться отойти от традиционного 1 января, если того требуют правила, как не боятся этого делать во многих, в том числе и приведенных выше странах. Поскольку календари менялись в истории человечества не раз, а традиции должны быть незыблемы, ибо прошли века. И если мы надеемся на покровительство высших сил, то стоит, возможно, вернуться к лунному календарю, по которому те или иные дни и несут благость и достаток.
Подготовил А.Кочиев
Источник - Газета Республика.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
13 января 2017 11:32
По какому "нашему мнению" хочет отсчитывать национальные празднества автор?
13 января 2017 11:39
Я бы вообще отменил этот языческий праздник
13 января 2017 12:44
А я бы отменил все христианские и мусульманские праздники, и восстановил все Аланские.

"Язычество" никакого отношения не имеет к Аланам как и "родноверство" и "староверство". А у Алан есть аланская традиция, абсолютно уникальная , и не нужно эти слова приклеивать.

Хотя я против нагромождения и наслоения различных оккультных действий (впадение в транс путём алкогольного опьянения- это не для меня), я больше склонен к монотеизму и этнонационализму, где во главе угла стремления к научным исследованиям и воинскому делу а не религиозному мракобесию. И Аланская религия подходит для этого. Транснационализм (в котором мы сейчас прозябаем) либо себя изживёт либо нас изживёт окончательно. Поэтому я за сохранения независимости Южной Осетии, независимости как в моральном так и в физическом смысле. Не забывайте, что Аланы это воины, готовые сражаться за свои идеи а не плебеи идущие за трусливым вожаком.
13 января 2017 14:11
Ног Боны хорзаех уае уает иууылдаер! Ацы аз ныл каераедзи аембаргаейае цы ацаеуа уый амонд нае уает!
Спорить и ссориться хотя бы на эту тему не стоит. Мы традиционно отмечали так или иначе этот день.
13 января 2017 18:49
Я думаю что мы должны следовать традициям своих предков и сохранять свою национальную идентичность.
13 января 2017 22:49
Habib,
Дае пысылмон ныхаестае ма ныууаж аемае Ирыстон ма худинаг каен, каед ирон дае уаед. Аез не ' мбарын уышы ираетты, Бесланы трагедийы фаестае пысылмон дин чи райста уыдоны. Уышы хабары фаестае ахаем ирон -пысылмаеттае сты ме'знаегтае
14 января 2017 00:20
Цитата: дизель
Habib,
Дае пысылмон ныхаестае ма ныууаж аемае Ирыстон ма худинаг каен, каед ирон дае уаед. Аез не ' мбарын уышы ираетты, Бесланы трагедийы фаестае пысылмон дин чи райста уыдоны. Уышы хабары фаестае ахаем ирон -пысылмаеттае сты ме'знаегтае

Дае хорзаехаей мае чырыстон гуырдзиагтае ХИы цы сарызтой уый фаестае куыннае фаемардтай нае чырыстонты аемае цын сае куваендаеттае цаемаеннае спырх кодтай? Ааа ферох мае ис... махмае алайнаг чырыстонад куы и, гуырздиаг къухтай арызт аргъуанты, фаелае умае чи каесы. Падумаеш...
14 января 2017 14:34
Я то как раз не идеализирую ничего. А вот ты демонизируешь и принижаешь народ. И что значит твой народ идеализирует Алан, у тебя отдельный народ от Аланов? То есть твой народ это не Аланы?
Где Хазары? Их нету. А Аланы были, есть и будут.
15 января 2017 01:53
1 предупреждениен за попытку внести раскол в наше общество.


.Пысылматта худинаг канынц?)Абсурд.из числа Тменовых,танцующих животом на всю страну,из всяких Шеникер,Гобозовых и т.д позорников Осетии я не знаю ни одного мусульманина,так что вывод очевиден.

Цитата: дизель
Habib,
Дае пысылмон ныхаестае ма ныууаж аемае Ирыстон ма худинаг каен, каед ирон дае уаед. Аез не ' мбарын уышы ираетты, Бесланы трагедийы фаестае пысылмон дин чи райста уыдоны. Уышы хабары фаестае ахаем ирон -пысылмаеттае сты ме'знаегтае

Мусульмане не в ответе за этих убийц.хочешь поговорить о врагах-говори о лицах,продавших своих детей.и да,на заметку:когда в 20-х годах Грузия устроила резню,странным образом южан принимали "враги-мусульмане"Кабарды.почитай книгу "Брат на брата".расширит кругозор
15 января 2017 03:40
Иу ма джы Вайнах уыди ам, ды уыдта уаччаган, шаей лохтае стут просто)) Фу...
Аез та иу ироны дар на зонын ,кашы Иунаг Стыр Хуыцаума кува , ма сывалатты марынма ашауа. На дар христианины зонын ахам, армастдар пысылмонтан са бон у ахам фос мита баканын, в жестокости никто с ними не сравнится . Не все мусульмане террористы, но почему то все террористы - мусульмане. Хуыцау на бахизат ахамтай.
15 января 2017 07:45
Среди христиан террористов не меньше. Я не буду перечислять всё , что творили и творят по сей день христиане. Поэтому лучше развивать религию предков. Христиане и мусульмане уничтожали Алан. Грузины христиане и больших террористов чем грузины я не встречал.
15 января 2017 09:36
Habib,
Аватарку свою смени для начала, если не хочешь, чтобы тебя ассоциировали с убийцами и террористами.
Чегевара, я вообще не пойму почему такая аватарка висит на этом сайте?
15 января 2017 15:13
...лучше развивать религию предков.
Она уже давно развилась в Православие. Но каждый идет к этому своим путем, часто путем проб и ошибок.
15 января 2017 15:55
Александр не стравливай нации . Пропагандируй христианство и не осуждай другие Религии! .
15 января 2017 17:15
Habib. «Пысылматта худинаг канынц?)Абсурд.из числа Тменовых,танцующих животом на всю страну…»

За свой живот он сам ответит, тем более, что к этому животу ничего опасного для окружающих не привязано. И вообще, свою пропаганду ведите на своем религиозном сайте, нам-то это зачем?
15 января 2017 17:50
Хабиб прав, танцевать и трясти пузом для мужчины позор. Нужно вести себя достойно, как подобает. А не позорить себя и народ.
15 января 2017 18:02
Habib и Дикий мужчина, мы живем в светском обществе, подайте на него в суд.
15 января 2017 18:19
Это не отменяет традиций и норм поведения кавказца в обществе. Мы живём не в светском обществе, а в обществе где есть национальные традиции и этика. Никто на него в суд не будет подавать, просто он должен сам понимать , что позорит себя как осетина и кавказца. И дело не в религии а в обыкновенных нормах поведения.
15 января 2017 18:53
Нормы поведения нужно соблюдать, но все ли мы их соблюдаем – давайте от этого отталкиваться. Другими словами, кто без греха пусть бросит в него камень. Мы, наверное, живем в идеальном мире, если этот человек с его «ливанским» танцем нам так сильно помешал. У каждого народа, страны, континента свои «танцоры».
15 января 2017 19:20
Патриот,
Ни одну нацию я не стравливаю ни с кем. В то же время, здесь великие религии названы источником терроризма и это проходит мимо тебя незамеченным.
15 января 2017 22:17
Повеление человека зависит не от религии, а от личных качеств. Нет плохой религии, есть плохие люди. Но мы Великие Аланы и должны жить по законам и обычаям Великих предков. Ислам и христианство пусть исповедовают те, у кого это является национальной традицией. И мы будем жить с ними в мире и добрососедстве
15 января 2017 23:04
Алантае не стаем?

http://onkavkaz.com/blogs/1178-alany-ne-imeyut-ni-k-osetinam-ni-k-ingusham-nikakogo-otnoshenija.htm
l#comment_4535
16 января 2017 01:01
matilda,
иногда мне кажется, что мазохизм придумала наша нация.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Солнечный

мойка

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 105 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора

Погода

Акция. ЮОГУ

ЮОГУ

Цитаты

Деньги не портят человека, они просто показывают, кто он есть на самом деле.
Производство сайтов

Новости

«    Ноябрь 2019    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
Солнечный

Энергоресур

Объявления

Услуги по заправке картриджей и ремонту принтеров . Быстро недорого с гарантией!
10 лет качественной работы! Так же продаются Б/У принтеры в хорошем состоянии, фирмы: Canon, Samsung , HP и Xerox. Телефон для справок +7 929 804 44 74, спросить Колю

***
***
Сдача в аренду частного домовладения на ул. Коблова Сдам в аренду на длительный срок (не менее 1 года) частное домовладение в г. Цхинвал со всеми удобствами. Стоимость 30 000 руб. мес. + счетчики. Удобства: прихожая, спальные комнаты-3, зал-1, кухня, ванная комната, накопительный бак для автономного водоснабжения в объеме 2000 литров для бесперебойной подачи горячей или холодной воды в случае отсутствия воды в городском водопроводе, отопление, цифровое телевидение, триколор, обустроенный двор, приусадебный участок, гараж на 2 легковые автомашины. В шаговой доступности есть магазины, аптеки, школа. Обращаться по телефону: 8-929-811-85-92
***

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!

Осетия