Колонка редактора-росписи в театре
30 сентября 2016 Новости [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [576 просмотров]
Близится к завершению строительство драматического театра, который станет не только центром культуры, но и архитектурной достопримечательностью столицы Республики. В процессе общественного обсуждения проекта строительства было специально оговорено, чтобы в фасадной части сохранился прежний облик театра им. К.Хетагурова проекта 1931 года. И это пожелание строители учли.
Сейчас начался процесс оформления внутреннего убранства театра и прежде всего зрительного зала. Украшением театра раньше была внутренняя роспись по мотивам Нартовского эпоса, выполненная художниками Г.Котаевым и У.Гассиевым. Во время пожара 2005 года здание театра сгорело, погибли в огне и фрески. Казалось, что росписи утрачены навсегда, ведь и сами художники к этому времени покинули наш мир. Но по счастливой случайности фотографии фресок сохранились, за что надо сказать спасибо энтузиастам сохранения старины Ю.Бетееву и В.Мулдарову.
В настоящее время новая роспись в театре поручена известным художникам Лаврентию Касоеву и Магрезу Келехсаеву. Уже подготовлены эскизы, по которым будут оформлены стены в фойе театра. Здесь появятся жанровые картинки скифских и аланских воинов.
В основе одной росписи лежит легенда о происхождении скифов, записанная древнегреческим историком Геродотом. Он пишет: «Скифы говорят, что их народ произошел следующим образом: в их земле родился первый человек по имени Таргитай, родителями которого они называют Зевса и дочь реки Борисфен. Такого происхождения был, по мнению скифов, Таргитай, а у него родились три сына: Липоксай, Арпоксай и младший Колаксай. При них упали с неба на скифскую землю золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Старший из братьев, первым увидев эти предметы, подошел ближе, желая их взять, но при его приближении золото воспламенилось. То же самое было и со вторым сыном. Только когда подошел третий брат, горение прекратилось, и он отнес к себе золото. Старшие братья, поняв значение этого чуда, передали младшему все царство. И вот от Липоксая, по легенде, и произошли скифы».
На других эскизах преимущественно изображены вооруженные всадники и пешие воины - одним словом, все картины в милитаристском стиле. Отметим, что прежние росписи были более миролюбивы: сцены охоты, музыкально-песенные мотивы, пиршества нартов приятно отвлекали зрителей в ожидании поднятия занавеса.
В этой связи хочется сказать о стереотипах, которые сегодня присутствуют в художественной сфере Осетии. Изображение наших древних предков, да и собственно самих осетин, преимущественно дается в военной стилистике. Если скиф, то обязательно стреляющий из лука, если аланский воин, то разящий саблей, если осетин, то с кинжалом. Такое ощущение, что наши предки, далекие и близкие, занимались только войной и набегами. Это, конечно же, не так.
В перечне тех же даров, которыми небеса наделили скифов, помимо боевого оружия секиры есть чаша и плуг с ярмом. Это значит, что народ был не только воином, но и земледельцем, да еще получил в обиход чашу. Поэтому было бы неплохо, если бы художники-оформители не забыли и о трудовой повседневности наших предков: пахарях, скотоводах, строителях.
В самом зале также будут росписи, над которыми работают художники Захар Валиев и Аслан Хетагуров. Здесь сюжеты преимущественно связаны с традиционным религиозным пантеоном.
Театр - это во многом мистическая аура, здесь даже реализм на сцене кажется не таким, как в обыденной жизни. Поэтому и художественное оформление зала и холла не должно контрастировать с ощущением театральной действительности.
Изображение скифов и алан больше подходит для нашего национального музея. Они здесь на своем месте, уже в холле готовя посетителей к восприятию древних артефактов. А в театре зритель уже с первых шагов должен быть в плену литературных, во многом виртуальных образов. И уже с поднятием занавеса быть готовым воспринимать сценическое действие как иной, порой недоступный ему в обыденной жизни, мир.
Насколько мне известно, эскизы по росписям и в холле, и в зале нового театра еще не утверждены. Поэтому хотелось бы, чтобы зрители, приходящие в храм Мельпомены, воспринимали Осетию не только как страну воинов прошлого и настоящего.
Сейчас начался процесс оформления внутреннего убранства театра и прежде всего зрительного зала. Украшением театра раньше была внутренняя роспись по мотивам Нартовского эпоса, выполненная художниками Г.Котаевым и У.Гассиевым. Во время пожара 2005 года здание театра сгорело, погибли в огне и фрески. Казалось, что росписи утрачены навсегда, ведь и сами художники к этому времени покинули наш мир. Но по счастливой случайности фотографии фресок сохранились, за что надо сказать спасибо энтузиастам сохранения старины Ю.Бетееву и В.Мулдарову.
В настоящее время новая роспись в театре поручена известным художникам Лаврентию Касоеву и Магрезу Келехсаеву. Уже подготовлены эскизы, по которым будут оформлены стены в фойе театра. Здесь появятся жанровые картинки скифских и аланских воинов.
В основе одной росписи лежит легенда о происхождении скифов, записанная древнегреческим историком Геродотом. Он пишет: «Скифы говорят, что их народ произошел следующим образом: в их земле родился первый человек по имени Таргитай, родителями которого они называют Зевса и дочь реки Борисфен. Такого происхождения был, по мнению скифов, Таргитай, а у него родились три сына: Липоксай, Арпоксай и младший Колаксай. При них упали с неба на скифскую землю золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Старший из братьев, первым увидев эти предметы, подошел ближе, желая их взять, но при его приближении золото воспламенилось. То же самое было и со вторым сыном. Только когда подошел третий брат, горение прекратилось, и он отнес к себе золото. Старшие братья, поняв значение этого чуда, передали младшему все царство. И вот от Липоксая, по легенде, и произошли скифы».
На других эскизах преимущественно изображены вооруженные всадники и пешие воины - одним словом, все картины в милитаристском стиле. Отметим, что прежние росписи были более миролюбивы: сцены охоты, музыкально-песенные мотивы, пиршества нартов приятно отвлекали зрителей в ожидании поднятия занавеса.
В этой связи хочется сказать о стереотипах, которые сегодня присутствуют в художественной сфере Осетии. Изображение наших древних предков, да и собственно самих осетин, преимущественно дается в военной стилистике. Если скиф, то обязательно стреляющий из лука, если аланский воин, то разящий саблей, если осетин, то с кинжалом. Такое ощущение, что наши предки, далекие и близкие, занимались только войной и набегами. Это, конечно же, не так.
В перечне тех же даров, которыми небеса наделили скифов, помимо боевого оружия секиры есть чаша и плуг с ярмом. Это значит, что народ был не только воином, но и земледельцем, да еще получил в обиход чашу. Поэтому было бы неплохо, если бы художники-оформители не забыли и о трудовой повседневности наших предков: пахарях, скотоводах, строителях.
В самом зале также будут росписи, над которыми работают художники Захар Валиев и Аслан Хетагуров. Здесь сюжеты преимущественно связаны с традиционным религиозным пантеоном.
Театр - это во многом мистическая аура, здесь даже реализм на сцене кажется не таким, как в обыденной жизни. Поэтому и художественное оформление зала и холла не должно контрастировать с ощущением театральной действительности.
Изображение скифов и алан больше подходит для нашего национального музея. Они здесь на своем месте, уже в холле готовя посетителей к восприятию древних артефактов. А в театре зритель уже с первых шагов должен быть в плену литературных, во многом виртуальных образов. И уже с поднятием занавеса быть готовым воспринимать сценическое действие как иной, порой недоступный ему в обыденной жизни, мир.
Насколько мне известно, эскизы по росписям и в холле, и в зале нового театра еще не утверждены. Поэтому хотелось бы, чтобы зрители, приходящие в храм Мельпомены, воспринимали Осетию не только как страну воинов прошлого и настоящего.
Источник - Газета Южная Осетия.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.