Роберт Гаглойты: «Национальному флагу осетин уже перевалило за три тысячелетия»

Сегодня, 00:04 Новости [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [743 просмотра]
Роберт Гаглойты: «Национальному флагу осетин уже перевалило за три тысячелетия»С давних времен любое государственное образование старалось как-то отличиться от соседних стран. Кроме языка, уклада жизни и обустройства страны, важное место занимали и различные символы — гербы, флаги и иная атрибутика. Знак того или иного государства был не похож на другие — ведь для каждой территории было свойственно свое мировоззрение.
В истории остались война белой и алой роз в Англии, где розы являлись отличительными признаками — эмблемами — двух враждующих партий. «Юнион Джек», то есть флаг Великобритании, резвился на мачтах великого флота. Под этим флагом завоевывались колонии и под этим флагом страна стала знаменитой, одной из великих держав и властительницей морей.
История же осетинского флага уходит корнями в глубокое прошлое. По археологическим и историческим изысканиям было выявлено, что древний индоевропейский народ — скифы — сочетанием белой, красной и желтой полос окрашивал древки своих стрел. Ведь, как известно, Государственный флаг Республики Южная Осетия представляет собой триколор «солнечных цветов»: белого, красного и желтого.
Несмотря на то, что сочетание этих цветов носило в древние времена особое значение и характеризовалось как три важнейшие ценности национального мировоззрения осетин, возвращение древнего триколора произошло во второй половине 80-х годов XX века.
Под реющим осетинским флагом защитники Отечества шли в неравный бой, отстаивая независимость и свободу Южной Осетии. Именно этот флаг был высоко поднят во время нашей победы в освободительной войне с грузинскими неофашистами. Но какое именно значение имели непосредственно сам флаг и флагшток в быту осетин и их предков?
«Если мы окунемся в историю, то в трудах многих историков можно обнаружить упоминания об аланах, о наличии подобия этих флагов. Есть описание того, что аланские войска имели свои отличительные знаки. Отмечается, что когда кони стояли смирно, то разноцветные лоскуты ткани, крепившиеся к древку, находились в уравновешенном состоянии, но как только войско шло в атаку, знамена начинали развеиваться и под давлением ветра преобразовывались в угрожающих фигур или животных», — рассказал МИА «Южная Осетия сегодня» директор ЮОНИИИ им. Захария Ванеева Роберт Гаглойты.
Он отметил, что флаг также упоминается и в народном творчестве осетин. В героической песне «Цырыхъы фырт Цомахъ» фигурирует лицо «тырысахӕссӕг» (знаменосец). В этой песне описывается промежуток времени, когда происходили набеги на соседние страны, в частности, на Балкарию. В песне было обращение предводителя с вопросом: «Цӕй ут ма, лӕппутӕ, уӕдӕ уӕ тырыса чи ахӕсдзӕн?» (Ну же, парни, кто понесет флаг?).
По словам Роберта Гаглоева, данное обращение говорит о том, что данный предмет доверялся не всем. И только лишь достойный Цомахъ принял на себя эту ответственность. По словам Директора ЮОНИИ, эти знаменосцы обычно шли впереди остальной армии, и первый удар принимали на себя. Стоит отметить, что им оказывался великий почет и после смерти на полях сражений.
«Есть еще множество интересных моментов, связанных с флагом. Например, известный этнограф Валентин Гарданов в своих трудах отмечал, что когда во время национально-освободительного движения наши защитники опускались на колени и прикасались губами к флагу, то и это являлось откликом с давних времен. Дошли эти данные не в письменных источниках, а от поколения старших, которые отмечают, что клятва, которая давалась в связи с чем-либо, всегда закреплялась прикосновением к «хъулон хъил», то есть, некоей цветной палке», — сказал Роберт Гаглойты.
Этот бунчук имел огромное культурное значение не только в древности, но и в XVIII-XIX веках. И, по его словам, те, кто давал клятву на данном знамени, вставал около древка, а его товарищи, в свою очередь, ставили свое оружие вокруг него и также вставали в круг. Товарищи прикасались правой рукой к человеку, дающему клятву. После этого, они произносили слова наподобие: «Не выдам своего товарища, если его ранят — не оставлю, спасу, а если убьют — погребу». Именно такие клятвы приносили перед тем, как выступить в балц (поход). Каждая клятва, по словам Роберта Гаглойты, сопровождалась символическим «оммен». После этого, они разбирали свое оружие и закрепляли клятву рукопожатием.
Как отметил Директор ЮОНИИ, было также множество обрядов, связанных непосредственно с флагом и флагштоком. В особенности, данный факт прослеживается в свадебных обычаях. Первое упоминание можно отнести к Нартскому эпосу осетин. Снаряжали обычно свадебный поезд, что можно проследить в сюжетной линии нарта Ацамаза, и в этом обряде были отмечены «тырысахӕссӕг» и быдыры зӕд (покровитель полей). По словам Роберта Гаглойты, это уже тогда было известно в Нартиаде, а тот факт, что его несет патрон «быдыры зӕд», который ведает богатством полей, урожаем и прочей магией роста, также имеет огромное значение.
«Относительно свадебного обычая, связанного с флагом, можно еще сказать, что в доме невесты готовили кусок хорошей ткани белого, красного (розового) и желтого цветов и водружали его на тщательно обработанное древко. Где был флаг, там скрепляли множество предметов из мужского туалета: ремни, курительные смеси, платок и множество других нужных вещей быта. Во время свадьбы подруги невесты выносили флаг и предлагали друзьям жениха купить его. Без этого ритуала невесту не отдавали», — сказал он.
Директор отметил, что из источников также известно, что выкупленный флаг должны были хорошо охранять, но все же те, кому удавалось украсть его, отдавали его только за вознаграждение. Если взять, например, современную свадьбу в Осетии, можно с уверенностью сказать, что эти обычаи остались, но только слегка видоизменились.
Национальный флаг имеет множество значений, которые исходят из самых глубин истории. По данному направлению работали и продолжают работать многие известные научные сотрудники не только Осетии, но и далеко за его пределами.
Говоря о значимости флага, Директор ЮОНИИ подчеркнул, что это государственная атрибутика, которая живо напоминает трифункциональное деление общества в древности, а именно, деление скифов на три рода героев Нартского эпоса, на три великие фамилии, прослеживается также трифункциональное деление трех столпов власти.
«У нас огромная значимость, ведь исходит этот символ из глубокой древности. Я думаю, что этот праздник очень важный. Это данность, определенная нам историей. У нас флаг, гимн, герб – три символа власти. И, добавлю, что данному флагу уже перевалило за три тысячелетия, в отличие от молодых государств», — отметил он.
Добавим, что цвета национального флага осетин носят глубоко сакральный характер. Белый цвет — цвет солнца, чистоты и совершенства. Он воплощает идеи справедливости, чистоты и священной славы -кад. Красный цвет тесно взаимодействует с огнем и солнцем. Это цвет активного проявления себя, символизирующий сакральное понятие доблести и отваги -ахсар. И желтый либо золотой цвет является цветовым образом фарна — мира, добра, счастья и благополучия, исходящих от неба и солнца.
Инна Кочиева
Источник: http://south-ossetia.info/robert-gaglojty-nacionalnomu-fla…/
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Вчера, 23:00
Прошу завтра вывесить всех свои осетинские флаги из окон,балконов и окон автомобилей.

--------------------
Вчера, 23:12
А есть история эволюции флага? Наверняка в разное время он выглядел немного по-другому.

--------------------
Вчера, 23:56
Можно опубликовать бюджет Научного Института? Разве может директор института с таким позорным внешним видом здания ездить на новом служебном Лексусе? С какой совестью?
Сегодня, 12:58
Вся Юж Осетия прекрасно знает авторов флага. "Не знают" об этом только те,кому "Адамон ныхас "и его лидеры до сих пор стоит поперек горла ,а так же те, кто обслуживает идеологические заказы комсомольского и партийного актива

Итак по Роберту Гаглойти :" Есть описание того, что аланские войска имели свои отличительные знаки. разноцветные лоскуты ткани, крепившиеся к древку, находились в уравновешенном состоянии..и тд"(конец цитаты)

Ув автор ,окраска древков представляла собой чередование полос: красных, черных, белых, желтых. Чаще использовалась красная и черная краска, иногда - чередующиеся полосы разной длины в одном или двух цветах.http://www.parabellum.vzmakh.ru/
Подчеркну ,что краска применялась в основном черная и красная,а никак ни триколор.

Ув автор, укажите хоть один источник где говориться о скифском,аланском,осетинском триколоре ?

Кроме того, до 4 в .д. н. эры вообще нет изображений скифских стрелков.
А относящиеся к IV в. до н. э. немногочисленны.

В истории нет такого войскового образования ,которое бы не украшало свои доспехи,плащи и все вооружение лентами,нарисовками и тд .
Шлемы воинов были зачастую украшены перьями,лоскутками тканей разных цветов . Но ни один историк этнограф никогда смог притащить их за уши к флагу и провести прямую параллель.)))

Помимо скифов древки копий и стрел красной и черной полосами украшали и народы тюрксого происхождения :"Во всех тюркских погребениях, где были найдены окрашенные древки, известна только окраска полосами краски разной ширины, нанесенными поперек древка.
Сами древки сохранили следы окраски в виде чередующихся полос только красного и чёрного цвета — совершенно так же, как у таштыкских или шурмакских http://annales.info/skif/chernenk/bow2.htm
Но нигде нет описания флага ,как такового !

Автор статьи :"В героической песне «Цырыхъы фырт Цомахъ» фигурирует лицо «тырысах?сс?г» (знаменосец)"
В героической песне нет описания флага ,«тырысах?сс?г» имеет значение символизма.

"можно еще сказать, что в доме невесты готовили кусок хорошей ткани белого, красного (розового) и желтого цветов и водружали его на тщательно обработанное древко. Где был флаг, там скрепляли множество предметов из мужского туалета: ремни, курительные смеси, платок и множество других нужных вещей быта."
Другими словами ,на тщательно обработанную палку вешали разного рода принадлежности включая материю разных цветов и предлагали купить .

Вряд ли торговая палка с товаром олицетворяла собой нынешний триколор.))

Из текста статьи выше:" И, добавлю, что данному флагу уже перевалило за три тысячелетия, в отличие от молодых государств»,

Ув автор статьи , известно .что скифы вышли на историческую арену в 7 в д н э. Наиболее ранние упоминания о народе "ашкуза", или "ишкуза", известны из клинописных текстов государств Передней Азии, и исследователи идентифицируют название "ишкуза" ("ашкуза") со скифами. Подобное отождествление дает основание поместить скифов на арену борьбы между государствами Малой и Передней Азии уже в VII в. до н.э. http://ec-dejavu.ru/s/Scythian.html

3 тыс лет назад ,это 1 тыс лет д.н. эры. Уместно спросить:" О каких скифах идет речь ,если они вышли на историческую арену в 7 в д.н.эры и о каком скифском знамени ."?

История не знает скифского флага,не знает и аланского ,осетинского.

Нынешний флаг придуман лидерами "Адамон ныхас" и для "Ныхаса".
Кто виноват ,что многие из обласканных властью в далеком 1988-90гг не участвовали в презентации флага и вообще никак не участвовали.

Кто виноват,что официальные лица ,которые занимались,по долгу работы, вопросами этнографии не приложили к этому руку в период становления нац. освоб. движения в Юж осетии 1987-90г?

Кто виноват ,что народ сделал флаг "Адамон Ныхас"государственным?

На эти и другие неудобные вопросы и отвечать неудобно научной элите "при дворе" и тем кто,кто находясь у власти 1980-90гг в Южной Осетии рулил ее независимостью

Народ осетин знает:"Кто есть Кто "

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
ТЦ Солнечный Венченсо

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 105 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора

Погода

Книжный МИР ЮОГУ
Акция.

Цитаты

Деньги не портят человека, они просто показывают, кто он есть на самом деле.
Производство сайтов

Новости

«    Сентябрь 2016    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30  
Приветствие у Осетин Алан
 Розетка

Курс рубля на межбанковском рынке

ГУП Энергоресурс

Объявления

Грузовые перевозки по маршруту Цхинвал -Ростов- Воронеж- Москва. Выезд из Цхинвала каждого 15 числа месяца, прибытие в Москву 16 числа вечером. 20 числа каждого месяца из Москвы по тому же маршруту. Телефоны: Цхинвал : +7 929 804 55 31. Москва :89260502267 Спросить Вову. Машина, Мерседес VITO
***
Сниму 2-3 комнатную квартиру со всеми удобствами , бытовой техникой и с хорошим ремонтом тел 8929 805 09 07
***
Сдаются в аренду две комнаты под магазин в доме 128 на пр.А.Джиоева на первом этаже. Цена договорная. Обращаться по телефону: 89298049885
***
Профессиональная Фото и Видео съёмка Виньетки , дни рождения, свадьбы. Моментальные фото за 5 минут Опыт работы 20 лет. 8928 497 88 14 Спросить, Тамаза Макиева
***
Услуги по заправке картриджей и ремонту принтеров . Быстро недорого с гарантией!
10 лет качественной работы! Так же продаются Б/У принтеры в хорошем состоянии, фирмы: Canon, Samsung , HP и Xerox. Телефон для справок +7 929 804 44 74, спросить Колю
***
15 октября состоится фамильный кувд Каджаевых и Икоевых в селении Хуымы саертае . Приглашаются родственные фамилии. Взнос с одной семьи 2000 руб до 10 октября. Тел. +7(929) 805 45 53, +7 (929) 811 47 11.
***

Осетия

Задать вопрос