Чибиров Л. А. АРЕАЛЬНЫЕ СВЯЗИ НАРТИАДЫ И ИХ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОКИ

18 января 2016 История [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [2479 просмотров]
Чибиров Л. А. АРЕАЛЬНЫЕ СВЯЗИ НАРТИАДЫ И ИХ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОКИЧибиров Л. А. (г. Владикавказ, СОИГСИ им. В.И. Абаева)

АРЕАЛЬНЫЕ СВЯЗИ НАРТИАДЫ И ИХ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОКИ



Вопрос об этногенезе любого народа–один из сложнейших. Особенно проблематичным он является для бесписьменных на-родов. Этим народам при отсутствии нарративных источников на родном языке на помощь приходят в первую очередь данные языка и устное народное творчество. В качестве классическо-го примера народа, ключом к этногенезу которого послужили язык и фольклор, являются осетины.

Разумеется, одних данных языка, несмотря даже на их пре-валирующее значение, недостаточно, чтобы решать проблему этногенеза осетин. Невозможно решить проблему и без привле-чения данных фольклора, конкретно, нартовского эпоса.

Нартовский эпос - это художественная автобиография осетинского народа, его бесценное достояние. Одно то, что благодаря эпическим материалам мы, осетины, наконец, определились со своим происхождением в этом мире, доро - гого стоит.

Трудно даже представить перспективы нашего этногенеза, если бы в ХIХ в., усилиями сперва иностранцев Клапрота и Пфа-фа, затем братьев Шанаевых и, наконец, В.Ф. Миллера не выя-вили и затем не стали собирать сказания с последующей публи-кацией их и научной обработкой.

Значение нартовского эпоса как источника по этногенезу осетин невероятно велико, ибо «героический эпос больше чем любой другой жанр фольклора связан с историческими судьба-ми народа. В этой связи уместно процитировать и Горького: «От глубокой древности фольклор неотступно и своеобразно сопут-ствует истории» (Токазов).

Хотя нартовские сказания в основе своей базируются на древних мифах, в них, как подчеркивает В.И. Абаев, « с несо-мненностью присутствуют и древные мифы, и многообразные отражения исторической действительности(Абаев, 1980. С.3).

Вряд ли нартовский эпос сыграл бы такую определяющую роль в этногенезе осетинского народа, если бы он не был пло-тью и кровью осетинского народа, творческим наследием ски-фо-сармато-аланских племен.

Между тем происходящие в нартоведении баталии вокруг его первоначального ядра живо напоминают известную истину: в этом мире все идет по кругу, все повторяется.

Известная Зеленчукская надпись была прочитана крупными специалистами Миллером и Абаевым как аланская, выполненная на основе греческой графики. Это научное открытие в некоторых научных кругах соседних республик встретили в штыки, и начались постыдные квазинаучные споры. Первым с ревизией чтения Мил-лера и Абаева выступил экономист А.Ф. Кафоев, предложивший адыго–кабардинский вариант текста. Вслед за ним выступил М. Ку-даев, прочитавший надпись по-балкарски. И, наконец, точку в этом постыдном перетягивании каната поставил чеченец Я.С. Вагапов, прочитавший ее по чеченски. В итоге один и тот же текст прочитан на четырех языках, принадлежавших к разным языковым семьям и группам языков. Богу угодно было появление на свет американско-го ученого, профессора языкознания и классической филологии Ла-дислава Згуста, который положит конец многолетнему спору, под-твердившему правоту мнения Миллера и Абаева (Памятники, 2013).

Буквально аналогичное творится и вокруг вопроса о перво-начальном ядре нартовского эпоса. До середины 40-х годов прошлого столетия никто из ученых не сомневался в принад-лежности эпоса к скифо-аланским племенам. Однако стоило по-явиться на свет превосходной работе В.И. Абаева «Нартовский эпос», как желание перетянуть веревку к себе раскололо уче-ных–нартоведов. В противовес концепции иранского ядра нар-тиады какие только «теории», гипотезы и предположения не выдвигались и выдвигаются. Выросло количество центров фор-мирования нартиады. Сперва к скифо-аланскому прибавились адыгский и абхазский, а, отталкиваясь от крупновской теории древнейшего кавказского этнического единства ингушский нар-товед Дахкильгов прибавил к ним еще карачаевско-балкарский, ингушский и чеченский (Дахкильгов, 2012. С.423-424.

34 Материалы международной конференции«Этногенез и этническая история осетин»

Росло и количество претендентов на этнические приорите-ты. Пионером в этом деле был Гадагатль, который стал упор-но доказывать, что творцами эпоса были исключительно адыги (Гадагатль, 1967). Балкарец У. Байрамкулов же доказывает, что нартовские сказания возникли среди гуннов, прошли стадию развития при Атилле и окончательно сформировались при Ха-зарском каганате, что адыги и осетины получили свои версии после развала Золотой Орды от ассимилированных среди них тюрков (Байрамкулов, 2002. С.16). Не отстают в своих претензи-ях и ингушские нартоведы, которые устами Б.Газикова, без тени сомнения, декларируют: «Зародившись у предков ингушей и родственных им кавказцев (эпос-Л.Ч.) получил распростране-ние на современные кавказские народы. В момент зарождения эпос принадлежал одному общему этносу (проингушскому)»(-Газиков, 2014).

В настоящее время противники скифо-аланского ядра формирования эпоса основной упор делают на кавказские истоки его возникновения. Суть его профессором Гутовым излагается следующим образом. В глубокой древности суще - ствовало общекавказское этноязыковое и этнокультурное единство, общность, кавказский субстрат, который был об - щим для всех носителей нартиады. А языковые различия по Гутову – «следствие инфильтрации в местную среду инород - ных мотивов, переднеазиатской, хаттской культуры и языка, позже– индоевропейской, то есть скифо – аланской, а еще позже тюрко-монгольской». При этом, оказывается, инород - ная культура «оказала такое мощное влияние, что появление представителей не исконно кавказских языковых анклавов существенно изменило языковую и этнокультурную картину Кавказа»(Гутов, 2012.С.12).

В основу этих теоретизированных обоснований Гутов берет слова выдающегося филолога В.Абаева о том, что в формиро - вании осетинского этноса важную роль сыграл местный поле-окавказский субстрат, высказанный им в 1949г. Между тем, во всех своих трудах по нартоведению до и после 1949 г., Абаев, не отрицая сказанное о полеокавказском субстрате, касатель-но нартовского эпоса постоянно утверждал о его скифо-а - ланских корнях, но Гутов эти места из работ Абаева оставляет без внимания. Кроме того, не могу судить о степени влияния на эпос хаттской и тюрко-монгольской культур. Что касается скифо-аланской концепции, то, на наш взгляд, она оказала не мощное, как пишет автор, а решающее влияние на формиро - вание нартовского эпоса.

Между тем сторонникам кавказских истоков эпоса весьма се-рьезно возражает нартовед М.Ч. Джуртубаев. В 19 пунктах за-ключения своего объемного фолианта «Происхождение нарт-ского эпоса» он доказывает:

1.Гипотеза «субстратного» происхождение нартского эпоса не имеет никаких обоснований, как и предположения о возник-новении его ядра в абхазской, адыгской или «абхазо-адыгской среде.

2. Нартский эпос является созданием киммеро-скифо-алан-ских племен, тюркоязычных предков карачаево-балкарцев, ку-мыков и осетин. Абхазами, адыгами и абазинами он был усвоен после нашествия Тамерлана через представителей аланского народа, подвергшихся ассимиляции» (Джуртубаев, 2013. С.795).

Вот такова картина вокруг вопроса о первоначальном ядре эпоса. Будем молиться Богу, что Всевышный подарит нам но-вого Ладислава Згуста, который расставит все точки и в этой постыдной возне.

Не выдерживает серьезной критики и датировка эпоса III-II тыс. до н.э., которую отстаивали абхазские коллеги Аншба, Инал-ипа, Салакая и осетинский философ Р.Кабисов и ингуш-ский нартовед Дахкильгов? возводя ее к матриархату и камен-ному веку. Против неумеренного архаизирования эпоса высту-пал и Е.И.Крупнов. В действительности с трудом верится, чтобы в такое слишком отдаленное время имели место социальные предпосылки для зарождения героических фигур.

Противники скифо-аланского центра Нартиады усмотрели причину наибольшего распространения осетинских версии в высоком авторитете ученых, сторонников иранской версии ..

Во-первых, авторитет не выпрашивается и не покупается, а приходит к ученому за его бескорыстное служение подлинной науке. Во-вторых, среди этих высоких авторитетов преоблада-ют люди некавказского происхождения, которые особых сим-патий ни к одному из народов-носителей эпоса не проявляли. Дюмезиль в Осетии даже никогда не был. В-третьих, оппо - ненты скифо-аланского ядра эпоса обходят стороной неугод-ные им литературные источники. В их трудах игнорируются труды по нартоведению, в которых опровергается кавказское

36 Материалы международной конференции«Этногенез и этническая история осетин»

происхождение эпоса, нет ссылок на фундаментальные тру - ды по нартовскому эпосу, изданные зарубежными авторами.

В частности, в перечне новейшей литературы по нартоведе-нию А.М.Гутова, опубликованном в 2012 г., нет вышедшей 23 года назад на русском языке известной монографии Дюме-зиля «Скифы и нарты(исключается, чтобы такой известный фольклорист не знал эту работу), нет ни одной из вышедших за последние десятилетия монографии и статьей зарубежных коллег по нартоведению(К. Литтлтон и Л.Малкор, Г.Рид, Ж. Грисвар, К.Вьель, Г.Шарашидзе, А.Кристоль и др.). Разве это не тенденциозный подход, и украшает ли он ученого ?

Не делают чести нашим оппонентам легковесные заявле-ние, будто Ж.Дюмезиль в последних работах «не так после - довательно придерживается прежней точки зрения» (Гутов, 2010. С.98). Трудно верится в подобное утверждение, зато до-стоверны многократные упоминания в трудах Ж.Дюмезиля о принадлежности первоначального ядра эпоса предкам осетин. Более того, стали достоянием гласности далеко не научного характера поступки: например то, как Гадагатль упраши - вал Дюмезиля отказаться от своих убеждений и поддержать адыгское происхождение эпоса. По поводу критики Гадагатля в свой адрес Дюмезиль шутливо замечал: «Я только что был строго проучен А.М.Гадагатлем» (Абаев , 1986. С.204). Будучи человеком высоконравственным, этот крупнейший нотовед не пошел на сделку с совестью и отстаивал идею, в которой он был основательно убежден.

В рецензии проф. В.К.Гарданова отрицаются иранские кор-ни эпоса и отстаивается его кавказское происхождение. Одним из аргументов наибольшего богатства и распространения осе-тинской версии Валентин Константинович считал наибольшее внимание собирателей и ученых осетинским вариантам эпоса.

В наши дни эту версию вновь оживил проф. А. Гутов, который считает одной из причин расхождении во взглядах на истоки нартоведения неравномерную изученность этнических версий. М.Гутов пишет: «Специалистов такого масштаба как Дюмезиль, способных заниматься другими национальными версиями до вт. пол. ХХ столетия не было в республиках Северного Кавка-за, ни в крупных научных центрах. Это способствовало тому, что еще 30-40-ие гг. ХХ в. осетинское нартоведение прочно заняло лидирующее положение» (Гутов, 2012. С.22). Странно, неужели такому известному ученому–адыговеду не известно, что Дюме-зиль в первую очередь считается крупнейшим специалистом не по иранскому не по осетинскому языку, а по адыгским языкам, их фольклору. Мог бы он перешагнуть через головы адыгов к осетинам, если бы адыгские версии эпоса были более заманчи-вы и богаты?. Можно сказать и больше: первыми к собиранию нартовских сказаний приступили в середине ХIХ века адыг-ские просветители в лице таких выдающихся деятелей, как Хан Гирей, Ногмов и Атажукин. Такого масштаба деятелей нацио-нальной культуры в Осетии тогда еще не было. Хотя первыми на осетинские версии эпоса натолкнулись иностранцы. Собирать их начали лишь с 70-х годов. И в последующем никто никого не ограничивал и никому не запрещал собирать национальные версии Нартиады.

Среди прочих претензий к Абаеву и Дюмезилю, будто они слишком увлекались ареальными связями, вместе того чтобы заняться углубленным сравнительным изучением нартовского эпоса у народов Кавказа, носителей эпоса, что они ищут сюжет-ные параллели и образные ассоциации эпоса в фольклоре рим-лян, греков, ирландцев, иранцев, монголов и т.д. Непонятно, почему исследование ареальных связей в нартоведении долж-но быть запретной темой. Научных аргументов здесь не видно, зато проглядывает другое: нежелательность их результатов для тех, кто против иранских корней эпоса.

Со времени подобных претензий прошло более полстоле-тия. Поиски кавказских корней эпоса продолжаются гораздо большими научными силами, однако до настоящего време-ни ничего такого не выявлено, чтобы кардинально меняло что-либо в нартоведении. Зато продолжение исследований ареальных связей, принесло внушительные результатаы.

Ареальные связи нартиады имеют географический охват от далекой Индии через Иранское плоскогорье в Северо-Западную Европу и оттуда – на Северо-Восток Европы.

Анализ текстов эпоса выявил яркие параллели между моти-вами и сюжетами нартовских сказаний и мифоэпическим твор-чеством индоиранцев, скифо-сармат и алан.

Ученые провели поразительные параллели между нартом Сосланом и известным персонажем Ригведы (древнеиндий-ских священных текстов) Бхригом о посещении ими царства мертвых. «Параллелизм этих двух божественных комедий

38 Материалы международной конференции«Этногенез и этническая история осетин»

столь несомненен и история брахманов рассказана так по-на-родному, что напрашивается вопрос: не лежит ли в основе обоих одна старинная нравоучительная сказка, сохранивша-яся в Индии и на Кавказе » (Дюмезиль.1990. С 198). Зарубеж-ный фольклорист К Вьель проводит параллель между тем же Сосланом, греческим (скифским) Гераклом и героем древне-индийского эпоса Рама. Выявлены соответствия по 14 пози-циям, позволившие ученому заключить: «Своими основными характеристиками Сослан соответствует Гераклу и Раме». За-служивают внимания сравнения: Батрадз и Индра; совпадает многое, особенно рождение и детство героев. По многим осо-бенностям фольклористы проводят параллель между Индрой и Сырдоном.

Не менее существенны параллели нартовского эпоса и иранского «Шахнаме». Отец Рустама Заль родился от камня, как и нарт Сослан. Необыкновенное рождение Батрадза и Русте-ма(и последнего извлекли из утробы матери необыкновенным путем, с помощью ножа). Лук Сослана в Нартиаде соответству-ет Луку Рустама в Шахнаме. Много общего между верховным богом Ирана Ахриманом и нартом Сырдоном. Сравнительной характеристике Нартиады и Шахнаме посвящена специальная монография Э. Сатцаева (Сатцаев, 2008).

С Грецией скифский мир был теснейшим образом связан, взаимовлияние было широкое. Даже скифских богов Геродот передает в греческой номинации. Заслуживают внимания ра-бота А.Кристоль, посвященная параллелям: Сырдон - Одиссей, а также вышеприведенное сопоставление Геракл - Рама - Со-слан, которые более убедительно иллюстрируют иранские кор-ни эпоса.

Весьма существенны параллели между нартовскими сказани-ями и мифоэпическим наследием древних италиков. Классиче-ский пример, подтверждающий эти связи: близнецов культ Ро-мул – Рем и Ахсар – Ахсартаг. По словам В.И.Абаева, оба народа прошли тотемическую стадию, у тех и других тотемный культ волка(Абаев, 1949. С.504).

В целом бесспорны схожие явления нартовского эпоса с па-мятниками индо-иранского и античного миров.

Особенной интенсивностью отличаются связи нартовских сказаний и эпоса кельтов Франции и Англии. Перу француз-ского фольклориста Ж.Грисвар принадлежит работа, в которой проводятся поразительные параллели между нартовским эпо-сом и известной легендой о Короле Артуре и рыцарях Кругло-го Стола. При этом сюжеты рождения, закалки, финал жизни, мистическая связь меча с хозяином, т.е. короля Артура и нарта Батрадза, практически один к одному, настолько они схожи и уникальны (это редкое явление в мировой фольклористике), и назвать их случайными ни под каким предлогом невозможно.

Много общего между Батрадзом и другим выдающимся ге-роем артурианства–Ланселот его имя автор исследования пе-реводит как алан из Лота–провинция, в которой жили аланы. Довольно удачны сравнения Говейн и Сослана–Созырыко,(оба героя одерживают победы, пока солнце в зените, оба совершают путешествие в загробный мир). С докладом на эту тему Грисвар выступил на прошлогоднем Международном конгрессе по этно-генезу и этнической культуре осетин. Поразительны параллели между Уацамонга и Граалем, священным сосудом ради прибли-жения к которому рыцари совершали подвиги. Немало убеди-тельных параллелей между нартовским эпосом и артурианством в трудах Кардини, Рид, Литтлтон и Малкор, Никель. Послед-ний считает все эти параллели – плодом влияния на кельтский фольклор эпического творчества сарматов и алан(Никель, 1975 С.67). В этой связи уместно процитировать и Литтлтон и Мал-кор: «Наши данные ясно указывают на то, что если не считать некоторые уникальные события, ядро будущей литературы об Артуре и Граале зародилось в степях Древней Скифии благода-ря замечательному народу, чье влияние на историю и фольклор нам еще предстоит оценить по достоинству» (Литтлтон и Мал-
кор, 2007. С.229).
Саги ирландцев и соседних им шотландцев однородны и мало отличны друг от друга. Весьма схожи параллели между нартом Сосланом и героем саг -Кухулиным. Отвергнутая дочь солнца мстит Сослану и приводит к гибели героя Колесом Бал-сага. Отвергнутая небожительница Мориген мстит Кухулину и околдовывает колесницу перед роковым для него боем. К обо-им слетаются птицы, чтобы напиться их кровью, оба совершают путешествие в загробный мир. Существуют параллели и между Кухулиным и Батрадзом.

У скандинавов и исландцев по существу один эпос, одни саги, ибо заселение Исландии шло из Скандинавии начиная с IV в. Весьма схожи параллели между Сырдоном и одним из героев

40 Материалы международной конференции«Этногенез и этническая история осетин»

скандинавских саг–Локи. Посвятив этой теме специальное ис-следование, Дюмезиль заключает: все черты Локи обнаружены в Сырдоне и все черты Сырдона-в Локи. Когда знакомишься с приключениями другого героя саг Брикриу, перед глазами вста-ет Сырдон. Брикриу представлен в сагах как ядовитый человек со злым языком. Его сердце было полно яда. Когда порочные мысли тайно шевелились в его голове, красный прыщ на лбу увеличивался и становился толще человеческого кулака. Оба они–смутьяны, насмешники, забияки. Исследователь Баркова проводит параллель между Батрадзом и героем героической песни «Старшей Эдды» Гуннаром (Баркова, 2006. С.215-218).

Зарубежным исследователям удалось установить тройную связь через меч, брошенным в озеро, связывающийв единое це-лое персонажи трех эпических героев: Батрадз-Артур-Кухулин. Как правильно отмечает Грисвар, «Они включены в параллель-ные и идентичные системы, системы организации эпического мира, которые лежат в основе одновременно и Сказаний о нар-тах, и Цикла уладов, и Цикла Круглого Стола» (Грисвар, 2012. С.121). При этом ученый пришел к заключению, что ирланд-ские саги, особенно саги об Уладах, древнее кельтских сказаний об Артуре, что ирландские саги формировались раньше артури-анства и, следовательно, при своем формировании легенды о Короле Артуре испытали влияние как ирландского эпоса, так и осетинского(Там же. С.69). В самых же легендах об Артуре свя-той Грааль восходит не к кельтской мифологии и фольклору, как думают многие ученые, а заимствован из эпической тради-ции скифов и сарматов, другая линия развития которой привела к созданию нартовского эпоса (Литтлтон, Малкор, 2007. С.18). Довольно интересны эпические параллели между персонами нартиады и ирландскими сагами (Сырдон–Брикриу, Сата-на-Мориган).

Ряд интересных совпадений обнаружен в образах богатырей русских былин и героев нартиады. Этим параллелям посвящена специальная монография Т.Тадевосяна (Тадевосян, 2013); поэ-тому на них не будем останавливаться

Заметный след оставили в эпосе осетин контакты с тюр-ко-монгольскими племенами. Из монгольского и тюркского получают объяснение имена героев (Хамыц, Батрадз, Елтаган, Сайнаг-Алдар, Маргудз и др.).

Весьма интересны параллели с народами Поволжья.



Известным ученым, членом-корреспондентом РАН, проф. Удмуртского государственного университета В. Напольских выявлены параллели между нартовским эпосом и эпосом не-большого народа на севере Западной Сибири ханты-манси. По словам ученого, когда он работал над текстами, собранными в конце ХIХ в Б.Мункачи, он поразился, насколько тексты о бо-жестве и герое мансийского эпоса Мирсус де хуме о начале его подвигов сходны с текстами нартского эпоса» (Кузьмин, 2012)

Однако эта не единственная параллель с народами Повол-жья. О знакомстве предков пермских народов с нартовским эпосом свидетельствуют параллели сразу по четырем пози-циям, выявленные А.Иванеско при сопоставлении мотивов борьбы Сослана с Колесом Барсага и борьбы с чудовищным Колесом в эпосе коми-пармян.. Единственное расхождение в том, что сказания коми лишены некоторых архаических черт, присущих нартовским сказаниям.. Примечательно, что авто-ром установлено отсутствие данного мотива в фольклоре род-ственных коми карело-финно-волжских народов (марийцы, мордва). На этом основании Иванеско считает ее сепаратной нартовско–пермской, что позволило ему заключить: образ боевой машины в фольклоре коми попал от скифо-сармат - ского эпоса (Иванеско, 2013 С.101-102).

Как видно из изложенного, параллели охватывают огром-ное географическое пространство от Индии до Скандинавии в хронологическом срезе: вторая половина II тыс. до н.э. – нача-ла II тыс. н.э.
Каковы же исторические истоки этих параллелей?
Во втором тысячелетиb до н.э. индоевропейские племена, жившие на обширной территории юга России, распались на две ветви. Одна часть их двинулась на восток, которая в свою оче-редь разделилась на две части–на индо-ариев, обосновавшихся в Индии, и иранцев, избравших житницей Иранское плоского-рье.. Ушедшие в Индию создали эпическое наследие (Рамаяна, Ригведа. Махарабхата), а в Иран–Авесту, Шахнаме.

Осетины и арийцы древней Индии и древние иранцы, как родственные народы, унаследовали общее в эпосе с тех времен, когда их предки жили еще вместе на юге России и составляли одну этническую общность. Только родством можно объяснить общность и параллели между нартовским эпосом и эпосом ин-доиранцев.

42 Материалы международной конференции«Этногенез и этническая история осетин»

Многозначительны исторические параллели с греческим ми-фо-эпическим миром. В исторической ретроспективе в этом ви-дятся теснейшие экономические и культурные связи скифов с греческими колониями на северо-востоке Черного моря и через них с метрополией. Симбиоз эллинов с местными ираноязыч-ными племенами продолжался ряд столетий и достиг наивыс-шего развития в период расцвета Боспорского царства.

Что касается исторических корней схожести мотивов Нарти-ады и легенд древних италиков, то они достоверно установлены В.И.Абаевым: до середины II тыс. до н.э. древние италики жили на юге России и поддерживали тесные связи с соседними ирано-язычными племенами; оттуда и фольклорные параллели(Абаев, 1965. С.120 и сл.).

Большой интерес представляют истоки общности нартов-ского эпоса и эпоса народов Северо-Западной Европы. То что степные иранцы имели громадное влияние на Европу и явля-лись продолжателями древней индоевропейской цивилизации подчеркивали многие исследователи (Литтлтон, Малкор, 2007. С.13). Согласно данных письменных источников археологиче-ских и фольклорных материалов отмечены связи предков осе-тин с кельтами, народами британских островов, Скандинавии, Исландии.

Контакты создателей эпосов происходили в разные исто-рические периоды и растянулись с начала I тыс. до н.э. вплоть до ХIII-ХIV вв.н.э., что сказалось и на возрасте самих эпиче - ских произведений. Истории известны морские походы кель-тов в бассейны Средиземноморья, Черного и Азовского морей в V-IV вв. до н.э., установление связей(порою столкновений) со скифами, которые особенно участились после распада Ве-ликой Скифии в IVв. до н.э. В этот период на Балканах, по соседству со Скифией, возникла «Придунайская Кельтия»(-Советская, 1965. С.27,41), которая сыграла роль промежуточ-ного звена в распространении влияния скифской культуры на другие кельтские племена (Грисвар, 2012, .75-76). Между ски - фами и кельтами установились длительные и непосредствен-ные контакты, что не могло не иметь культурно-исторические последствия . В специальной статье Хохоровского исследуют-ся имевшие место скифские набеги на территорию Средней Европы, что также не могло обойтись без культурного взаи - мовлияния (Хохоровская, 1994. С.49-61). Проникая в далекие северные территории, древние иранцы вступали в контакты

с иноязычными племенами(кельты, финно-угорские племе-на), последствием чего становились фольклорные параллели между носителями эпосов.

Следующие по времени контакты ираноязычных племен с народами Западной Европы имели место во II и V вв. н.э.
Проживавшее на Балканах сарматское племя - языги-было
с римлянами в постоянных войнах, проходившие с перемен-ным успехом. В 175 г. римляне взяли верх над языгами, и как победители увели в плен 8 тыс. тяжеловооруженных воинов, из которых 5,5 тыс. были отправлены в Британию для защи-ты северных рубежей империи от постоянных набегов горцев Шотландии.. Языги и их потомство остались в Британии, сме-шались с местными племенами, что имело следствием взаи-мовлияние культур..

Вторая волна иранских племен на территории нынешних Франции и Англии явилась следствием Великого переселения народов, в котором активное участие приняла значительная масса аланских племен. Аланы расселились, в том числе, на территории Франции, вступили в тесные контакты с местным кельтским населением, которое имело существенные культур-ные последствия. Новыми исследованиями ученых артуровская традиция была связана с той территорией современной Фран-ции (Галлия, Арморика), на которой археологи раскопали сар-матские и аланские поселения. (Литтлтон К. Малкор Л. 2007.

С.19 и др.)
Аланы в Европе громко заговорили о себе даже через сто-летия их пребывания. Есть данные, что династия Стюартов в Англии ведет свое родословие с ХI в. от главного управляюще-го королевского дворца Алана из Бретани (Кулумбеков, 2012

№25-26 С.17)
В своей книге Ф.Боденштедт (издана в 1848г.) связывает осе-тин с ирландцами, т.е. ира-ми. Спустя сто лет английский уче-ный Г.Бейли обнаружил немало сходных сюжетов в Нартиаде и ирландском средневековом эпосе, указал на соотношение по-нятия в осетинском и ирландском языках «нарт»-герой(осет.) и «нерт»-сила(ирл.) восходящее к аланам (Кулумбеков, 2012а. С.17), с пребыванием алан в Ирландии объяснял параллели между эпосом о нартах и ирландскими сагами. При этом эпиче-ские схождения нарты –улады настолько схожи, что заставили

44 Материалы международной конференции«Этногенез и этническая история осетин»

задуматься Грисвара: «Схождения, выявляемые между нартами

и уладами, в очередной раз продвигают нас к постановке про-блемы: не свидетельствуют ли они о наличии общего наследия? (Грисвар, 2012. С.75).

До наших дней сохранился исторический документ, состав-ленный шотландскими грандами в 1320 г., согласно котором древние шотландцы являются выходцами из Великой Скифии. Хотя в источнике фигурируют скифы, но, судя по времени пере-селения и маршруту следования, времени речь, вероятно, идет о проникновение в Шотландию аланских племен.

Согласно ирландским компиляциям (книга захватов) вторую волну пришельцев в Ирландию составляла раса Немеда, при-шедшая «из одного из районов Скифии».. При этом, пришель-цы не прерывали связи со Скифией.

Весьма заманчивы и корни эпических параллелей нартов-ского эпоса и скандинавских саг. В последнем своем исследова-нии «Один», Т.Хейердал предполагает, что не викинги пришли с севера на юг России, а наоборот, викинги в лице асов, предков современных осетин, пришли на север из юга России и имеют азово-кавказские корни. В 30-х годах ХIХ в. на это сходство пер-вым обратил внимание и академик А.Шегрен. По его образному выражению, из первобытного жилища ясов (алан) «вышел Один с колонией асов и поселился в Древней Скандинавии (Шегрен, 1994. С.122). Подтверждает сказанное и название - города Асгард в Норвегии (гард по норвежски–город, т.е асский город»), в Сред-ствах массовой информации появились материалы, озаглавлен-ные: «Осетинские предки норвежцев (А и Ф, 2012, №50)

Выше мы говорили о параллелях нартовского эпоса с эпо-сом ханти-манси. К эти параллелям проф.Напольских подводит следующую историческую базу: «Значительная часть нартского эпоса возникла еще в степях, когда предки осетин аланы оби-тали в степной части Евразии. Там контактировали на севере с манси. Затем эти сюжеты они принесли сюда (на Кавказ-Л.Ч.),

и вошли в общий кавказский фонд, стали абхазскими и адыгей-скими» (Кузьмин, 2012). Оказывается, мир гораздо более тесен, чем можно себе представить.

Весьма забавны истоки параллелей нартиады и эпоса-пер-мяков. После разделения финнско-угорского пранарода на от-дельные самостоятельные языковые группы, в конце III тыс. до н.э. пропермяне жили в Прикамье еще примерно 1,5 тыс. лет, сохраняя тесные экономические и культурные связи с ираноя-зычными племенами. Переселение предков коми из Прикамья на берега северных рек Вычегды и Выми началось в Х-ХI вв.(И-
ванеско, 2013. С.109-121)

Наличие в осетинском языке общих элементов с языками вотяков, зырян и пермяков отмечал еще в начале ХIХ в. Ю.Кла-прот (Шегрен, 1994. С.121-122). Знакомство пермяцкого народа со скифами и сарматами подтверждается новыми филологиче-скими изысканиями (Дзидзойты,1992. С.29).

Как видно даже из беглого обзора, нити параллелей от нар-товского эпоса уводят не только в эпический мир индо-иранцев

и античности, но и на северо-запад и северо-восток Европы. Эпические параллели–результат общего культурного на-

следия, межэтнических контактов и взаимовлияния племен друг на друга в историческом прошлом. Без непосредственных контактов носителей вышеприведенных эпосов культурно-и-сторические взаимовлияния нартиады с географически отда-ленными от Кавказа территориями были практически невоз-можны.

Мифоэпические параллели нартиады с индоиранским ми-ром являются следствием этнической общности индоиранского мира, к которому из народов Кавказа принадлежали предки осе-тин–скифо-аланские племена.

Из народов Северного Кавказа, носителей нартиады, с пле-менами северо-запада и северо-востока Европы(кельтами, финно-угорами) долгие периоды истории соседствовали и поддерживали историко -культурные взаимоотношения лишь скифо-сармато-аланские племена. Они проникали в далекие се-веро-западные и северо-восточные территории Европы, вступа-ли в контакты с местными иноязычными племенами, результа-том чего становились этнокультурные взаимовлияния. Вполне логично, что только через них проникли в указанные края эле-менты нартовского общества, и произошло частичное слияние с их эпосами, сохранив сюжетную канву.

Аналогичные передвижения и межэтнические истори-ко-культурные контакты и взаимоотношения других носителей нартовского эпоса не зафиксировано историей.

Таким образом, окружающий Кавказ мир познакомился с нартовским эпосом через посредство скифо-аланских племен. При этом важно подчеркнуть, что распространителями эпоса

46 Материалы международной конференции«Этногенез и этническая история осетин»

были не только аланы, ушедшие на запад из Кавказа, но и те скифо-сарматские племена Северного Причерноморья и юга России, которые контактировали с народами Европы, но не поддерживали историко-культурные связи с народами Север-ного Кавказа в древности.

Со всеми этими аргументами и мнением авторитетнейших нартоведов попросту не желают считаться сторонники кав-казского центра формирования эпоса. «Попытки путем срав-нительных исследовании– продолжают они твердить устами А.Гутова–связать эпос о нартских богатырях с известными об-разцами словесной культуры народов, традиционно населяю-щих другие регионы евразийского пространства, несмотря ни на какие старания не получает достаточной доказательной базы, которая позволила бы со всей уверенностью доказать его прив-несенный извне характер» (Гутов, 2012. С.11).

В подтверждении предвзятых суждений главным авто - ритетом для Гутова служит археолог Е .И.Крупнов, позиция которого в этом вопросе не убеждает ни научными аргу - ментами, ни по человеческим измерениям. В энциклопеди - ческой статье, посвященной аланам, Крупнов считает алан оседлым народом, создавшим замечательный нартский героический эпос (подч . нами-Л .Ч.) и высокую культуру (Советская, 1961. С.330) . А спустя два года он вовсе исклю - чает предков осетин из числа народов–творцов эпоса и «со всей категоричностью» заявляет , что героический нартский эпос-это результат самобытного творчества сугубо местных кавказских племен, считая ими лишь создателей кобанской, прикубанской и колхидской культур, этнически родствен - ных между собой (Крупнов, 1963. С.19; Крупнов, 1969. С.20). Непонятно, какие сенсационные научные открытия были сделаны в кавказской археологии (и, вообще, имеет ли ар - хеология прямое отношение к генезису нартиады?), чтобы так круто поменять свое мнение за двухлетний промежуток времени. И вообще, заслуживают ли внимания и доверия подобные перепады в науке, кем бы они ни были сделаны. Да и логики не видно в подобных суждениях. Имеется ли вразумительный ответ на вопрос: если эпос создали кавказ - ское субстратное население, то почему у некоторых из них (вайнахи, дагестанцы, грузины–горцы) он лишь сохранил - ся фрагментарно, у некоторых даже в полусказочном состо -



янии, а аланам, не субстратам, в наиболее полном и за - вершенном виде? Как при таком тенденциозном подходе прийти к консенсусу нартоведам, к которому проф. Гутов призывает в другом месте той же работы? Взгляды Е.И. Крупнова, как и В.К.Гарданова, В.И. Чичерова подвергну - ты подробному критическому анализу в известной моно - графии Ю .С.Гаглойти «Некоторые вопросы историографии нартского эпоса», кстати нуждающиеся в переиздании.

Скифо-аланское ядро никогда не было замкнутым ми - ром, непроницаемым для внешних влияний. Оно было открыто для взаимодействия и восприятия художествен - ной культуры народов, с которыми ираноязычные но - сители нартиады имели контакты на протяжении своей долгой истории.

Вышеприведенные параллели лишь показательные и дале-ко не исчерпывающие; сравнительное изучение нартиады да-леко от завершения. Продолжение изучения этих параллелей, привлечение к ним молодые исследовательские силы весьма заманчиво, ибо, как писал известный скифолог Е.Е.Кузьмина, «этнография и фольклор осетин являются важным источни-ком для реконструкции скифской мифологии и выявления ее генетических связей с индоевропейской мифологической си-стемой» (Кузьмина, 1985 .С.103)



Литература

1. Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор, М.-Л., 1949
2. Абаев В.И. О работе В.А. Кузнецова Нартский эпос и неко-торые вопросы истории осетинского народа, Ордж., 1980г.
// Нартский эпос, Ордж., 1980.
3. Абаев В.И. Скифо-европейские изоглоссы на стыке восто-ка и запада. М., 1965
4. Абаев В.И. Блеск и нищета золотого тиснения (Рецензия)// ИЮОНИИ, вып.ХХХ. Тб., 1986
5. Абаев В.И. Избранные труды.Т.1,Вл., 1990.
6. Абаев В.И. О работе В.А.Кузнецова «Нартский эпос и неко-торые вопросы истории осетинского народа, Ордж., 1980 // Нартский эпос, Ордж., 1980.

48 Материалы международной конференции«Этногенез и этническая история осетин»

7. Аргументы и факты. Газета, 2012, №50

8. Байрамкулов У. Об этимологии слова нарт и о генезисе эпоса нарты // Тезисы Всероссийско научной конферен-ции. Магас, 2000.

9. Баркова А.М. Гуннар в змеином рву: исладско-осетинские параллели //Б.А.Алборов и проблемы кавказоведения Вл., 2006

10. Вьель Кристоф. Осетино–арийский героический мифоцикл

// Эпос и мифология осетин и мировая культура Вл, 2012
11. Гаглойти Ю.С.Некоторые вопросы историографии нарт-ского эпоса, Цх., 1977
12. Гадагатль А.М. Героический эпос «Нарты» и его генезис, Краснодар, 1967
13. Газиков Берснак Ингушские нарты или Некоторые «тем - ные места»в нартском эпосе(часть11). Интернет Ghaloghay com a 22:19

14. Грисвар Ж. Мотив меча, брошенного, брошенного в озе-ро: смерть Артура и смерть Батрадза // Эпос и мифология
осетин и мировая культура, Вл., 2012
15. Гутов А.М. Народный эпос: традиции и современность, Нальчик, 2010.
16. Гутов А.М. Рубеж тысячелетий // Нартоведение в ХХI в. Современные парадигмы и интерпретации Вл., 2012
17. Гутов А.М. Рубежи веков и эпос о нартах Нальчик, 2011 г.
18. Дахкильгов И.А. Ингушский нартский эпос, Нальчик, 2012

19. Джуртубаев М.Ч. Происхождение нартского эпоса, Наль-
чик, 2013.
20. Дзидзойты Ю.А.Нарты и их соседи, Вл., 1992
21. Иванеско А. Е. О первоначальной основе осетинского нартовского эпоса // Этногенез и этническая история осетин. Материалы Международного конгресса. Вл., 2013

22. Кристоль Ален Сырдон и Одиссей // Эпос и мифология осетин и мировая культура, Вл., 2012
23. Крупнов Е.И. О времени формирования основного ядра нартского эпоса // Сказания о нартах – эпос народов Кавказа, М.1969

24. Крупнов Е.И. Древнейшее культурное единство Кавказа
и кавказская этническая общность //Доклады делегации
СССР на ХХVI Международном конгрессе востоковедов,
М., 1963

25. Кузьмин Денис Нарты и манси: эпические параллели

(интернет, 31.07.2012 23:24)
26. Кузьмина Е.Е. Занавес поднимается//Знание-сила 1985, №3

27. Кулумбеков Р. П. Станут ли короли Англии потомками алан //Республика, 2012а.№25-26
28. Кулумбеков Р.П. Шотландские хроники потомков алан // Республика, №5-6, январь 2012
29. Кумахов М.А. Кумахова З.Ю. Язык адыгского фольклора. Нартский эпос, М., 1985
30. Литтлтон К. Малкор Л. От Скифии до Камелота, Вл.,2007

31. Никель Ж. Кто были рыцари короля Артура // Об исто-рической основе сказаний об Артуре 1975
32. Матвеева Нарты на Украине // Дарьяль, 2012, №1
33. Памятники алано-осетинской письменности. Вл.,2013
34. Салакая Ш. Х. Абхазский народный героический эпос,
Тб,. 1966.
35. Сатцаев Э. Б. Нартский эпос и иранская поэма Шахнаме (Схожие сюжетные мотивы), Вл., 2008
36. Советская историческая энциклопедия , т.1, М., 1961
37. Советская историческая энциклопедия, т.7, М., 1965
38. Тадевосян Т.В. Семантические параллели фольклорны ар-хетипов. Русские былины и осетинский нартский эпос,Вл., 2013

39. Хохоровская Я. Скифские набеги на территорию Средней Европы //Российская археология, 1994, №3
40. Шегрен А.М. Осетинские исследования Вл., 1994
41. Шукин М.Б. На рубеже эр. Опыт историко-археологиче-ской реконструкции политических событий 111 в до н.э. в Восточную и Центральную Европ, СПб, 1994

42. Эпос и мифология осетин и мировая культура, Вл., 2012

50 Материалы международной конференции«Этногенез и этническая история осетин»
Ингушетия



Юго-Осетинский государственный университет им. А.А. Тибилова
«Этногенез и этническая история осетин»
Материалы международной научной конференции

15-16 мая 2014 г.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Солнечный

мойка

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 105 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора

Погода

Акция. ЮОГУ

ЮОГУ

Цитаты

Деньги не портят человека, они просто показывают, кто он есть на самом деле.
Производство сайтов

Новости

«    Сентябрь 2019    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30  
Сдается помещение под магазин. Сдается помещение по ул. Героев, 3 ( раньше там располагалась Евросеть) площадью 33 квадрата. Имеется кондиционер и санузел. Аренда - 20 000р. в месяц.
Солнечный

Солнечный

Энергоресур

Объявления

Услуги по заправке картриджей и ремонту принтеров . Быстро недорого с гарантией!
10 лет качественной работы! Так же продаются Б/У принтеры в хорошем состоянии, фирмы: Canon, Samsung , HP и Xerox. Телефон для справок +7 929 804 44 74, спросить Колю

***
***

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!

Осетия