Симд — танец, корнями уходящий в глубокую древность
14 октября 2015 Аналитика [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [3413 просмотров]
Танец, корнями уходящий в глубокую древность. Танец-история. Симд уже перестал быть просто танцем. Он — символ нашего народа. Конечно, его танцевали и танцуют и кабардинцы, и грузины, и другие народы Северного Кавказа, как лучший образец хореографического икусства осетин.
В старину юноши и девушки не могли открыто заявлять о своих чувствах. Но встречаясь в танце, влюблённые могли незаметно шепнуть о своих чувствах. Молодёжь загодя готовилась к танцам, которые устраивались на специально отведённом для этого месте, где-нибудь на краю села. Даже в горных аулах, где каждый акр земли — на вес золота, были такие места. И каждый парень стремился попасть в пару с той, которая ему нравилась.
Основу любого симда составляли два элемента — прямая линия и круг, символизирующий солнце и бесконечность.
Костюм для симда был особенный: рукава были очень длинны и полностью закрывали все обнажённые места, чтобы во время танца тела партнёров не соприкасались. В женском варианте эти рукава назывались «уаелаерттае». Они служили также украшением костюма.
Существует несколько разновидностей симда. Но первая ассоциация, которая возникает при этом слове — двухэтажный танец вокруг зажжённых костров. И действительно, нартон симд (симд нартов) — одна из древнейших разновидностей этого танца. Принимали участие только мужчины, обычно от тридцати до сорока пяти лет, которые должны были отличаться ловкостью и изрядной силой. В танце могло участвовать до 200 человек: собиралась, как правило, вся многочисленная округа.
Этот вид симда наиболее сложный. Выстраивался нижний ряд. Танцующие брали друг друга за пояса, образовывая сплошную круговую «людскую» стену. Этот ряд двигался медленно сначала против, а потом по часовой стрелке. Верхний же ряд взбирался ногами на плечи тех, кто танцевал в нижнем. Когда двухэтажная стена выстраивалась, то танцоры начинали синхронно двигаться. Танец сопровождался песней. Нижние, обращаясь к верхним, пели: «Бакувут!» («Поклонитесь нам!»). Нижние на это отвечали примерно так: «Даелаемае аерхаут!» («Чтоб вам упасть вниз!»). Иногда, чтобы на плечи нижних взвалить больше тяжести, верхние поднимали на плечи бычков или жеребят. Потом ряды менялись, и нижние платили верхним тем же самым. Делалось это, понятно, не из жестокости. Просто во время танца проверялись выдержка и выносливость мужчин. Симд был своего рода испытанием.
Во время «тымбыл симда» мужчины брали женщин под руку. Становились вкруг через один. И женщин, и мужчин должно было быть одинаковое количество. Танцевали медленно, движения были поступательны. Сначала круг двигался влево, потом вправо. Обязательно был запевала. Слова песни подхватывали все танцоры, а после они получали угощение и вновь пускались в весёлый пляс, продолжавшийся обычно до утра.
Симд старинный или по-другому «нагуай симд» танцевался уже иначе. То был плавный, величественный танец, исполненный достоинства. Мужчины и женщины выстраивались в шеренгу, причём мужчина брал женщину под руку. Сначала стена танцоров двигалась, как единое целое, потом первая пара выходила вперёд, за ней — остальные. Музыка была мелодически спокойная, тяжёлая, а общее впечатление, которое производил нагуай симд на наблюдателя — ощущение того, что пары, — будто волны, двигающиеся медленно, словно набегающие одна на другую.
По композиционному строению симд остаётся на сегодня таким же. Женщины участвуют в нём наравне с мужчинами: сохранились основные элементы «тымбыл симда». По-прежнему основа танца — круг. Но в современном симде основной акцент делается на новые формы композиции, новые ракурсы, которые не всегда соответствуют содержанию танца. Происходит так потому, что в нынешнем быту народные танцы фигурируют всё реже и реже. Теперь мы всё чаще видим их в основном на сцене, в постановках баллетмейстеров. Что же касается симда, то он, в любом случае, был и остаётся символом нашей истории и культуры.
Ася Дзагурова
В старину юноши и девушки не могли открыто заявлять о своих чувствах. Но встречаясь в танце, влюблённые могли незаметно шепнуть о своих чувствах. Молодёжь загодя готовилась к танцам, которые устраивались на специально отведённом для этого месте, где-нибудь на краю села. Даже в горных аулах, где каждый акр земли — на вес золота, были такие места. И каждый парень стремился попасть в пару с той, которая ему нравилась.
Основу любого симда составляли два элемента — прямая линия и круг, символизирующий солнце и бесконечность.
Костюм для симда был особенный: рукава были очень длинны и полностью закрывали все обнажённые места, чтобы во время танца тела партнёров не соприкасались. В женском варианте эти рукава назывались «уаелаерттае». Они служили также украшением костюма.
Существует несколько разновидностей симда. Но первая ассоциация, которая возникает при этом слове — двухэтажный танец вокруг зажжённых костров. И действительно, нартон симд (симд нартов) — одна из древнейших разновидностей этого танца. Принимали участие только мужчины, обычно от тридцати до сорока пяти лет, которые должны были отличаться ловкостью и изрядной силой. В танце могло участвовать до 200 человек: собиралась, как правило, вся многочисленная округа.
Этот вид симда наиболее сложный. Выстраивался нижний ряд. Танцующие брали друг друга за пояса, образовывая сплошную круговую «людскую» стену. Этот ряд двигался медленно сначала против, а потом по часовой стрелке. Верхний же ряд взбирался ногами на плечи тех, кто танцевал в нижнем. Когда двухэтажная стена выстраивалась, то танцоры начинали синхронно двигаться. Танец сопровождался песней. Нижние, обращаясь к верхним, пели: «Бакувут!» («Поклонитесь нам!»). Нижние на это отвечали примерно так: «Даелаемае аерхаут!» («Чтоб вам упасть вниз!»). Иногда, чтобы на плечи нижних взвалить больше тяжести, верхние поднимали на плечи бычков или жеребят. Потом ряды менялись, и нижние платили верхним тем же самым. Делалось это, понятно, не из жестокости. Просто во время танца проверялись выдержка и выносливость мужчин. Симд был своего рода испытанием.
Во время «тымбыл симда» мужчины брали женщин под руку. Становились вкруг через один. И женщин, и мужчин должно было быть одинаковое количество. Танцевали медленно, движения были поступательны. Сначала круг двигался влево, потом вправо. Обязательно был запевала. Слова песни подхватывали все танцоры, а после они получали угощение и вновь пускались в весёлый пляс, продолжавшийся обычно до утра.
Симд старинный или по-другому «нагуай симд» танцевался уже иначе. То был плавный, величественный танец, исполненный достоинства. Мужчины и женщины выстраивались в шеренгу, причём мужчина брал женщину под руку. Сначала стена танцоров двигалась, как единое целое, потом первая пара выходила вперёд, за ней — остальные. Музыка была мелодически спокойная, тяжёлая, а общее впечатление, которое производил нагуай симд на наблюдателя — ощущение того, что пары, — будто волны, двигающиеся медленно, словно набегающие одна на другую.
По композиционному строению симд остаётся на сегодня таким же. Женщины участвуют в нём наравне с мужчинами: сохранились основные элементы «тымбыл симда». По-прежнему основа танца — круг. Но в современном симде основной акцент делается на новые формы композиции, новые ракурсы, которые не всегда соответствуют содержанию танца. Происходит так потому, что в нынешнем быту народные танцы фигурируют всё реже и реже. Теперь мы всё чаще видим их в основном на сцене, в постановках баллетмейстеров. Что же касается симда, то он, в любом случае, был и остаётся символом нашей истории и культуры.
Ася Дзагурова
Источник - 15 регион.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.