А. КАРАВАЕВ: АБХАЗИЯ И ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ ФАКТИЧЕСКИ ВСТУПАЮТ В ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ
13 декабря 2013 Экономика [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [5656 просмотров]
"Способом оформить фактическое вступление Абхазии и Южной Осетии в Таможенный союз без самого юридического факта" назвал ратификацию Госдумой России соглашений о беспошлинной торговле с этими республиками научный сотрудник Института Экономики РАН Александр Караваев в беседе с корреспондентом BigCaucasus.
Соглашение с Абхазией было подписано в Москве 28 мая 2012 года, соглашение с Южной Осетией — 2 марта 2012 года. Госдума России утвердила эти документы 10 декабря 2013 года. Они устанавливают беспошлинный режим ввоза и вывоза товаров, за исключением некоторых позиций.
"В таком сценарии нет необходимости получать согласие на эту процедуру от Астаны и Минска, которые имеют собственные линии отношений с Тбилиси, отличные от Москвы, — пояснил Александр Караваев в комментарии BigCaucasus. — Российские партнеры по ТС не признали независимость ЮО и Абхазии и могли бы усложнить полноценное оформление их членства в ТС. А в такой форме "вступления по факту" наших партнеров это не поставит в затруднительное положение. При этом мы фактически получаем данные республики внутри Таможенного союза".
Это даст "определенный импульс торгово-экономическому развитию данных республик", полагает эксперт. "Достоинства свободного таможенного режима связаны с облегчением выхода на российский рынок местных производителей и упрощением реализации российских инвестиционных проектов, — отмечает эксперт. — Скажем, теперь Южная Осетия может расширить производство минеральной воды "Багиата" и перестать оформлять ее как североосетинскую. Должен расшириться ввоз оборудования для различных перерабатывающих отраслей республик. Пищевая и строительные отрасли — как раз те, которые должны дать импульс развитию местных экономик. Наконец, косвенно этот режим может облегчить оформление транзита армянских товаров в Россию".
Связанное с соглашениями выпадение доходов местных бюджетов, по словам политолога, компенсируется российскими инвестициями. Кроме того, несколько источников дохода остается. "В частности, в режим свободной торговли не попадают импорт из этих двух республик сахара, спирта и табачных изделий, — напомнил Караваев. — Здесь нужно отметить, что Южная Осетия и Абхазия вообще-то не производят спирт и сахар, а также табак в промышленных количествах. Все это поступало и по-прежнему поступает в одном случае из Турции в Абхазию, в другом, например, спирт - из Грузии в Южную Осетию. А затем по серым схемам проникает на российскую таможенную территорию".
Российскому бизнесу эти соглашения также облегчат жизнь, уверен Александр Караваев. "Во-первых, эти две региональные экономики давно внутри большой российской, а региональных предпринимателей трудно назвать в России иностранцами. Они имеют российские паспорта и связаны сотнями связей с экономикой Северного Кавказа и остальной России, — объясняет эксперт. Снятие таможенных барьеров изымает искусственную преграду, вокруг которой множество посреднических и коррупционных схем. Во-вторых, это еще один небольшой шаг в сторону улучшения инвестиционной привлекательности регионов для тех, кто мог бы туда прийти со своими проектами, но опасается множества рисков".
Задержка с ратификаций таких важных для республик документов могла быть связана, по мнению эксперта, как с бюрократическими процедурами, так и с проблемами "экономической политики России в отношении этих регионов". "Как известно, новые планы развития регионов в течении 2013 года только готовились, а учитывая, что прежние целевые проекты не выполнены до конца или просто провалены, нужно было рассчитать воздействие свободного таможенного режима на их будущее выполнение. Возможно, что с приходом Суркова ситуация как-то устаканилась", — предполагает эксперт.
http://www.bigcaucasus.com/events/news/13-12-2013/88378-karavaev-0/
Соглашение с Абхазией было подписано в Москве 28 мая 2012 года, соглашение с Южной Осетией — 2 марта 2012 года. Госдума России утвердила эти документы 10 декабря 2013 года. Они устанавливают беспошлинный режим ввоза и вывоза товаров, за исключением некоторых позиций.
"В таком сценарии нет необходимости получать согласие на эту процедуру от Астаны и Минска, которые имеют собственные линии отношений с Тбилиси, отличные от Москвы, — пояснил Александр Караваев в комментарии BigCaucasus. — Российские партнеры по ТС не признали независимость ЮО и Абхазии и могли бы усложнить полноценное оформление их членства в ТС. А в такой форме "вступления по факту" наших партнеров это не поставит в затруднительное положение. При этом мы фактически получаем данные республики внутри Таможенного союза".
Это даст "определенный импульс торгово-экономическому развитию данных республик", полагает эксперт. "Достоинства свободного таможенного режима связаны с облегчением выхода на российский рынок местных производителей и упрощением реализации российских инвестиционных проектов, — отмечает эксперт. — Скажем, теперь Южная Осетия может расширить производство минеральной воды "Багиата" и перестать оформлять ее как североосетинскую. Должен расшириться ввоз оборудования для различных перерабатывающих отраслей республик. Пищевая и строительные отрасли — как раз те, которые должны дать импульс развитию местных экономик. Наконец, косвенно этот режим может облегчить оформление транзита армянских товаров в Россию".
Связанное с соглашениями выпадение доходов местных бюджетов, по словам политолога, компенсируется российскими инвестициями. Кроме того, несколько источников дохода остается. "В частности, в режим свободной торговли не попадают импорт из этих двух республик сахара, спирта и табачных изделий, — напомнил Караваев. — Здесь нужно отметить, что Южная Осетия и Абхазия вообще-то не производят спирт и сахар, а также табак в промышленных количествах. Все это поступало и по-прежнему поступает в одном случае из Турции в Абхазию, в другом, например, спирт - из Грузии в Южную Осетию. А затем по серым схемам проникает на российскую таможенную территорию".
Российскому бизнесу эти соглашения также облегчат жизнь, уверен Александр Караваев. "Во-первых, эти две региональные экономики давно внутри большой российской, а региональных предпринимателей трудно назвать в России иностранцами. Они имеют российские паспорта и связаны сотнями связей с экономикой Северного Кавказа и остальной России, — объясняет эксперт. Снятие таможенных барьеров изымает искусственную преграду, вокруг которой множество посреднических и коррупционных схем. Во-вторых, это еще один небольшой шаг в сторону улучшения инвестиционной привлекательности регионов для тех, кто мог бы туда прийти со своими проектами, но опасается множества рисков".
Задержка с ратификаций таких важных для республик документов могла быть связана, по мнению эксперта, как с бюрократическими процедурами, так и с проблемами "экономической политики России в отношении этих регионов". "Как известно, новые планы развития регионов в течении 2013 года только готовились, а учитывая, что прежние целевые проекты не выполнены до конца или просто провалены, нужно было рассчитать воздействие свободного таможенного режима на их будущее выполнение. Возможно, что с приходом Суркова ситуация как-то устаканилась", — предполагает эксперт.
http://www.bigcaucasus.com/events/news/13-12-2013/88378-karavaev-0/
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.