Людвиг Чибиров: Десять лет работы над энциклопедией дали хорошие результаты
16 июня 2013 Новости / Культура / Книги [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [10643 просмотра]
Людвиг Чибиров: Десять лет работы над энциклопедией дали хорошие результаты
16.06.2013 - 10:20
Интервью
Вышел в свет долгожданный труд профессора Людвига Чибирова «Осетинская этнографическая энциклопедия», сбор материалов для которого вёлся с 2003 года. О своей работе над книгой и её значимости Людвиг Чибиров рассказал в интервью ИА «Рес».
- Людвиг Алексеевич, расскажите об истории вашей энциклопедии. Когда возникла идея её создания?
- Идея создания подобной энциклопедии у меня возникла ещё во второй половине 80-х годов прошлого столетия, а учитывая то, что этнография осетин была изучена больше, чем других народов Северного Кавказа, накопилось много материалов, которые всесторонне рассказывали о материальной, духовной культуры нации.
Ещё в первые годы советской власти к работе по изучению истории осетин подключились учёные Григорий Фурсин и Евгений Пчелин, которые написали ряд блестящих статей на эту тему. Неоценима и роль научных работ в создании книги первого югоосетинского историка Захара Ванеева.
В послевоенный период появилась целая плеяда профессиональных этнографов: профессор Абдулла Магомедов с его известной монографией «Культура и быт осетинского народа», где описывается общественный быт и культура осетин; Борис Калоев, который сделал очень многое для развития этнографии Осетии и Васо Абаев, заслуги которого в научном мире неоценимы.
- Как проходил процесс создания книги?
- Мы с Васо Абаевым были в дружеских отношениях, и, когда я рассказал ему о своих планах по созданию книги, он меня охотно поддержал и одобрил идею. Вскоре после этого мы приступили к работе, но потом началась моя государственная работа (с 1993 по 2001 год Людвиг Чибиров занимал пост президента РЮО. — Ред.) и все дела, связанные с энциклопедией были отложены на восемь лет. В мае 2002 года мне предложили другие темы, от которых я отказался, так как тема для работы у меня уже была, и с тех пор на протяжении десяти лет я упорно занимался сбором материалов для энциклопедии. Составил принцип работы над книгой, определил словарный состав и потом начал собирать коллектив авторов.
- Кто помогал Вам в работе?
- В авторском коллективе 31 человек. Я осуществлял основное руководство группой, и подавляющее большинство материалов составлены мной. Я постарался привлечь всех этнографов, которые занимались историей Осетии. Среди авторского коллектива, к сожалению, мало южан — могу отметить Батрадза Харебова и Азу Кокоеву, которые являются соавторами книги.
- Где и сколько было издано экземпляров?
- Десять лет работы наконец-то дали хорошие результаты, и в мае нынешнего года, к открытию Международного конгресса «Этногенез и этническая история осетин», во Владикавказе вышла в свет первая партия книг. Книгу мы готовили в Северной Осетии, средства на издание выделило правительство РСО — Алании, но издана она была в Издательском доме «Проф-пресс», в Ростове-на-Дону, в количестве 600 экземпляров. Оформлена книга великолепно, всем она очень понравилась. По решению правительства Северной Осетии, через Министерство культуры весь тираж будет распределён по научным и культурно-просветительским учреждениям. Было бы замечательно, если бы пару экземпляров всё же отправили в Южную Осетию.
- Расскажите о содержании книги.
- В энциклопедии более 400 словарных статей, охвачены все аспекты материальной и культурной жизни осетин. Она называется этнографической, но фактически охвачена вся духовная жизнь осетин. В частности, есть статьи об этногенезе осетинского народа и Нартском эпосе, о хозяйстве и культуре, о мифологии и фольклоре, религии и демонологии, о праздниках и ритуалах.
Много материалов о бытности осетин: семья и семейность, традиционные нормы поведения, осетинский этикет, связи с другими народами Кавказа. В энциклопедию вошли также публикации об осетинских диаспорах во всём мире, есть раздел «Персоны», где собраны материалы о тех, кто занимался историей, фольклором осетин, кто внёс большой вклад в развитие истории осетинского народа, — это Всеволод Миллер, Цоцко Амбалов. В книге нашлось место практически всем деятелям культуры.
- Чем вы занимаетесь на данный момент?
- В последнее время получила большое распространение лженаука, искажаются исторические события, вплоть до утверждения, что осетины не имеют отношения к иранству, аланам, скифам и сарматам. Большие споры и вокруг Нартского эпоса. И в связи с этим, я уже третий год работаю над темой «Скифо-сармато-алано-осетинские параллели». Я хочу, чтобы в данной работе было охвачено всё, сказанное в литературе по этому вопросу.
- Что Вы пожелаете молодым учёным Южной Осетии?
- Я хочу призвать молодое поколение учёных больше времени уделять насущным проблемам, касающимся нашей истории, чтобы объективно опровергать утверждения лженауки, которая широко распространяется.
TVero.net
ИА "Рес"/Элина Габараева
16.06.2013 - 10:20
Интервью
Вышел в свет долгожданный труд профессора Людвига Чибирова «Осетинская этнографическая энциклопедия», сбор материалов для которого вёлся с 2003 года. О своей работе над книгой и её значимости Людвиг Чибиров рассказал в интервью ИА «Рес».
- Людвиг Алексеевич, расскажите об истории вашей энциклопедии. Когда возникла идея её создания?
- Идея создания подобной энциклопедии у меня возникла ещё во второй половине 80-х годов прошлого столетия, а учитывая то, что этнография осетин была изучена больше, чем других народов Северного Кавказа, накопилось много материалов, которые всесторонне рассказывали о материальной, духовной культуры нации.
Ещё в первые годы советской власти к работе по изучению истории осетин подключились учёные Григорий Фурсин и Евгений Пчелин, которые написали ряд блестящих статей на эту тему. Неоценима и роль научных работ в создании книги первого югоосетинского историка Захара Ванеева.
В послевоенный период появилась целая плеяда профессиональных этнографов: профессор Абдулла Магомедов с его известной монографией «Культура и быт осетинского народа», где описывается общественный быт и культура осетин; Борис Калоев, который сделал очень многое для развития этнографии Осетии и Васо Абаев, заслуги которого в научном мире неоценимы.
- Как проходил процесс создания книги?
- Мы с Васо Абаевым были в дружеских отношениях, и, когда я рассказал ему о своих планах по созданию книги, он меня охотно поддержал и одобрил идею. Вскоре после этого мы приступили к работе, но потом началась моя государственная работа (с 1993 по 2001 год Людвиг Чибиров занимал пост президента РЮО. — Ред.) и все дела, связанные с энциклопедией были отложены на восемь лет. В мае 2002 года мне предложили другие темы, от которых я отказался, так как тема для работы у меня уже была, и с тех пор на протяжении десяти лет я упорно занимался сбором материалов для энциклопедии. Составил принцип работы над книгой, определил словарный состав и потом начал собирать коллектив авторов.
- Кто помогал Вам в работе?
- В авторском коллективе 31 человек. Я осуществлял основное руководство группой, и подавляющее большинство материалов составлены мной. Я постарался привлечь всех этнографов, которые занимались историей Осетии. Среди авторского коллектива, к сожалению, мало южан — могу отметить Батрадза Харебова и Азу Кокоеву, которые являются соавторами книги.
- Где и сколько было издано экземпляров?
- Десять лет работы наконец-то дали хорошие результаты, и в мае нынешнего года, к открытию Международного конгресса «Этногенез и этническая история осетин», во Владикавказе вышла в свет первая партия книг. Книгу мы готовили в Северной Осетии, средства на издание выделило правительство РСО — Алании, но издана она была в Издательском доме «Проф-пресс», в Ростове-на-Дону, в количестве 600 экземпляров. Оформлена книга великолепно, всем она очень понравилась. По решению правительства Северной Осетии, через Министерство культуры весь тираж будет распределён по научным и культурно-просветительским учреждениям. Было бы замечательно, если бы пару экземпляров всё же отправили в Южную Осетию.
- Расскажите о содержании книги.
- В энциклопедии более 400 словарных статей, охвачены все аспекты материальной и культурной жизни осетин. Она называется этнографической, но фактически охвачена вся духовная жизнь осетин. В частности, есть статьи об этногенезе осетинского народа и Нартском эпосе, о хозяйстве и культуре, о мифологии и фольклоре, религии и демонологии, о праздниках и ритуалах.
Много материалов о бытности осетин: семья и семейность, традиционные нормы поведения, осетинский этикет, связи с другими народами Кавказа. В энциклопедию вошли также публикации об осетинских диаспорах во всём мире, есть раздел «Персоны», где собраны материалы о тех, кто занимался историей, фольклором осетин, кто внёс большой вклад в развитие истории осетинского народа, — это Всеволод Миллер, Цоцко Амбалов. В книге нашлось место практически всем деятелям культуры.
- Чем вы занимаетесь на данный момент?
- В последнее время получила большое распространение лженаука, искажаются исторические события, вплоть до утверждения, что осетины не имеют отношения к иранству, аланам, скифам и сарматам. Большие споры и вокруг Нартского эпоса. И в связи с этим, я уже третий год работаю над темой «Скифо-сармато-алано-осетинские параллели». Я хочу, чтобы в данной работе было охвачено всё, сказанное в литературе по этому вопросу.
- Что Вы пожелаете молодым учёным Южной Осетии?
- Я хочу призвать молодое поколение учёных больше времени уделять насущным проблемам, касающимся нашей истории, чтобы объективно опровергать утверждения лженауки, которая широко распространяется.
TVero.net
ИА "Рес"/Элина Габараева
Источник - ИА Рес.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.