Оружие у населения: «за» и «против»
26 января 2013 Аналитика [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [5804 просмотра]
События Новогодней ночи вновь поставили на повестку дня вопрос бесконтрольного наличия у населения Республики большого количества оружия. Та канонада, которая была на Старый Новый год привела в возмущение не только руководство Республики, но и простых жителей Цхинвала. Стало понятно, что увещеваниями и обращениями дело не исправить, и если ситуация не улучшится, то не только наши нервы, но и наши жизни окажутся в опасности. Так что оружие, имеющееся у населения надо контролировать, а лучше всего изымать.
Оружие, конечно же, зло. Немало свидетельств трагедий, которые стали возможны по причине того, что простые люди использовали его в разборках и бытовых ссорах. Иногда и подростки, возбуждаемые ложным понятием о мужественности, используют хранящиеся дома автоматы и гранаты для утверждения в мальчишеских стычках своего авторитета.
У населения на руках оружия действительно много. И это не только простые охотничьи ружья. Весь арсенал военной промышленности, от пулемета до гранаты-лимонки, можно найти в укромных уголках подвалов и платяных шкафах жителей Республики. И это обычное явление в поствоенном сообществе. Но зачастую смертоносное оружие выходит за пределы домашних стен. И тогда жди беду!
Процесс изъятия оружия у простых граждан носит постоянный характер. И этим делом занимались не только правоохранительные органы РЮО. В конце 90-х годов, когда в зоне грузино-осетинского конфликта установилось длительное затишье, ОБСЕ ввело в практику выкуп у населения оружия. За каждую единицу вооружения устанавливалась твердая цена. А «улов» оказывался солидным: автоматы, пулеметы, неуправляемые ракеты, мины... Все это собиралось и через определенный период времени уничтожалось. Делалось это демонстративно, на полигоне миротворцев в присутствии журналистов и международных наблюдателей. Кстати, интересный факт того действа – вооружение в основном приобретали у жителей осетинских населенных пунктов. В грузинских селах такой работы практически не велось. Неизвестно, был ли в этом определенный умысел с целью разоружения осетинского населения, либо простое совпадение. Но факт остается фактом!
Впрочем, акция эта долго не продлилась. И не по причине того, что деньги западных налогоплательщиков закончились. Просто люди, наученные горьким опытом, в большинстве своем сдавали только излишки оружия или неподлежащие восстановлению единицы, справедливо полагая, что угроза войны еще не миновала. Что и подтвердили дальнейшие события.
Конечно же, сегодня такая форма приобретения оружия у населения имеет хорошую перспективу. Однако средств для этого надо немало. Да и финансовые аферы при этом неизбежны. Остается надежда на сознательность и здравый смысл.
Правда, надеяться на то, что оружие будет с энтузиазмом регистрироваться или добровольно сдаваться, едва ли стоит, но менять ситуацию надо. Понятно, что примеров, где оружие у простых людей – традиция, в мире немало. Есть государство Йемен, где боевые действия давно не ведутся, но в каждом доме есть автомат, а мужчины поголовно ходят с национальным кинжалом-джамбией. Тот же Израиль, где высокоцивилизованное население живет в состоянии древнего племени, которое вооружено в ожидании нападения врагов. Здесь в этом плане со времен ветхозаветного Авраама немногое изменилось. Оружие в израильской семье нормальное явление, порой оно часть домашнего интерьера. Такую картину можно увидеть не только в домах евреев-поселенцев, но и в больших городах. Подобный порядок допускается, хотя инцидентов с оружием тоже немало. Но существует строгий контроль и сознательность граждан. Но главное – возможность быстрого доступа к оружию позволяет населению вооружиться в течение нескольких часов. И это очень важно для страны, для которой военные действия постоянны, как смена времен года.
Еще один пример – маленькая нейтральная Швейцария. Здесь существует такое понятие, как «вооруженный народ». Долгое время швейцарское государство поощряло владение населением оружия, таким образом создавался значительный резерв на случай вооруженного вторжения врагов в страну. Держать большую постоянную армию средств не хватало, а благодаря резервистам, имеющим дома стрелковое оружие, увеличивать армию удавалось до полумиллиона человек. И это против 20 тысяч в мирное время
Последний фактор, кстати, применим и для Южной Осетии. Мы все понимаем, что Цхинвал, по существу, прифронтовой город. У нас нет таких пространственных и временных возможностей для быстрой мобилизации, как у жителей того же Сухума или Тирасполя, расположенных на значительном удалении от границ с вероятным противником. Поэтому в идеале защитник Цхинвала должен иметь возможность быстро взять оружие в своем доме, так как, выйдя на улицу, он фактически сразу же оказывается на передовой.
Практика показала, что так обычно и происходит. В условиях быстротечности и интенсивности современных конфликтов управляемость и, соответственно, действенность централизованных вооруженных формирований снижается. И вовлечение в боевые действия иррегулярных подразделений становится важным фактором. Кстати, август 2008 года это наглядно показал. Грузинская армия, оснащенная современными системами управления и связью, была дезорганизована в течение нескольких суток. А система их резервистов, в отличие, от юго-осетинской, оказалась неэффективной. В Цхинвале же именно резервисты стали основой успешного сопротивления агрессору.
Но неподконтрольное оружие всегда несет в себе опасность. Это определяется не только недопустимостью его использования при бытовых конфликтах, но оно и прямая угроза для внутренней стабильности. Для того, чтобы изменить ситуацию, необходима большая разъяснительная работа среди населения и утверждение гарантий для передающих оружие государству. Понятно, что добровольно сдавать оружие никто не будет. Только единицы. Остается проводить облавы или проводить подомный обход. А это неизбежные конфликтные ситуации.
Необходимо предложить регистрировать оружие в МВД (с обязательной фиксацией баллистических характеристик). Несколько лет назад уже было такое предложение, однако оно не конвертировалось в конкретный документ. Ведь это не должно быть только устным распоряжением руководства или приказом в недрах МВД. Необходим документ, пропечатанный в частности и в СМИ, чтобы каждый владелец оружия мог его вырезать на память и хранить вместе со своим автоматом как своеобразную документальную гарантию. Все это необходимо для того, чтобы люди поверили в искренность властей.
В документе о регистрации должно быть прописано, где и как должна проходить процедура регистрации, количество разрешенных единиц оружия, какие при этом гарантии получает лицо, имеющее дома зарегистрированный автомат или пулемет, требование обязательного хранения оружия в специальном металлическом шкафе и т.п. И срок действия такого документа должен быть неограничен.
Без твердых гарантий, желательно оформленных юридически, у людей не будет желания расставаться со своим оружием. Надо понять, что население в Южной Осетии все еще живет с сознанием воюющего сообщества. Даже сегодня, при строительстве новых домов, учитываются пожелания жителей об устройстве добротных подвалов, способных защитить от артиллерийских снарядов. Мы всегда внутренне готовы перейти на осадное положение. И это еще, к сожалению, объективная реальность.
Контроль над оружием – сложный процесс. Здесь необходима последовательная работа правоохранительных органов, общественности, СМИ. И промедление здесь неуместно. Либо общество будет контролировать человека с ружьем, либо человек с ружьем будет контролировать наше общество. А к чему это может привести, мы все помним по примеру 90-х годов…
Оружие, конечно же, зло. Немало свидетельств трагедий, которые стали возможны по причине того, что простые люди использовали его в разборках и бытовых ссорах. Иногда и подростки, возбуждаемые ложным понятием о мужественности, используют хранящиеся дома автоматы и гранаты для утверждения в мальчишеских стычках своего авторитета.
У населения на руках оружия действительно много. И это не только простые охотничьи ружья. Весь арсенал военной промышленности, от пулемета до гранаты-лимонки, можно найти в укромных уголках подвалов и платяных шкафах жителей Республики. И это обычное явление в поствоенном сообществе. Но зачастую смертоносное оружие выходит за пределы домашних стен. И тогда жди беду!
Процесс изъятия оружия у простых граждан носит постоянный характер. И этим делом занимались не только правоохранительные органы РЮО. В конце 90-х годов, когда в зоне грузино-осетинского конфликта установилось длительное затишье, ОБСЕ ввело в практику выкуп у населения оружия. За каждую единицу вооружения устанавливалась твердая цена. А «улов» оказывался солидным: автоматы, пулеметы, неуправляемые ракеты, мины... Все это собиралось и через определенный период времени уничтожалось. Делалось это демонстративно, на полигоне миротворцев в присутствии журналистов и международных наблюдателей. Кстати, интересный факт того действа – вооружение в основном приобретали у жителей осетинских населенных пунктов. В грузинских селах такой работы практически не велось. Неизвестно, был ли в этом определенный умысел с целью разоружения осетинского населения, либо простое совпадение. Но факт остается фактом!
Впрочем, акция эта долго не продлилась. И не по причине того, что деньги западных налогоплательщиков закончились. Просто люди, наученные горьким опытом, в большинстве своем сдавали только излишки оружия или неподлежащие восстановлению единицы, справедливо полагая, что угроза войны еще не миновала. Что и подтвердили дальнейшие события.
Конечно же, сегодня такая форма приобретения оружия у населения имеет хорошую перспективу. Однако средств для этого надо немало. Да и финансовые аферы при этом неизбежны. Остается надежда на сознательность и здравый смысл.
Правда, надеяться на то, что оружие будет с энтузиазмом регистрироваться или добровольно сдаваться, едва ли стоит, но менять ситуацию надо. Понятно, что примеров, где оружие у простых людей – традиция, в мире немало. Есть государство Йемен, где боевые действия давно не ведутся, но в каждом доме есть автомат, а мужчины поголовно ходят с национальным кинжалом-джамбией. Тот же Израиль, где высокоцивилизованное население живет в состоянии древнего племени, которое вооружено в ожидании нападения врагов. Здесь в этом плане со времен ветхозаветного Авраама немногое изменилось. Оружие в израильской семье нормальное явление, порой оно часть домашнего интерьера. Такую картину можно увидеть не только в домах евреев-поселенцев, но и в больших городах. Подобный порядок допускается, хотя инцидентов с оружием тоже немало. Но существует строгий контроль и сознательность граждан. Но главное – возможность быстрого доступа к оружию позволяет населению вооружиться в течение нескольких часов. И это очень важно для страны, для которой военные действия постоянны, как смена времен года.
Еще один пример – маленькая нейтральная Швейцария. Здесь существует такое понятие, как «вооруженный народ». Долгое время швейцарское государство поощряло владение населением оружия, таким образом создавался значительный резерв на случай вооруженного вторжения врагов в страну. Держать большую постоянную армию средств не хватало, а благодаря резервистам, имеющим дома стрелковое оружие, увеличивать армию удавалось до полумиллиона человек. И это против 20 тысяч в мирное время
Последний фактор, кстати, применим и для Южной Осетии. Мы все понимаем, что Цхинвал, по существу, прифронтовой город. У нас нет таких пространственных и временных возможностей для быстрой мобилизации, как у жителей того же Сухума или Тирасполя, расположенных на значительном удалении от границ с вероятным противником. Поэтому в идеале защитник Цхинвала должен иметь возможность быстро взять оружие в своем доме, так как, выйдя на улицу, он фактически сразу же оказывается на передовой.
Практика показала, что так обычно и происходит. В условиях быстротечности и интенсивности современных конфликтов управляемость и, соответственно, действенность централизованных вооруженных формирований снижается. И вовлечение в боевые действия иррегулярных подразделений становится важным фактором. Кстати, август 2008 года это наглядно показал. Грузинская армия, оснащенная современными системами управления и связью, была дезорганизована в течение нескольких суток. А система их резервистов, в отличие, от юго-осетинской, оказалась неэффективной. В Цхинвале же именно резервисты стали основой успешного сопротивления агрессору.
Но неподконтрольное оружие всегда несет в себе опасность. Это определяется не только недопустимостью его использования при бытовых конфликтах, но оно и прямая угроза для внутренней стабильности. Для того, чтобы изменить ситуацию, необходима большая разъяснительная работа среди населения и утверждение гарантий для передающих оружие государству. Понятно, что добровольно сдавать оружие никто не будет. Только единицы. Остается проводить облавы или проводить подомный обход. А это неизбежные конфликтные ситуации.
Необходимо предложить регистрировать оружие в МВД (с обязательной фиксацией баллистических характеристик). Несколько лет назад уже было такое предложение, однако оно не конвертировалось в конкретный документ. Ведь это не должно быть только устным распоряжением руководства или приказом в недрах МВД. Необходим документ, пропечатанный в частности и в СМИ, чтобы каждый владелец оружия мог его вырезать на память и хранить вместе со своим автоматом как своеобразную документальную гарантию. Все это необходимо для того, чтобы люди поверили в искренность властей.
В документе о регистрации должно быть прописано, где и как должна проходить процедура регистрации, количество разрешенных единиц оружия, какие при этом гарантии получает лицо, имеющее дома зарегистрированный автомат или пулемет, требование обязательного хранения оружия в специальном металлическом шкафе и т.п. И срок действия такого документа должен быть неограничен.
Без твердых гарантий, желательно оформленных юридически, у людей не будет желания расставаться со своим оружием. Надо понять, что население в Южной Осетии все еще живет с сознанием воюющего сообщества. Даже сегодня, при строительстве новых домов, учитываются пожелания жителей об устройстве добротных подвалов, способных защитить от артиллерийских снарядов. Мы всегда внутренне готовы перейти на осадное положение. И это еще, к сожалению, объективная реальность.
Контроль над оружием – сложный процесс. Здесь необходима последовательная работа правоохранительных органов, общественности, СМИ. И промедление здесь неуместно. Либо общество будет контролировать человека с ружьем, либо человек с ружьем будет контролировать наше общество. А к чему это может привести, мы все помним по примеру 90-х годов…
Источник - Газета Республика.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.