За поминальным столом куваг должен располагаться не во главе стола, а сбоку
В последние десятилетия отчетливо видно, что наши традиции и обычаи, в частности, застольный этикет, каждый горазд трактовать по-своему. Нарушены общие традиции во многих обрядах. Почему до сих пор не разработан общий свод правил, скажем, для проведения похоронных мероприятий и конкретно похоронного стола, чтобы каждый знал все в подробностях и совершал обряды по завету предков, а не по заверению какого-нибудь «специалиста»?
Лариса Цховребова
За ответом мы обратились к председателю Юго-Осетинского отделения организации «Высший Совет осетин» («Стыр Ныхас»), директору Научно-исследовательского института Роберту Гаглойты:
– Подобные правила подобраны и недавно вышли брошюрой «Ирон æгъдæуттæ», которую подготовили северо-осетинские этнографы Гаппаев Татархан, Калоев Георгий, Мирзаганов Махар. В издании подробно описаны обычаи и обряды как похоронных, так и свадебных церемоний. В настоящее время подобная работа проводится и в стенах ЮОНИИ им. З. Ванеева, поскольку отличительные особенности между Югом и Севером в обрядах, безусловно, присутствуют. Когда работники нашего института завершат работу, мы приступим к главной проблеме – ломке в обществе несколько укоренившихся пришлых и искаженных элементов наших обычаев. Вы правы, давно пора наводить порядок. Тем более, в поминальных обрядах, поскольку, как известно, наши предки к загробной жизни всегда относились с особой серьезностью. Уверен, наш народ с удовольствием вернется к тем нормам, в том числе и застольного этикета, которым следовали наши предки. Правда, проблема в том, что теоретически все единодушно приветствуют эти нормы, но когда дело доходит до практической части, мы часто слышим: «Почему должны начать именно с меня?» Между тем, правила эти разработаны давно и выдержали века, вопрос в том, придерживаемся ли мы их.
Что же касается конкретно поминального стола, то тут одна из главных проблем – обилие тостов. Этикет традиционного осетинского похоронного застолья не позволяет произносить больше 8 тостов, и эти тосты прописаны и известны. Однако у нас за поминальным столом куваг часто увлекается, и в результате количество тостов возрастает до 20-ти, а то и более. И как следствие, некоторые порой забывают, где они находятся и за каким столом сидят. Отсюда и все беды.
Между тем, застольный поминальный этикет очень интересен и отличителен от, скажем, праздного. К примеру «куваг» за поминальным столом ни в коем случае не должен сидеть во главе стола, как делают у нас, а с боку – рядом с «фынгы хистæром». Таковы правила, дошедшие до нас сквозь века. Почему? Дело в том, что если «куваг» сидит не с боку, а во главе, получается триада – что не допустимо, ведь на похоронном столе должен соблюдаться принцип четности. Соответственно и право тоста передается зигзагообразно. Любопытна и позиция традиционных трех пирогов. После того как все заняли места за поминальным столом, кто-то из сидящих раскладывает три пирога таким образом, чтобы сверху было видно, что их именно три. Произносится тост-молитва обращенная к Богу, после чего верхний пирог передают «кастартам», оставшимися двумя поминают усопшего и разрезают на 8 частей. При этом, естественно, не допускается вращение подноса. Так же проявлением неуважения считается курить за столом, громко разговаривать. Даже «куваг» должен произносить тосты вполголоса, а сидящие рядом, так же негромко передавать друг другу. Ни в коем случае нельзя давать нуазан на похоронном застолье, что, кстати, часто у нас встречается.
Вообще, говорить об этих нюансах можно часами, но то, что в этой области требуется серьезная и кропотливая работа – факт. И действовать в данном случае нужно сообща, что называется по всем фронтам, при этом «разобраться» со спецификой «сабат бонта», «’хсавар», «хилдарын», «сабаттаг», а также с днями недели, когда хоронить усопшего попросту негоже. Данная работа ведется, и, думаю, по ее окончании будет выпущена брошюра большим тиражом с расчетом на каждую осетинскую семью, которая послужит как пособием, так и разъясняющим материалом. Нужно запастись терпением и мы обязательно возродим все важные и необходимые фрагменты обычаев предков.
Карина Джавахишвили
Юго-осетинская газета «Республика»
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.