Олег Тезиев: «Когда ощущаешь полное превосходство — не звереешь»

6 ноября 2007 Новости [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [5597 просмотров]
Олег Тезиев: «Когда ощущаешь полное превосходство — не звереешь»
В эти дни Осетия вновь вспоминает своих защитников, которые 15 лет назад, тревожной осенью 92-го, вступили в бои со вторгшимися из Ингушетии бандформированиями. Среди отважных защитников нашей республики были и добровольцы с южной части Осетии, которыми командовал тогдашний премьер-министр РЮО, а ныне председатель Северо-Осетинской региональной общественной организации «Гражданская инициатива» Олег Тезиев.

— Какова была ваша первая реакция, когда вы узнали о нападении бандформирований на села Пригородного района? – вопрос к Олегу Тезиеву.
— Не могу сказать, что для меня известие об агрессии стало полной неожиданностью. На тот момент ингушская верхушка активно подготавливала почву для начала боевых действий. Надо отдать должное силовым структурам Северной Осетии: уже в то время готовность республиканского ОМОНа и национальной гвардии был на достаточно хорошем уровне. То есть нельзя сказать, что в то время республика была незащищена. Другой дело – сыграл фактор неожиданности, а в первые дни вооруженного конфликта царила неорганизованность. Не было четкой информации о действиях, количестве противника, не было единого и грамотного штаба, который координировал бы боевые действия по отражению агрессии, в какой-то момент царила неразбериха. Не на руку сыграла и посеянная паника. Между тем, даже в те дни особой опасности для Осетии я не видел, она была сильно преувеличена. Надо было просто, засучив рукава, очистить Пригородный район от бандитов из Ингушетии.

— Среди тех, кто засучил рукава, была и ваша бригада «ИР», уже имевшая хороший опыт по отражению агрессии со стороны Грузии. Не было ли риска покидать, пусть хоть и на несколько дней, Южную Осетию, где только-только завершились боевые действия.

— В то время мир в Южной Осетии уже контролировался российскими миротворцами. Узнав о нападении на Север Осетии, мы оперативно организовали сбор отряда, но никак не бригады, и спустя 6,5 часов уже были во Владикавказе. К операции по очистке территории от бандформирований мы приступили 1 ноября, практически сразу же по приезде. Ингушская сторона упорно распространяет лживые сведения о том, что из Южной Осетии прибыли чуть ли не 6 тысяч добровольцев. Эта цифра вызывает во мне иронию. Нас было порядка 350 человек, от силы 370. Нам поручили очистить от боевиков примыкающие к столице республики поселки.
Признаться, несмотря на то, что это была спланированной акцией, особых проблем у нас не было, хотя в тех боях мы и потеряли 7 человек. Причем двое из них по нелепости погибли от местных ополченцев. После этого я запретил ополченцам помогать нам.

— Сколько времени бойцам «ИРа» понадобилось для выполнения боевой задачи?

— Менее суток. Часть подразделения, выполнив боевую задачу в Южном, быстро перегруппировалась в с. Дачное, где орудовали несколько пулеметчиков. Наши снайперы моментально подавили огневые точки, а остальные боевики предпочли спастись бегством.

— То есть после 2 ноября уже шли локальные боевые действия?

— Да, к тому времени уже шли очаговые бои. На тот момент бандитская операция уже была провалена. К тому же, в тот день так называемый чрезвычайный комитет Ингушской республики выступил с обращением к населению Ингушетии с призывом прекратить боевые действия и организованно покинуть позиции. Удивительно, как еще после этого в Ингушетии умудряются отрицать факт вооруженного нападения!

— Получается, что добровольцы из Южной Осетии сыграли ключевую роль в быстром выдворении бандформирований?

— В том конфликте мы использовали знакомую еще по грузино-осетинскому конфликту тактику, предпочитая сразу же выбивать врага из населенных пунктов, а не окапываться и вести позиционные бои. Ведь это сыграло бы на руку напавшей стороне.
В Ингушетии частенько говорят, что осетины воевали за спинами российских солдат. Не было такого. Перед собой мы не видели ни одного российского солдата.

— Где вы столкнулись с наибольшими трудностями?



— В Карца. Когда был отдан приказ выдвинуться в этом направлении, нам сообщили, что якобы боевики из Ингушетии отрезали от Владикавказа с. Октябрьское, где начали иссякать боеприпасы. Часть группы пошла через школу, другая по Карцинскому шоссе. Первые перестрелки возникли уже в районе п. Спутник, там же я получил небольшую контузию. По прошествии некоторого времени дорога в райцентр Пригородного района была свободной.

Кстати, в Карца с нами произошел любопытный случай. По мере освобождения поселка навстречу нашим бойцам выбежал мужчина в возрасте, по всему напоминавший ингуша. Он рассказал нам, что в его подвале боевики заперли около 40 заложников-осетин. Через несколько минут к нам по цепочке начали подбегать заложники. Все они поголовно были хорошенько избиты, у многих рванные раны. После этого я говорю ему: теперь иди, будь осторожен. А он спрашивает, не будем ли мы в него стрелять. «Куда стрелять?, — говорю ему, — В безоружного, что ли?».

— А как же распространенная среди ингушей тема о якобы зверствах кударцев?..

— Тема-то распространенна. Да вот ни одного факта нет, ничего подобного не было. Более того, бойцам нашего подразделения был отдан приказ не убивать бросивших оружие боевиков. Если же они убегали вместе с оружием, то наши стреляли по ногам. Надо же понимать, что когда ощущаешь полное превосходство над противником, никто никогда звереть не будет.
Вполне допускаю, что с участниками бандформирований жестко могли обращаться местные ополченцы. Но в данном случае это стоит списать на эмоции и состояние аффекта. Ведь у многих из них родные приняли мученическую смерть. Вспомните, как жестоко вторгшиеся бандиты обращались с мирными жителями в с. Чермен.

— Вверенное вам подразделение захватывали в плен ингушей?

— Нет, перед нами стояла другая задача. Наоборот, после моей просьбы была освобождена часть заложников, содержавшихся на улице Гадиева. Когда я вошел туда, меня узнал один из ингушей. Он обратился ко мне по фамилии, а потом попросил отделить женщин от мужчин, хотя отношение к ним было вполне нормальным. Всего в том месте содержалось около 70 человек. Было принято решение поступить более гуманно: передали всех женщин российским солдатам, которые и доставили их в Ингушетию.

— Теперь, спустя 15 лет, как вам кажется, можно ли было избежать тот конфликт?

— По идее любой конфликт можно было избежать. Но в данном случае мы были обречены на вооруженное противостояние. Уж слишком агрессивно были настроены наши соседи, которые свято верили, что им удастся отторгнуть Пригородный район и часть Владикавказа.

— Бытует мнение, что если бы бандформированиям удалось захватить Пригородный район, он, возможно, был бы потерян для Осетии – ведь те прикрывались законом о реабилитации репрессированных народов...
— У меня сложилось мнение, что этот взрывоопасный закон был проплачен. Не исключено, что после силовой аннексии Пригородного района введенные войска разоружили бы обе стороны, а вслед за этим последовала бы юридическая аннексия. Но должен заметить, что большинство российских генералов и офицеров верно сориентировали в ситуации, прекрасно понимали, на чьей стороне правда, где черное, а где белое. К тому же этот конфликт мог послужить поводом для «более масштабных боевых действий». Но Чечня объявила нейтралитет, и ни одного члена чеченских вооруженных формирований в Пригородном районе не было. Во всяком случае мне о таких фактах не известно, хотя, допускаю, отдельные представители могли войти в бандформирования.

— С какими чувствами вспоминаете события 15-летней давности?

— Никакого чувства гордости за то, что удалось отстоять суверенитет Северной Осетии, нет. Война – не повод для гордости. Есть удовлетворение от того, что не дали отобрать наши территории и в общем-то все закончилось малой кровью. Ведь если бы защитникам Осетии не удалось достаточно быстро выбить бандформирования, конфликт мог затянуться, а в этом случае жертв было бы намного больше.

— Сегодня вы являетесь активным общественным деятелем. Каков, на ваш взгляд, путь окончательного урегулирования осетино-ингушских отношений?

— В первую очередь, все территориальные претензии Ингушетии плавно должны сойти на «нет». Любой другой вариант развития отношений чреват повторением конфликта. В таком случае вопрос проживания ингушей в Северной Осетии раз и навсегда будет закрыт. Источник :15-Й регион

ИА ОСинформ
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
13 ноября 2007 10:09

Справка об обстоятельствах возникновения осетино-ингушского вооруженного конфликта, его развития и роли в нем федеральных органов власти и управления

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ, 11.11.2002 22:04

СПРАВКА

об обстоятельствах возникновения осетино-ингушского вооруженного конфликта, его развития и роли в нем федеральных органов власти и управления

Причины возникновения вооруженного осетино-ингушского конфликта осенью 1992 г. будут более полны и понятны при рассмотрении некоторых исторических моментов в отношениях между этими двумя народами. Их предыстория такова.

Постановлением ВЦИК РСФСР от 20 января 1921 г. на Северном Кавказе была образована Автономная Горская Социалистическая Советская Республика, в состав которой вошло 6 национальных округов, в т.ч. Осетинский и Ингушский. Город Грозный и Владикавказ имели в ней самостоятельный статус.

С упразднением этой республики 7 июля 1924 г. на базе оставшихся в ее составе Северо-Осетинского и Ингушского округов были образованы Северо-Осетинская и Ингушская автономные области и самостоятельный Сунженский Округ. Тогда же Особой смешанной комиссией ВЦИК РСФСР было произведено национально-территориальное разграничение этих образований. Единой столицей стал г. Владикавказ, где располагались органы власти и управления этих образований. Однако через некоторое время в связи с Постановлением ВЦИК от 20 июня 1933 г. г.Владикавказ теряет свой статус и переходит под юрисдикцию Северней Осетии. Ликвидируется и Сунженский Округ.

19 декабря 1934 г. ВЦИК РСФСР принимает решение о создании Чечено-Ингушской автономной области с центром в г. Грозном, которая в 1936 г. преобразовывается в ЧИАССР.

В феврале 1944 г. в связи с депортацией ингушей и чеченцев в числе других народов в Казахстан и Среднюю Азию указом ПВС СССР от 7 марта 1944 г. территория, на которой проживали ингуши и чеченцы, была разделена между Ставропольским краем, Дагестаном, Грузией и Северной Осетией. При этом к Северной Осетии отошла та территория, где до депортации проживало и ингушское население. Тогда же указом ПВС СССР Северной Осетии был передан и Моздокский район Ставропольского края, расположенный за территорией бывшей Ингушетии.

Спустя 12 лет Указом ПВС СССР от 16 июля 1956 г. с депортированных народов были сняты ограничения для спецпереселенцев, но без права возвращения в места их прежнего проживания и возврата их имущества. Указом ПВС СССР от 9 июня 1957 г. бывшая ЧИ АССР была восстановлена. ПВС РСФСР было поручено определить границы вновь образованной республики. При этом без должного законодательного оформления бывшая территория Пригородного и часть Малгобекского районов были оставлены под юрисдикцией СО АССР. Вместе с тем, эти территории согласно Конституции ЧИАССР (ст. 14), действовавшей до 1978 г., относились к ЧИАССР и в соответствии со ст. 15 этой Конституции не могли быть изменены без ее согласия.

Возвращаясь из мест ссылки, ингушское население, начиная с 1957 г., расселялось и в населенных пунктах Пригородного района, однако, руководством СО АССР принимались меры противодействия этому. В частности, на протяжении ряда лет руководством СССР и Северной Осетии было принято три постановления (1956, 1982 и 1990 гг.), ограничивающих выделение земельных участков ингушам и их прописку. Несмотря на это, ингуши продолжали возвращаться в Пригородный район и Владикавказ, где обустраивались. Значительная часть их проживала здесь без официальной прописки.

Эти обстоятельства приводили к постоянному обострению осетино-ингушских отношений. На этой почве в 1973 г. в г. Грозном, а в 1981г. во Владикавказе имели место массовые беспорядки, повлекшие человеческие жертвы.

С развитием демократических процессов в стране 14 ноября 1989г. ВС СССР была принята декларация "О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав". В ее развитие Съезд народных депутатов РСФСР 11 декабря 1990 г. принял Постановление "О жертвах политических репрессий в СССР", в котором, в частности, указывалось "разработать и принять законодательные акты о реабилитации и полном восстановлении прав репрессированных народов и граждан РСФСР". Тогда же в СССР была создана специальная комиссия (под председательством А.Белякова) для рассмотрения обращений ингушского населения (в том числе проживающего и в СО АССР). Ею была признана обоснованность требований ингушского населения о возврате ЧИ АССР Пригородного района в его границах до 1944 г. К аналогичным выводам пришли и две другие комиссии под председательством В. Алакоза и В.Соболева.

26 апреля 1991 г. ВС РСФСР был принят Закон "О реабилитации репрессированных народов", статьи которого 3 и 6 предусматривали и территориальную реабилитацию.

На основании вышеприведенных актов оказавшееся в тяжелом положении за пределами самопровозглашенной Чеченской Республики ингушское население стало настаивать на возвращении отторгнутых территорий и образовании своей государственности. В связи с этим активизировалась деятельность противодействующих между собой в борьбе за власть национальных и общественных объединений Ингушетии. Их лидеры, в том числе и народные депутаты различных уровней, избрали провоцирующую политическую стратегию - поменять административную принадлежность части территории проживания ингушей как первоусловие процесса реабилитации.

Этому способствовала и политика, проводимая руководством Чеченской Республики, которое однозначно заявило, что Малгобекский и Сунженский районы Ингушетии не отдаст, считая эти районы исторически чеченскими. Было объявлено, что для расширения своих границ ингуши должны решать вопросы с Северной Осетией.

Следует отметить, что при подписании Федеративного договора без каких-либо оговорок было принято противоречащее Закону "О реабилитации репрессированных народов " положение о неизменности территориальной целостности республик (ст.80 Конституции РСФСР).

4 июня 1992, г. ВС РСФСР был принят Закон "Об образовании Ингушской Республики в составе Российской Федерации ", Согласно которому также были назначены выборы в ВС Ингушской Республики и устанавливался для решения всех вопросов, связанных с образованием этой республики, переходный период до марта 1994 г.

Это же положение соответствовало Закону РФ "Об установлении переходного периода по государственно-территориальному ограничению в Российской Федерации" от 3 июля 1992 г., устанавливающему мораторий по этому вопросу до 1 июля 1995 г., где указывалось, что "территориальная реабилитация репрессированных народов осуществляется на основании отдельных законодательных актов Верховного Совета Российской Федерации, принимаемых по отношению к каждому репрессированному народу с соблюдением прав и интересов других народов, проживающих на соответствующих территориях". Следует полагать, что таким актом для ингушского народа является Закон 'Об образовании Ингушской Республики", поскольку последующие постановления ПВС РФ от 21 сентября и 26 ноября 1992 г. обязывали созданную 5 февраля 1992 г. Распоряжением Правительства России государственную комиссию по Чечено-Ингушской Республике и Северо-Осетинской ССР под Председательством Баранникова В.П., а затем Тишкова В.А., незамедлительно приступить к подготовке правовых актов, определяющих границы Ингушской Республики.

Каких-либо конструктивных политических переговоров с заинтересованными сторонами по определению согласованных границ Ингушской Республики эта комиссия не провела. Попытки ПВС РФ активизировать ее работу (последний раз этот вопрос рассматривался 26 октября 1992 г.) положительного результата не дали.

Допрошенный по этим обстоятельствам свидетель Тишков показал, что данная комиссия и не могла действовать эффективно, т.к. стороны представляли люди, занимающие непримиримые позиции (Галазов А.Х., Хетагуров С.В., Богатырев Б.Б., Костоев И.Ю.). Осетинская сторона, ссылаясь на Конституцию РСФСР неизменности территориальной целостности республики, фактически бойкотировала ее работу. Таким образом, созданная высшим законодательным органом неразрешимая коллизия парализовала деятельность исполнительных органов власти, сам Верховный Совет, его Президиум и даже Съезд народных депутатов не смогли во всех последующих решениях определиться, на какой территориальной первооснове создавать Ингушскую Республику.

Вместе с тем отсутствие каких-либо властных и управленческих структур, дезорганизация работы промышленных предприятий замыкающихся на Грозном, растущая безработица, невмешательство в этот процесс федеральных органов привело к обострению социально-экономической ситуации в Ингушетии. До начала конфликта не был решен вопрос и с назначением главы Временной администрации в Ингушетии. Криминогенная обстановка значительно ухудшилась. Имело место массовое проникновение в Ингушетию оружия из Чечни и других регионов страны. Кроме того, 20 октября 1992 г. в пос.Карабулак со склада вооружения и боеприпасов УВД Ингушетии было похищено 13 автоматов, 18 пистолетов, несколько карабинов и значительное количество боеприпасов к нам.

Отрицательно сказалось и отсутствие в республике национального телевидения и радиовещания.

Вопросы улучшения условий жизни народа, в том числе обеспечения политических прав и культурных запросов ингушей Пригородного района можно было решать повседневной хозяйственной деятельностью, мирной политической борьбой и диалогом. Вместо этого национальным лидерам представлялось более важным создать во чтобы это ни стоило "свое" государство на "своей" территории со "своим" единокровным руководством. Более наглядно продемонстрировало это руководство Северной Осетии. Вместо того, чтобы признать проблему взаимоотношений с Ингушетией, попытаться нейтрализовать ее позитивными мерами, в отношении североосетинских граждан ингушской национальности (расширение их представительства в органах власти республики, поддержка языка, религии, средств массовой информации для ингушей и т. п.) был избран путь превосходства силы и непримиримости (нетерпимости), насаждения негативных стереотипов о "ленивых" и "коварных" ингушах, оскорбляющих действий в отношении жителей Пригородного района.

Постановлением ВС СО АССР от 14 сентября 1990 г. был наложен мораторий на прописку граждан, куплю-продажу домов и другой собственности на праве личной собственности на территории республики. Письмо прокурора СО АССР в ВС СО АССР о приведении данного постановления в соответствие с Законом было оставлено без реагирования, а представление Генерального прокурора России - без удовлетворения.

19 апреля 1991 г. в связи с имевшей место в с. Куртат Пригородного района дракой между ингушами и осетинами, вызвавшей массовые групповые нарушения общественного порядка ВС СО ССР в Пригородном районе и г.Владикавказе было введено чрезвычайное положение, продлявшееся до начала вооруженного конфликта.

Как следует из материалов, переданных следствию из МВД СО ССР, в данный период на территории района было совершено несколько массовых потрав урожая, ряд угонов автомобильной и сельскохозяйственной техники, несколько краж скота, увеличилось количество разбойных нападений. Лица, их совершившие, в ряде случаев достоверно установлены не были, но утверждалось, что все это было совершено ингушами. Данных о количестве осужденных ингушей за совершение подобных преступлений не имеется.

Введенный руководством СО ССР режим ЧП на территории Пригородного района и характер его осуществления в течение 1,5 лет только усугубили ситуацию, нагнетали межнациональную рознь.

Осложнение межнациональных отношений привело к полному прекращению взаимодействия между правоохранительными органами Ингушетии и Северной Осетии.

Другим фактором, осложняющим общественно-политическую ситуацию в регионе явилось наличие на территории СО ССР большого числа беженцев из Южной Осетии и Грузии. Их социальная неустроенность способствовала резкому усложнению криминогенной обстановки, их стремлению решить свои проблемы, в том числе и за счет ингушского населения Пригородного района.

При их (боевиков из Южной Осетии) непосредственном участии 9 июня 1992 г. во время погрузки для отправки в г. Волгоград были захвачены 12 заштатных 122 мм САУ 2 С-1, а на следующий день захвачена 1442 центральная артбаза ГРАУ МО РФ, с которой было похищено 14 КАМАЗов с боеприпасами и свыше 400 единиц стрелкового оружия.

Руководивший этими нападениями председатель Совета Министров Южной Осетии Тезиев О.Д. был задержан с частью похищенного оружия, но под воздействием собравшейся вооруженной толпы и прежде всего южных осетин отпущен. 7 апреля 1993г. при досмотре на КПП-10 у пос. Донгарон Пригородного района у него вновь был изъят пистолет Макарова с забитым номером. По неизвестной причине никаких мер к нему не было принято.

По данным военной контрразведки только в течение года (на 4 ноября 1992 г.) на территории СО ССР было похищено 12 артиллерийских самоходных установок, 1 БРДМ, 185 мм. пушка, 2 пушки БМП, 307 автоматов, 788 пистолетов, 15 пулеметов, 93 карабина СКС, большое количество боеприпасов.

В середине 1991 г. в Северной Осетии начался процесс создания вооруженных формирований: республиканской гвардии и народного ополчения. В ноябре этого же года прокуратурой и МВД республики перед ВС СО ССР был поставлен вопрос о роспуске этих вооруженных формирований как неконституционных органов. Однако, на очередной сессии ВС СО ССР 15 ноября 1991г. в Конституцию Северной Осетии было внесено дополнение в ст. 92 п.24 о создании республиканских сил самообороны, в т.ч. республиканской гвардии как составной части национальной гвардии РСФСР.

Постановлением ВС СО ССР от 27 октября 1992 г. были утверждены Положение о республиканской гвардии СО ССР и Положение о народном ополчении СО ССР, и им был придан статус законных органов на территории республики. К этому времени было завершено их вооружение.

По данным, требующим проверки, вооружение этих формирований шло за счет оружия, переданного МВД РФ из наличия СКВО, для формирования батальонов миротворческих сил Южной Осетии и патрульно-постовых полков МВД СО ССР. Из показаний Министра внутренних дел СО ССР Кантемирова Г.М. следует: "вся гвардия и часть ополчения влились в миротворческие силы".

В распоряжении следствия имеются материалы, свидетельствующие о приобретении осенью 1991 г. управлением сельского хозяйства Пригородного района у ПО "Воронежэкс' 21 БРДМ-2 с приборами ночного видения, радиостанциями, фильтровентиляционными установками, но без вооружения под видом необходимости использования в народном хозяйстве. В процессе осмотров на них обнаружены следы, свидетельствующие об использовании в боевых условиях.

Проверяются материалы о прибытии во Владикавказ в распоряжение МВД СО ССР накануне вооруженного конфликта эшелона из Арзамаса с 24 единицами БТР-80 с полным вооружением.

По представленным осетинской стороной данным на начало вооруженного конфликта численность республиканской гвардии СО ССР составляла 440 человек, на ее вооружении имелось автоматов АК-74 -- 243, пулеметов разных марок - 14, БТР-80 - 44, БМП-2 ? 4. Численность народного ополчения составляла 724 человека, на вооружении имелось 583 автомата, 9 единиц БТР-80, охотничье и другое оружие.

МВД СО ССР в октябре 1992 г. располагало 1085 автоматами, 304 автоматическими пистолетами Стечкина, 113 ручными противотанковыми гранатами РПГ-7, 14 станковыми гранатометами СПГ-9, 11 зенитными установками ЗУ-23, 68 крупнокалиберными пулеметами, 34 бронетранспортерами, 1016 гранатами различного типа.

В то же время ингушская сторона по имеющимся в распоряжении следствия материалами на начало конфликта располагала 176 автоматами, 7 пулеметами, 5 гранатометами, около 90 шт. противотанковыми гранатами, до 500 "лимонками", не считая оружия и техники, захваченной во время этого конфликта.

30 октября 1992 г. на заседании созданного накануне Координационного штаба Ингушетии было принято решение о создании республиканской гвардии и народного ополчения, однако реализовать его не удалось в связи с начавшимися событиями.

В ряде официальных документов МВД СО ССР, заявлениях должностных лиц Северной Осетии утверждалось о наличии у Ингушетии хорошо организованных формирований, имеющих численность до 10 тыс. человек, обладающих помимо стрелкового значительным количеством бронетанковой техники (4 танка, 15 БТР-80, 6 БМП), 7 орудий разного калибра, несколькими зенитными и реактивными установками "Град". Соответствие этих данных вызывает сомнение, поскольку использование этого вооружения нанесло бы осетинской стороне гораздо большие потери, чем ею это признается. Допрошенный свидетель Шойгу С.К. рассказал о том, что его пытались убедить в наличии у ингушей 15 танков и 2 самолетов СУ-25.

Самочинные действия республиканской гвардии и народного ополчения СО ССР, а иногда и ОМОНа МВД СО ССР по досмотру автотранспорта и граждан, находящихся в нем, факты незаконного изъятия грузов и личных вещей, применение огнестрельного оружия вызывало крайнее недовольство у лиц ингушской и других национальностей.

Начиная с 20 октября 1992 г., обстановка в Пригородном районе стала еще более обостряться и к концу месяца достигла своей критической точки. В этот день в с.Октябрьском Пригородного района БТРом ОМОН МВД СО ССР во время движения на полигон была сбита тринадцатилетняя Гадаборшева Мадина, скончавшаяся на месте. И хотя в последующем следствием было доказано отсутствие у водителя возможности предотвратить этот наезд, эти действия были расценены ингушской стороной как умышленные.

22 октября в г.Владикавказе, пос.Южном, с огнестрельным ранением головы был обнаружен труп ингуша Хаутиева И.М. Спустя некоторое время в районе ст.Архонской также с признаками насильственной смерти был обнаружен труп ехавшего с ним Пугиева У.И. Собравшиеся по этому поводу граждане в резкой форме стали высказывать свое недовольство случившимся, обвинять работников МВД СО ССР в совершении этих убийств. Впоследствии это нашло свое подтверждение, был арестован работник ГАИ МВД Северной Осетии Сюсин, совершивший это преступление. Однако под давлением собравшейся вооруженной толпы осетин прокурором Северной Осетии Лукиным В.И. он был освобожден из под стражи и сразу же скрылся.

Вечером 22 октября между собравшимися ингушами и прибывшими работниками МВД СО ССР (достоверные данные о том, что это была следственная группа, отсутствуют) завязалась перестрелка, в которой с ингушской стороны было убито еще три человека, а со стороны МВД -два человека убиты и несколько ранено.

Сообщение об этом всколыхнуло всех ингушей: повсюду стали проходить митинги, на которых выдвигались требования положить конец произволу, чинимому МВД и вооруженными формированиями Северной Осетии в отношении ингушского населения, въезды в населенные пункты Пригородного района, где компактно проживало ингушское население, блокированы и охранялись вооруженными людьми.

Возникло открытое противостояние между двумя народами республики.

24 октября в Назрани состоялась объединенная сессия Назрановского, Малгобекского, Сунженского райсоветов, депутатов Ингушетии, депутатской группы Пригородного района СО ССР на которой было принято решение:

Осудить произвол властей СО, осуществляемый ими в отношении граждан ингушской национальности, бездействие руководителей России по пресечению этого произвола. Объединить добровольцев в отряды самообороны и организовать их дежурство во всех населенных пунктах Пригородного района СО ССР, где проживают ингуши.

Для обеспечения безопасности добровольцев и ингушей, проживающих в Пригородном районе, разрешить им использование личного огнестрельного и другого оружия, государственных транспортных средств.

Для руководства работой по защите конституционных прав ингушей, проживающих в СО ССР, утвердить штаб в составе руководителей районов, райисполкомов, ОВД, представителей общественности районов.

Привлечь к уголовной ответственности руководство СО, осуществляющее геноцид граждан ингушской национальности, пресечь клевету на ингушский народ в российских средствах массовой информации. Просить Верховный Совет РФ вывести Пригородный район из состава СО до официальной передачи его под юрисдикцию Ингушской Республики.

В соответствии с этим решением на территории Пригородного района в местах компактного проживания ингушского населения стали создаваться параллельные структуры власти, что явилось прямым нарушением Конституции СО ССР. 27 октября 1992 г. на закрытом заседании ВС СО ССР был рассмотрен вопрос "Об обострившейся криминогенной обстановке в Пригородном районе СО ССР". На заседании Совета Безопасности республики предложено руководителям предприятий и общественных организаций Пригородного района убрать баррикады, разблокировать автодороги.

В этих условиях с одобрения ВС СО ССР МВД республики разработало операцию по деблокированию дорог и поставило об этом в известность командование внутренних войск МВД РФ. В связи с тем, что это могло привести к кровопролитию, план МВД руководством ВВ одобрен не был. Об этом же в своем письме на имя прокурора СО ССР и МВД СО ССР 29 октября предупреждал прокурор Ингушской Республики Галаев У.Б.

Следует отметить, что в разные инстанции федеральной власти с обеих сторон на разных уровнях заблаговременно шла информация о том, что нарастающая напряженность в межнациональных отношениях, обострение ситуации в регионе приведет к вооруженному столкновению между ингушами и осетинами. Однако федеральные структуры власти на симптомы разгорающегося конфликта не прореагировали и превентивных мер не приняли.

Официально признано, что вооруженный конфликт начался утром 31 октября 1992 года, когда группа вооруженных лиц Ингушской национальности напала на КПП-25 в с. Чермен СО ССР. Вместе с тем у следствия имеются материалы, свидетельствующие о том, что в ночь на 31 октября обстрелу были подвергнуты ингушские кварталы сел Камбилеевка и Октябрьское Пригородного района.

В связи с возникновением вооруженного конфликта во второй половине 31 октября во Владикавказ прибыли вице-премьер РФ Хижа Г.С., председатель ГКЧС РФ Шойгу С.К., его заместитель генерал-полковник Филатов Г.В., командующий ВВ МВД РФ генерал-полковник Саввин В.Н., которым было доложено, что ингушская сторона совершила заранее спланированную агрессию против СО ССР с целью отторжения Пригородного района. Стихийно собравшееся осетинское население Владикавказа и близлежащих районов блокировало подразделения российской армии, здание Верховного Совета республики, требуя выдачи населению оружия и боеприпасов для отражения агрессии ингушей. Того же мнения придерживалось руководство Северной Осетии в лице Галазова А.Х. и Хетагурова С.В. Последний потребовал у прибывших представителей правительства России выдачи не менее 15 тысяч автоматов и соответствующее количество боеприпасов. В противном случае он не гарантировал от захвата всего вооружения подразделений российской армии, дислоцируемых во Владикавказе. С целью оказать воздействие на армию в этом вопросе осетинами были захвачены в заложники жена и дочь начальника штаба армейского корпуса генерал-майора Скобелева.

Согласовав этот вопрос с первым вице-премьером Гайдаром Е.Т. и министром обороны России Грачевым П.С, вице-премьер Хижа Г.С. в тот же день вынес письменное распоряжение о выдаче 642 единиц стрелкового оружия (автоматов АК-74, РПК-2, ПКИ-ПГ-7 4,20 гранат РГД), 2 боекомплектов и боеприпасов к нему, а также бронетанковую технику БМП-2 - 18 шт. Распоряжением от 1 ноября 1992 г. Шойгу С.К. для обеспечения задач по наведению общественного порядка, стабилизации политической обстановки и охраны важных объектов разрешил выделить 57 ед. танков Т-72.

В последующем Хижой и Шойгу были даны письменные указания на выдачу МВД СО ССР и ВВ МВД РФ значительного количества боеприпасов. Однако избежать нападений осетинского населения на воинские подразделения с целью захвата оружия и боеприпасов не удалось.

В это же время по телевидению Северной Осетии в довольно резком тоне выступили Хижа Г. С. и Филатов Г.В., которые назвали ингушей агрессорами, осудили их действия. Это обстоятельство дало основание ингушской стороне обвинить их в проосетинской ориентации. Аналогичную оценку их выступлениям дал свидетель Кантемиров Г.М. Допрошенный по этим обстоятельствам свидетель в Филатов Г.В. сообщил, что выступить по телевидению его попросил Галазов А.Х., который и дал ему подготовленный им текст выступления. Не подозревая подвоха, он согласился.

Оценивая эти шаги федерального руководства, свидетель Тишков В.А., бывший председатель Госкомнаца РФ, заявил: "Это была подлинная индульгенция на проведение "этнической чистки" против таких же граждан, но другой (ингушской) национальности". Почувствовав возросшую активность осетинской стороны, сосредоточение ВВ МВД РФ, подразделений ВДВ МО РФ, ингушская сторона начала добиваться встречи и проведения переговоров в целом позитивно отнеслась к условиям сдачи оружия и захваченной бронетехники. 1 ноября она безоговорочно приняла все пункты соглашения, достигнутого при переговорах в штабе 19 мотострелковой дивизии во Владикавказе. Однако по неясным причинам Хижа потребовал новых переговоров, которые так и не состоялись. 2 ноября Президентом России на территории Северной Осетии и Ингушетии было введено чрезвычайное положение. На период ЧП в качестве особой формы управления была введена временная администрация, которой подчинялись все органы власти управления этих республик. Однако впоследствии по настоянию осетинской стороны Указом Президента России от 4 ноября 1992 было определено, что Временной администрации на территории СО ССР на этот период подчиняются только органы исполнительной власти.

Главой Временной администрации назначался Хижа Г.С., его заместителем Шойгу С.К. Был создан штаб руководства силами по поддержанию режима ЧП, который возглавил генерал-полковник Саввин В.Н.

2 ноября в 15 час.30 мин. подразделения ВДВ выдвинулись к исходному рубежу на 3 км. западнее с. Дачного, откуда по плану должен был начаться ввод разъединительных войск. Однако на первом этапе операции внутренние войска МВД РФ бездействовали, чем воспользовались вооруженные формирования Северной Осетии и прибывшие для оказания помощи подразделения добровольцев из Южной Осетии, которые активизировали свои действия по разблокированию с.с.Карца, Чернореченское, Терек. Особая активность, бескомпромиссность и жестокость проявилась с их стороны при ведении боевых действий за пос. Карца. Заявления ингушской стороны о прекращении сопротивления и добровольной сдаче оружия осетинской стороной не принимались, население подверглось уничтожению, поселок разрушению. Акты поджогов ингушских домов, грабежа и мародерства со стороны осетинских вооруженных формирований имели место и в других населенных пунктах. Вечером 2 ноября в Назрани был создан Чрезвычайный комитет Ингушской Республики под председательством Богатырева Б.Б., который прекратил свое существование буквально на следующий день, не внеся какого-либо позитивного вклада в стабилизацию обстановки. 4 ноября Хижой был назначен уполномоченный по Ингушетии.

Лишь только 5 ноября подразделения внутренних войск были введены в п. Карца, с.с. Октябрьское, Дачное, Куртат, Чермен, п. Майский, Южный. В тот же день в зону конфликта прибыли Министр обороны РФ Грачев П.С, министр внутренних дел РФ Ерин В.Ф. и министр безопасности РФ Баранников В.П. Распоряжением Хижи по согласованию с министром обороны Грачевым командующим объединенными силами МО РФ и МВД РФ в зоне введения ЧП был назначен командующий СКВО генерал-полковник Шустко Л.С. Для недопущения массовых беспорядков в Ингушетии и изъятия незаконно хранящегося оружия и боеприпасов у населения 10 ноября туда были введены войска.

Следует отметить, что характер и способы осуществления режима ЧП в начальный период вооруженного конфликта не отвечали целям и задачам, для достижения которых он предназначался. В зоне ЧП продолжали действовать самостоятельные вооруженные формирования, в т.ч. прибывшие из другого государства - Грузии. Задействованные объединенные силы МО РФ И МВД РФ не разделили противоборствующие стороны, не обеспечили ликвидацию или локализацию вооруженных формирований, не разоружили их, не была решена задача по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения района, освобождения заложников.

Несвоевременный ввод войск способствовал увеличению жертв среди гражданского населения. В ряде случаев при прямом попустительстве объединенных вооруженных сил, МВД РФ и СО ССР вооруженными формированиями осуществлялось насилие над гражданами, грабежи, мародерство, поджоги и взрывы домов, незаконное заселение в оставленные беженцами дома и квартиры. Расследование по делу продолжается.

Старший следователь по особо важным делам при Генеральной прокуратуре

Российской Федерации, старший советник юстиции

В.Е. Костарев

г. Москва.

14 июня 1993 г.

13 ноября 2007 10:10

Заключение независимых военных экспертов общественных организаций о подготовке и ходе осетино-ингушского конфликта на территории РФ

Независимые военные эксперты общественных организаций, 13.11.2002 19:49

По инициативе руководства союза "ЩИТ" группа офицеров членов союза "ЩИТ", "Союза офицеров", представителей Республиканской партии РФ, Совета родителей военнослужащих России в январе 1993 года работала в Северо-Осетинской ССР, Ингушской Республике и провела независимую военную экспертизу.

Тема экспертизы:

"Осетино-ингушский конфликт и роль в нем группировки российских войск"

В распоряжение экспертной группы было предоставлено достаточное количество документов, публицистических и информационных досье, фотоматериалов, видеозаписей, фонограмм, вещественных доказательств и других материалов.

В период с 10 по 16 января и с 26 по 30 января 1993 г. участники экспертной группы проводили работу - непосредственно на территории СО ССР и Ингушской Республики. Эксперты провели встречи с руководителями Временной администрации, представителями руководства СО ССР, Ингушской Республики, работниками правоохранительных органов, российскими военнослужащими, руководителями осетинских вооруженных формирований, ингушскими участниками вооруженных столкновений, беженцами и пострадавшими в результате боевых действий.

В результате проделанной, оперативной и исследовательской работы, на основе анализа информации, документов, свидетельств очевидцев и личных наблюдений подготовлено следующее экспертное заключение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

независимых военных экспертов общественных организаций о подготовке и ходе осетино-ингушского конфликта на территории РФ

"Выполняя приказ штурмовать гражданские объекты и применять оружие против гражданского населения, вы становитесь орудием в руках темных сил реакции".

Из обращения Председателя ВС РСФСР Б.Н.Ельцина к солдатам, сержантам и офицерам.

13 января 1991 г.

После принятия Верховным Советом РФ 26 апреля 1991 г. закона "О реабилитации репрессированных народов", в котором как и во многих российских законах отсутствовал четкий механизм его реализации, на территории Ингушской Республики не были созданы высшие органы государственной власти. Поэтому говорить о планомерной продуманной, основательной военной подготовке ингушей к конфликту не приходится. Люди вооружались стихийно, кто чем мог, тем более, что после распада СССР и его единых Вооруженных Сил такие возможности появились. Часть оружия закупалась в Чечне.

Совсем иной характер эти приготовления носили со стороны осетин. На территории Северо-Осетинской Советской Социалистической Республики действовали Верховный Совет, Совет Министров, суд, Прокуратура. В короткие сроки решениями руководства СО ССР были увеличены штаты сотрудников правоохранительных органов, созданы осетинская гвардия, ополчение, решены многие вопросы их оснащения и вооружения. Так в Постановлении Совета Министров СО ССР № 42 от 12.05.92 г. подводились итоги выполнения Постановления СМ от 18.01.90г. № 7 "О дополнительных мерах по укреплению органов правопорядка". В нем отмечалось, что дополнительно приняты на службу 610 штатных единиц сотрудников милиции, в том числе 445 милиционеров патрульно-постовой службы и 165 участковых инспекторов. Получены 71 автомобиль, 28 мотоциклов, 6 видеомагнитофонов и проч. Кроме того, МВД СО ССР пополнило свое вооружение на сумму 1303,5 тысяч рублей. В постановлении отмечалось, что достигнута договоренность с коллективами предприятий, организаций, колхозов и совхозов об их добровольном участии в содержании дополнительной численности органов внутренних дел и повышении их технической оснащенности на сумму 6,3 миллиона рублей.

Военизированные формирования создавались повсеместно: на предприятиях, в учреждениях, в колхозах, совхозах, по месту жительства и даже в лесничествах. Решались вопросы снабжения этих формирований бронетехникой, автотракторной техникой, стрелковым вооружением, средствами связи.

В Пригородном районе в селах, населенных преимущественно ингушами, постоянно проводились маневры этих формирований, в ходе которых отрабатывались вопросы взаимодействия и управления, проводилась рекогносцировка местности. Средства массовой информации СО ССР разжигали военный психоз. На эти приготовления тратились деньги российских налогоплательщиков. Происходила милитаризация экономики республики. Оружие и техника передавались и похищались из российских воинских частей. Эти приготовления и действия так же имели целью оказать устрашающее давление на ингушей и принудить их к безусловному отказу от требования возвращения Пригородного района в состав Ингушской Республики.

Осетинскому руководству нужно было установить полный и бесспорный контроль над Пригородным районом, в котором, к моменту ввода войск в селах, населенных по преимуществу ингушами, были созданы органы самоуправления, отряды самообороны, заблокированы въезды на околицах и захвачены посты ГАИ на дорогах.

Характер и ход операций группировки российских войск определились совпадением целей северо-осетинского руководства и руководства Российской. Федерации, его неверным пониманием интересов России на Северном Кавказе, конъюнктурным подходом к решению осетино-ингушского конфликта. По существу долгосрочные государственные интересы России (сохранение ее целостности) были принесены в жертву сиюминутным целям.

Российское руководство стремилось под предлогом урегулирования межнационального конфликта перебросить в регион ударную армейскую группировку и военным путем решить наболевший вопрос с Чечней.

Первый период ингушского восстания (с 24 по 30 октября 1992 года) и взятие власти ингушами в селах с их компактным проживанием в свои руки, не сопровождался массовыми убийствами, поджогами и грабежами осетинского населения этих сел. 31 октября, после того, как стало известно о захватах и расстрелах заложников-ингушей и о начале концентрации российских войск в аэропорту Беслан (имеющего статус международного), началось взятие ингушами заложников-осетин. Стал стремительно раскручиваться кровавый механизм межнационального конфликта.

Таким образом, действия ингушей можно квалифицировать как самоорганизацию и самооборону на самом низовом уровне, в селах. Практически не было создано общего для ингушских сел Пригородного района какого-либо координирующего органа. Этот факт и скоротечность организации самообороны указывают, что произошло по преимуществу стихийное восстание доведенных до отчаяния людей. Об этом же говорит уровень их вооружения: преимущественно охотничьи ружья, стрелковое вооружение.

На осетинской стороне выступила ударная группировка российских войск, обеспеченная поддержкой с воздуха. Осетинские вооруженные формирования были хорошо оснащены стрелковым вооружением и бронетехникой.

Действия осетинской стороны приводили к гибели ингушей. В результате ингушами и были созданы отряды самообороны и органы самоуправления. Установление самоуправления в ингушских селах Пригородного района было, во-первых, шагом к осуществлению на деле статьи закона "О реабилитации репрессированных народов", предусматривающую территориальную реабилитацию. Во вторых, в установлении самоуправления безусловно усматривается самоуправство, однако с учетом двухгодичного бездействия центральных российских властей и наращивания военно-психологического давления соседей, а также того, что осетинское меньшинство этих сел не подверглось массовому насилию, создались объективные предпосылки (произошло размежевание сторон) для разрешения осетино-ингушского конфликта переговорным путем. Это не было использовано, сложившаяся ситуация была воспринята как потрясение основ российской государственности. Ранее в гораздо более серьезных обстоятельствах (Татария, Чечня) со стороны России была проявлена гораздо более высокая степень терпимости и государственной мудрости. В данном же случае был избран военный вариант решения проблем.

В Москве 31 октября 1992 г. происходило заседание Совета безопасности РФ, на котором обсуждались срочные меры по урегулированию конфликта на территории Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики. Пункт 2 принятого решения Пр-1915 гласит: "Обязать Министерство печати и информации Российской Федерации (Полторанин М.Н.), Всероссийскую государственную телерадиокампанию "Останкино" (Яковлев Е.В.) принять меры по недопущению в средствах массовой информации, в телерадиовещании любых сообщений, провоцирующих эскалацию вооруженного конфликта ..." Подпись: секретарь Совета безопасности Ю.Скоков.

Таким образом, налицо произвол государственных чиновников, определивших, в нарушении прав человека, Конституции и Закона о печати РФ, что могут, а чего не должны знать граждане России. Ограничение поступления и распространения информации имело целью сокрытие предстоящих преступлений и являлось по сути дела, введением цензуры на всей территории Российской Федерации, что соответствует объявлению режима чрезвычайного положения. Нашлось немного людей, таких как Егор Яковлев, которые смогли противостоять этому произволу.

Затем в п.2 решения Пр-1915, не смотря на то, что конфликт развивался между осетинской и ингушской сторонами, говорится, что эскалация вооруженного конфликта ожидается не со стороны ингушей (их вооружение не представляет большой угрозы и об этом хорошо осведомлены в СБ), а "... прежде всего со стороны руководства Чечни."

Если же Совет безопасности определил главным источником опасности в регионе Чечню, то тогда российские войска сразу надо было вводить в полосу между Чечней и Ингушетией, а не развязывать боевые действия в Пригородном районе.

На заседании Совета безопасности речь шла преимущественно о Чечне, как о незаконно появившемся образовании на территории РФ, при этом Чечня обвинялась в ущемлении прав ингушского народа. И поэтому решение вопроса с Чечней переносилось в военную плоскость. Отсюда становится понятным странное поведение премьер-министра Г. Хижи во Владикавказе, а именно занятие им односторонней проосетинской позиции и отказ от переговоров с ингушской стороной. Такое поведение Г. Хижи было обусловлено логикой принятого решения на Совете безопасности в Москве. Необходимо было спровоцировать военное выступление Чечни на помощь Ингушетии. Поэтому в рассмотрении осетино-ингушского конфликта постоянно и нелогично с точки зрения самого осетино-ингушского конфликта говорится о Чечне. Она рассматривается как главная угроза безопасности РФ. После этого становятся понятными все последующие действия политического и военного руководства в районе конфликта.

1 ноября, выступая на экстренном заседании Совета Министров СО ССР, вице-премьер РФ Г. Хижа заявил: "Могу сказать одно ... пока никакой другой опасности нет, кроме той, что постоянно возникает со стороны Чечни" (газета "Северная Осетия" от 3 ноября 1992 г.). Г. Хижа таким образом еще раз публично подтверждает, что Ингушетия не представляет угрозы для безопасности Российской Федерации. Конечная же цель предстоящей операции - Чечня. Отсюда и создание столь мощной наступательной группировки российских войск, оснащенной установками "Град", САУ, танками, артиллерией и штурмовой авиацией (всего св. 30 тыс. человек), что совершенно несоразмерно для задачи разъединения осетин и ингушей в Пригородном районе.

Обращает на себя внимание и формулировка в Указе Президента РФ "О введении чрезвычайного положения" от 2 ноября 1992 года: "в связи с угрозой ... территориальной целостности РФ". По сути же Пригородный район, независимо от подчинения его СО ССР или Ингушской Республике, оставался в рамках РФ. Принимая во внимание, что действительно реальная угроза территориальной целостности РФ исходит от провозглашения Чечней выхода из состава РФ, становятся понятными и слова Указа об угрозе целостности РФ, и заявление Г. Хижи об опасности со стороны Чечни, и столь большая концентрация военных наступательных сил и средств.

Если бы истинной целью операции было бы миротворчество, то тогда войска должны были немедленно приступить к разъединению конфликтующих сторон. Тем более, что ингуши сосредоточились в своих в своих селах. Оставалось только расположить войска между осетинскими и ингушскими селами и отсечь возможность проникновения незаконных осетинских вооруженных формирований, в том числе южно-осетинские формирования, в Пригородный район. Таким образом, обеспечить переговорный процесс.

1 ноября ингушская сторона безоговорочно приняла все пункты соглашения, которые были достигнуты при переговорах в штабе 19 мотострелковой дивизии во Владикавказе. Были согласованы пути следования российских войск и места их дислокации. Но Г. Хижа потребовал новых переговоров, которые откладывал несколько раз, и они в конечном итоге не состоялись. Таким образом, вице-премьер последовательно выполнял не миротворческую миссию, а детально разработанный в Москве план. Своими действиями и заявлениями провоцировал Чечню на вступление в вооруженный конфликт.

2 ноября части российской армии совместно с незаконными вооруженными формированиями начали военную операцию по уничтожению ингушских сел в Пригородном районе и депортации жителей. На первом этапе операции войска МВД РФ бездействовали, чем воспользовались незаконные вооруженные формирования Северной и Южной Осетии, применив массовый террор против жителей-ингушей.

По завершении операции по изгнанию ингушей из Пригородного района, российские войска устремились на Чечню.

Военные стратеги, приводя бой с мнимым противником в ингушских селах, а по сути дела, уничтожая жителей, выманивали и поджидали чеченские войска, чтобы на их плечах ворваться в Грозный. И таким образом решить чеченскую проблему.

Не дождавшись вооруженного выступления Д. Дудаева, войска устремились к Чечне, но были остановлены жителями чеченских сел, ставшими на их пути. Д.Дудаев же официально заявил о нейтралитете. Его войска заняли оборону на территории Чечни.

В результате "миротворческих" действий погибли 18 российских военнослужащих, 64 тысячи ингушей оказались депортированы, с обеих сторон свыше 2 тысяч человек убито и ранено, 1,5 тысячи стали заложниками и до сих пор судьба многих не известна, установлен режим чрезвычайного положения. Действует Временная администрация. На территории Ингушской Республики к ее представителям отношение ингушского населения сдержанно-враждебное. Хотя приход российских войск ожидался ингушами с надеждой на прекращение кровавых инцидентов, снятие осетинского военного давления и решения вопроса государственного обустройства. Поэтому возможности безболезненного ввода войск в Пригородный район были очень велики.

С точки зрения установления мира в Пригородном районе привод незаконных осетинских формирований был недопустим.

На территории СО ССР Временная администрация действует параллельно с местной исполнительной властью вопреки п.3 первоначального текста Указа Президента РФ, который гласил: "Органы исполнительной власти СО ССР переходят в прямое подчинение Временной администрации" (этот пункт Указа был впоследствии отменен по настоянию ВС СО ССР, газета "Северная Осетия" от 4 ноября 1995 г.). Действие Временной администрации затруднено.

Обращает на себя внимание факт совместных действий российских войск с незаконными осетинскими вооруженными формированиями, подкрепленными военными формированиями из Южной Осетии, переброшенными по Рокскому тоннелю. Южане опытные воины, воюющие уже 3 года, привнесли в конфликт жестокость и вандализм, от которых содрогнулось мировое сообщество.

Приход южно-осетинских вооруженных формирований был намерено широко освещен средствами массовой информации Северной Осетии. Это делалось для того, чтобы подтолкнуть чеченцев на вооруженное выступление в поддержку братского ингушского народа.

Сам факт появления военных формирований Южной Осетии на территории РФ является грубейшим нарушением норм международного права и суверенитета РФ.

Со стороны руководства СО ССР разыгрывалась многоходовая комбинация: в случае отсутствия вооруженного сопротивления ингушей они были бы вытеснены в ходе нарастающего военного давления, на случаи же оказания вооруженного сопротивления северо-осетинское руководство заблаговременно заручилось поддержкой Москвы.

В свое время руководство СО ССР в штыки восприняло избрание Б. Ельцина Председателем ВС РСФСР, затем бойкотировало проведение референдума, умело использовало свои средства массовой информации и развернуло активную борьбу против избрания Б. Ельцина Президентом России (газета "Северная Осетия" №184 от 13.09.91 г.). В дни августовского путча активно поддержало ГКЧПистов.

97,4 % ингушей проголосовали за избрание Б.Ельцина Президентом России.

Менее года потребовалось руководству СО ССР во главе с А. Галазовым, чтобы из рядов непримиримых противников Президента стать его союзником. Эта странная на первый взгляд метаморфоза объясняется тем, что именно на Северную Осетию, с ее развитым промышленным потенциалом, сделало руководство РФ ставку в осуществлении геополитических интересов России в этом регионе.

Руководству СО ССР этот альянс был выгоден тем, что механизм войн позволял сохраниться у власти бывшим коммунистическим структурам, сросшимся с мафиозными группировками, позволял подавить демократическую оппозицию и сохранить за собой Пригородный район.

Это было выгодно и российскому руководству, сделавшему из вчерашних оппонентов союзников, подкрепив этот союз штыками в надежде одержать, наконец, военную победу над Чечней и заодно излечить армию от "тбилисского синдрома".

И, наконец, это оказалось выгодно Д. Дудаеву, сумевшему на волне национализма укрепить свои пошатнувшиеся позиции.

Все содеянное не выгодно простым осетинам, ингушам, чеченцам, русским. Не выгодно государственным интересам России.

Группа матерей, побывавших в зоне конфликта, воочию убедилась в крайне тяжелых условиях службы сыновей. Мы единодушны в том, что сотни обращений в Верховный Совет РФ, к Президенту и правительству, в Министерство обороны с требованием не использовать наших детей в карательных целях в организованных политиканами межнациональных конфликтах остались безответными. Матери устраивают митинги, демонстрации, пикеты, в отчаянии блокируют железные дороги - в ответ слышатся только демагогические обещания чиновников или же полное безразличие.

Ради чего погибают здесь наши сыновья, для чего они учатся насилию и жестокости, ради чего они мерзнут зимой в палатках, ходят грязные и голодные? Ради чего возвращаются калеками и людьми с расстроенной психикой? Ради чего неокрепшими юношами приходится терять человеческий облик, ведь служба здесь по плечу не каждому здоровому мужчине. Кто позаботится о нашем будущем? Кто станет нашей опорой в старости? Кто ответит на эти вопросы?

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Со времени принятия закона "О реабилитации репрессированных народов" не было сделано ничего существенного для выработки механизма его реализации, что привело к росту противостояния и кровавым столкновениям.

2. Действия, предпринятые российским руководством, привели к осложнению осетино-ингушского конфликта и как следствие, к ухудшению ситуации в Северо-Кавказском регионе, поскольку был избран не метод разъединения противоборствующих сторон (так это и было сделано в Южной Осетии и Приднестровье), а метод подавления одной из сторон.

3. Военное вмешательство было осуществлено некомпетентно ни в политическом, ни в собственно военном отношении. Недопустимо втягивание Армии в решение внутриполитических проблем Российской Федерации. Необходимо возвратить части к местам постоянной дислокации. В случаях возникновения межнациональных конфликтов для их урегулирования необходимо использовать внутренние войска, в которых должны быть специально обученные разъединению противостоящих сторон подразделения.

4. Необходимо введение на переходный период на территории Пригородного района федеративного правления при полном отстранении от управления госструктур СО ССР.

5. Незамедлительно обязать руководство СО ССР выполнить решение VII съезда народных депутатов РФ о роспуске незаконных вооруженных формирований (гвардии и ополчения) и не допустить их перелива в какие-либо государственные структуры (руководством СО ССР принято решение о формировании 2 полков патрульно-постовой службы). В случае не исполнения применить к СО ССР экономические санкции. Факты коррупции в СО ССР требуют дополнительного расследования.

6. Необходимо обеспечить возвращение беженцев в места их фактического проживания до 31 октября 1992 г. Содействие в восстановлении жилья путем безвозмездного предоставления строительных материалов. Предоставление компенсации за потерянное имущество.

7. В дальнейшем судьба Пригородного района должна решаться в соответствии с нормами международного права, предусматривающие возвращение насильственно аннексированной территории народу, который был депортирован.

8. Оказать содействие в проведении выборов в законодательные и исполнительные органы власти Ингушской Республики с организацией избирательных округов для беженцев Пригородного района.

9. Требует незамедлительного рассмотрения вопрос об отставке с государственных постов и наказании лиц, виновных в разработке и осуществлении преступного и антигосударственного плана на территории СО ССР и Ингушской республики, а также лиц, принимавших непосредственное участие в убийствах, поджогах и грабежах.

10. Действия Совета безопасности РФ в осетино-ингушском конфликте должны быть рассмотрены в Конституционном Суде РФ.

11. Не принятие политических решений грозит тем, что конфликт может вспыхнуть с новой силой, принять затяжной широкомасштабный характер и перекинуться на другие районы Северного Кавказа.

Насилие, как стихия, начавшись в одном месте, разрастается, захватывая новые территории, вовлекая все более широкие массы людей, противостоять этому можно только общими усилиями.

Печать и подписи

Н. Березовский

М. Куликов

Р. Литвинова

Н. Московченко

С. Новиков

Г. Шалдикова

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Солнечный

мойка

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 105 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора

Погода

Акция. ЮОГУ

ЮОГУ

Цитаты

Деньги не портят человека, они просто показывают, кто он есть на самом деле.
Производство сайтов

Новости

«    Сентябрь 2019    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30  
Сдается помещение под магазин. Сдается помещение по ул. Героев, 3 ( раньше там располагалась Евросеть) площадью 33 квадрата. Имеется кондиционер и санузел. Аренда - 20 000р. в месяц.
Солнечный

Солнечный

Энергоресур

Объявления

Услуги по заправке картриджей и ремонту принтеров . Быстро недорого с гарантией!
10 лет качественной работы! Так же продаются Б/У принтеры в хорошем состоянии, фирмы: Canon, Samsung , HP и Xerox. Телефон для справок +7 929 804 44 74, спросить Колю

***
***

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!

Осетия