Семейные обряды: рождение ребёнка

10 декабря 2006 Новости [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [15671 просмотр]
 Из многочисленных обрядов, совершаемых в семье, особо выделяют четыре обряда жизненного цикла. Ими отмечены основные вехи человеческого пу­ти. Это обряды детские, связанные с наступлением совершеннолетия, свадебные и погребально-поми­нальные. Обрядов, знаменующих совершеннолетие, у осетин почти не сохранилось. Зато все ос­тальные оставались очень самобытными и яркими. О них и пойдет речь дальше. Детские обряды начинались еще до рождения ребенка. Это были обряды, призванные обеспечить наступление бе­ременности и разрешение от бремени сыном. Многие из таких обрядов были паломничеством к святым местам, прежде всего, к святилищу Мады Майраем – Ма­тери Марии, Богоматери. Подобного рода святилище (им мог быть большой камень, холмик, деревянный сруб) име­лось почти у каждого осетинского селения, но некоторые были особенно популярны. К их числу относились Зруджы Мады Майрæм при Зругском храме XI-XII веков, Рекомы Мады Майрæм близ мужского святилища Реком в Алагирском ущелье, Хозиты Мады Майрæм в Моздоке. Паломничество обычно совершалось в августе. Жен­щины подползали к Мады Майрæм на коленях и молились ей: бездетные – о детях, имевшие только девочек – о сыновьях, многодетные – о здоровье детей. После молит­вы оставляли небольшое приношение – «мысайнаг»: ку­сочек шелка, свечи, несколько серебряных монет. Бывали и приношения, связанные с верой в подражательную ма­гию. Скажем, оставляя фигурку ребенка, куклу, куколь­ную колыбельку, рассчитывали обеспечить себя настоя­щим ребенком или колыбелью.Повсеместно с той же целью посещали фамильные свя­тилища – «цæгаты кувæндон» и святилища местных ду­хов-покровителей – «дзуары». Если все это не помогало, обращались к знахаркам.Наступлению беременности радовались и ею гордились, но в то же время старались подольше не показывать свое положение старшим мужчинам. Для этого носили свобод­ную одежду, драпировались фартуком или низко опущен­ными концами головного платка.Беременные женщины избегали показываться в обще­ственных местах и в людных собраниях – на свадьбах или похоронах. В некоторых селениях у них даже были свои тропы, где мало вероятно было встретить кого-нибудь из мужчин.По различным приметам старались определить пол бу­дущего ребенка. Считалось, что низкий живот, первое ше­веление справа предвещают рождение мальчика, высокий, живот, первое шевеление слева – рождение девочки. Все же таким приметам верили не до конца и поэтому прибе­гали к различным магическим приемам – гаданиям. Ве­рили, что увидеть во сне черкеску, газыри, змею, белого-голубя – к рождению сына, увидеть иглу, наперсток, яйцо, сизого голубя – к рождению дочери. Гадали по бараньей лопатке, по тому, кто первым встретится специально по­сланному на улицу ребенку и т. д.Приметы приметами и гаданья гаданьями, но в таком важном деле, как рождение для семьи наследников, не считали возможным положиться на одну только волю су­деб. Поэтому, даже и забеременев, осетинки стремились обеспечить рождение мальчика особыми магическими при­емами. По-видимому, наиболее распространенным был такой прием, описанный Е.Г. Пчелиной у южных, а Т.3. Бесаевой у северных осетин. Если в доме имелась тельная корова, то беременная женщина брала кусок  бе­лой ткани и в сопровождении какой-нибудь своей сверст­ ницы шла в хлев. Там она опоясывалась этой тканью сперва сама, а затем опоясывала ею корову и говорила:«Mæ чызджытæ дæ хай фæуæнт, дæ лæппутæ та мæ хай» («Пусть мои девочки достанутся тебе, а твои мальчики мне»).В традиционном обществе осетин, как, впрочем, и в ''других крестьянских обществах, беременная женщина про­должала работать как ни в чем не бывало. Не было для нее и особой диеты и даже каких-либо пищевых запретов. Зато приходилось придерживаться множества других запретов и предписаний, призванных обеспечить благопо­лучные роды.Так, например, беременная должна была носить с со­бой оберег – маленький ножик – «хæрынкъа», ей нельзя было присутствовать при убое животных, ходить за водой после захода солнца и т. д. и т. п.Рожала осетинка в равнинных районах в комнате, где жила брачная пара, в горах – чаще всего в хлеву. К.Л. Хетагуров писал по этому поводу: «Навряд ли во всей Нарской котловине найдется кто-либо, кто до меня, да и намного позднее меня, родился не в хлеву. Объясняется это тем, что в те времена не было другого более удобного изолированного помеще­ния для этого величайшего акта природы». Коснулся Хетагуров этой темы и в стихотворении «Кто ты»: Так слушай... В горах я,Как птица, живу,Здесь мать родила меняВ грязном хлеву.Другого она ожидать не могла,Для женщины не было чище угла. Действительно, там, где вся семья (и к тому же не­редко большая) жила в одном общем помещении – «хæдзаре», изолированного помещения для родов не было. Но ведь роженицу можно было оставить в хæдзаре, а другим членам семьи уйти. Стало быть, для родов в хлеву име­лась и другая причина. Она состояла в том, что у осетин, как и у многих других народов Кавказа (да и вообще многих народов мира), женщина во время таких специфи­ческих женских отправлений, как роды или менструации, считалась нечистой. Она не должна была осквернять хæдзар – тем более потому, что там находилась такая семейная святыня, как очаг.Где бы ни рожала женщина, роды проходили на полу, на связке соломы, покрытой войлоком. Роженице помо­гала какая-нибудь опытная женщина – старшая невестка, соседка и т. п. Присутствовали и другие женщины, но только не свекровь. Что же касается отца ребенка, то ему полагалось на несколько дней демонстративно покинуть дом. Это, равно как и отсутствие при родах свекрови, бы­ло еще одним проявлением обы­чаев избегания.Отсутствие медицинской помощи и недостаточность од­них только народных методов родовспоможения обильно восполнялись религиозно-магическими приемами, призванными облегчить роды. В самом начале родов молились Богу и Матери Марии. Широко пользовались магией подобия. Все расплетали волосы, в помеще­нии развязывали все узлы, вообще раскрывали, развязы­вали, расплетали все, что было можно.  Брали  нитку дли­ною в рост женщины роженицы, завязывали на ней узлы, а затем развязывали их, приговаривая: «Роди так же лег­ко, как мы развязываем эти узлы». Каждая входящая женщина должна была встряхнуть подол и произнести: «Роди так же легко, как легок мой подол». Или, оторвав кусок ткани от одежды, говорила: «Роди с такой же лег­костью, с какой я оторвала этот кусок». Или еще: при­шлепывала чувяками со словами: «Роди так же легко, как я переступаю ногами». У порога клали подкову – на счастье. Следили, чтобы среди присутствующих не оказа­лось подозреваемой в «дурном глазе» или «плохой ноге». Не полагалось, чтобы здесь находилась другая беремен­ная женщина, т. к. существовало поверье, что родовые муки обеих женщин могут выпасть на долю одной из них. Прибегали и ко многим другим известным на всем Кав­казе или только у осетин колдовским приемам родовспо­можения: давали роженице выпить воды из чувяка мужа, поили ее водой, в которой подержали лошадиный послед, окуривали дымом сожженной змеиной шкуры. При особо тяжелых родах в нарушение всех обычаев приводили му­жа роженицы, чтобы он трижды переступил через вытя­нутые ноги жены, а затем обошел вокруг нее.Однако облегчить роды – это было только полдела. Надо было еще позаботиться о том, чтобы ребенок родил­ся живым и здоровым.Пуповину обрезали ножницами и перевязывали воло­сами матери. Отпавшую пуповину высушивали и хранили как целебное средство, например, чтобы помассировать ею живот заболевшего ребенка. Впоследствии ее прятали куда-нибудь подальше, чтобы кто-нибудь, завладев ею и не причинил ребенку вред... Еще большее значение в этом отношении придавалось последу: в народе считали, что с ним надо обращаться так же бережно, как и с самим ре­бенком. Объяснялось это тем, что едва ли не у всех народов мира в последе некогда видели вместилище духа-покровителя ребенка или части его души. Поэтому послед тщательно мыли, заворачивали в кусок чистой ткани и прятали в укромное место. Иногда его закапывали на ме­сте родов, у южных осетин – под настил, на котором стоя­ла корова. Чтобы последом не завладели вредоносные силы, вместе с ним заворачивали оберег – железный гвоздь.Если у женщины не выживали дети, она меняла место родов: рожала не в своем, а в чужом хлеву, или не в своем доме, а в доме своих родителей, и т. п. Другим средством обезопасить новорожденного считалось надеть на него ру­башку, сшитую из семи лоскутов, взятых в домах, где дети рождались живыми и здоровыми. Еще одним распростра­ненным магическим обрядом, обнаруженным Т.3. Бесаевой, было жертвоприношение козы или курицы, непремен­но черного цвета. Этот обряд в разных местностях совер­шался неодинаково. В селениях Зильги, Заманкул, Эльхотово, например, сразу же после родов резали козу к кровь ее смешивали с выделениями роженицы. В селении Хидикус резали не козу, а козленка, кровью которого об­ливали новорожденного. В селении Стур-Дигора резали курицу на груди новорожденного так, чтобы окропить его кровью. Несъедобные части козы, а курицу обычно цели­ком, закапывали в землю. Жертвоприношение в большин­стве местностей рассматривалось как замена одной смер­ти другой; совершая его, обычно так и говорили: вот вме­сто головы голова, вместо души душа и т.п.Для безопасности роженицы и новорожденного в поме­щении, где они находились, все время жгли огонь. Вече­ром туда старались никого не пускать, чтобы вместе с входящими в помещение не проникли злые духи... Принимались и другие меры предосторожности. В частности, хорошим оберегом считалась чесалка для шерсти. Ребен­ка сразу же после рождения трижды протягивали через отверстие в чесалке; роженица подавала его туда головой, а другая женщина принимала его за плечи. Затем чесал­ку оставляли у изголовья постели. Использовали в каче­стве оберега также и нож. Еще одним надежным сред­ством отвести опасность считалось пребывание около матери с ребенком женщины, родившейся в день св. Тутыра (Федора), которому приписывалось чудесное свойство от­водить «дурной глаз».И в дальнейшем принимались всевозможные меры предосторожности, из-за чего многие обыденные действия, приобретали ритуальный, обрядовый характер.При первом купании ребенка в воду бросали щепотку соли, горстку угля и что-нибудь железное – все это, по поверьям, предохраняло новорожденного от возможного вреда. Бывало, что сюда же добавляли воду, которой об­мывали священную надочажную цепь. Воду, в которой купали ребенка, не полагалось выплескивать, чтобы не облить и не разгневать злых духов, или выливать туда, где она могла бы попасть под ноги чужим людям. Нельзя было также выливать ее в темноте, когда духов больше, чем при солнечном свете.В пеленки тоже заворачивали не во всякие. В одних местностях считали, что допускается любой цвет, кроме красного, т. к. красный цвет – это цвет божества оспы Аларды. В других местностях верили, что опасными мо­гут оказаться пестрые пеленки. Повсеместно запрещалось использовать в качестве пеленок старую одежду свекра или свекрови.Если у роженицы пропадало молоко, то считали, что виновата «æммæйон» («одномесячная») – женщина, ко­торая рожала одновременно с ней. Поэтому старались уз­нать, не предстоят ли такие одновременные роды и при­нять посильные меры. Как установила Т. 3. Бесаева, в этих случаях в разных местностях совершались не одина­ковые, но по сути дела сходные обряды. Скажем, рожени­цы встречались за столом и ели из общей чашки, произ­нося ритуальную формулу: «Пусть грудь будет пополам, чтобы у тебя не было недостатка и у меня не было недо­статка (молока. – Авт.)». Или встречались на дороге и, обсыпая друг друга солодом, говорили: «Твою грудь – тебе, мою грудь – мне, никаких претензий ко мне больше не предъявляй». А то обсыпали друг друга солодом и об­ливали водой у реки со словами: «Пусть никто из нас не помешает друг другу».Дня через три-четыре после рождения ребенка устраивался обряд его укладывания в колыбель – «авдæнбæттæн». Это был в то же время обряд приобщения новорожденного к семье, отдачи его под покровительство божест­ва надочажной цепи Сафа. Ребенка приносили к домаш­нему очагу, сюда же доставляли колыбель со всеми ее при надлежностями, а также араку и три лепешки для Сафа. Свекровь роженицы или какая-нибудь уважаемая многодетная женщина укладывала ребенка в колыбель и отдавала его под опеку Сафа, Нечто вроде этого обряда не раз воспроизводилось и в дальнейшем. Как писал В. Ф. Миллер, «в очень еще недавнее время осетины, укладывая своих детей, поручали их покровительству Сафа. Погла­живая голову ребенка и обводя цепь у очага, они произ­носили слова: «Сафа, помилуй моих бедных детей, укре­пи их жизнь твердой силой, навсегда храни их от нечис­тых и злых сил». Но и помимо культа Сафа с уклады­ванием в колыбель (да и вообще с колыбелью) было связано немало поверий. Перед тем как положить в колыбель ребенка, туда клали оберег – нож. В Дигорском ущелье туда с той же целью ненадолго помещали кошку, считая, что ее живучесть передается ребенку. Считалось недопус­тимым качать пустую колыбель, переносить ребенка через ее перекладину и т. д. и т. п.Приблизительно одновременно с укладыванием ребен­ка в колыбель роженица совершала обряд поклонения Мады Майрæм. Обычно он приурочивался к пятнице и со­вершался с наступлением темноты. Молодая мать брала с собой ритуальные пироги и в сопровождении повитухи шла к святилищу. Существовали различные вариации мо­литв и жертвоприношений, но, как правило, обряд вклю­чал в себя благодарность за рождение мальчика или просьбу послать мальчика в следующий раз, а также просьбу об обильном грудном молоке для кормления ре­бенка.В день укладывания ребенка в колыбель или неделю-другую спустя совершался обряд наречения имени – «номæвæрæн», сопровождавшийся пиршеством – «ном-æвæрæны куывд».Наречению имени придавалось очень большое значе­ние, т. к. считалось, что то или иное имя может оказать свое влияние на жизнь человека. Соответственно преиму­щественное право наречь имя принадлежало уважаемым людям. Существует даже особый термин для нарекшего имя – «номæвæрæг» («имя дающий»), у южных осетин и осетин Алагирского ущелья вытесненный грузинским сло­вом «натлиа» («ум»). «Номæвæрæгом» мог быть родствен­ник, сосед или другой односельчанин; обычно он давал ребенку свое имя и, чтобы закрепить это, дарил ему ку­сок ткани на рубашку. Позднее право наречь имя стало приобретаться путем жеребьевки: «ном-æвæрæгом» стано­вился человек, вытащивший из шапки определенную па­лочку или поставивший альчик в определенное положение. Еще позднее, с распространением грамотности, родители стали сами выбирать имя из списка, составленного раз­ными людьми, и тот, кто вписал в список выбранное имя, становился «номæвæ-рæгом». Принятые у осетин имена могут быть разделены на несколько групп. Первая и, вероятно, древнейшая из них – имена магические, дошедшие со времени язычества Многие из них основаны на вере в имитативную (подра­жательную) магию: скажем, если ребенка назвать Цæра («Живи»), то о будет жить, если назвать Фидар («Крепкий»), то он будет крепким. Другие имена этого типа – обманные, основанные на вере в то, что ребенок, назван­ный Хъæвдын («Щенок») или Хъæндил («Жук») вообще не будет замечен злыми духами. Сюда примыкают древ­ние имена героев нартского эпоса – Урызмаг, Сослан, Батрадз, Дзерасса и такие топонимические имена, как Эль­брус или Казбек. Принятие осетинами одной из двух ми­ровых религий отложило пласты христианских и мусуль­манских имен: с одной стороны Геор, Илас, Микъала и т. д., с другой – Ибрагим, Магомет, Хасан и т. п. Большое значение придавалось таким обрядам, как первые постриги, «развязывание» языка и ног, гадание о будущих склонностях ребенка.Осетины старались снять ребенку первые волосы («æвгъæды дзыккутæ») как можно раньше, т. к. считали, что они предрасполагают к «сглазу». Остриженные воло­сы не выбрасывали, а держали в колыбели. Волосы де­вочки иногда бросали в быструю реку, чтобы по принципу магии уподобления они росли быстрее. Если ребенок дол­го не начинал говорить, то его относили в хлев, ставили в стойло для скота и легонько били, приговаривая: «Коли ты животное – замычи, коли человек – заговори». Если он долго не начинал ходить, то между ног у него проде­вали колобок, который затем разламывали и отдавали собакам (опять магия уподобления). Совершались и сво­его рода профилактические обряды. Так, например, когда ребенку исполнялось месяцев шесть-семь, мать и повитуха относили его к святилищу Мады Майрæм и трижды слегка катали на полотенце. Считалось, что после этого ребенок станет спокойнее, здоровее, жизнеспособнее.Для годовалого ребенка устраивали «афæдзы куывд» – празднество с гаданием о его будущих склонностях. Готовили угощение и звали родственников и соседей. Ре­бенка сажали на пол, а вокруг раскладывали для маль­чика – оружие, различные инструменты, иногда книгу, для девочки – кухонную утварь, рукоделия и т. п. По то­му, к чему ребенок тянулся, судили о его будущих склон­ностях и молились, чтобы его выбор оказался удачным.

Наряду со всеми этими древними, восходящими к язы­ческим временам детскими обрядами существовали и об­ряды, предписанные и официальными религиями осетин – христианством и мусульманством. Как известно, у хри­стиан таким обрядом является крещение, у мусульман – обрезание («суннет»). Еще в середине XIX века осетины, оставаясь относительно равнодушными к официальным религиям, в основном избегали предписанных ими обрядов. Однако во второй половине XIX века деятельность христианского духовенства привела к тому, что к крещению стали обращаться чаще и охотнее. Ребенка крестили в воз­расте от трех дней до полугода, затем это стали делать обычно на шестой день. Там, где имелась церковь, крести­ли в церкви, в других селениях – дома.

ИА ОСинформ
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
  • Андрей

16 декабря 2006 17:24

Ссылка где админ???

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Солнечный

мойка

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 105 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора

Погода

Акция. ЮОГУ

ЮОГУ

Цитаты

Деньги не портят человека, они просто показывают, кто он есть на самом деле.
Производство сайтов

Новости

«    Сентябрь 2019    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30  
Сдается помещение под магазин. Сдается помещение по ул. Героев, 3 ( раньше там располагалась Евросеть) площадью 33 квадрата. Имеется кондиционер и санузел. Аренда - 20 000р. в месяц.
Солнечный

Солнечный

Энергоресур

Объявления

Услуги по заправке картриджей и ремонту принтеров . Быстро недорого с гарантией!
10 лет качественной работы! Так же продаются Б/У принтеры в хорошем состоянии, фирмы: Canon, Samsung , HP и Xerox. Телефон для справок +7 929 804 44 74, спросить Колю

***
***

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!

Осетия