Сасинка и Ладико: возвращение

7 сентября 2011 Культура [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [8145 просмотров]

Сасинка и Ладико: возвращение

 

Мысль о том, как на телевидении в юмористической форме заговорить о проблемах нашей действительности поначалу возникла у тогдашнего директора Роберта Кулумбегова. За идею «ухватился» руководитель телекомпании «Ног бон» Коста Кошты, который вскоре нашел и приемлемую форму для оригинальной задумки, «разбавив» первоначальную идею элементами критики, политической сатиры и литературного текста. Популярность, которая обрушилась на «Хи-хиирхæфсæн ха-хабæрттæ» (именно таково официальное название передачи) с первых же дней выхода в эфир превзошла ожидания даже самих создателей «Сасинки и Ладико». Новый проект побил все рекорды популярности, рейтинг передачи с каждой серией набирал новые обороты, и как итог – два года подряд в результате экспертного опроса передача признавалось лучшей по итогам года. Тем удивительнее, что на пике своей популярности юмористический сериал по разного рода причинам исчез с наших экранов. И вот, спустя почти четыре года Сасинка и Ладико возвращаются. Уже полным ходом идет подготовка сценариев очередных серий, обсуждение тем, в ближайшее время начнутся съемки. Мы встретились с творческой группой передачи, режиссером-постановщиком, руководителем проекта Коста Кошты, исполнителями ролей Сасинки и Ладико – Аланом Остаевым и Георгием Багаевым соответственно, чтобы узнать из первых уст о ближайших планах. Разговор, безусловно, коснулся и причин длительного перерыва в их работе.

 

Коста Кошты: – За весь период существования передачи «Хи-хиирхæфсæн ха-хабæрттæ» мы отсняли 67 серий, по времени это более 30 часов готового материала. Наши рассказы о жизни Сасинки и Ладико, пожалуй, самый «долгоиграющий» проект за всю историю юго-осетинского телевидения. И что хочется отметить, передача нравится зрителям разных поколений и возрастов.

С каждой новой серией передача набирала популярность, но в это же время росло и число проблем, стоящих перед съемочной группой. Касались эти проблемы в основном вопроса финансирования проекта, или, точнее, его полного отсутствия. Были пару-другую раз кое-какие премиальные, в основном на средства отдельных спонсоров, но все это носило несистематический характер. При этом над передачей работали всего три человека, хотя по объему такую работу должны осуществлять минимум человек пятнадцать. К тому же, на определенном этапе в сценариях передачи стали появляться и новые сюжетные линии, новые персонажи, мы пригласили людей со стороны, чтобы сделать передачу более интересной. Приглашенным «персонажам» нужно было платить, а такой возможности у нас не было. Именно по названным выше причинам мы, к сожалению, вынуждены были приостановить свою работу, которая отнимала большое количество времени. К вопросу о возобновлении нашей работы мы вернулись пару месяцев назад, когда нам пообещали, что финансирование передачи все же будет.

Было время, когда большинство из нас, живущих в Южной Осетии, так же как и исполнители ролей Сасинки и Ладико, много лет подряд работали на одном энтузиазме. Сегодняшние реалии многих из здесь живущих подталкивают к совершенно иным принципам по отношению к собственному труду. Когда человек, который 20 лет ежедневно «горбатился» во благо своей Республики, стойко перенося все тяготы и лишения с мыслями о лучшем будущем ежедневно лицезреет, что приглашенный «специалист» за тот же объем работы получает баснословные деньги, охота «пахать» бесплатно, мягко говоря, у него отпадает раз и навсегда. Сейчас, в ожидании решения «нашего» вопроса съемочная группа «Хи-хиирхæфсæн  ха-хабæрттæ»  находится на этапе подготовки очередных серий, и в ближайшее время, я надеюсь, мы приступим к съемкам.

– Каким будет возвращение всеми любимых персонажей? Изменится ли специфика передачи, или это по-прежнему будет смесь юмора и иронии с так нелюбимой в нашем, юго-осетинском обществе критикой?

Коста Кошты: – Хочется отметить, что критика не является в данном случае самоцелью, безусловно, нам гораздо приятнее говорить о позитивных моментах, главное чтобы они в нашей жизни присутствовали. Но не говорить о негативных моментах, которые, к сожалению, стали доминирующими в нашей жизни, тоже нельзя, люди сами все прекрасно видят, а от того, что мы собственные проблемы будем элементарно замалчивать, ситуация вряд ли изменится. Что касается новых серий нашей передачи, то у нас особых изменений относительно ее формата не предвидится. Но это никоим образом не означает, что мы удовлетворены имеющимся до сих пор «внутренним обликом» нашего детища. Естественно, передача нуждается в совершенствовании, но для этого необходимо располагать более широкими возможностями. Нужна более профессиональная режиссура, больше движения в кадре, новые герои и т.д.

– С темами ближайших серий уже определились?

Алан Остаев: – Тем для ближайших выпусков немало, также как и источников для идей, одним из которых по-прежнему, безусловно, будет «базары устытæ». Критики, не скрою, будет много, поводов для этого великое множество. Естественно, будут и темы, затрагивающие общественно-политическую жизнь, и главное грядущее событие – выборы Президента РЮО. Раскрою небольшой секрет: в одной из ближайших серий Ладико тоже будет раздумывать о том, чтобы вынести свою кандидатуру на главный государственный пост нашей страны. Сейчас такое желание проявляют многие, так почему бы и Шæххойты Ладикъо не попробовать? (смеется)

– «Жертвами» языкастой Сасинки становились многие, причем зачастую люди, занимающие довольно высокие посты. Можно предположить, что отрицательная реакция на «подколы» Сасинки и Ладико тоже не редкость…

Алан Остаев: – Открытых замечаний и претензий к нам лично не поступало, все-таки передача юмористическая. Хотя через третьих лиц что-нибудь, да все же передается. Сейчас в республике много приезжих специалистов, занимающих те или иные ответственные должности. Упущения и недоработки в их деятельности не редкость, возможно и они будут объектами критики Сасинки и Ладико. Единственная проблема – передача выходит на осетинском языке. Фæлæ уый гæнæн нæй æмæ та сæ «хæрзгæнджыты» ΄хсæн «тæлмацгæнджытæ» ма разына, ныфс нæ ис æмæ сæм гъæдджын æмвæзадыл фæхæчæ уыджысты. Мы никого не собираемся, грубо говоря, обливать грязью, как говорится, – ничего личного, только в интересах народа.

– Единодушие в любом творческом коллективе – большая редкость. У вас возникают разногласия при обсуждении очередной темы или отдельных диалогов?

Коста Кошты: – Практически нет. Наоборот идет обоюдная поддержка. Возможно, по той простой причине, что у нас нет четкого разграничения полномочий. Автором сценариев является Алан, но и Георгий, и я можем быть с чем-то несогласны, дополняем эпизод, порой уже и по ходу съемок. Могу даже сказать, что вариант, который в конечном итоге доходит до зрителя, разительно отличается от первоначального. Уже в процессе съемок появляется что-то новое, более 30% процентов отснятого материала составляет экспромт, импровизация. Скажу честно, за несколько лет нашей совместной работы мне никак не удалось добиться от обоих артистов того, чтобы они заучивали тексты сценария, хотя сейчас уже мне кажется, что это «упущение» идет проекту только на пользу. Ведь импровизация зачастую получается не менее интересная, чем текст оригинала.

Алан Остаев: – Разница в том, что Георгий готовится к съемкам как профессиональный актер, он очень требователен к себе, ответственности требует и от партнера. Бывали моменты, когда мы в процессе творческого обсуждения доходили до серьезных споров. Вспоминается 2004 год, боевые действия в нашей республике. На подступах к городу, в районах республики перманентно шли бои. Наше общее решение о том, что мы не имеем права прекращать показ юмористической передачи в столь тяжелое время. Я тогда уже работал в пресс-службе МВД, ежедневные выезды на места происшествий, раненные, трупы в морге… Все это мелькало перед глазами, как кадры из фильма ужасов. А каждое воскресенье съемки очередной серии «Сасинки…». Работали на износ. Утром выезжали за город, где за пару часов осуществлялись съемки. Все уставшие, зачастую невыспавшиеся, а времени – в обрез, уже во второй половине дня отснятый материал должен был быть в распоряжении монтажера, чтобы тем же вечером очередная серия вышла в эфир. Бывало, в спешке я путал текст, где-то «недоигрывал», в такие моменты  Георгий  выходил из себя. Кæрæжимæиу мажура дæр скодтам, но это все оставалось за кадром. В кадре, так же как и в жизни, мы родственные души (смеется).

Коста Кошты: – У Георгия и Алана совершенно разный подход к работе, в случае с Ладико – это профессиональное актерское мастерство, с учетом и восприятием всех замечаний режиссера. В случае с Аланом ситуация несколько иная, это просто талант, заложенный в нем, сыграть так, на мой взгляд, невозможно. Иногда он «выдает» такие жесты, фразы, движения, что мы с Георгием собственным смехом срываем очередной дубль. Однако, Алан гениален до тех пор, пока от него не потребовать повторить эпизод по-другому. Сразу же начинается путаница, так что спорить с ним, как вы понимаете, дело безнадежное (смеется).

– Георгий, Алан, есть ли у ваших героев реальные прототипы? Ведь, несомненно, столь яркие образы не могут возникнуть случайно, просто так?

Георгий Багаев: – Образ Ладико «слеплен» на основе моих личных наблюдений. Особенности поведения, характер, манеры моего персонажа переняты сразу у двух человек. Ладико в селе, в деревенском быту скопирован с моего отца Нодара. Говор, жесты, мимика, гнев, ирония – столь обычные для моего отца и других моих земляков манеры сделали Ладико ярким и самобытным. Отдельный интерес к речевым оборотам, таких в настоящее время в городе уже не услышишь. Но когда Ладико приезжает в город – это уже совершенно другой человек – с изысканными манерами, аристократизмом. Он выпрямляется, как-то по особенному, с присущим настоящим осетинам качеством «уæздандзинад» общается с людьми. Таким был ныне покойный именитый актер Иван Джигкаев (мæрдты рухсаг уæт), у которого я и перенял все вышеперечисленные качества. Возможно, не будь в моей жизни этих людей, Ладико был бы совершенно другим, хотя я плохо себе представляю другой образ старика-горца, живущего в Кударском ущелье.

Алан Остаев: – Моя героиня – обычная сельская жительница. Я с детства рос в среде, где таких женщин было немало. Худощавые, шустрые, мæнæ «жырдарæхст» кæй фæхонынч, ахæмтæ. Котантойы, Къозы, Сохты ахæмтæ бирæ ис. В самом начале, когда мы только начинали снимать «Хи-хиирхæфсæн ха-хабæрттæ» мы выбрали для съемок на натуре селение Гъурымбела, недалеко от города. Зашли в первый же попавшийся заброшенный дом и обнаружили разнообразный «реквизит». В старом шкафу я обнаружил женскую одежду, судя по всему живущей здесь когда-то старушки. Это был шикарный «гардероб» с большим разнообразием «нарядов». Оделся как положено: халат, косынка, вязанный жилет. Отсняли пару серий. После их выхода в эфир знакомые мне рассказывали, что дочери настоящей владелицы тех «костюмов» чуть  не стало плохо,  когда  за  просмотром очередной серии «Сасинки…» она случайно «обнаружила» в кадре свою давно умершую мать, разгуливающую по балкону их дома.

Коста Кошты: – И Георгий, и Алан родом из одного ущелья. Они воспитывались в подобной среде, эти образы у них перед глазами с детства. Одинаковый менталитет и схожее чувство юмора позволяют им достигать абсолютного взаимопонимания, вживаясь в образы своих героев. Наверное трудно представить рядом с Сасинкой  выходца из другого ущелья, это было бы уже нечто иное. Вообще, одним из основных преимуществ передачи «Хи-хи-ирхæфсæн ха-хабæрттæ» являются не юмор, и даже не критическая направленность, гораздо более важным мы считаем другое – посредством этой передачи в народ возвращаются забытые речевые обороты языка, национальный колорит, который вобрал в себя фольклор осетинского народа. Передача в свое время была весьма популярна среди молодежи, таким образом, она вносила хоть и небольшую, но, тем не менее, лепту в процесс приобщения сегодняшнего молодого поколения к национальным богатствам нашего народа – языку, юмору, колориту сельского быта и т.д.

– Алан, за более чем три года вынужденного «невыхода» на экраны «Сасинки и Ладико» на своей основной работе в МВД ты успел «дослужиться» до довольно высокого для милиционера звания – капитана милиции. Повлияет ли, на твой взгляд, это на твою «актерскую» деятельность?

Алан Остаев: – Мне часто говорят, мол, ты милиционер, и тебе как-то не положено по статусу заниматься, как многие считают «ерундой». «Волнующимся» о моем имидже я всегда невозмутимо отвечаю: «Если милиционер может быть владельцем большого магазина или ресторана, почему он не может быть актером, который может принести хоть небольшую радость людям, уставшим от тягот и испытаний жизни?» Обычно диалог на такую тему на этом бывает исчерпан. Ну, а если имеются ввиду изменения в характере Сасинки, ответ однозначен – нет. Разве что она станет чуть «крупногабаритнее». Что делать: немного набрал в весе (смеется).

– Коста, телекомпания «Ног бон» – это не только «Хи-хиирхæфсæн ха-хабæрттæ». Большой резонанс в обществе имеют Ваши аналитические программы, репортажи в жанре журналистского расследования. Недавно, после почти годичного «отпуска» «Ног бон» возобновила свое вещание. Будут ли новые проекты в вашем эфире?

Коста Кошты: – Появление, создание новых телевизионных проектов у нас связано с определенными сложностями. И тут дело не в том, что мы не хотим или не можем в силу своих возможностей работать. Эфирное время нашей телекомпании ограничено, мы продолжаем выходить на канале ГТРК «ИР». Как вы знаете, год назад руководство государственного телевидения поменялось, туда пришли люди, которые, на мой взгляд, совершенно далеки от Осетии и происходивших здесь событий. За этот период наше национальное телевидение заметно утратило свои позиции, касаемые объемного понятия «ирондзинад». С новым руководством ТВ договориться крайне сложно, мы не можем даже осуществлять повтор наших аналитических программ, хотя такое практикуется на многих крупных телеканалах. Работать можно, даже при имеющихся у нас в данный момент весьма ограниченных материально-технических условиях. Но для этого нужно понимание со стороны соответствующих структур.

– А как насчет возможности отделиться от Гос ТВ и создания отдельного, независимого канала?

Коста Кошты: – В перспективе мы хотели бы на базе «Ног бон» создать Общественное Осетинское телевидение. С этим предложением  я обратился в соответствующие вышестоящие органы. Пока, к сожалению, реакции не последовало. Хотя сам проект, думается, довольно интересный, перспективный, имеющий право на жизнь. Возможностей много, нужно простое желание это осуществить. Можно сотрудничать с осетинскими диаспорами по всему миру, обмениваться информацией. Сейчас такое сотрудничество, в век высоких информационных и технических технологий не представляет особой трудности. Но пока такого понимания, увы, в «верхах» нашей государственной власти нет.

Алан Остаев: – За годы становления нашей государственности у нас в чиновничьих кругах почему-то утвердились ошибочные стереотипы по отношению к работе СМИ. Если прозвучала критика или соответствующая журналистская реакция на какое-либо событие, то на определенное СМИ непременно вешается ярлык антигосударственного, антиправительственного масс-медиа. Таким образом, некоторые чиновники проявляют инстинкт самосохранения себя на своем месте, болезненно воспринимая взгляд со стороны на свою работу, при этом ничего ни предпринимая для ее улучшения. Фæлæ никæй фæнды бамбарын: махæн нæ критикæ комкоммæ Хицауады ныхмæ нæу, уый у иумиагæй æвзæрдзинады ныхмæ, адæмы хæр-зæбонæн.

Рада Дзагоева

Юго-осетинская газета «Республика»

 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
7 сентября 2011 10:02

РАДА, молодец.
Не видела ни разу эту передачу, так уж получилось, что в Знауре не видели Сасинку и Ладико, но само интервью настолько интересно построено, так великолепно всё рисуется, так многоОбрзно характеризуются главные герои, что уже понятно всё.
Алан Остаев и Георгий Багаев даже по своим ответам являются колоритными персонажами:)
Спасибо Кошты, который страется не потерять на экране  народный ОБРАЗ..,такой милый сердцу.Ни в одном языке не встречала таких оборотов, которые присущи нам, которые кроме нас никто и не уразумеет и воспримет:)))Ну а юмор, сам Бог велел :)ОНИ не должны теряться 
Спасибо всем!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Солнечный

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 105 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора

Погода

Акция.

ЮОГУ

ЮОГУ

Королевство потолков

Цитаты

Если у тебя получилось обмануть человека, это не значит, что он дурак, это значит, что тебе доверяли больше, чем ты этого заслуживаешь.
***
Когда мне было 5 лет, мама всегда твердила мне, что самое важное в жизни — быть счастливым. Когда я пошел в школу, меня спросили, кем я хочу стать, когда вырасту. Я написал «счастливым». Мне сказали – «ты не понял задание», а я ответил — «вы не поняли жизнь».
***
Настоящий друг — это человек, который выскажет тебе в глаза все, что о тебе думает, а всем скажет, что ты — замечательный человек. © Омар Хайям,
***
Не всегда просит прощения тот, кто виноват. Просит прощения тот, кто дорожит отношениями.
***
Производство сайтов

Новости

«    Февраль 2020    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29  


Энергоресур

Объявления

Услуги по заправке картриджей и ремонту принтеров . Быстро недорого с гарантией!
10 лет качественной работы! Так же продаются Б/У принтеры в хорошем состоянии, фирмы: Canon, Samsung , HP и Xerox. Телефон для справок +7 929 804 44 74, спросить Колю

***
***

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!

Осетия