Иранская "Зурхане"и воинские традиции Осетии

Иранская ,,Зурхане,, и воинские традиции Осетии 1.Ираноязычный мир Осетия имела продолжительные контакты с Ираном как в доисламский период, так и после того, как эта страна стала мусульманской. Взаимоотношения  осов(овсов) и их протоэтноса скифов с Ираном возникли гораздо раньше начала проповеди Мухаммада. После утверждения ислама в качестве государственной религии в Иране, осетины продолжают сохранять память о родственных отношениях с персами. При проведении своей кавказской политики Иран неоднократно пытался либо привлечь осетин в качестве союзников, либо подчинить их силой оружия. Часть осетин продолжали ориентироваться на Иран даже в первые десятилетия XIX века. В связи с окончательным закреплением России в кавказском регионе, осетинско-иранские контакты постепенно были сведены к минимуму. Связи Ирана и Осетии не потерянны и в современности,культурный обмен,сотрудничество в различных областях экономики,это нынешние реалии.В 2007году состоялся рабочий визит в  Осетию Чрезвычайного и Полномочного посла Исламской Республики Иран в России Голамреза Ансари...Посол акцентировал внимание представителей средств массовой информации на иранской системе образования. По словам посла, если до исламской революции только пять процентов населения страны могли писать и читать, то сейчас грамотными являются 90 процентов жителей Ирана, и в настоящее время в высших учебных заведениях обучается более трех миллионов студентов. По количеству пользователей Интернета  Иран занимает второе место среди стран Персидского залива и Ближнего Востока.  Индоевропейская общность, в которую входили предки ариев, германцев, славян, кельтов, греков и других племен, распалась в начале III тысячелетия до н.э. (в раннем бронзовом веке). Из нее выде­лилась арийская общность, занимавшая территорию Юго-Восточной Ев­ропы- степные районы к северу от Кавказа, Черного и Каспийского морей. Ариев называют еще индоиранцами, потому что впоследствии они разделились на две ветви - индоарийскую и иранскую. Но и после того, как индоиранцы стали делиться и распространились до Средней Азии, Иранского нагорья и Индии, они продолжали именовать себя «ари­ями», а свои страны- арийскими. Например, индийские арии назвали свою землю «Арьяварта», в Средней Азии известна иранская страна «Арейа». От слова «ариана», что означает «арии», «арийский», происходят и название государства Иран. Передвигаясь на новые территории, индоевропейцы, а затем и арии включали в свой состав ме­стные племена, осваивали достижения других народов. Поэтому еще в древности появились различия в языке, культуре, хозяйстве и внешнем облике разных индоиранских народов. Но все это произошло после распада арийской общности. Арии были скотоводами и земледельцами. Они пасли стада овец и коров, особое значение придавали коневодству. Землю пахали плугом или сохой. В повозку с тяжелыми цельными колесами впрягали волов. Скот считался главной добычей в войнах, количеством скота измеряли богатство племени, рода, семьи. Пастушеские занятий вынуждали ариев заботиться о поиске удобных пастбищ и способствовали освоению но­вых территорий. Металлургия, обработка металла и дерева достигли у ариев уровня профессиональных ремесел. В первой половине II тысячелетия до н.э. арийская общность распа­лась на две ветви - индоарийскую и иранскую. Индоариями называют арийскую ветвь, покинувшую Европу и поселившуюся в Индии. Арии дру­гой, иранской ветви, тоже расселялись к востоку и югу, но сохранили за собой и земли прародины - степи между Дунаем, Кавказом и Уралом.К иранской группе народов при­надлежат современные осетины, персы, таджики, афганцы, курды, белуд­жи и некоторые Другие народы. Все они говорят на языках, происшедших от общеиранского языка-основы, на котором во II тысячелетии до н.э. говорили арии-иранцы.В конце II тысячелетия до н.э. иранская общность распалась на две группы племен. Северные иранцы включали предков скифов, согдийцев, бактрийцев, хорезмийцев. В южную группу племен вошли предки ми­дян, персов, курдов, белуджей, других иранских народов. Эту группу племен можно назвать южной потому, что они ушпи с европейской пра­родины на юг и заняли Иранское нагорье, то есть территорию современ­ных государств Ирана и Афганистана. Но и северные иранцы вышли далеко за пределы арийской прародины. Бактрийцы, согдийцы, хорез-мийцы продвинулись в Среднюю Азию. А скифские племена, никогда не покидавшие общую прародину, постепенно расселились по всему степ­ному поясу Евразии - от Северного Причерноморья и Предкавказья до Средней Азии, Казахстана и Южной Сибири. Возникший в результате этих передвижений огромный иранский мир оказался поделен между двумя природными и хозяйственными зонами. В южных областях древней земледельческой цивилизации (в плодородных долинах Иранского нагорья и оазисах Средней Азии) иранские племена вскоре освоили опыт предшествующего неарийского населения и сделались оседлыми земледельцами и скотоводами. А в северных скифских степях, напротив, произошел переход от пастушества к кочевому скотоводству.Иранские кочевники отличались от своих оседлых родственников преж­де всего по образу жизни. Их язык и культура были очень близки, и даже общественное устройство на ранних этапах истории оставалось одинако­вым, Семья входила в род, который был частью племени. Несколько племен составляли область или страну, а совокупность областей склады­валась в народ. Однако противоречия между кочевыми и оседлыми пле­менами надолго предопределили сложную историю взаимоотношений теперь уже двух иранских миров - степи, которая посыпает за добычей и славой отряды грозных всадников, и оседлости, защищающей обрабо­танную землю и скот от набегов кочевников.Постоянной ареной столкновений оседлых и кочевых иранцев была в I тысячелетии до н.э. Средняя Азия. На Переднюю Азию совершали свои походы через Кавказ европейские скифы. Существовали, конечно, и мирные связи: от активной торговли до военных союзов. Периоды вражды и сотрудничества сменяли друг друга, но противостояние со­хранялось. Оно породило великий иранский эпос. Сказания о богатырях и героях, впоследствии вошедшие в «Шахнамэ» («Книгу о царях») Фирдоуси, повествуют о борьбе с Тураном - под этим именем выступают скифские племена, кочевые степняки-иранцы. Победоносные походы туранцев-ски-фов также воспеты в древних сказаниях - это Нартовский эпос, сохранен­ный осетинами. Таким образом, обе стороны, оба иранских мира запечатлели свои войны в эпических произведениях мирового значения. На рубеже II и I тысяче­летий до н.э. начался переход степных иранских племен от пастушества к кочевому скотоводству. «Скифы» - наиболее общее название для северных иранских кочевников. В первой половине I тысячелетия до н.э. они вышли далеко за пределы древней арийской прародины (Юго-Вос­точной Европы) и занимали всю полосу евразийских степей от Северно­го Причерноморья и Кавказа до Средней Азии и Южной Сибири.Скифские племена говорили на диалектах и наречиях языка иранс­кой группы, единственным живым продолжением которого - через сред­невековый аланский- является современный осетинский язык. По историко-географическому принципу народы скифского мира называют северными иранцами древности. А по языковым признакам скифский язык (а значит, и современный осетинский) входит в восточноиранскую подгруппу. Здесь нет никакого противоречия. Ведь степной скифский мир располагался севернее иранских областей с оседлой и земледельчес­кой культурой. Но восточную часть этих областей - Среднюю Азию и Афганистан - населили ближайшие родственники скифов: согдийцы, бак-трийцы, хорезмийцы и другие племена, пришедшие с прародины вместе с азиатскими скифами. Их языки и составляют восточноиранскую под­группу, к которой относятся также современные афганский (пушту или пашто), мунджанский {в Афганистане), ягнобский {в Таджикистане) И па-мирские языки (в Таджикистане и Афганистане). Другая ветвь иранских народов во главе с персами и мидянами осела западнее - в Передней Азии. В западноиранскую подгруппу входят персидский и таджикский (оба происходят от древнего и средневекового персидского), курдский, белуджский и некоторые другие языки.2.Борьба ,,Зурхане,,Воинская культура ираноязычных народов на протяжении тысячелетий была примером для подражания,оставшееся наследие уже не так богато,но его можно лицезреть в живую например в иранской борьбе ,,Зурхане,,,,Осколок,,некогда безбрежного ираноязычного мира—осетины,сохранили в суровых горах Кавказа наследие этой  древней культуры и ратного Духа.Возрождение традиций,служит единению,дружбе, взаимопониманию между народами,обогащению культуры вцелом.Зурхане(Зорхана, зурхана-азерб. zorxana,  ) . В буквальном переводе это означает  «низкое помещение»или «Дом силы»  Этот вид спорта и физической культуры, зародившийся в Иране много веков назад, выдержал испытание временем и зарекомендовал себя как эффективное средство физического воспитания.  Зурхане,  включает в себя систему комплексов физических упражнений с предметами (булавами, щитами, металлическим «луком») и саму борьбу.СИСТЕМА  имеет  свои  особые традиции,они  заключаются  в  подражании  сказочным  героям  и богатырям.  Зурхане  воспитывает  мужественный  характер, учит  ценить  дружбу,  помогает  приобрести  физическую  силу.  Пение используется во время тренинга и соревнований для  поднятия  духа  спортсменов  во  время  занятий  этим видом спортом.   Это выражается  в  многочисленных  стихах  и  рассказах,  перекладываются  на музыку,  и  исполняется  муршидом  под    барабан,  который является основным инструментом в этом жанре музыки. Барабан задает  эмоциональный  настрой  спортсменов  на  арене, С  древних  времен различные  танцы  и  спортивные  упражнения,  сопровождались  музыкой  и  ударами  барабана.   Муршид  должен  быть  хорошим  певцом  и  музыкантом,  и,  кроме  того, должен  быть  хорошо  знаком  с  культурой  и  традициями    зурхане. Для различных  упражнений - особая музыка (а так же песни),  которая  исполняется муршидом. Муршид  исполняет  эти  мелодии  в соответствии  с  настроением,  царящим  в  зурхане  и  среди  спортсменов (замедляет  или  убыстряет  ритм,  выбирает  мелодию,  делает  ударения  и  так далее). Мелодия и ритм музыки зурхане выбирается и исполняется  с  учетом  содержания  стихов,  размера  стихов  и  движений спортсменов. Стихи в зурхане обычно эпические, но так же используются элегии святым и религиозным деятелям, стихи из диванов таких поэтов как Моуляви, Саади, Хафез и современных авторов.  Миондор,в зурхане  –  это  тот,  кто  стоит посередине  арены,  а другие спортсмены,  смотря  на  его  движения,  выполняют  физические  упражнения. Зурхане - это сообщество атлетов, друзей. Хотя там может заниматься любой желающий. Здания для занятий, сам дом силы, имеет традиционную архитектуру - купол, восьмиугольную площадку для занятий, по краям которой сидят зрители и располагаются снаряды.Прямые аналоги в применении(практике) такого оружия как булава,щит,лук мы встречаем на примере ираноязычной Осетии,это означает,что были и системы тренинга,подготовки,ничем не отличающиеся от достижений в спортивной борьбе,коими так богата Осетия.

 3.Лук…Да принесёт эта стрела мне победу!Махабхарата
Лук,стрела (осет: ardyn, fat;ведийский санскрит:dhanus,pavi;авестийский:druna,patha)Древнейшим видом оружия осетин является лук ardyn . Чехол для ношения лука назывался ardyston (горит). Наконечник — arttigъ ("трехгранник"), делался обычно из железа, а древко стрелы fat —из разных пород дерева,камыша.Стрелы заготавливались впрок и хранились в специальном приспособлении fatdzag — "емкость dzag — для стрел fat". На текущий расход стрел бывал рассчитан fatdon ("колчан"), которому есть еще одно название — camdan: судя по контексту, так мог называться не особый вид колчана, но доставшийся по наследству от погибшего отца .Если исходить из этого, то термин camdan может быть истолкован как переданное по наследству требование: cam — "стыд", camdan — "вместилище стыда" в значении "колчана"Смысл может быть в том, что наследник должен оправдать надежды погибшего отца как воин и применить залежавшиеся стрелы для славы, или даже отомстить за кровь предка.Кобано-Тлийские бронзовые пояса из Осетии,передают великолепные сцены охоты и сражений с использованием лучников на колесницах.Общее для всех ранних индоевропейских традиций (индоиранской, хеттской, греческой, славянской, германской и др.) представление о колеснице солнца, запряженной конями, уже во II тыс. до н.э. повсеместно распространяется (как и сама колесница) в культурах Евразии . Так в Ригведе солнце многократно называется то птицей, то конем, то колесницей, то колесом. А солнечные близнецы Ашвины представляются то юношами на колеснице, то конями, ее влекущими. Иранский Митра до зороастризма – «могучий стрелок, сражающийся с колесницы».Исследователи установили, что подобные мифы характерны для обществ, имеющих развитый аппарат власти и достаточно продвинутую хозяйственную технологию (обработка металлов, использование колесных повозок, запряженных конями), а также все увеличивающуюся функцию священного царя. С самой первой главы осетинского эпоса, лук неотемлемая часть предков,легендарных нартов ,,РОЖДЕНИЕ АХСАРА И АХСАРТАГА,, …Не  по  дням,  а  по  часам росли Ахсар  и  Ахсартаг.  За  день вырастали  они  на  вершок, а за ночь – на  целую  пядь.  Озорными мальчишками были Ахсар и Ахсартаг. Сделали они себе луки и стрелы,и не стало птицы, которая могла бы пролететь над ними:   тотчас подбивали они ее, и камнем падала она на землю.Вплоть до завершения сказаний,этот вид оружия почитаем и необходим ,,ГИБЕЛЬ НАРТОВ,, …Когда ни выйдут днем, а хлеба все еще зелены. Тогда попробовали они  по ночам жать. Но только подойдут к ниве, сразу зрелые  хлеба превращались в зеленя.   Опять  пошли нарты на хитрость. Поставили они шалаши возле  нив своих  и с вечера уходили туда, вооруженные луками и стрелами.  На стрелы  надевали  они раздвоенные наконечники и по  ночам  пускали стрелы по созревшим хлебам. Раздвоенными наконечниками срезали они колосья,  и  колосья эти оставались зрелыми. Теперь,  когда  нарты мололи хлеб, не отделяли они стеблей от зерен и мололи все вместе.   Так прожили они еще один год. А потом сказали друг другу:   –  Что  ж  это делаем мы? Ведь сами мы дали согласие Богу:  чем бесславная  жизнь,  лучше гибель со славой. – Тут  каждый  из  них вырыл себе могилу и бросился в нее.   Так пришел конец прославленным нартам.Лук эпоса как и Герои Нарты стали сакральными для осетинского народа,недаром в своей известнейшей работе по Эпосу ,выдающийся Учёный B.И.Абаев заметил:,, В  эпосе Сослан занимает виднейшее место, является  одним из  любимых  героев.В Дигории показывают  камни, на которых он  сидел. Один из летних праздников звался “праздником Сослана” Радуга зовется по-дигорски “Сослан aндур?” —  “лук Сослана”, как в персидском “лук Рустема” (kaman — i Rustam).  
Окончательное отступление в горы во времена Тамерлана заставило северокавказских овсов-алан использовать навыки стрельбы из лука в строительстве средневековых башен в высокогорной полосе.Археология утверждает,что:,,для стрельбы из лука приспособлены некоторые башни Дагестана, Осетии и горной Грузии. А в башнях Чечни и Ингушетии подобных амбразур пока еще не обнаружено: там стрельба из луков велась с верхних боевых площадок плоскокровельных башен, либо поверх машикуля,, Недавние же работы археологов подчёркивают значимость лука у осетин в исторические периоды его использования:,,…Новые наблюдения над стрелковым оружием аланов позволяют полнее проследить технологию изготовления сложносоставных луков, их конструктивные особенности, подчеркивают продуманность конструкции каждой детали, где все подчинялось одной цели — сделать лук и стрелы надежными, точными, удобными. Как уже отмечалось, луки изготовляли из кизила и клена, древки стрел — из березы и ясеня. Кизил — одна из самых твердых пород дерева; к твердым породам относятся береза, ясень и клен. Выбор материала также был подчинен достижению прочности и надежности оружия. Все это позволяет сделать вывод, что стрелковое оружие северокавказских аланов не уступало по своим боевым качествам однотипному оружию других народов в тот же исторический период. Позднесредневековая осетинская «Поэма об Алгузе», повествует, что-- ,,отправляясь на войну, каждому человеку надлежало иметь два крепких лука  и запастись четырьмя мешками стрел...,, Я.Рейнеггс в сведениях об Осетии 18-19веков пишет :,,их оружие состоит из стрел,лука,сабли,ружья и кинжала,,Как видим традиция дожила почти до наших дней.4. Булава..Коня погоняет Даритель венцовНемало онагров ездок удалойСгубил булавою,арканом,стрелойШахнамэ


Булава (осет.: astarc), являлась во всем мире, в основном оружием ритуальным, знаком власти, символизирующим мощь и несокрушимость ,могла передаваться многие столетия по наследству (тем более, что булава является единственным оружием, не теряющим со временем своих боевых качеств).Фактически любой выпуск «Сказаний о нартах» начинается с Уархага, который отождествляется с прародителем нартов. Однако  до Уархага был целый свод славных нартских богатырей с сопутствующими им походами и битвами. К древнейшим нартовским героям  относят Басты-Сары-Тыха, первого нарта, Сауассу, Бора-Болат-Курда, Болат-Барзай, Дзлау, Уархага и Уархтанага.Одним из древнейших циклов эпоса считается цикл о Сауасса. ,хотелось бы обратить внимание на три главных атрибута вооружения  этого нарта: палицу, кинжал и топор. Палица эта в эпосе названа металлической, в некоторых случаях – медной, в некоторых – железной. Среди вооружения археологических культур Кавказа эпохи поздней бронзы, металлические палицы встречаются как весьма распространенный вид оружия, типичны они и для кобанской культуры, в которой распространены и как вид вооружения и как символ власти. Помимо Эпоса,где палица-булава (символ силы и власти)связана с первонартом-осетином,как вид вооружения она часто упоминается в народных сказках и преданиях :,,Табунщик Кой, сын алдара,,


— Кой со своими ардхордами пригнал табун, можно ли ему осесть на твоей земле?Алдар в ответ выслал сказать им:— И близко к моей земле не подходите!Они поняли, что алдару нежелателен их приезд, и отправились на небо к Курдалагоновым; заказали им сделать железные палицы. Когда палицы были готовы, их принесли Кою туда, где он осел со своими ардхордами.Кой запустил со своего места одну палицу, и она срезала полбашни алдара. Дочь алдара поняла, в чем дело, и сказала своему отцу:— Разреши им осесть на твоей земле, не раздражай их больше, иначе хуже будет!Но алдар не внял дочери и не разрешил Кою и его ард-хордам осесть на своей земле. Тогда Кой запустил вторую палицу, и она разрушила до основания то, что осталось от башни алдара. Когда алдар убедился, что Кой и его ардхорды не оставят его в покое, он послал к ним сказать:— Гоните свою скотину на мою землю и переезжайте сами!Кой со своими назваными братьями пригнал в село огромное стадо. Алдару ничего не оставалось делать, как встретить их любезно. Они обосновались там и засватали дочь алдара за своего младшего ардхорда.Интересно,что палицы героям куют и персидские кузнецы (Шахнамэ):Пора кузнецам приниматься за труд,Пусть палицу мне боевую куютИ вот уж заказ исполина готов.Как яркое солнце,горит булава;Снесли его шаху,закончив едваВиды аланских булав представлены изображениями на триумфальной арке императора Галерия в Салониках Судя по ним оружие, представляет собой шар диаметром 10-15см на прямой рукояти длиной 40-45см. Подобное навершие из светлого, мелкозернистого песчаника (вышиной 6 см) было найдено в с. Донифарс и Камунта Для IV-VII вв. известна булава грушевидной формы из красного гранита из селения Харачой (Чечня) Очень часто у всадников она служила дополнительным оружием и могла метаться на короткое расстояние. Для V1I-1X вв. характерны каменные палицы с шарообразными выступами. Так в катакомбах Чми был найден подобный экземпляр из мягкого песчаника а в Галиате в грунтовой могиле - из белого змеевика В том же могильнике в сел. Чми (VII-IX вв.) в катакомбе XIX были найдены два известковых продырявленных слепка в роде булав с остатками железных стержней и бронзовый наконечник в виде маленькой булавы с мелкими неправильно расположенными наплывами В период VII-IX вв. также намечается тенденция развития выступов палиц в виде боковых граней как у шестопера, однако их незначительные размеры и отсутствие лезвия не позволяют нам причислить к этому виду оружия бронзовый экземпляр из Даргавса К этому же времени относится и появление оружия в виде палицы с шипами (число которых обычно равно пяти) имеющей вид звезды. Самая поздняя из аланских палиц относится к XIII-XIV в. и происходит из комплекса вооружения легендарного царя Ос-Багатара, хранившегося в святилище Реком. Путешественник конца XIX в. так описывает ее: это «железный пернач с массивною шишкою на одном конце и с шестью симметрическими выступами под шишкою, расположенному по массивному цилиндру; продолжением цилиндра служит тонкий длинный стержень, длина всего пернача около 3/4 арш. (около 18см)» О статусе владельцев булав с уверенностью говорить затруднительно. Хотя и, как уже отмечалось выше, она была символом власти и принадлежала вождям, тем не менее, на арке Галерия ею вооружены рядовые воины. В захоронениях она также встречается в бедных погребениях иногда в качестве единственной вещи Причиной этого могла быть дешевизна изготовления булавы (материалом в равной мере является и камень, и бронза) и простота в обращении, что давало возможность пользоваться ей любому человеку даже незнакомому с военным делом. Для XIII-XIV в. булава является церемониальным оружием, атрибутом царской власти (палица Ос-Багатара). Подобное положение сохранилось на Кавказе и в последующие века: так у Шамиля была палица и булава. Упоминается палица и в Нартском эпосе в качестве оружия первого нарта, в виде дубины утыканной гвоздями Судя по вайнахским этнографическим материалам эти шипы перед боем смазывали сильнодействующим ядом О булавах, как оружии элитарных воинов хетажей говорится в древнейшем памятнике осетинской литературы «Поэме об Алгузе» Для предотвращения выскальзывания булавы из руки, рукоять снабжают ременной петлей или шарообразным утолщением, играющим роль противовеса. Известны также археологические находки конца прошлого века деревянных суковатых дубин, относящихся ко времени X1V-XV вв. Оба экземпляра происходят из Нальчикского округа и по всей вероятности относятся к адыгским памятникам, однако они дают представление о длине подобного оружия (1-1,21м) и свидетельствуют, что подобное «грубое» оружие использовалось и профессиональными воинами. А.Р. Чочиев указал на сходство наименований булавы и дротика (?starc) в осетинском языке, сделал предположение об их широком применении в качестве метательного оружия.Ирано-персидская поэтическая традиция знала исторических овсов-алан и видела их в применении традиционного оружия,подчёркивая аристократическую мощь и удаль:Низами Гянджеви «Искандер-наме»…Появился румиец; взмахнул булавой,Бросил клич, — отзовутся ль во вражеском стане, Встал пред витязем рус в своем желтом кафтане. Булавой размахнулся румийский боец,И пришел его недругу быстрый конец. И второй его враг стал добычею праха. Всех врагов поражал с одного он размаха. И алан прискакал. Он звался Ферендже. Чтил Он жбан, чтил он кровь на булатном ноже, И, держа на плече свою палицу, разом Он смущал всех бойцов, похищал он их разум. Вскинул палицу рус, многомощен, угрюм,Вскинул палицу воин, являющий Рум. Словно дверь отомкнула железные створы, И меж створ бились воины, яростны, скоры. И когда неусталый постиг Ферендже,Что стоит его враг на предсмертной меже, Он смертельной своею взмахнул булавою, И румиец на землю упал головою. И алан, окровавив румийца чело,Ввысь чело свое поднял.5. ЩИТ..Облик грозовой тучи бывает у негоКогда со щитом он отправляется в лоно битв.С нераненным телом ты одерживай победы!Да спасёт тебя эта мощь щита!Ригведа

Щит (осет.:- wart,ведийский санскрит.:-varman,авестийский:.vartra)Танцы и игрища осетинского народа использовали все виды оружия имеющегося в арсенале воина и труженика.С древних времён щит использовался осетами в боях и упражнениях,и дошел практически до нового времени ,,Игры нартов,,.
Горящим взглядом смелый вызов брошен,И каждый был, как ненасытный коршун.Ожесточенно, беспощадно билисьИ по поляне бешено носились.И, словно стук небесной колотушки,Щиты гремели на лесной опушке.Мечи звенели, искры высекали,От их ударов скалы гор дрожали.


Воинственные танцы Нартов-осетин отображали героизм и отвагу, силу и ловкость, смелость и мужество, а также умение воина в совершенстве владеть любым видом оружия. Танцы исполнялись только мужчинами. Начинались они медленно, тяжело. Неутомимость и бесстрашие были написаны на суровых лицах исполнителей. От каждого шага танцоров содрогалась земля . Постепенно темп танца убыстрялся. Заключительная часть  изображала сцену победы над врагом.В левой руке танцующие держали тяжелый щит, а в правой - не менее тяжелый меч. Как гласит предание, «в руках богатырей Нартов они казались игрушечными. От ударов мечей во все стороны рассыпались искры, а от столкновения щитов раздавались такие оглушительные звуки, что казалось, будто горы рушились от землетрясения». Щит  - пластина для отражения ударов, разнообразная по размеру, форме и материалу Щит обеспечивает большую защиту по сравнению с доспехами за счет возможности поставить его под углом к себе Изменения происходившие в формах осетинских щитов, напрямую зависили от состояния военного  дела.О щите как о ведущем вооружении алан пишет Гай Соллий Аполлинарий (430-480 гг.): «Там герул побеждает бегом, хун дротиками, франк плаваньем, савромат щитом, самит ногами, гелон косой» 
Существование у алан щитов подтверждает и Страбон (63г. до н.э. - 20г. н.э.), упоминающий «сплетенные из прутьев щиты»  роксолан. Подобные гибкие щиты за свою упругость, способность самопроизвольно восстанавливать форму после удара и легкость ценились не меньше жестких
Другим материалом для щитов являлась кожа. Так, Лукиан (около 120 - около 180г.) упоминает Геррон - «четырехугольное прикрытие из крепкой кожи, которое скифы в воинах употребляли вместо щита, прикрываясь им» 
Основным материалом для щитов, однако, в раннеаланское время служило дерево, которое затем обтягивалось кожейПодобная овальная форма в период с I по IV вв. является преобладающей у алан, что подтверждается и находкой в могильнике Карца I-III вв. Размеры щита 50x34см. В IX в. у алан, под влиянием контактов с Византией, появляются каплевидные щиты. Внешний вид его показан на фресках Сентинского X в. Свидетельство об их существовании имеются в нартском эпосе, где в знак мирных намерений узорный щит всаживали в землю Всадить же в землю можно было только экземпляр каплевидной формы, заостренный внизу. С X в у овсов начинает преобладать круглая форма щитов.Изображение щитов можно встретить на фресковых росписях аланских храмов X-XII вв. Наибольший интерес вызывали фрески среднего Зеленчукского храма (далее описание росписей проводится по свидетельствам XIX в., когда от них сохранились еще довольно значительные фрагменты). На западной стене были изображены два скачущих всадника (отождествленные с Георгием Победоносцем и Дмитрием Солунским) ниже которых помещен «сарацин» на лошади и с круглым щитом в руке На южной стене были изображены два молодых воина с круглыми (диаметром 3 см, исходя из пропорций фигуры) орнаментированными щитами Еще один круглый щит (диаметром около 41 см) с орнаментом изображен под правым плечом другой фигуры: святого с нимбом вокруг головы По всей вероятности, круглый щит (сравнительный диаметр 30см) изображен на фресковой росписи Зругского храма «Хозиты - Майрам» В монгольскую эпоху (XIII-XV вв.) у аланских щитов происходят значительные изменения, вызванные изменениями требований к доспехам. В горных условиях главным их достоинством должна была быть мобильность. Исчезают большие миндалевидные щиты, доля круглых наручных щитов тоже значительно снижается, хотя они и продолжают оставаться на вооружении преимущественно у всадников, как это можно видеть на изображении с гробницы из Верхней Теберды При этом круглый наручный деревянный щит был потеснен монгольским калканом (монг.: «халха»), который Плано Карпини описывал так: «Щит у них сделан из ивовых и других прутьев» Он имел круглую форму и был весьма выпуклым. Изготовлялся из ивовых или фиговых прутьев, уложенных в виде концентрических окружностей, переплетенных с помощью ярких шелковых нитей. В некоторых случаях калкан изготовляли из кожи, тогда на ней имитировали прутяную плетенку путем выдавливания декоративных окружностей на коже В центре щитов, откуда расходились концентрические прутяные спирали, укреплялся металлический умбон в виде несколько выпуклого диска. Диаметр щитов равнялся 50-70 см
Надо полагать, что внешний вид плетеных щитов практически не изменился за два столетия, когда в XV-XVI вв. турецкие и персидские калканы буквально наводнили Северный Кавказ и выглядели примерно так же время, как деревянные щиты, обтянутые кожей были исключительно местного производства.


Наибольшее же развитие в монгольское время получают кулачные щиты, в период с XIII по XV вв. Окончательно сформировывается их форма и конструкция сходная для всех кавказских пародов Сведения Р. Кер-Потера (начало XIX в.): «у них (осетин ) были сабли, несколько искривленные, к рукоятке каждой из них прикреплен небольшой круглый щит, покрытый кожей и обитый тщательно гвоздями. По размерам он ... в точности напоминает те, которые имели английские стрелки во времена Генриха V. Эти горцы, как мне сказали, очень умело пользуются им при нанесении удара кинжалом» 
Таким образом, выработанная в XIII-XV вв. подобная форма кулачного щита идеально подходила для вооруженных столкновений в условиях высокогорья, что способствовало тому, что она сохранилась у народов Кавказа без изменений до XIX в., а у хевсуров даже до XX в. 
У осетин щиты сохранились до XIX в(очень долгое хранение традиции), так Энгельгардт пишет, что: «В верхнем течении Терека осетины пользуются еще щитами овальной формы, сделанными из твердой кожи или дерева и снабженными железными обручами и головками гвоздей; длина его редко превышает один фут» Эти щиты обладали большой прочностью: их даже не могла пробить пуля ,а шашка разлеталась вдребезги от удара по щиту из верблюжьей кожи Однако даже это вооружение неуклонно сокращалось и уже во второй половине XVIII в. на 8 шашек и 7 ружей приходился только один щит

Литература

1) Н.М.Емельянова,,Иран в Истории Кавказа(На примере Осетии),, http://lit.lib.ru/e/emelxjanowa_n_m/text_0110.shtml

2) М.М. Блиев, Р.С. Бзаров. "История Осетии"Владикавказ,,Ир,,2000г

3)Осетинский эпос ,,Нарты,, http://biblio.darial-online.ru/text/narts/index_rus.shtm

l4)В.Цагараев. ,,Кавказская Атлантида,, http://www.anaharsis.ru/semiot/arhaika/At_sod.htm

5) В.И.Абаев ,,НАРТОВСКИЙ ЭПОС ОСЕТИН,, http://biblio.darial-online.ru/text/Abaev_V_I/index_rus.shtml

6) А.А. Чочиев"НАРТЫ - АРИИ И АРИЙСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ", Москва 1996 http://vasilysergeev.mylivepage.ru/file/1234/3474

7)Поэма ,,Алгузиани,, http://osetins.info/2007/11/28/pojema-ob-alguze-soderzhanie.html

8)А.Б.Багаев,,Военное дело осетин 15-19вв,,Владикавказ 2011г

9),,Осетинские народные сказки,,10) Сланов А.А. ,,Военное дело Алан I-XV вв,,Владикавказ 2000г

11)Э.Б.Сатцаев,,Нартовский эпос и иранская поэма Шахнаме,,Владикавказ 2008г

 12)  В.Н.Каминский. О конструкции лука и стрел северокавказских аланов. http://www.alanica.ru/article/11.htm


Болатаев Вадим Георгиевич Вице президент Краснодарской краевой Федерации Вьет Во Дао,2 данг Международной Школы ВВД,,Тхиен Дыонг,,

Источник - ИА Осинформ.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Солнечный

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 105 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора

Погода

Акция.

ЮОГУ

ЮОГУ

Королевство потолков

Цитаты

Деньги не портят человека, они просто показывают, кто он есть на самом деле.
Производство сайтов

Новости

«    Январь 2020    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31  
Солнечный

Энергоресур

Объявления

Услуги по заправке картриджей и ремонту принтеров . Быстро недорого с гарантией!
10 лет качественной работы! Так же продаются Б/У принтеры в хорошем состоянии, фирмы: Canon, Samsung , HP и Xerox. Телефон для справок +7 929 804 44 74, спросить Колю

***
***

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!

Осетия