Сослан Бибилов: "Мечтаю сыграть Джамболата"
Интервью с художественным руководителем Государственного драматического театра им. К.Хетагурова, заслуженным артистом РЮО Сосланом Бибиловым
- Сослан Георгиевич, поздравляем Вас с юбилеем театра, расскажите, как проходит нынешний театральный сезон?
- Летний сезон пока не закрыт, мы его закрываем 29 июля юбилейными мероприятиями. Вообще летом зритель не ходит в театр, не только у нас, но и по всему миру. Театры закрываются потому, что лето - сезон отпусков.
У нас после юбилея будет месяц отпуска, после этого нам надо восстановить спектакли, потому что два человека уезжают на повышение квалификации, на их роли нужно вводить новых актеров. Осенний театральный сезон откроется, скорее всего, во второй половине сентября.
- Каков репертуар спектаклей, которые вы намерены представить зрителю в этом сезоне?
- В нашей республике единственный профессиональный театр, почему я подчеркиваю, профессиональный - у нас есть еще и детский театр эстрады под руководством Натальи Жуйковой, и народный театр в с. Цунар, но профессиональный театр у нас один. И мы должны ставить и классику, и детские спектакли, и комедии, и трагедии, и авангард. В этом сезоне мы планируем поставить поэму "Фатима" Коста Хетагурова совместно с североосетинскими коллегами, "Пьеса №13" Рея Куни. Известный режиссер Т. Н. Пышнова будет ставить пьесу Островского "Банкрот", плюс наши собственные постановки.
- Практикуете ли вы поездки по районам республики и где уже удалось побывать?
- На должности художественного руководителя театра я работаю четвертый месяц, и мы пока никуда не выезжали, у нас нет транспорта, но мы надеемся, что к юбилею нам предоставят транспорт. До войны 2008 г., мы, конечно, ездили по районам республики. Во всех селах, где есть клубы, мы показали наши спектакли. Я хочу сказать, что мы не делим зрителя на городского и сельского, главное, чтобы наша работа нравилась.
- Каковы условия работы актеров театра, с какими проблемами вы сталкиваетесь?
- Здание, которое нам предоставлено, никак не подходит для театральных постановок. У нас нет самого главного для театра - закулисного пространства, также нет декорационного цеха, бутафорского цеха, нам элементарно некуда ставить декорации. Несмотря на это, за прошлый сезон мы поставили пять спектаклей. Это немало, учитывая наши условия работы.
- Оказывается ли вам практическая помощь со стороны Минкультуры, и если да, то в чем это проявляется?
- Председатель Правительства Вадим Бровцев пообещал сотрудникам театра выплатить премию на юбилей, и потом каждый месяц будут доплачивать к зарплате по двести пятьдесят тысяч рублей на работников театра. Нам уже выделено из президентского фонда 3 млн. рублей на нужды театра, на приглашение именитых режиссеров-профессионалов, на постановочные расходы. Все это делается, конечно же, через Минкультуры, мы им благодарны.
- Я задам, наверное, самый актуальный для Вас и для всего коллектива театра вопрос: когда же, наконец, приступят к строительству театра?
- Люди спрашивают нас, актеров, когда же построят театр. В последнее время я уже отвечаю, что если бы это хоть в малейшей степени зависело от актеров, театр бы был уже построен. Я ничего не могу сказать, мне известно ровно столько, сколько известно вам.
- Имеются ли в театре в достаточном количестве сценический реквизит и декорации к спектаклям?
- В театре работают замечательные художники Тамерлан Цховребов и Мадина Санакоева, но, к сожалению, им не хватает места для художественной фантазии. Мы делаем декорации, но вынуждены ставить такие спектакли, где всего одно место действия, и мы обходимся одной декорацией. Т.е. приходится как-то выкручиваться, к примеру, в спектакле "Одиннадцатая заповедь", с подачей замечательной режиссерской инициативы, мы сумели изменить место действия сменой всего лишь отдельных деталей декорации. Было бы просторное закулисье, сценическое пространство, безусловно, были бы другие декорации и реквизит.
- Сохранилась ли театральная труппа в бывшем составе или появились новые актеры?
- В Театральном институте им. Б. Щукина обучается курс, который официально называется югоосетинским, студенты этого курса в этом учебном году закрыли второй учебный год. Из пятнадцати обучающихся ребят шестеро из Южной Осетии, остальные - из Северной.
Самому молодому актеру нашего театра 33 года, т.е. мы возлагаем большие надежды на этих молодых студентов-актеров и ждем, что все они по окончании учебы приедут работать в наш югоосетинский театр. Собственно, для этого они и учатся, и мы надеемся, что они вернутся в родной Цхинвал. Я ездил в Москву, познакомился с этими ребятами, присутствовал на экзаменах, и мне понравились их подготовленность и творческие данные.
Хочу сказать, что у нас, не побоюсь этого слова, весьма талантливая театральная труппа, пожалуй, по актерскому мастерству мы не уступаем другим театральным коллективам. Это я говорю со всей ответственностью.
Когда я начал работать, моими первыми партнерами были Нина Чочиева, Кадзах Чочиев и Гаврил Таугазов. Это величайшие актеры, я горд и благодарен судьбе, что мне довелось играть на одной сцене с такими талантливыми актерами. Я понимаю - чтобы дорасти до такого уровня, надо еще много работать и работать.
- Говорят, что успех артиста у публики - это настоящий успех. А что такое успех для Вас?
- Когда я заканчивал учебу, мой художественный руководитель В.Б. Монахов собрал нас и побеседовал с каждым наедине. Мне он сказал: "Сослан, я посоветую тебе одно: никогда не отказывайся ни от каких ролей, со временем ты научишься играть и отбирать роли, которые тебе наиболее близки". До сих пор я придерживаюсь его наставления и никогда не отказывался ни от одной роли. И, действительно, я научился понимать, где я хорошо сыграл, а где не очень. Потому что я сам это чувствую, это трудно объяснить…
Спектакль закончился, прозвучали аплодисменты, занавес закрывается. Зашел в гримерку, сел, от ног идет горячая волна, идет и словно ударяет в голову… И вот на несколько минут накатывает блаженство. Безусловно, без зрительского успеха, всего этого, конечно, не было бы. Да и вся наша работа не имела бы никакого смысла.
- И все-таки, какая из Ваших ролей наиболее близка Вашему характеру, Вашей личности?
- Каждая, потому что любой образ я пропускаю через себя, полностью перевоплощаюсь - чужой образ мысли и чужие поступки ты передаешь и доносишь до зрителя, хочешь ты этого или нет, частичка твоего в этом образе обязательно присутствует. А любимые роли - Тибальта и Брута в шекспировских трагедиях "Ромео и Джульетта" и "Юлий Цезарь", Созыра в спектакле "Пьяницы", Елбыздыко Брытиаты "Амыран", где я играю главную роль.
- Какая роль из сыгранных Вами, наиболее удалась?
- Я думаю, что это Тибальт в "Ромео и Джульетте", Камандор в спектакле "Одиннадцатая заповедь", Брут в "Цезаре". Это мое субъективное мнение.
- Вы - блестящий актер, скажите, какую роль бы Вы мечтали сыграть?
- Я очень хочу сыграть Джамболата из поэмы "Фатима" и абрека. Хочется развеять в воображении зрителя сложившийся стереотип абрека-разбойника, ибо по жизни абреками становились сильные, благородные люди, которые всячески старались облегчить жизнь простых людей, помогать нуждающимся.
Зарина КАЧМАЗОВА
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.