Сепаратизм Грузии и Республика Южная Осетия (история, политика, право)
Год 2006. Время и события стали открывать тайны осетино-грузинского конфликта. Международный интерес к положению в регионе сегодня велик как никогда. Безответственный политический курс Тбилиси ставит перед РФ и Западом задачу внимательного рассмотрения правового содержания противоречий между Цхинвалом и Тбилиси. Россия стала серьезно реагировать на грубые нарушения многосторонних договоренностей со стороны режима М.Саакашвили. Этих нарушений становиться все больше, а поведение Тбилиси – все агрессивней. Запад и мировое сообщество также стали настороженно относиться к перегибам тбилисских «ястребов». Это, в свою очередь, требует от политического руководства РЮО неимоверного напряжения сил и воли с тем, чтобы не допустить дестабилизации положения, с одной стороны, и с другой – ясно сформировать правовые основания независимости РЮО и добиваться их внимательного изучения.
За 14 лет переговоров, берущих начало с Сочинских мирных соглашений 1992 года, Тбилиси сформировал свои претензии в отношении Южной Осетии в трех основных направлениях:- осетины – «некоренной народ», «пришельцы», которые должны вернуться на историческую Родину; - конфликт носит «межэтнический» характер и является «внутренним делом» Грузии;- позиции РЮО являются проявлением «сепаратизма» и нарушают территориальную целостность Республики Грузия.Таким образом, Тбилиси пытается наступать на права Южной Осетии по трем направлениям: История, Политика, Право. Именно по этим трем направлениям РЮО формирует законность оснований своей независимости. Начнем с истории.
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Руководство РЮО считает, что исторические аргументы для решения вопросов международного права не являются решающими. Осетины справедливо считают, что положения Права являются главенствующими: с юридической точки зрения Юго-Осетинская автономная область в составе СССР являлась исключительным детищем права, независимо от времени появления осетин в Закавказье. На основании этого права была образована сама Грузинская ССР. И только на основании этого права Южная Осетия, никогда политически не входившая в состав Грузии, оказалась в составе ГССР.
Грубая фальсификация истории южных осетин, к которой прибегают Тбилисские идеологи, длится не одно столетие. В соответствии с утверждениями грузинских ученых осетины представлены «гостями», появившимися в Закавказье и в Грузии в XVIII веке. Опровержение этих измышлений имеет принципиальное значение. Стоит только вспомнить знаменитых царственных особ Иберии. В одном только двенадцатом веке представители осетинского царственного дома Царазонов были самыми могущественными ее самодержцами. Осетины-аланы имели свою государственность задолго до 12 века, когда политическое образование, именующееся сегодня Грузией, понятия не имело о государственности. Можно только сожалеть, что грузинская историческая наука делает вид, что не знакома с традициями и регламентацией престолонаследия в средние века. Она исключала любые случайности, нарушающие престиж и законность трона. Видимо современный подход к «бесшабашной» смене политических лидеров грузинскими учеными распространяется и на канонические нормы древности. Один ученый - осетин, Вассо Абаев, создал историко-этимологический словарь осетинского языка, языка иранского корня. Одного из самых древних языков мира. Многочисленные ученные и научные институты Грузии до сих пор не могут создать ничего подобного. Нет материала. Ряд фундаментальных свидетельств истории южных осетин можно продолжать бесконечно. Все они будут свидетельствовать о несостоятельности попыток навязать осетинам статус пришельцев в Закавказье. И не менее убедительно об осетинских автохтонах свидетельствуют обширные данные истории осетино-армянских династических связей через древних представителей аланских родов.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Несостоятельными являются и политические аспекты антиосетинской позиции. Утверждения грузинской дипломатии о межэтническом характере конфликта не выдерживают критики. Противостояние Цхинвала и Тбилиси началось в 1988 году, когда, Тбилиси начал демонтаж ГССР и советских законов. Одной из целей Конституционных перемен в Грузии стала ликвидация ЮО АО. Вопреки процессам демократизации, руководство Грузии взяло курс на отмену фактического федерализма в ГССР и создание унитарного государства. Из-за намерений отмены югоосетинской автономии конфликт между Цхинвалом и Тбилиси начал обостряться и перешел в 1989 году в т.н. «горячую» фазу. Это было связанно с приходом к власти в ГССР националистических сил во главе с З.Гамсахурдия. Грузия, сепаратистки выйдя из состава СССР и провозгласив независимость, организовала агрессию против Южной Осетии. Угроза политического разделения осетин Южной и Северной Осетии, впервые за всю историю нации, стала реальной. К тому же, намерения Тбилиси о вступлении в НАТО, угрожало осетинам оказаться в двух противостоящих военно-политических блоках. В этих условиях мотивы политического сопротивления Южной Осетии приобрели совершенно справедливый и законный характер. А средства и методы антиосетинских действий Тбилиси были официально признаны «фашистскими».
Посему, конфликт носит безусловный политический и правовой характер. Стремление официального Тбилиси представлять конфликт в качестве межэтнического преследует две конкретные цели. Во-первых, уравнять ответственность за конфликт между жертвой и агрессором и избежать суда за этнические чистки. Во-вторых, это дает Тбилиси основания заявлять о том, что решение конфликта является «внутренним делом» Грузии. Однако факты не оставляют Тбилиси ни единого шанса настаивать на межэтническом характере конфликта. В Южной Осетии уничтожено более ста осетинских сел, притом, что нет ни одного грузинского селения, разрушенного или сожженного осетинами.
Мир содрогнулся от зверств грузинских неофашистов. Расстрелянные на Зарской дороге беженцы – женщины, старики, дети; после мучительных пыток заживо похороненные мирные жители близ села Еред; дотла сожженное с жителями село Хелчуа; ритуальное сожженные с жителями села Сарабук и Зонкар. Осетины не вели войну против грузинского населения. Они противодействовали попыткам Тбилисских властей уничтожить политические и национальные права народа Южной Осетии.
ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Основной ресурс для справедливого разрешения конфликта лежит в области права. Правовая фактура осетино-грузинского конфликта такова:* В 1990 году ГССР в одностороннем порядке вышла из СССР. ВС Грузии отменил все советские законы. Это было актом государственного сепаратизма. С этого времени политическое руководство Южной Осетии действовало в соответствии с законами СССР, которые в сложившейся правовой коллизии пользовались верховенством. *Тбилиси отказался от участия в референдуме 17 марта 1991года по сохранению СССР. Тем самым Тбилиси нарушил Закон СССР и окончательно оформил свой сепаратизм. Цхинвал, напротив, в соответствии с Законом СССР участвовал во всесоюзном референдуме и остался в легитимном законодательном поле СССР. *В том же году Грузия провела сепаратистский референдум 31 марта о независимости. ГССР была расформирована окончательно. Южная Осетия, оставаясь под защитой Конституции СССР, не принимала в нем участия. С отменой ГССР у Тбилиси не осталось ни единого правового основания предъявлять претензии к территории Южной Осетии. В 1992 году распался СССР. В сложившихся условиях РЮО перешел на международное право. Для международного признания РЮО встала задача проведения всенародного референдума. В 1992 году в Республике Южная Осетия с успехом был проведен референдум о независимости. Проведен он был вслед за распадом СССР и, таким образом, всецело опирался на международное право. Референдум 1992 года о независимости РЮО – уникальное правовое подтверждение легитимности республики.
Правовая суть этой легитимности проста.
Во-первых, Грузия в 1990 году незаконно покинула СССР до юридического распада СССР в 1992 году. В 1990 году Грузия односторонне отменила советские законы и таким образом не стала правопреемницей ГССР. Южная Осетия была защищена Конституцией СССР и законами СССР, действовавшими до 1992 года. Во-вторых, в период проведения югоосетинского референдума 19 января 1992 года, в Грузии не было легитимной власти, которая могла бы оспаривать законность референдума. Напомним факты: с 22 декабря 1991 по 6 января 1992 года в Тбилиси произошел военный переворот. Так называемый «Военный совет Грузии», под руководством Т.Сигуа и Т. Китовани сверг режим З.Гамсахурдия. Президент был изгнан. В Тбилиси был образован нелегитимный Госсовет, который возглавил узурпатор Э.Шеварднадзе. Таким образом, Тбилиси не может оспаривать итоги югоосетинского референдума. В-третьих, Республика Грузия на период проведения югоосетинского референдума не была признанна международным сообществом. Грузия, как страна, была нелегитимна. Из этого следует главный вывод – для проведения референдума Южной Осетии не было никакой необходимости требовать согласия Тбилиси на признание его итогов, ибо Грузия в период осетинского референдума: а) не имела легитимного руководства; б) не была признанным субъектом международного права. Это говорит о том, что отвергать законность референдума о независимости РЮО на том основании, что его итоги не признала Республика Грузия – нет никаких оснований: Грузия была нелегитимна.Республика Южная Осетия - самая независимая республика на всем постсоветском пространстве, ибо в основе ее независимости лежит Международное Право. Ее признание – обязанность международного сообщества.
СТАТУС РЮО И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ
Референдум 1992 года в Южной Осетии отличается от других референдумов, в том числе от референдума, проведенного, скажем в Черногории, где спорили легитимные части одного государственного образования. Если бы в Сербии, как в свое время в Грузии, отменили конституцию и уничтожили законную власть, Черногория имела бы полное право самостоятельно определять свою судьбу без согласований с Сербией. Еще меньше оснований сравнивать политический статус РЮО с положением в Косово. Такие сравнения не только несостоятельны с точки зрения правовых реалий, но преступны по отношению к южным осетинам. Во-первых, центральные власти Сербии не уничтожили Конституцию и законодательство, в соответствии с которыми Косово является частью Сербии. Как это произошло в Грузии, где отменили советские законы, на основании которых югоосетинская автономия входила в состав ГССР. Во-вторых, албанское население Косово не проводило референдума в период отсутствия власти в Сербии. В то время как, в период референдума о независимости РЮО, законная власть в Грузии была свергнута, и действовал нелегитимный Госсовет Грузии. В-третьих, Югославия была признанной республикой в период войны в крае Косово. Против Южной Осетии в 1990-1992 годы действовала никем не признанная Республика Грузия. В-четвертых, свидетельства геноцида албанцев должны быть бесспорными, как в случае с геноцидом осетин Южной Осетии, где сожжено 117 осетинских сел и нет ни одного сожженного грузинского. Чего не скажешь о действиях албанских боевиков, в свою очередь изгнавших десятки тысяч сербов и уничтоживших сотни сербских населенных пунктов. В-пятых, центральные власти Сербии не проводили поголовные этнические чистки албанцев на всей территории страны. Осетинское население (до ста тысяч) было изгнано из всех районов Грузии, вне Южной Осетии. В-шестых, конфликт между албанцами и сербами усиливается конфессиональными различиями. Геноцид православного осетинского населения проводили грузины единоверцы. Это усиливает политические и национальные мотивы геноцида осетин. В-седьмых, осетины Южной Осетии самоопределились на своей исторической территории, в пределах своей политической автономии. Косовские албанцы самоопределяются на территории Сербии. Всякие сравнения независимости РЮО с юридическим положением Косово – прямая правовая и политическая афера. В сегодняшнем демократическом мире нет оснований для оспаривания законных оснований независимости РЮО.
РЮО провела референдум, и провозгласила независимость в 1992 году - в условиях отмены Конституции ГССР и отсутствия законной власти в Тбилиси. На тот момент Республика Грузия не была субъектом международного права. В 1992 году Республика Грузия во главе с З. Гамсахурдия не имела международных договоров, а целостность Республики Грузия не была признана. На нее не распространялась нома международного права о территориальной целостности. Более того, режим З. Гамсахурдия был признан фашистским. В этих условиях действия южных осетин мотивируются еще и антифашистской борьбой. Иными словами, Тбилиси в 1992 году не имел права давать санкции политическим и юридическим действиям Республики Южная Осетия. Кроме идеологии большевизма или нацизма, делающих Право - формальным признаком режима, нет других причин для отрицания международной правосубъектности РЮО. Это совершенно очевидно.
РЮО И ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА
Важным является отметить неправомерность сравнения правового содержания взаимоотношений РЮО и Республики Грузия, с одной стороны, и Чеченской республики и Российской Федерации, с другой. В адрес РФ часто звучит резкая критика за поддержку так называемого «осетинского сепаратизма». Такие сравнения являются профанацией права и преднамеренной подменой понятий, имеющей целью дискредитировать позиции России. Первое и главное различие: РСФСР, в отличие от ГССР, не отменяла своей Конституции, но стала правопреемницей СССР. В составе этой федерации закономерно находилась Чеченская Республика и продолжала оставаться после развала СССР. Права чеченского народа и статус республики никто не собирался ликвидировать. Никто чеченцам не угрожал изгнанием, не собирался лимитировать чеченкам деторождение, не закрывал очаги культуры, не посягал на язык, не изгонял с мест работы по национальному признаку, не отбирал имущество. Но именно все это происходило с осетинами в Грузии. Если бы Кремль, по примеру Тбилиси, отменил Конституцию РСФСР и законы федерации, в соответствии с которыми Чеченская республика состояла в федерации, если бы в РФ свергли законную власть и узурпаторы установили власть нелегитимного Госсовета – не было бы никаких оснований оспаривать независимость Чеченской республики. В данном же случае, в новой демократической России Чечня значительно расширила свои права. И даже в этих привилегированных условиях чеченские лидеры не перестали преследовать сепаратистских целей, заявляя о полном выходе из РФ. Конфликт вышел за пределы республики и стал напрямую угрожать безопасности соседних республик – полноправных членов Федерации. Если Чечня считала себя юридически независимой республикой - вторжение в Дагестан можно рассматривать как прямую вооруженную агрессию против РФ. Если Чеченская Республика считалась составной частью федерации, это не что иное, как попытка сепаратистского вооруженного выхода из нее. И в том и в другом случаях нарушение права является фактом. В завязавшихся условиях политические радикалы провоцировали всевозможные преступления, подрывали жилые дома, похищали людей, иностранных граждан. Террор был объявлен по всей территории РФ. Власти в Чечне вели открытое сотрудничество с силами международного терроризма.
Была провозглашена идея создания исламского государства, которая подразумевала включение в него всех исламских народов Кавказа, хотят они того, или нет. Запад готовил себе плацдарм на Кавказе для начала демонтажа РФ. В отличие от этого, все действия Южной Осетии полностью соответствуют условиям демократизации в СССР. Осетины всего то обратилась к Тбилиси с просьбой повысить статус автономной области до уровня автономной республики. В это время и ГССР и ЮО АО были еще в составе СССР, конституционные процедуры позволяли делать подобные обращения. И ни одного шага за пределы Южной Осетии осетины не сделали, ничего нигде не подрывали, ничего поверх права и политической целесообразности себе не требовали. В ответ Грузия, в нарушение существовавших норм права, отменила югоосетинскую автономию, сепаратно вышла из СССР, односторонне отменила советские законы, которые гарантировали пребывание осетинской автономии в «составе» грузинской федерации. С этого момента Грузия лишилась всех прав на Южную Осетию. После всех этих грубых нарушений закона Грузия начала военную агрессию против Южной Осетии и устроила геноцид осетин. А были еще 20-е годы. Тогда грузинские националисты, проводя независимую политику и пользуясь революционным хаосом, стремясь на развалинах империи построить государство, огнем и мечом прошлись по Южной Осетии, устроив жесточайший геноцид. Это были кровавые силовые действия, которыми грузинские власти подменили вопросы права и морали. Современные историки и политические аналитики, на фоне огромного числа жертв большевистско-меньшевистских политических баталий, уже неспособны осознать невероятные масштабы преступлений против народа Южной Осетии в 1920 году. 18 тысяч жертв геноцида и холокоста – это пятая часть малочисленного народа южных осетин – это около 25 млн. русских из числа россиян, как если бы они были уничтожены сегодня и за менее чем один месяц военных действий. 50 тысяч беженцев осетин – это четверть всех осетин Закавказья. Это 30 миллионов изгнанных, в масштабах России. Сожжение и разорение 117 осетинских сел равно преступлению, равному уничтожению трети России. Все 100% посевов Южной Осетии были уничтожены. Это была нечеловеческая акция, направленная на вымирание от голода уцелевшего после погромов населения. И на принуждение их покинуть родину. Таким образом, Республика Южная Осетия с 1992 года является полноправным субъектом международного права по существу. Она сложилась не только в полном соответствии с нормами международного права, но, что не менее важно, самоопределилась в результате борьбы с грузинским фашизмом. Более того, на протяжении всех лет независимого существования РЮО показывает стремление к политической стабильности, приверженности демократическому выбору, соблюдению всех договоренностей. Сегодня единственным препятствием на пути признания независимости РЮО является грубое применение двойных стандартов. Для доказательства законности независимого статуса РЮО – достаточно внимательного рассмотрения существующих правовых оснований этой независимости.Аналитическая группа правозащитного движения «Закон выше власти» специально для ИА ОСинформ
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.