Золотая яблоня нартов
21 октября 2010 Культура [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [5230 просмотров]
Василий Иванович Абаев писал: "Нарты-это образ чудесного легендарного мира, воссозданный с такой могучей простотой и пластической силой, что он становится нам близок и понятен и мы отдаем невольную дань поэтическому гению создавшего его народа. Нарты-это миф,насыщенный жизнью и историей".
В богатом и разнообразном устном творчестве осетинского народа центральное и самое почетное место занимают нартские сказания . Нартсткий эпос в образной, подчас причудливо-фантастической форме отражает явления и отношения, с которыми сталкиваются люди в своей повседневной жизни. В нем яркое выражение получили лучшие умы и чувства, мечты и чаяния осетинского народа в прошлом.
Нартские сказания наряду с осетинским народом, в той или иной степени известны и многим другим кавказским народам, что свидетельствует об их высоких художественных достоинствах и глубоком идейном содержании.
Нартский эпос насчитывает большое количество сказаний, но хотелось бы остановиться на самом прекрасном и трогательном - "О похищении дочерью Домбеттра-Дзерассой золотого яблока Нартов".
Как нам известно, объектом мифологических построений могут стать самые обыденные предметы, на первый взгляд, поэтической возвышенности и одухотворенности.
Понятно, когда в строках мифа звенит булат, несется конь и блещет молния, и не вполне объяснимо, когда является обыкновенное яблоко. А, что самое интересное, исторически с ним поразительно много ассоциируется в общественном сознании. Именно с яблоком связанно грехопадение рода человеческого, изгнание из рая первых людей, как о том повествует Библия в книге Бытия. При этом яблоко оказывается в центре фундаментальной нравственной проблемы познания добра и зла.
Мотив похищения яблока относится к космологическим и космогоническим мотивам, так как является реализацией мирового сюжета "о создании мира птицей" (например, Финно-Угорская мифология). Птица ныряет на дно мирового океана, достает со дна ил и лепит первую землю. Это миф первотворения земли.
В осетинской мифологии эта твердь земли уже есть и на ней растет дерево-яблоня, обозначающее вертикаль. Яблоко не случайно крадется Дзерассой - девушкой-птицей, которая уже когда-то создала землю.
Дзерасса - дочь владыки водной стихии-Донбеттра. Она необычайно красива и о ее красоте в эпосе говорится:"Лежит в постели девушка, волнами падают на пол ее золотые волосы. Солнце смеется на ее лице, луны блестят на ее груди".
Превратившись в голубку, Дзерасса оказывается в Нартском саду. Яркими красками описывается он в сказании:"Яблоня росла в саду нартов, небесной лазурью сияли цветы ее, но за день только одно яблоко созревало на ней. Золотое было то яблоко и подобно огню сверкало оно. Живительной силой обладало то яблоко, исцеляло оно людей от всякой болезни и любые раны залечивало, но только от смерти не спасало". Но не смотря на красоту описания и чудесные силы, в сказании яблоку отведена трагическая роль.
Нартский эпос - это показатель того, что в осетинском народе никогда не угасали искры народного творчества. Он,бережно храня свои драгоценные сказания о нартах, передавал их из поколения в поколение и пронес через века.
ДЗЕРА АЙЛАРОВА, 1-й курс факультета журналистики СОГУ имени Хетагурова
В богатом и разнообразном устном творчестве осетинского народа центральное и самое почетное место занимают нартские сказания . Нартсткий эпос в образной, подчас причудливо-фантастической форме отражает явления и отношения, с которыми сталкиваются люди в своей повседневной жизни. В нем яркое выражение получили лучшие умы и чувства, мечты и чаяния осетинского народа в прошлом.
Нартские сказания наряду с осетинским народом, в той или иной степени известны и многим другим кавказским народам, что свидетельствует об их высоких художественных достоинствах и глубоком идейном содержании.
Нартский эпос насчитывает большое количество сказаний, но хотелось бы остановиться на самом прекрасном и трогательном - "О похищении дочерью Домбеттра-Дзерассой золотого яблока Нартов".
Как нам известно, объектом мифологических построений могут стать самые обыденные предметы, на первый взгляд, поэтической возвышенности и одухотворенности.
Понятно, когда в строках мифа звенит булат, несется конь и блещет молния, и не вполне объяснимо, когда является обыкновенное яблоко. А, что самое интересное, исторически с ним поразительно много ассоциируется в общественном сознании. Именно с яблоком связанно грехопадение рода человеческого, изгнание из рая первых людей, как о том повествует Библия в книге Бытия. При этом яблоко оказывается в центре фундаментальной нравственной проблемы познания добра и зла.
Мотив похищения яблока относится к космологическим и космогоническим мотивам, так как является реализацией мирового сюжета "о создании мира птицей" (например, Финно-Угорская мифология). Птица ныряет на дно мирового океана, достает со дна ил и лепит первую землю. Это миф первотворения земли.
В осетинской мифологии эта твердь земли уже есть и на ней растет дерево-яблоня, обозначающее вертикаль. Яблоко не случайно крадется Дзерассой - девушкой-птицей, которая уже когда-то создала землю.
Дзерасса - дочь владыки водной стихии-Донбеттра. Она необычайно красива и о ее красоте в эпосе говорится:"Лежит в постели девушка, волнами падают на пол ее золотые волосы. Солнце смеется на ее лице, луны блестят на ее груди".
Превратившись в голубку, Дзерасса оказывается в Нартском саду. Яркими красками описывается он в сказании:"Яблоня росла в саду нартов, небесной лазурью сияли цветы ее, но за день только одно яблоко созревало на ней. Золотое было то яблоко и подобно огню сверкало оно. Живительной силой обладало то яблоко, исцеляло оно людей от всякой болезни и любые раны залечивало, но только от смерти не спасало". Но не смотря на красоту описания и чудесные силы, в сказании яблоку отведена трагическая роль.
Нартский эпос - это показатель того, что в осетинском народе никогда не угасали искры народного творчества. Он,бережно храня свои драгоценные сказания о нартах, передавал их из поколения в поколение и пронес через века.
ДЗЕРА АЙЛАРОВА, 1-й курс факультета журналистики СОГУ имени Хетагурова
Источник - Осрадио.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.