Разговор после долгой паузы
14 июля 2010 История [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [3210 просмотров]
В газете "Южная Осетия" от 5 июня 2010 г. опубликована статья Ванеева Владимира "До Хрущева дело не дошло".
Суть статьи сводится к трем основным моментам:
1. Организация подпольной молодежной организации В.Ванеевым в 60-х гг. и отправление письма Хрущеву с просьбой об объединении Осетии.
2. Заключение В.Ванеева, что Хрущев был могущественной и незаурядной личностью, а Брежнев прогрузински настроенным.
3. "...а вот позиция Кабалоева прямо скажем - явно предательской" последний пункт - это цитата из заключения Ванеева, которая, "прямо скажем" - антиосетинская, провокационная и показывающая, что автор не владеет обстановкой, к большому сожалению.
Ирæттæ! Что мы позволяем себе?!
"Писать надо о том, что знаешь больше и лучше всех", - так сказал нам мудрый и образец осетинской интеллигентности Нафи.
С опозданием, но хотел бы высказать несколько слов в адрес статьи Владимира Ванеева.
В противовес мнению Ванеева следует сказать, что Хрущев Н.С. был знаком с проблемой осетинской разделенности больше чем следует. И эти сведения исходили не из уст рядовых осетин, таких, как мы с Ванеевым, а от самого приближенного к Хрущеву осетина Кабалоева Билара Емазаевича. Но приближенными они были не по родственным связям, а по служебным делам. И именно один Кабалоев - осетин мог общаться с Хрущевым. Но мог ли он (?) или смог бы сам Ванеев заговорить об объединении Осетии, если бы он был при том режиме на месте Кабалоева или Козаева?
А разве об этом не мог заговорить в удобное время легендарный осетин Исса Плиев? Смог бы. Да еще как! Разве он не хотел увидеть свою Родину единой и неразделимой?!
Наш же уважаемый Владимир Ванеев, получив добро (!) от первого секретаря Юго-Осетинского обкома КП Грузии Козаева, побоялся и не поехал на встречу с Н.С.Хрущевым, объясняя сегодня это тем, что он потерял голос, пока Никита Хрущев был у власти.
Было бы наивно думать представителям того - нашего - поколения, чтобы Владимира Ванеева принял Хрущев по проблемам воссоединения Осетии. Было бы наивно думать, чтобы тот же Козаев - секретарь Юго-Осетинского обкома партии в душе не хотел объединения Осетии, но он вел себя скромно, в рамках того времени и мощной дисциплинированной государственной машины, которую как раз начал расшатывать Н.С.Хрущев своими решениями по перекройке границ внутри Советского Союза.
Надо отдать должное Владимиру Ванееву, он в то время организовал группу единомышленников по защите языка и национальных интересов. Автору этих строк тоже досталось немало хлопот по вопросу сохранения осетинского языка в родной школе, неподалеку от турецкой границы. И при наличии множества свидетелей тех событий, сегодня разговор не об этом, а в какой-то степени об этике изложения своих мыслей Ванеевым.
При подготовке книги о Транскаме в 1996-1999 гг. мне часто приходилось общаться с Б.Е.Кабалоевым, и не только с ним.
Этот скромный и мудрый человек всегда принижал свои заслуги по организации начала строительства Транскама. Сегодня, когда его, к сожалению, нет, я могу заявить, и издательский редактор это подтвердит, что издание книги о Транскаме затянулось чуть ли ни более года, так как Б.Е.Кабалоев не давал добро. И принижал свои заслуги в решении с Н.С.Хрущевым вопроса осуществления проекта Транскама.
Для пояснения вопроса, знал ли Хрущев о проблеме разделенности Осетии, обратимся к высказываниям Б.Е.Кабалоева, изложенным в означенной книге "Транскам".
"...Н.С.Хрущев обратился ко мне и сказал, что записку мою он держал в руках, но познакомиться с ней пока не успел. Я ему сразу достал экземпляр записки и он при мне внимательно прочел ее с начала до конца. В записке приводились данные о славных сынах Осетии, об их участии в Гражданской и Великой Отечественной войнах. По ходу чтения он переспрашивал: "Плиев ваш?, Хетагуров ваш?, Мамсуров ваш?". После ознакомления с запиской последовал ответ: "Празднование 40-летнего юбилея Политбюро отменено. Что же касается перевальной дороги из Северной Осетии в Грузинскую республику, то этот вопрос сложный и его следует изучить". На этом мы расстались, но, оказывается, на короткий срок. На следующее утро, когда я еще находился под свежими впечатлениями от встречи с Хрущевым, мне позвонил помощник A.M. Микояна и попросил срочно прибыть к нему. Когда я вошел в кабинет, А.М.Микоян привстал и пошел мне навстречу, с поднятой рукой, приготовившись к рукопожатию. Пожав мне руку, он спросил: "Ты ничего не знаешь?" Я в растерянности ответил, что ничего. "Так вот, сообщаю Вам, и первым хочу сделать это именно я, что ночью принято решение о награждении Вашей республики орденом Ленина, и награду поедет вручать сам Хрущев. Сделать это сообщение поручено Л.И.Брежневу, но мое желание, как кавказец, первым сообщить Вам". Дальше он говорил о том, что Х.Мамсуров очень близкий друг их семьи и что они дружат с его сыном Артушом. После беседы Микоян направил меня к Л. И. Брежневу, а тот после короткого инструктажа отправил меня в республику заняться подготовкой к встрече Н.С.Хрущева. А времени оставалось совсем мало, даже считанные дни и часы, но длились они долго в напряженной обстановке".
Тем самым следует сделать заключение, что Хрущев был достаточно знаком с осетинской разделенностью, но из-за определенных мотивов он отодвигал решение вопроса о начале строительства Транскама. Далее цитируем слова Б.Е.Кабалоева: "...Во время знакомства с Северной Осетией наш маршрут был направлен в сторону села Хумалаг, в гости к известному кукурузоводу Албегову. В открытой машине сидели Н.С.Хрущев, И.А.Плиев, я и председатель Совмина республики О.А. Басиев. Беседовали на разные темы. Подобрав момент, я спросил Н.С.Хрущева: "А как с перевальной дорогой?" На его лице появилась улыбка, и повернувшись ко мне, он ответил: "Какой ты хитрый, товарищ Кабалоев, ведь ты же закладываешь под Мжаванадзе пороховую бочку". Я попытался пояснить, что дорога эта имеет не только узконационально-территориальное значение - главное ее значение общесоюзное, экономическое и стратегическое".
Из этой выдержки и других источников известно, что Н.С. Хрущев достаточно считался с мнением первого секретаря ЦК КП Грузии В.П. Мжаванадзе, который в Грузию был направлен именно Хрущевым. И далее о чем говорил Б.Е.Кабалоев: "В очередной раз я прибыл к Председателю Совета Министров СССР А.Н.Косыгину. Он сообщил мне, что вопрос Рокской перевальной дороги вчера рассматривался на малом Совете и против этого направления дороги выступил председатель Совмина Грузии тов. Джавахишвили, предлагая проведение реконструкции Военно-Грузинской дороги.
В нашей новой аргументированной записке на имя Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева были обстоятельно изложены все преимущества новой Кавказской перевальной дороги через Рокский перевал в технико-экономическом, национально-политическом и военно-стратегическом отношениях.
С запиской к Л.И.Брежневу я вошел со знакомой ему проблемой. Ведь он в свое время при Хрущеве не только помогал, но и направлял меня. Однако мои ожидания не совсем оправдались. Л.И.Брежнев хоть и был знаком с идеей перевальной дороги, но внимательно при мне прочитал записку, задавая по ходу вопросы экономического и стратегического характера: на сколько сокращается дорога и перепробег грузов; что даст дорога в оперативной переброске войск на южные границы СССР; обеспечит ли дорога пропуск военной техники и грузов круглый год?
Преимущество круглогодичного движения по новой дороге я констатировал и акцентировал на том, что Военно-Грузинская дорога почти 6-7 месяцев бездействовала. Это оживляло Л.И.Брежнева, и он временами делал паузу, задумывался. Следует отметить, что эта встреча с Л.И.Брежневым проходила именно в период его активной и плодотворной работы на посту генсека ЦК КПСС, позже состояние его здоровья стало сказываться на его активности.
Он спросил меня: "Как на это смотрят военные?". Зная четко точку зрения военных, которая слагалась годами и уверенный в их поддержке, я не задумываясь отвечал о настроении военного ведомства. "А деньги выделяют из своего бюджета, если дорогу хотят?". Мне приходилось, пожимая плечами, давать отрицательные ответы за военных.
Стоимость дороги исчислялась в 150 млн. руб. тогдашних денег, что, естественно, обременяло бюджет СССР. Это смущало моего собеседника, ставившего судьбу перевальной дороги на весы, решавших судьбу моей нации, разделенную Кавказским хребтом и веками страдающую от бездорожья. Прошлые встречи давали мне возможность чувствовать себя свободно в беседе и переубеждать его во мнении грузинского правительства о якобы стремлении осетин объединиться через эту дорогу. Мне удалось убедить Л.И. Брежнева, что эта дорога Северной и Южной Осетии даст возможность всего лишь экономического и этнографического объединения, и ни о каком национально-политическом объединении речи не может быть.
В конце нашей непринужденной и взаиморасполагающей беседы я задал моему собеседнику вопрос о том, как же он оценивает противоположную позицию грузинской стороны. Он спокойно ответил: "Одна республика же не может решать общую государственную проблему". Этот ответ означал окончательную победу. К этой победе шли прошлые поколения и в этом водовороте мне посчастливилось достойно пережить финальные, счастливые минуты. Это был момент будущего экономического и этнографического объединения Осетии, и не дай Бог, если бы эти минуты омрачили меня, то вопрос дороги, главной жизненной и духовной артерии осетинской нации, отодвинулся бы на целые десятилетия, а может, и на целый век. Кто бы мог сегодня, при такой экономической разрухе, ставить вопрос о строительстве Транскама?!".
Из сказанного Б.Е. Кабалоевым видно, что прогрузински настроенным был, как утверждает Ванеев, не Л.И. Брежнев, а Н.С. Хрущев, находившийся в родственных связях с первым секретарем ЦК КП Грузии В.П. Мжаванадзе, который заявил откровенно группе ветеранов революции и Отечественной войны, приехавших к нему из Южной Осетии с просьбой дать добро на строительство дороги через Рокский перевал, что "эта дорога может пройти только через его труп".
В результате хотелось бы пожелать Владимиру Ванееву, по крови близкому мне, выражаться осторожно, а слова "позиция Кабалоева, прямо скажем - явно предательская" называю антиосетинскими, но не более. Кабалоев Б.Е. воплотил в жизнь Транскам, точно так же, как Кокойты Э.Д. привел Южную Осетию к победе и очистил южную окраину Транскама от змеиного яда, как бы не хотели некоторые приписать себе эти завоевания.
Кортиев Л.И., бывший строитель Транскама и исследователь ее проблем
P.S. На этой публикации редакция "ЮО" прекращает полемику уважаемых авторов, которым была предоставлена возможность через газету ясно изложить свою позицию.
Суть статьи сводится к трем основным моментам:
1. Организация подпольной молодежной организации В.Ванеевым в 60-х гг. и отправление письма Хрущеву с просьбой об объединении Осетии.
2. Заключение В.Ванеева, что Хрущев был могущественной и незаурядной личностью, а Брежнев прогрузински настроенным.
3. "...а вот позиция Кабалоева прямо скажем - явно предательской" последний пункт - это цитата из заключения Ванеева, которая, "прямо скажем" - антиосетинская, провокационная и показывающая, что автор не владеет обстановкой, к большому сожалению.
Ирæттæ! Что мы позволяем себе?!
"Писать надо о том, что знаешь больше и лучше всех", - так сказал нам мудрый и образец осетинской интеллигентности Нафи.
С опозданием, но хотел бы высказать несколько слов в адрес статьи Владимира Ванеева.
В противовес мнению Ванеева следует сказать, что Хрущев Н.С. был знаком с проблемой осетинской разделенности больше чем следует. И эти сведения исходили не из уст рядовых осетин, таких, как мы с Ванеевым, а от самого приближенного к Хрущеву осетина Кабалоева Билара Емазаевича. Но приближенными они были не по родственным связям, а по служебным делам. И именно один Кабалоев - осетин мог общаться с Хрущевым. Но мог ли он (?) или смог бы сам Ванеев заговорить об объединении Осетии, если бы он был при том режиме на месте Кабалоева или Козаева?
А разве об этом не мог заговорить в удобное время легендарный осетин Исса Плиев? Смог бы. Да еще как! Разве он не хотел увидеть свою Родину единой и неразделимой?!
Наш же уважаемый Владимир Ванеев, получив добро (!) от первого секретаря Юго-Осетинского обкома КП Грузии Козаева, побоялся и не поехал на встречу с Н.С.Хрущевым, объясняя сегодня это тем, что он потерял голос, пока Никита Хрущев был у власти.
Было бы наивно думать представителям того - нашего - поколения, чтобы Владимира Ванеева принял Хрущев по проблемам воссоединения Осетии. Было бы наивно думать, чтобы тот же Козаев - секретарь Юго-Осетинского обкома партии в душе не хотел объединения Осетии, но он вел себя скромно, в рамках того времени и мощной дисциплинированной государственной машины, которую как раз начал расшатывать Н.С.Хрущев своими решениями по перекройке границ внутри Советского Союза.
Надо отдать должное Владимиру Ванееву, он в то время организовал группу единомышленников по защите языка и национальных интересов. Автору этих строк тоже досталось немало хлопот по вопросу сохранения осетинского языка в родной школе, неподалеку от турецкой границы. И при наличии множества свидетелей тех событий, сегодня разговор не об этом, а в какой-то степени об этике изложения своих мыслей Ванеевым.
При подготовке книги о Транскаме в 1996-1999 гг. мне часто приходилось общаться с Б.Е.Кабалоевым, и не только с ним.
Этот скромный и мудрый человек всегда принижал свои заслуги по организации начала строительства Транскама. Сегодня, когда его, к сожалению, нет, я могу заявить, и издательский редактор это подтвердит, что издание книги о Транскаме затянулось чуть ли ни более года, так как Б.Е.Кабалоев не давал добро. И принижал свои заслуги в решении с Н.С.Хрущевым вопроса осуществления проекта Транскама.
Для пояснения вопроса, знал ли Хрущев о проблеме разделенности Осетии, обратимся к высказываниям Б.Е.Кабалоева, изложенным в означенной книге "Транскам".
"...Н.С.Хрущев обратился ко мне и сказал, что записку мою он держал в руках, но познакомиться с ней пока не успел. Я ему сразу достал экземпляр записки и он при мне внимательно прочел ее с начала до конца. В записке приводились данные о славных сынах Осетии, об их участии в Гражданской и Великой Отечественной войнах. По ходу чтения он переспрашивал: "Плиев ваш?, Хетагуров ваш?, Мамсуров ваш?". После ознакомления с запиской последовал ответ: "Празднование 40-летнего юбилея Политбюро отменено. Что же касается перевальной дороги из Северной Осетии в Грузинскую республику, то этот вопрос сложный и его следует изучить". На этом мы расстались, но, оказывается, на короткий срок. На следующее утро, когда я еще находился под свежими впечатлениями от встречи с Хрущевым, мне позвонил помощник A.M. Микояна и попросил срочно прибыть к нему. Когда я вошел в кабинет, А.М.Микоян привстал и пошел мне навстречу, с поднятой рукой, приготовившись к рукопожатию. Пожав мне руку, он спросил: "Ты ничего не знаешь?" Я в растерянности ответил, что ничего. "Так вот, сообщаю Вам, и первым хочу сделать это именно я, что ночью принято решение о награждении Вашей республики орденом Ленина, и награду поедет вручать сам Хрущев. Сделать это сообщение поручено Л.И.Брежневу, но мое желание, как кавказец, первым сообщить Вам". Дальше он говорил о том, что Х.Мамсуров очень близкий друг их семьи и что они дружат с его сыном Артушом. После беседы Микоян направил меня к Л. И. Брежневу, а тот после короткого инструктажа отправил меня в республику заняться подготовкой к встрече Н.С.Хрущева. А времени оставалось совсем мало, даже считанные дни и часы, но длились они долго в напряженной обстановке".
Тем самым следует сделать заключение, что Хрущев был достаточно знаком с осетинской разделенностью, но из-за определенных мотивов он отодвигал решение вопроса о начале строительства Транскама. Далее цитируем слова Б.Е.Кабалоева: "...Во время знакомства с Северной Осетией наш маршрут был направлен в сторону села Хумалаг, в гости к известному кукурузоводу Албегову. В открытой машине сидели Н.С.Хрущев, И.А.Плиев, я и председатель Совмина республики О.А. Басиев. Беседовали на разные темы. Подобрав момент, я спросил Н.С.Хрущева: "А как с перевальной дорогой?" На его лице появилась улыбка, и повернувшись ко мне, он ответил: "Какой ты хитрый, товарищ Кабалоев, ведь ты же закладываешь под Мжаванадзе пороховую бочку". Я попытался пояснить, что дорога эта имеет не только узконационально-территориальное значение - главное ее значение общесоюзное, экономическое и стратегическое".
Из этой выдержки и других источников известно, что Н.С. Хрущев достаточно считался с мнением первого секретаря ЦК КП Грузии В.П. Мжаванадзе, который в Грузию был направлен именно Хрущевым. И далее о чем говорил Б.Е.Кабалоев: "В очередной раз я прибыл к Председателю Совета Министров СССР А.Н.Косыгину. Он сообщил мне, что вопрос Рокской перевальной дороги вчера рассматривался на малом Совете и против этого направления дороги выступил председатель Совмина Грузии тов. Джавахишвили, предлагая проведение реконструкции Военно-Грузинской дороги.
В нашей новой аргументированной записке на имя Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева были обстоятельно изложены все преимущества новой Кавказской перевальной дороги через Рокский перевал в технико-экономическом, национально-политическом и военно-стратегическом отношениях.
С запиской к Л.И.Брежневу я вошел со знакомой ему проблемой. Ведь он в свое время при Хрущеве не только помогал, но и направлял меня. Однако мои ожидания не совсем оправдались. Л.И.Брежнев хоть и был знаком с идеей перевальной дороги, но внимательно при мне прочитал записку, задавая по ходу вопросы экономического и стратегического характера: на сколько сокращается дорога и перепробег грузов; что даст дорога в оперативной переброске войск на южные границы СССР; обеспечит ли дорога пропуск военной техники и грузов круглый год?
Преимущество круглогодичного движения по новой дороге я констатировал и акцентировал на том, что Военно-Грузинская дорога почти 6-7 месяцев бездействовала. Это оживляло Л.И.Брежнева, и он временами делал паузу, задумывался. Следует отметить, что эта встреча с Л.И.Брежневым проходила именно в период его активной и плодотворной работы на посту генсека ЦК КПСС, позже состояние его здоровья стало сказываться на его активности.
Он спросил меня: "Как на это смотрят военные?". Зная четко точку зрения военных, которая слагалась годами и уверенный в их поддержке, я не задумываясь отвечал о настроении военного ведомства. "А деньги выделяют из своего бюджета, если дорогу хотят?". Мне приходилось, пожимая плечами, давать отрицательные ответы за военных.
Стоимость дороги исчислялась в 150 млн. руб. тогдашних денег, что, естественно, обременяло бюджет СССР. Это смущало моего собеседника, ставившего судьбу перевальной дороги на весы, решавших судьбу моей нации, разделенную Кавказским хребтом и веками страдающую от бездорожья. Прошлые встречи давали мне возможность чувствовать себя свободно в беседе и переубеждать его во мнении грузинского правительства о якобы стремлении осетин объединиться через эту дорогу. Мне удалось убедить Л.И. Брежнева, что эта дорога Северной и Южной Осетии даст возможность всего лишь экономического и этнографического объединения, и ни о каком национально-политическом объединении речи не может быть.
В конце нашей непринужденной и взаиморасполагающей беседы я задал моему собеседнику вопрос о том, как же он оценивает противоположную позицию грузинской стороны. Он спокойно ответил: "Одна республика же не может решать общую государственную проблему". Этот ответ означал окончательную победу. К этой победе шли прошлые поколения и в этом водовороте мне посчастливилось достойно пережить финальные, счастливые минуты. Это был момент будущего экономического и этнографического объединения Осетии, и не дай Бог, если бы эти минуты омрачили меня, то вопрос дороги, главной жизненной и духовной артерии осетинской нации, отодвинулся бы на целые десятилетия, а может, и на целый век. Кто бы мог сегодня, при такой экономической разрухе, ставить вопрос о строительстве Транскама?!".
Из сказанного Б.Е. Кабалоевым видно, что прогрузински настроенным был, как утверждает Ванеев, не Л.И. Брежнев, а Н.С. Хрущев, находившийся в родственных связях с первым секретарем ЦК КП Грузии В.П. Мжаванадзе, который заявил откровенно группе ветеранов революции и Отечественной войны, приехавших к нему из Южной Осетии с просьбой дать добро на строительство дороги через Рокский перевал, что "эта дорога может пройти только через его труп".
В результате хотелось бы пожелать Владимиру Ванееву, по крови близкому мне, выражаться осторожно, а слова "позиция Кабалоева, прямо скажем - явно предательская" называю антиосетинскими, но не более. Кабалоев Б.Е. воплотил в жизнь Транскам, точно так же, как Кокойты Э.Д. привел Южную Осетию к победе и очистил южную окраину Транскама от змеиного яда, как бы не хотели некоторые приписать себе эти завоевания.
Кортиев Л.И., бывший строитель Транскама и исследователь ее проблем
P.S. На этой публикации редакция "ЮО" прекращает полемику уважаемых авторов, которым была предоставлена возможность через газету ясно изложить свою позицию.
Источник - Газета Южная Осетия.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.