Фильм Акима Салбиева «Август. Цхинвал» на Московском кинофестивале
В рамках кинофестиваля, 24 июня, в 17 часов, в Центральном Доме кинематографистов (метро Белорусская – кольцевая, ул. Васильевская, 13), состоится Специальный показ фильма «Август. Цхинвал» народного артиста Республик Южная и Северная Осетия, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, кинорежиссёра, продюсера и сценариста Акима Салбиева.
Фильм «Август. Цхинвал» - участник многих российских и международных кинофестивалей в Бельгии, Норвегии, Франции, Италии, Германии…
Трагический август: хроника безумия.
Аким Салбиев, известный кинорежиссер и сценарист, снял документальный фильм о трагических событиях августа прошлого года, когда грузинские войска ворвались на территорию Южной Осетии.
Все, о чем повествует автор фильма «Август. Цхинвал» - известно. А произошло то, что мы давно привыкли именовать «вероломным нападением». Именно так оно и было. Именно что вероломное, и именно что нападение, а не «защита собственных границ», как любят говорить в Грузии…
Однако в задачу картины не входило анализировать ситуацию с геополитической точки зрения. Это фильм - раздумье о судьбе маленькой страны, которую в любую минуту может уничтожить агрессивный и непоследовательный сосед. Слово «раздумье», когда речь идет о разрушенных до основания домах, сгоревших машинах, раненых, и гниющих прямо на улицах некогда цветущего города трупах, - звучит не слишком точно, это гораздо страшнее… И тем не менее: Аким Салбиев взглянул на трагедию Цхинвала не только как на данную в определенный исторический момент реальность, но как на отголосок вселенской трагедии. Той самой, которая может произойти в любой точке земного шара, в любую минуту, превратив обычных мирных жителей в заложников чьей-то злой воли.
Именно поэтому автору понадобился мальчик Дима, реальный персонаж цхинвалской драмы, мальчик, ступающий по щебенке своего собственного разрушенного дома и наивно рассказывающий нам, глядя в камеру, о том, что осталось у него после войны… Этот мальчик появляется время о времени в кадре, посматривая в камеру своим пытливым, детским, невинным взглядом: так когда-то смотрели вьетнамские дети – с ужасающей невинностью – в объектив фотокамеры, прижимаясь к телу убитой матери…
Ребенок и война – тема, звучавшая во многих фильмах, начиная с «Иванова детства» Андрея Тарковского, как контрапункт несочетаемого и невозможного, как грубый диссонанс, как скрежет танковых гусениц, давящих все живое.
Таких диссонансов в фильме Салбиева не перечесть: одно то, что многие жертвы первой агрессии против осетин лежат …во дворе школы, пространство вокруг которой превращено в натуральное кладбище… Сначала, рассказывает директор щколы, похоронили одного, потому что негде было хоронить, потом присоединились другие – так и превратился школьный двор в скорбное место.
Этот невыносимый контраст между обыденностью, от века заведенным течением жизни, между этими простыми людьми, никогда не державшими в руках никакого оружия – и повсеместной разрухой, страданиями, кровью и смертью, к сожалению, стал почти рутинным для новейших времен.
В отсутствии больших мировых боен вспыхивают так называемые «локальные конфликты», от которых их жертвам ничуть не легче. Тем более что конкретно цхинвалская бойня ничем, кроме безумия и некоторой паталогичности ныне здравствующего президента Грузии, не объяснима. Как необъяснима была и агрессия СССР против Афганистана. Как необъяснима – со всех точек зрения – затянувшаяся чеченская война…
Главными жертвами так называемой «большой политики» почему-то становятся простые люди, и, что самое страшное, дети: как рассказал мальчик Дима, грузинский снайпер убил старика, не посмотрев, что на руках у того был двухмесячный младенец…
Между тем, это важная тема: этика ведения войны. Известно, что мы не только теряем всяческие ориентиры в любой сфере, какую ни возьми, в нашей так называемой «человеческой деятельности», но еще и разучились соблюдать какие бы то ни было запреты. Тревожный симптом. Впрочем, коль скоро Саакашвили не стесняется принародно объявлять себя «наследником Сталина», что там говорить…
Фильм Акима Салбиева важный, сильный и честный кинодокумент.
Диляра Тасбулатова
киновед, кинокритик
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.