Сведения про Скифию
Нельзя сказать, что античные писатели оставили нам мало сведений про Скифию и скифов. С VII-VI столетий до н. э. начались регулярные отношения греков с Северным Причерноморьем, а с ними вместе повысился интерес ионийских переселенцев и купцов ко вновь осваиваемому краю. Отсюда родилась литература, сохранившая, к сожалению, только более или менее значительные или совсем малые отрывки. С V в. до н. э. возрастает интерес Афин к торговле с этой окраиной.
В результате мы имеем сведения, разбросанные в аттической литературе, которые отчасти повторяют данные ионийских предшественников. Искание идеалов человеческой жизни в первобытном прошлом привело к тому, что некоторые писатели начали трактовать скифов как образ справедливого народа, который сберег первичную простоту. Однако и среди этих идеализирующих схем встречаются новые сведения полностью конкретного характера. Наука эпохи эллинизма (321 -44 гг. до н. э.) внесла ряд существенных поправок к этой тенденции.
Из этих-то источников, сохранившихся часто только в отрывках, мы и черпаем сведения об имени края и народа, от которого осталось так много вещественных памятников, начиная с VII по II столетие до н. э.
Впрочем еще до того, как началась колонизация на северном берегу Понта Евксинского (Черное море), интересы греков устремлялись на далекий север, и в греческих мифах нередко легендарные вымыслы переплетаются с реальной подосновой. Рассказ об аргонавтах сообщает, как греческие герои во главе с Иасоном на первом корабле Арго ездили в Колхиду за золотым руном барана и как преследуемые колхами они убегали на своем судне вдоль северного берега Черного моря.
Это, видимо, далекие воспоминания может быть единичных и редких полупиратских-полуторговых экспедициях греков микенского времени. Археологические свидетельства о таких экспедиция редки: известны в небольшом числе кинжалы и немного других вещей, подражающих восточно-средиземноморским образцам II тысячелетия до н. э. Ниже мы коснемся подробнее интересных в той же связи ритуальных обычаев в усатовских курганах на окраине Одессы.
Первые сведения о скифах, впрочем, не называя их имя, дает Илиада. Она снабжает их эпитетами справедливых доителей кобылиц, питающихся молоком. И в Одиссее слышится отзвук знакомства с киммерийцами, отчасти современниками, отчасти предшественниками скифов в Крыму и в украинских степях, а ученая литература греков уже в самых ранних своих произведениях классического времени включает кое-где в смеси с современными ей данными географические и этнографические сведения из эпоса аргонавтов и гомеровского эпоса.
Изучение одиссеевых странствий показывает, что сказания о них сначала имели в виду Эгейское море, затем частью перенеслись на Черное, а позднее к берегам Сицилии и Италии в зависимости от новых знаний, сообщавшихся мореходами грекам, в том числе и рапсодам. У писателя VIII в. до н. э. Гесиода гомеровские доители кобылиц прямо названы скифами. В конце VII и начале VI в. отдельные поэты сообщали о далеких берегах Черного моря и чудесных глубинных краях нашей родины.
Реальность этих сведений особенно заметна в том стихе лесбосского лирика Алкея, из которого видно знакомство с Белым островом владыки Скифии Ахилла. Поэт Алкман родом с того же Лесбоса, но творивший в Спарте, в своих гимнах упоминает некоторые из племен соседних со Скифией и имя одного из ее первых мифических царей Колаксая. У Сапфо есть некоторые сведения об отдельных фактах относительно Скифии.
Поэты этого времени, в частности Алкман, восприняли, по-видимому, немало из поэмы об аримаспах, «одноглазых», похищавших у грифонов то ли уральское, то ли алтайское золото, написанной, вероятно, в VII в. Аристеем из геллеспонтского города Проконнеса. У него, несомненно, были сведения о торговом пути на северо-восток, упоминались народы и их нравы, и, наконец, он сообщал о последнем вторжении скифов в земли киммерийцев и об изгнании их.
Его сведения может быть легли в основу многого в трудах позднейших логографов (сочинителей в прозе) и историков, хотя в них, судя по различию с Аристеем, отразились и другие не дошедшие до нас источники. У элегиков, поэтов, писавших особым размером «пентаметром», того же времени, есть сведения о нападениях киммерийцев под предводительством царя Лигдамия на Эфес, Магнезию и Сарды в Малой Азии. Некоторый взрыв интересов к далекой Скифии на рубеже этих двух столетий имеет прямое касательство к тому, что именно в это время основывались первые колонии на Северном берегу Понта и что тогда же происходили последние вторжения киммерийцев в Малую Азию, достигшие ее ионийско лидийского побережья.
Сношения со скифским севером никогда не прекращались в античное время, но они вспыхивали сильнее и больше отражались в те периоды средиземноморской истории, когда скифы играли или могли сыграть в ней какую-то роль. Поэтому новая вспышка интересов к Скифии и скифам возникает в связи с греко-персидскими войнами, во время которых скифы рассматривались как возможные союзники, а шедший с ее берегов хлеб лишь спорадически перехватывался персами в проливах и играл видную роль в продовольствовании Эллады.
Среди писателей начала этой эпохи, т. е. рубежа VI-V вв. до н. э., прежде всего следует выделить Гекатея из Милета, известного в отрывках у более поздних авторов. Его большой труд «Землеописание» отражает интересы тогдашней Ионии к внешнему миру, а его отрывки, касающиеся Скифии, показывают большое внимание к разным местам заселенного греками побережья. Он знал много туземных племен. В его кругозор в противоположность Геродоту вошла не только собственно Скифия, но и Северный Кавказ, на котором он не знает и не называет скифских племен.
Часть его сведений касается скифов еще VII и VI вв. Он говорил и о последнем вторжении скифов в земли киммерийцев и, по-видимому, кое-что из рассказа о походе царя персов Дария I в Скифию взято Геродотом у него. Геродот из Галикарнасса (около 484-425 гг. до н. э.), касаясь истории скифов, в разных местах своего труда о греко-персидских войнах, а особенно в IV книге детально освещает географию и границы Скифии, происхождение скифов, их обычаи и религию, торговый путь на северо-восток и нравы более северных народов, живших близким к скифскому бытом, но иных по языку и не входивших в Скифское царство.
Все это изложено в связи с походом Дария в Скифию в 515/14 гг. до н. э. У Геродота отражены также события ранней истории скифов, их походов в Переднюю Азию и вплоть до границ Египта в конце VII и в начале VI в. до н. э. Археологические же остатки свидетельствуют о возможности ретроспективно использовать его этнографию для объяснения многих явлений IV-III вв. до н. э. Современник Геродота и Фукидида Гелланик из Митилен на Лесбосе написал целый не дошедший до нас труд «Скифское». От него сохранились скупые, но существенные отрывки.
Он знал и европейскую Скифию, и ее задонское продолжение, т. е. один из первых начал употреблять ее имя расширительно. Он приписывает скифам изобретение железа. Один из первых он идеализирует их нравы и быт. Очень большое значение имеет во многом оригинальный труд великого врача древности Гиппократа (460-377 гг. до н. э.) «О воздухе, водах и местностях». Он дает сведения о быте, внешности колхов, скифов и савроматов, ставя их физическое строение в связь с климатом страны. У него есть, несомненно, новые сравнительно с Геродотом сведения. Например, они известны ему уже на правом берегу Танаиса.
Все три великих аттических трагика, Эсхил, Софокл и Еврипид, коснулись вскользь в своих трагедиях Скифии и скифов. У Эсхила (525-456 гг. до н. э.) особенно важно в «Прикованном Прометее» точное знание того, что скифы живут в Приазовье; Кавказ он называет «Скифская дорога», т. е. путь их походов, а не место жительства, но в то же время неверно причисляет малоазиатских халибов к скифам. Софокл (496-406 гг. до н.э.) отдал честь мифу об аргонавтах в трагедиях «Колхидянки», «Скифы» и «Финей». Еври-пид (480-406 гг. до н. э.) с изрядной долей фантазии остановился на обычаях тавров в трагедии «Ифигения в Тавриде». Интересен отрывок из трагедии «Рее», говорящий о вражде между фракийцами и скифами. У комика Аристофана (450-385 гг. до н. э.) кое-где рассеяны любопытные сведения о скифской полиции стрелках в Афинах и есть упоминания о «скифской пустыне»
IRISTON.INFO
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.