Константин Макиев: «Грузины должны встать на колени и просить прощения у осетинского народа»
ИА ОСинформ продолжает публикацию серии видеосвидетельств, приуроченных к трагической дате — 90-летию начала Первого геноцида осетинского народа со стороны фашистских режимов Грузии. Константин Макиев рассказывает о дискриминационной политике грузинского правительства по отношению к осетинам во времена Советского Союза, о грабительских выходках со стороны грузинского патриарха Илиа II, а также о том, как можно нормализовать грузино-осетинские отношения.
- Родился я в Грузии. Наш район – 140 километров от Южной Осетии. В нашем районе проживали около 4000 осетин – 15 деревень. И до событий 90-х годов с грузинами проживали более или менее нормально. Но я хочу рассказать конкретно про себя. Когда я школу заканчивал, мне надо было пойти в район и взять паспорт. И когда начальник паспортного стола спросил, зачем тебе паспорт – ты родился в деревне, закончил в школу, и иди работать в деревню – я ему говорю, что я хочу поступить в институт. А он мне говорит, что с такой фамилией мне трудно будет поступить с такой фамилией – говорит, хочешь, я дам тебе паспорт, будешь Макишвили. Я говорю, а зачем мне Макишвили, я Макиев. Тогда он мне рассказал, что есть постановление правительства ограничивать въезд сельского населения в город. И я уехал, я не получил паспорт. Потом я приехал с отцом, а этот человек, чиновник, прекрасно знал моего отца, он неоднократно был у нас, пироги осетинские ел наши. И при отце в течение часа он сделал мне паспорт с фамилией Макиев.
- Какие события происходили в вашем селе? Как вы приехали в Россию?
- Наше селение Дманис – это был совхозный центр. Вокруг него ещё было 14 осетинских селений. Там вообще никаких грузин не было. Более того, я знаю от наших старших, что эти земли наши, когда переселялись, купили за золото у грузин. Это было в конце 18 века.
Когда начались события в Цхинвале, что грузины сделали – они прошлись по нашим деревням, и у тех, у кого было зарегистрировано оружие, они его отобрали. Забрали, якобы на перерегистрацию и не вернули. Мало того, вблизи нашей деревни они переселили хевсуров и сванов из горных районов, и построили им дома. И они с оружием ходили и грабили наши осетинские деревни.
Наш район находился в 140 километрах от Южной Осетии. У многих даже родственников там не было, некоторые даже в Южной Осетии не были. Но сам факт, что мы осетины, несмотря на то, где мы проживали, в Осетии или в Грузии, их очень раздражал. И, когда на Цхинвал пошли грузинские фашисты, то и в нашем районе начались гонения против осетин. Не просто в Южной Осетии, а по всей Грузии. По моим данным проживало где-то 180 тысяч осетин. А сейчас осталось 40-50 тысяч. Остальных они всех вытеснили. И наши дома остались ограблены. Всё, что можно было вынести – вынесли.
- После того, как фашистская машина заработала в Грузии, и начались притеснения осетин, как развивались события в вашей семье?
- Я тогда жил в Москве. И имея информацию со всех сторон, я понимал, что там невозможно уже жить, потому что грузины пойдут до конца. И мы поехали через Цхинвал домой – тогда я первый раз побывал в Южной Осетии. А отец мой был тогда управляющим совхоза. И когда я ему объяснял вечером, что надо ехать, он говорил, что никто нам не мешает. Да, приходят какие-то сволочи, но никто мне не поверил. Мы же наивные, до конца не можем понять иногда. Он незадолго до этого построил дом. Я спрашиваю, зачем ты здесь строишь дом, тем более, что сейчас такое состояние политическое.
И потом на одной машине маленькой загрузили вещи и через Азербайджан, Дагестан поехали в Северную Осетию. Потому что все было перекрыто и грабили всех. Более того, нужен был знакомый грузин в сопровождении. И очень многие, кто уезжал их грабили и без всего отправляли.
- Сейчас кто в ваших селениях проживает?
- Никто. Пустые селения стоят. Грузины что сделали – вынудили некоторых сразу на месте продать дома за копейки под дулом автомата.
- «Копейки» - это сколько?
- Ну, если дом стоит 50 тысяч, а машина стоила шесть тысяч, то они тебе дают стоимость машины, или полстоимости машины, и говорили, что больше не получишь. Говорили, что завтра другой придет – и ты бесплатно это отдашь. Знакомые грузины говорили, что это все закупает команда грузинского патриарха Илиа II.
- Для чего им эти земли нужны?
- А ни для чего. Чтобы просто осетин там не было. И когда говорят, что Гамсахурдиа виноват, или Шеварднадзе виноват, или Саакашвили виноват, я не согласен. Народ такой. Я грузинскую школу закончил, я их знаю изнутри. Я пришёл к выводы, что у них инфекционное заболевание – Н1Ф1. Национальность номер 1 и фашизм номер 1. Каждый раз, когда у них новый президент приходит, у них начинается новая война.
- Как вы относитесь к Илиа II?
- Он сыграл огромную роль в геноциде осетин и вынужденном переселении осетин. И я, как любой осетин, уважаю тех осетин, которые к нам относятся соответственно. А те люди, какого бы они ранга не были, призывают к убийству осетин, я отношусь очень негативно. И других народностей тоже. На нашем месте, где стоит наша деревня, есть маленькое армянское кладбище. Там когда-то жили армяне. И в нашем районе жило с 50-х годов грузин было пять процентов. Остальные были осетины, армяне. Греки, русские. Потому что там были пограничные войска русских, староверов русских ещё при царе переселили. Всех, всех вытеснили, любым способом. Была у нас осетинская школа, русская школа. И в конце- 80-х-начале 90-х закрыли всё и хотели открыть грузинскую школу. Я удивляюсь, почему в Южной Осетии даже грузинские школы существуют засчет государства, и в Северной Осетии. Пускай они будут на коммерческой основе. Они сами призывают делать школы других народов на коммерческой основе. Я хочу, чтобы в Южной и Северной Осетии были русские и осетинские школы. Если грузины хотят устроить там школу – пусть платят деньги. Но почему осетинский народ должен платить за грузинскую школу? Я этого не могу понять. Не секрет, что на территории Грузии есть лагеря для подготовки террористов, для переброски их в Южную, Северную Осетию, ряд других республик Северного Кавказа. Я знаю, что они не остановятся. Они за деньги, которые они получают хотят всё дестабилизировать.
- Что нужно сделать, чтобы не допустить повторения грузинской агрессии?
- Мы не должны допустить тех ошибок, которые мы допустили после 20-х и 90-х годов. Мы быстро забываем. Нам надо помнить всегда и передавать своим младшим, чтобы они помнили, что мы вытерпели от этого народа и всегда были начеку. Да, торговля будет. Но, пока они не извинятся за то, что они сделали…Они должны на колени встать и сказать, дорогие, простите нас. Если они этого не скажут, всё может повториться. После 20-х годов они это не сделали, после 90-х не сделали, после 2004 года не сделали и сейчас не сделали. А сколько нам надо жертв? Нас не так много, чтобы терять своих людей. Нам нужно жить нормально. А чтобы жить нормально, нам нужно отгородиться от них. А сейчас бессмысленно с ними разговаривать. Они сейчас разрабатывают программу, я читаю об этом на грузинских сайтах, как наладить гуманитарные отношения, не спросив нас об этом! Как это можно?
Беседовал Бетеев Юрий
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.