В ореоле вечности и незыблемости национальных ценностей осетин

3 февраля 2010 Новости [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [3222 просмотра]
Если принять во внимание исторические и современные границы территории обитания осетин, то невольно возникают вопросы: выполняем ли сполна свою национальную, социальную и профессиональную миссию, ведем ли подрастающие поколения по прогрессивному жизненному пути?

В связи с этими вопросами и целым рядом иных проблем современности возникло желание осмыслить художественное наследие осетинских мастеров кисти и резца. Такое желание еще более утвердилось в нашем сознании после полуторадневного пребывания в городе Цхинвале, где осетинский народ выстоял, выдержал, выжил и вновь созидает по закону своих предков. Население республики переживает за национальные интересы, мыслит программными идеями, масштабными концепциями, государственными приоритетами. Самое главное - молодое поколение горожан устремлено в грядущее, проявляет готовность учиться и дерзать, идти по тернистому пути мира и прогресса.

Одним из представителей осетинского этноса, на протяжении всей жизни своим творчеством утверждавший вечность и незыблемость национальных и культурных ценностей, неустанно прививавший студентам творческие идеи сохранения национальных духовных ценностей, является осетинский график и живописец Виталий Гаврилович Цховребов (2. 02. 1936 - 25. 11. 2007).

В многодетной семье горских крестьян, обитавших в высокогорном селении Хслеб Дзауского района Южной Осетии, шестым ребенком родился сын, которого назвали Виталием. Мальчик с раннего детства познал суть трудовой жизни. На первых порах, держась за теплую материнскую руку и реже за нежные ручонки старших сестер, он сопровождал их к роднику и обратно, доставляя в дом кристально чистую, холодную и необычайно вкусную родниковую воду. Затем уже стал самостоятельно заносить к очагу дрова, нарубленные старшими братьями. Чаще всего ему приходилось пасти овец, а в летний зной убирать скошенное сено. Следуя за отарой овец или во время краткого отдыха на сенокосе, мальчик любовался живым многоцветьем альпийских лугов, прислушивался к журчанию воды и наслаждался щебетанием птиц, с завистью наблюдая вольное парение горного орла, приходил в смятение от раскатов грома и сияния молнии. Вместе с повседневным полезным трудом Виталий одновременно постигал законы естества, вникал в происходящие явления природы, своим медитативным взором усваивал видимое и слышимое. Его детское восприятие буквально все кодировало в сознании, фиксировало в уме.

В деревенском доме не было элементарных принадлежностей для занятия изобразительным искусством, поскольку его детские и юношеские годы проходили в трудное военное и послевоенное время. Поэтому односельчане, видя на гладких скальных выступах нацарапанные камнем рисунки, всегда приходили в изумление и вопрошали: кто же оставляет эти изображения на валунах? Идентичные изображения встречались и на высохших деревьях в лесу. Виталий приятно удивлял родителей, соседей и родственников своими художественными способностями. Он брал в детскую ладонь свежий древесный уголь и повсюду изображал разные бытовые сцены, портреты родных и знакомых, своих сверстников. 

Получив семиклассное образование в Дзауской общеобразовательной средней школе, Виталий продолжает учебу в старейшем в Осетии художественном училище имени М.С. Туганова в городе Цхинвал. Наконец-то он оказался в близком его духу мире художественного творчества. Скромный горский парнишка обрел свой мир, оказался среди единомышленников и вместе с ними постигал гармонию мироздания, трезво ощущая свое предназначение в этом бренном мире. Он высоко ценил каждое слово опытных художников и педагогов В.Н. Кокоева, В.И. Санакоева, Н.Г. Кабисова и других. Охотно делал массу зарисовок, выполнял огромное количество этюдов к написанию конкретной картины. Под мудрым руководством своих учителей Виталий неустанно учился основам изобразительной грамоты, усердно старался постичь тайны изобразительного мастерства.

В 1959 году, после успешного окончания Цхинвальского художественного училища имени М.С. Туганова, Виталий подает документы в крупнейший в Закавказье художественный вуз - Тбилисскую государственную Академию художеств. На вступительных экзаменах он показал довольно прочные знания и достойный уровень композиционной и изобразительно-графической зрелости.

Виталий Цховребов, один из немногих студентов осетинской национальности этого столичного вуза, очень гордился тем, что является студентом высшей школы искусствоведческого и художественного образования.

И действительно, в годы обучения Виталия в Тбилисской государственной Академии художеств вели педагогическую деятельность корифеи грузинского искусствознания, архитектуры, графики, живописи и скульптуры. Виталию Цховребову посчастливилось - он учился у блестящей когорты грузинских мыслителей и творцов: академика Г.Н. Чубинашвили, профессоров Н.П. Северова, В.В. Беридзе, Р.О. Шмерлинг, Т.Б. Вирсаладзе и других. К окончанию вуза Виталий достиг полновесного творческого результата: его дипломная работа, вскоре после успешной защиты, была представлена на смотре-конкурсе Всесоюзной студенческой выставки лучших дипломных работ художественных вузов и факультетов.

Первый, наиболее продолжительный период его профессионального становления характеризуется созданием графических произведений на различные темы. Работая в той или иной технике, молодой творец всегда стремился к художественной выразительности изобразительного языка, четкости рисунка и ясности графического изображения. Годы становления осетинского художника совпали с периодом оттепели в отечественном искусстве, когда мастера изобразительного искусства стремились запечатлеть человека в процессе труда и на грани подвига, отобразить величие и мощь общества и государства. Виталий Цховребов с присущим его творчеству графическим языком отображает идеологию и пафос своей эпохи, своих современников. Высокий профессиональный потенциал личности, неиссякаемая имманентная сила и рвение к свершению воплощены в жанровых сценах "У мартеновской печи", "Смена", "Металл", "Кузница", выполненных художником в 1960 - 1970-х годах и отличающихся изысканностью творческого замысла, идейной завершенностью, эстетической выразительностью и монументальностью композиции.

С самого начала 1980-х годов уже сложившийся художник, достигший творческой зрелости, начинает философски осмысливать историческое, эпическое и культурное наследие своего народа, трудовые успехи и интеллектуальные достижения своих соотечественников, неисчерпаемое богатство своих воинственных земляков - рыцарей и амазонок. Именно во втором периоде творческой деятельности Виталию Цховребову удалось воплотить в жизнь несколько тематических серий: "След времени" (1981 - 1982гг.), "В горах Кавказа" (1982г.), "Пора сенокоса" (1983 - 1984гг.), "Время, горы, люди" (1984 - 1985гг.), "Женщины 40-х годов XX века" (1985г.), "Времена и народы" (1986 - 1991гг.), каждая из которых включает цикл художественных произведений.

О глубине художественного мышления творца четко высказалась искусствовед М.Б. Цховребова: "В сериях "След времени", "Женщины 40-х годов" В.Г. Цховребов воскрешает трагическую военную пору, заставляет заново осмыслить все пережитое народом. Художник стремится не столько к документальной точности изображения, сколько к созданию произведений трагического обобщающего характера, но главное в них - вера в силу народа, отстаивающего свою честь и свободу". Нельзя не согласиться с автором столь емкой мысли, с суждением местного теоретика искусства. 

Стилистическим единством и композиционной согласованностью отличается и триптих художника под общей темой "В горах Кавказа", состоящий из однородных произведений: "Горы - кладовые наших богатств" (1981г.), "Новые поселенцы" (1982г.), "Эхо" (1983г.). В этих работах художник воспевает высокогорные пейзажи, величественную, овеянную легендами и поэзией, природу Центрального Кавказа.

В таких трогательно нежных, с неисчерпаемой философской глубиной, произведениях, как "У родника" (1981 - 1982гг.), "Одуванчики" (1982г.), "К вечеру" (1983г.) художник не только создает гимн крестьянскому труду, показывает нравственный аспект осетинских девушек и невест, но также изображает образ жизни и хозяйственной деятельности горянок. На европейском иконографическом и художественном уровне построен сюжет произведения "К вечеру". Идейный смысл, художественный лейтмотив произведения выявлен светом и тенью в его верхней, дальней части, и принципом контраста и нюанса, светотеневыми эффектами - в нижней.

Художественное творчество Виталия Гавриловича Цховребова весьма обширно и отличается жанровым многообразием. Он успешно творил в области исторического, бытового, пейзажного и портретного жанра графического искусства, а живописным языком стремился постичь таинственный и грозный мир горной природы, то есть работал как пейзажист.

В процессе творческой эволюции мастер всегда сохранял художественную преемственность со своими знаменитыми предшественниками и прежде всего с М.С. Тугановым и А.З. Хоховым, с землей предков и родным народом. Мастер графики и живописи не увлекался декоративными мотивами, его творческое кредо - это художественная монументальность, историческая правдивость и истинная ценность реалистически отображаемой действительности.

С первых лет самостоятельная профессиональная деятельность В.Г. Цховребова развивалась по двум взаимосвязанным и взаимо-обогащаемым аспектам: личное художественное творчество и педагогический процесс, сначала в Цхинвальском художественном училище имени М.С. Туганова, а затем на факультете изобразительного искусства Юго-Осетинского государственного университета. Он с радостью делился опытом своего творческого мастерства с подрастающим поколением, с молодыми художниками и как член Правления Юго-Осетинского отделения Союза художников, где руководил художественными мастерскими, состоял членом Выставочного комитета и Художественного совета. 

Всеобщий интерес к творчеству художника был проявлен во время экспозиции его произведений на тематических и персональных выставках во многих городах России, Венгрии, Польши, Чехии и других стран Европы, а также в Канаде и Монголии.

Многогранная и плодотворная творческая, педагогическая и общественно-организационная деятельность Виталия Цховребова получила достойное признание среди политических, художественных и государственных руководителей, научной и творческой интеллигенции, широких народных масс, - признание поистине интернациональное. За оригинальный личный вклад в сокровищницу мирового искусства художник из маленького горного селения, был удостоен почетных званий: "Заслуженного художника Грузии" и "Народного художника Южной Осетии".

Мастер графики и живописи, действительно, заслужил право войти в историю изобразительного искусства осетинского народа и занять в ней одно из почетных мест. Не это ли лучший монумент, надежная память о Человеке и Творце, память, сохраняющаяся в веках и поколениях.

Владимир Бутусович БЕСОЛОВ, историк искусства, архитектуры и градостроительства, советник Российской Академии архитектуры и строительных наук, член-корреспондент Академии архитектурного наследия, профессор Международной академии архитектуры, почетный архитектор Российской Федерации, 

г. Владикавказ

Источник - Газета Южная Осетия.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Солнечный

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 105 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора

Погода

Акция.

ЮОГУ

ЮОГУ

Королевство потолков

Цитаты

Деньги не портят человека, они просто показывают, кто он есть на самом деле.
Производство сайтов

Новости

«    Январь 2020    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31  
Солнечный

Энергоресур

Объявления

Услуги по заправке картриджей и ремонту принтеров . Быстро недорого с гарантией!
10 лет качественной работы! Так же продаются Б/У принтеры в хорошем состоянии, фирмы: Canon, Samsung , HP и Xerox. Телефон для справок +7 929 804 44 74, спросить Колю

***
***

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!

Осетия