В ореоле вечности и незыблемости национальных ценностей осетин
3 февраля 2010 Новости [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [3222 просмотра]
Если принять во внимание исторические и современные границы территории обитания осетин, то невольно возникают вопросы: выполняем ли сполна свою национальную, социальную и профессиональную миссию, ведем ли подрастающие поколения по прогрессивному жизненному пути?
В связи с этими вопросами и целым рядом иных проблем современности возникло желание осмыслить художественное наследие осетинских мастеров кисти и резца. Такое желание еще более утвердилось в нашем сознании после полуторадневного пребывания в городе Цхинвале, где осетинский народ выстоял, выдержал, выжил и вновь созидает по закону своих предков. Население республики переживает за национальные интересы, мыслит программными идеями, масштабными концепциями, государственными приоритетами. Самое главное - молодое поколение горожан устремлено в грядущее, проявляет готовность учиться и дерзать, идти по тернистому пути мира и прогресса.
Одним из представителей осетинского этноса, на протяжении всей жизни своим творчеством утверждавший вечность и незыблемость национальных и культурных ценностей, неустанно прививавший студентам творческие идеи сохранения национальных духовных ценностей, является осетинский график и живописец Виталий Гаврилович Цховребов (2. 02. 1936 - 25. 11. 2007).
В многодетной семье горских крестьян, обитавших в высокогорном селении Хслеб Дзауского района Южной Осетии, шестым ребенком родился сын, которого назвали Виталием. Мальчик с раннего детства познал суть трудовой жизни. На первых порах, держась за теплую материнскую руку и реже за нежные ручонки старших сестер, он сопровождал их к роднику и обратно, доставляя в дом кристально чистую, холодную и необычайно вкусную родниковую воду. Затем уже стал самостоятельно заносить к очагу дрова, нарубленные старшими братьями. Чаще всего ему приходилось пасти овец, а в летний зной убирать скошенное сено. Следуя за отарой овец или во время краткого отдыха на сенокосе, мальчик любовался живым многоцветьем альпийских лугов, прислушивался к журчанию воды и наслаждался щебетанием птиц, с завистью наблюдая вольное парение горного орла, приходил в смятение от раскатов грома и сияния молнии. Вместе с повседневным полезным трудом Виталий одновременно постигал законы естества, вникал в происходящие явления природы, своим медитативным взором усваивал видимое и слышимое. Его детское восприятие буквально все кодировало в сознании, фиксировало в уме.
В деревенском доме не было элементарных принадлежностей для занятия изобразительным искусством, поскольку его детские и юношеские годы проходили в трудное военное и послевоенное время. Поэтому односельчане, видя на гладких скальных выступах нацарапанные камнем рисунки, всегда приходили в изумление и вопрошали: кто же оставляет эти изображения на валунах? Идентичные изображения встречались и на высохших деревьях в лесу. Виталий приятно удивлял родителей, соседей и родственников своими художественными способностями. Он брал в детскую ладонь свежий древесный уголь и повсюду изображал разные бытовые сцены, портреты родных и знакомых, своих сверстников.
Получив семиклассное образование в Дзауской общеобразовательной средней школе, Виталий продолжает учебу в старейшем в Осетии художественном училище имени М.С. Туганова в городе Цхинвал. Наконец-то он оказался в близком его духу мире художественного творчества. Скромный горский парнишка обрел свой мир, оказался среди единомышленников и вместе с ними постигал гармонию мироздания, трезво ощущая свое предназначение в этом бренном мире. Он высоко ценил каждое слово опытных художников и педагогов В.Н. Кокоева, В.И. Санакоева, Н.Г. Кабисова и других. Охотно делал массу зарисовок, выполнял огромное количество этюдов к написанию конкретной картины. Под мудрым руководством своих учителей Виталий неустанно учился основам изобразительной грамоты, усердно старался постичь тайны изобразительного мастерства.
В 1959 году, после успешного окончания Цхинвальского художественного училища имени М.С. Туганова, Виталий подает документы в крупнейший в Закавказье художественный вуз - Тбилисскую государственную Академию художеств. На вступительных экзаменах он показал довольно прочные знания и достойный уровень композиционной и изобразительно-графической зрелости.
Виталий Цховребов, один из немногих студентов осетинской национальности этого столичного вуза, очень гордился тем, что является студентом высшей школы искусствоведческого и художественного образования.
И действительно, в годы обучения Виталия в Тбилисской государственной Академии художеств вели педагогическую деятельность корифеи грузинского искусствознания, архитектуры, графики, живописи и скульптуры. Виталию Цховребову посчастливилось - он учился у блестящей когорты грузинских мыслителей и творцов: академика Г.Н. Чубинашвили, профессоров Н.П. Северова, В.В. Беридзе, Р.О. Шмерлинг, Т.Б. Вирсаладзе и других. К окончанию вуза Виталий достиг полновесного творческого результата: его дипломная работа, вскоре после успешной защиты, была представлена на смотре-конкурсе Всесоюзной студенческой выставки лучших дипломных работ художественных вузов и факультетов.
Первый, наиболее продолжительный период его профессионального становления характеризуется созданием графических произведений на различные темы. Работая в той или иной технике, молодой творец всегда стремился к художественной выразительности изобразительного языка, четкости рисунка и ясности графического изображения. Годы становления осетинского художника совпали с периодом оттепели в отечественном искусстве, когда мастера изобразительного искусства стремились запечатлеть человека в процессе труда и на грани подвига, отобразить величие и мощь общества и государства. Виталий Цховребов с присущим его творчеству графическим языком отображает идеологию и пафос своей эпохи, своих современников. Высокий профессиональный потенциал личности, неиссякаемая имманентная сила и рвение к свершению воплощены в жанровых сценах "У мартеновской печи", "Смена", "Металл", "Кузница", выполненных художником в 1960 - 1970-х годах и отличающихся изысканностью творческого замысла, идейной завершенностью, эстетической выразительностью и монументальностью композиции.
С самого начала 1980-х годов уже сложившийся художник, достигший творческой зрелости, начинает философски осмысливать историческое, эпическое и культурное наследие своего народа, трудовые успехи и интеллектуальные достижения своих соотечественников, неисчерпаемое богатство своих воинственных земляков - рыцарей и амазонок. Именно во втором периоде творческой деятельности Виталию Цховребову удалось воплотить в жизнь несколько тематических серий: "След времени" (1981 - 1982гг.), "В горах Кавказа" (1982г.), "Пора сенокоса" (1983 - 1984гг.), "Время, горы, люди" (1984 - 1985гг.), "Женщины 40-х годов XX века" (1985г.), "Времена и народы" (1986 - 1991гг.), каждая из которых включает цикл художественных произведений.
О глубине художественного мышления творца четко высказалась искусствовед М.Б. Цховребова: "В сериях "След времени", "Женщины 40-х годов" В.Г. Цховребов воскрешает трагическую военную пору, заставляет заново осмыслить все пережитое народом. Художник стремится не столько к документальной точности изображения, сколько к созданию произведений трагического обобщающего характера, но главное в них - вера в силу народа, отстаивающего свою честь и свободу". Нельзя не согласиться с автором столь емкой мысли, с суждением местного теоретика искусства.
Стилистическим единством и композиционной согласованностью отличается и триптих художника под общей темой "В горах Кавказа", состоящий из однородных произведений: "Горы - кладовые наших богатств" (1981г.), "Новые поселенцы" (1982г.), "Эхо" (1983г.). В этих работах художник воспевает высокогорные пейзажи, величественную, овеянную легендами и поэзией, природу Центрального Кавказа.
В таких трогательно нежных, с неисчерпаемой философской глубиной, произведениях, как "У родника" (1981 - 1982гг.), "Одуванчики" (1982г.), "К вечеру" (1983г.) художник не только создает гимн крестьянскому труду, показывает нравственный аспект осетинских девушек и невест, но также изображает образ жизни и хозяйственной деятельности горянок. На европейском иконографическом и художественном уровне построен сюжет произведения "К вечеру". Идейный смысл, художественный лейтмотив произведения выявлен светом и тенью в его верхней, дальней части, и принципом контраста и нюанса, светотеневыми эффектами - в нижней.
Художественное творчество Виталия Гавриловича Цховребова весьма обширно и отличается жанровым многообразием. Он успешно творил в области исторического, бытового, пейзажного и портретного жанра графического искусства, а живописным языком стремился постичь таинственный и грозный мир горной природы, то есть работал как пейзажист.
В процессе творческой эволюции мастер всегда сохранял художественную преемственность со своими знаменитыми предшественниками и прежде всего с М.С. Тугановым и А.З. Хоховым, с землей предков и родным народом. Мастер графики и живописи не увлекался декоративными мотивами, его творческое кредо - это художественная монументальность, историческая правдивость и истинная ценность реалистически отображаемой действительности.
С первых лет самостоятельная профессиональная деятельность В.Г. Цховребова развивалась по двум взаимосвязанным и взаимо-обогащаемым аспектам: личное художественное творчество и педагогический процесс, сначала в Цхинвальском художественном училище имени М.С. Туганова, а затем на факультете изобразительного искусства Юго-Осетинского государственного университета. Он с радостью делился опытом своего творческого мастерства с подрастающим поколением, с молодыми художниками и как член Правления Юго-Осетинского отделения Союза художников, где руководил художественными мастерскими, состоял членом Выставочного комитета и Художественного совета.
Всеобщий интерес к творчеству художника был проявлен во время экспозиции его произведений на тематических и персональных выставках во многих городах России, Венгрии, Польши, Чехии и других стран Европы, а также в Канаде и Монголии.
Многогранная и плодотворная творческая, педагогическая и общественно-организационная деятельность Виталия Цховребова получила достойное признание среди политических, художественных и государственных руководителей, научной и творческой интеллигенции, широких народных масс, - признание поистине интернациональное. За оригинальный личный вклад в сокровищницу мирового искусства художник из маленького горного селения, был удостоен почетных званий: "Заслуженного художника Грузии" и "Народного художника Южной Осетии".
Мастер графики и живописи, действительно, заслужил право войти в историю изобразительного искусства осетинского народа и занять в ней одно из почетных мест. Не это ли лучший монумент, надежная память о Человеке и Творце, память, сохраняющаяся в веках и поколениях.
Владимир Бутусович БЕСОЛОВ, историк искусства, архитектуры и градостроительства, советник Российской Академии архитектуры и строительных наук, член-корреспондент Академии архитектурного наследия, профессор Международной академии архитектуры, почетный архитектор Российской Федерации,
г. Владикавказ
В связи с этими вопросами и целым рядом иных проблем современности возникло желание осмыслить художественное наследие осетинских мастеров кисти и резца. Такое желание еще более утвердилось в нашем сознании после полуторадневного пребывания в городе Цхинвале, где осетинский народ выстоял, выдержал, выжил и вновь созидает по закону своих предков. Население республики переживает за национальные интересы, мыслит программными идеями, масштабными концепциями, государственными приоритетами. Самое главное - молодое поколение горожан устремлено в грядущее, проявляет готовность учиться и дерзать, идти по тернистому пути мира и прогресса.
Одним из представителей осетинского этноса, на протяжении всей жизни своим творчеством утверждавший вечность и незыблемость национальных и культурных ценностей, неустанно прививавший студентам творческие идеи сохранения национальных духовных ценностей, является осетинский график и живописец Виталий Гаврилович Цховребов (2. 02. 1936 - 25. 11. 2007).
В многодетной семье горских крестьян, обитавших в высокогорном селении Хслеб Дзауского района Южной Осетии, шестым ребенком родился сын, которого назвали Виталием. Мальчик с раннего детства познал суть трудовой жизни. На первых порах, держась за теплую материнскую руку и реже за нежные ручонки старших сестер, он сопровождал их к роднику и обратно, доставляя в дом кристально чистую, холодную и необычайно вкусную родниковую воду. Затем уже стал самостоятельно заносить к очагу дрова, нарубленные старшими братьями. Чаще всего ему приходилось пасти овец, а в летний зной убирать скошенное сено. Следуя за отарой овец или во время краткого отдыха на сенокосе, мальчик любовался живым многоцветьем альпийских лугов, прислушивался к журчанию воды и наслаждался щебетанием птиц, с завистью наблюдая вольное парение горного орла, приходил в смятение от раскатов грома и сияния молнии. Вместе с повседневным полезным трудом Виталий одновременно постигал законы естества, вникал в происходящие явления природы, своим медитативным взором усваивал видимое и слышимое. Его детское восприятие буквально все кодировало в сознании, фиксировало в уме.
В деревенском доме не было элементарных принадлежностей для занятия изобразительным искусством, поскольку его детские и юношеские годы проходили в трудное военное и послевоенное время. Поэтому односельчане, видя на гладких скальных выступах нацарапанные камнем рисунки, всегда приходили в изумление и вопрошали: кто же оставляет эти изображения на валунах? Идентичные изображения встречались и на высохших деревьях в лесу. Виталий приятно удивлял родителей, соседей и родственников своими художественными способностями. Он брал в детскую ладонь свежий древесный уголь и повсюду изображал разные бытовые сцены, портреты родных и знакомых, своих сверстников.
Получив семиклассное образование в Дзауской общеобразовательной средней школе, Виталий продолжает учебу в старейшем в Осетии художественном училище имени М.С. Туганова в городе Цхинвал. Наконец-то он оказался в близком его духу мире художественного творчества. Скромный горский парнишка обрел свой мир, оказался среди единомышленников и вместе с ними постигал гармонию мироздания, трезво ощущая свое предназначение в этом бренном мире. Он высоко ценил каждое слово опытных художников и педагогов В.Н. Кокоева, В.И. Санакоева, Н.Г. Кабисова и других. Охотно делал массу зарисовок, выполнял огромное количество этюдов к написанию конкретной картины. Под мудрым руководством своих учителей Виталий неустанно учился основам изобразительной грамоты, усердно старался постичь тайны изобразительного мастерства.
В 1959 году, после успешного окончания Цхинвальского художественного училища имени М.С. Туганова, Виталий подает документы в крупнейший в Закавказье художественный вуз - Тбилисскую государственную Академию художеств. На вступительных экзаменах он показал довольно прочные знания и достойный уровень композиционной и изобразительно-графической зрелости.
Виталий Цховребов, один из немногих студентов осетинской национальности этого столичного вуза, очень гордился тем, что является студентом высшей школы искусствоведческого и художественного образования.
И действительно, в годы обучения Виталия в Тбилисской государственной Академии художеств вели педагогическую деятельность корифеи грузинского искусствознания, архитектуры, графики, живописи и скульптуры. Виталию Цховребову посчастливилось - он учился у блестящей когорты грузинских мыслителей и творцов: академика Г.Н. Чубинашвили, профессоров Н.П. Северова, В.В. Беридзе, Р.О. Шмерлинг, Т.Б. Вирсаладзе и других. К окончанию вуза Виталий достиг полновесного творческого результата: его дипломная работа, вскоре после успешной защиты, была представлена на смотре-конкурсе Всесоюзной студенческой выставки лучших дипломных работ художественных вузов и факультетов.
Первый, наиболее продолжительный период его профессионального становления характеризуется созданием графических произведений на различные темы. Работая в той или иной технике, молодой творец всегда стремился к художественной выразительности изобразительного языка, четкости рисунка и ясности графического изображения. Годы становления осетинского художника совпали с периодом оттепели в отечественном искусстве, когда мастера изобразительного искусства стремились запечатлеть человека в процессе труда и на грани подвига, отобразить величие и мощь общества и государства. Виталий Цховребов с присущим его творчеству графическим языком отображает идеологию и пафос своей эпохи, своих современников. Высокий профессиональный потенциал личности, неиссякаемая имманентная сила и рвение к свершению воплощены в жанровых сценах "У мартеновской печи", "Смена", "Металл", "Кузница", выполненных художником в 1960 - 1970-х годах и отличающихся изысканностью творческого замысла, идейной завершенностью, эстетической выразительностью и монументальностью композиции.
С самого начала 1980-х годов уже сложившийся художник, достигший творческой зрелости, начинает философски осмысливать историческое, эпическое и культурное наследие своего народа, трудовые успехи и интеллектуальные достижения своих соотечественников, неисчерпаемое богатство своих воинственных земляков - рыцарей и амазонок. Именно во втором периоде творческой деятельности Виталию Цховребову удалось воплотить в жизнь несколько тематических серий: "След времени" (1981 - 1982гг.), "В горах Кавказа" (1982г.), "Пора сенокоса" (1983 - 1984гг.), "Время, горы, люди" (1984 - 1985гг.), "Женщины 40-х годов XX века" (1985г.), "Времена и народы" (1986 - 1991гг.), каждая из которых включает цикл художественных произведений.
О глубине художественного мышления творца четко высказалась искусствовед М.Б. Цховребова: "В сериях "След времени", "Женщины 40-х годов" В.Г. Цховребов воскрешает трагическую военную пору, заставляет заново осмыслить все пережитое народом. Художник стремится не столько к документальной точности изображения, сколько к созданию произведений трагического обобщающего характера, но главное в них - вера в силу народа, отстаивающего свою честь и свободу". Нельзя не согласиться с автором столь емкой мысли, с суждением местного теоретика искусства.
Стилистическим единством и композиционной согласованностью отличается и триптих художника под общей темой "В горах Кавказа", состоящий из однородных произведений: "Горы - кладовые наших богатств" (1981г.), "Новые поселенцы" (1982г.), "Эхо" (1983г.). В этих работах художник воспевает высокогорные пейзажи, величественную, овеянную легендами и поэзией, природу Центрального Кавказа.
В таких трогательно нежных, с неисчерпаемой философской глубиной, произведениях, как "У родника" (1981 - 1982гг.), "Одуванчики" (1982г.), "К вечеру" (1983г.) художник не только создает гимн крестьянскому труду, показывает нравственный аспект осетинских девушек и невест, но также изображает образ жизни и хозяйственной деятельности горянок. На европейском иконографическом и художественном уровне построен сюжет произведения "К вечеру". Идейный смысл, художественный лейтмотив произведения выявлен светом и тенью в его верхней, дальней части, и принципом контраста и нюанса, светотеневыми эффектами - в нижней.
Художественное творчество Виталия Гавриловича Цховребова весьма обширно и отличается жанровым многообразием. Он успешно творил в области исторического, бытового, пейзажного и портретного жанра графического искусства, а живописным языком стремился постичь таинственный и грозный мир горной природы, то есть работал как пейзажист.
В процессе творческой эволюции мастер всегда сохранял художественную преемственность со своими знаменитыми предшественниками и прежде всего с М.С. Тугановым и А.З. Хоховым, с землей предков и родным народом. Мастер графики и живописи не увлекался декоративными мотивами, его творческое кредо - это художественная монументальность, историческая правдивость и истинная ценность реалистически отображаемой действительности.
С первых лет самостоятельная профессиональная деятельность В.Г. Цховребова развивалась по двум взаимосвязанным и взаимо-обогащаемым аспектам: личное художественное творчество и педагогический процесс, сначала в Цхинвальском художественном училище имени М.С. Туганова, а затем на факультете изобразительного искусства Юго-Осетинского государственного университета. Он с радостью делился опытом своего творческого мастерства с подрастающим поколением, с молодыми художниками и как член Правления Юго-Осетинского отделения Союза художников, где руководил художественными мастерскими, состоял членом Выставочного комитета и Художественного совета.
Всеобщий интерес к творчеству художника был проявлен во время экспозиции его произведений на тематических и персональных выставках во многих городах России, Венгрии, Польши, Чехии и других стран Европы, а также в Канаде и Монголии.
Многогранная и плодотворная творческая, педагогическая и общественно-организационная деятельность Виталия Цховребова получила достойное признание среди политических, художественных и государственных руководителей, научной и творческой интеллигенции, широких народных масс, - признание поистине интернациональное. За оригинальный личный вклад в сокровищницу мирового искусства художник из маленького горного селения, был удостоен почетных званий: "Заслуженного художника Грузии" и "Народного художника Южной Осетии".
Мастер графики и живописи, действительно, заслужил право войти в историю изобразительного искусства осетинского народа и занять в ней одно из почетных мест. Не это ли лучший монумент, надежная память о Человеке и Творце, память, сохраняющаяся в веках и поколениях.
Владимир Бутусович БЕСОЛОВ, историк искусства, архитектуры и градостроительства, советник Российской Академии архитектуры и строительных наук, член-корреспондент Академии архитектурного наследия, профессор Международной академии архитектуры, почетный архитектор Российской Федерации,
г. Владикавказ
Источник - Газета Южная Осетия.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.