Первая осетинская раскраска
25 декабря 2009 Книги [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [11721 просмотр]
Когда готовился данный материал, на ум почему-то пришла давно прочитанная в ВУЗе история послевоенной, разрушенной, изувеченной ядерными атаками американцев, стоящей на коленях перед всем миром Японии. Причем здесь Япония? Дело в том, что тогда, чтобы подняться из праха, фактически из небытия, японцы сделали единственно верный в тех условиях ход. Оставив все остальные направления, они бросили оставшиеся от военного режима ресурсы в поддержку начальных школ. То есть стали растить абсолютно новое, не знакомое с ужасами войны, ничем не ограниченное, по-новому образованное поколение. И через тридцать лет это поколение вышло на лидирующие позиции в мире, превратив нищую страну, в которой они родились, в процветающее государство.
Такого рода маленькие прецеденты есть и в нашей Республике, пусть пока это только и самое начало. Я имею в виду выпущенную издательством «Республика» альбом-раскраску «Нартиада: небожители и герои» для детей дошкольного и младшего школьного возраста – первое как на Юге, так и на Севере издание подобного рода. С автором идеи раскраски и одновременно с редактором нашей газеты Андреем Кочиевым сегодняшний наш разговор по этой, согласитесь, весьма оригинальной, теме. Кстати, под его редакторством помимо «Нартиады» в этом году вышел ряд заметных изданий: сборник рассказов молодого осетинского писателя Тамерлана Тадтаева «Отступник», фотоальбом «Правда Цхинвала: сто мгновений кровавого августа» и книга «Август 2008: война глазами очевидцев».
– Первый вопрос, который напрашивается сам собой, – как и когда возникла идея раскраски?
– Вообще, все идеи, мысли, как правило, черпаются из жизни. При этом очень много позитивного подсказывают дети. В данном случае, именно благодаря моему младшему сыну, идеям его развития, (замечая его желание что-то раскрашивать, танки, машины) у меня и появились первые мысли в этом направлении. Оба моих сына, фактически, воспитаны на нартском эпосе, т. е. книги всегда были под рукой. Совместив эти два факта, и возникла мысль сделать раскраску по сюжету нартского эпоса, а, обдумав ее, я нашел массу других позитивных начал. Идея альбома-раскраски созрела года три назад. Сам рисовать я, к сожалению, не умею, а значит, надо было найти художника, который бы занялся этим профессионально, чтобы идеи были поняты и смогли воплотиться в жизнь. Я обращался ко многим нашим художникам, к председателю Союза художников РЮО Тамерлану Цховребову, к автору мемориального комплекса жертвам Зарской трагедии Сармату Зассееву, молодому, талантливому и очень неординарному художнику Анжеле Стамбулян, еще ряду других деятелей изобразительного искусства… Но одни либо не брали на себя ответственность изображать героя или небожителя, влияя тем самым на детское подсознание, либо их работы не соответствовали моим представлениям о «Нартиаде».
Когда мы вышли на Инала Джуссоева, с которым знакомы давно, то стало понятно, что это именно тот художник, который необходим для реализации идеи. Инал, во-первых, очень талантлив, во-вторых, он буквально пронизан идеями национально-патриотического характера. Его картины преимущественно носят характер древнеосетинского эпоса, часто именно нартских сказаний. Чего только стоит его «Сау бараег».
Первое, что нарисовал для раскраски Инал были нартские небожители Курдалагон и Донбеттыр, и когда я увидел его творения, то понял, что это именно то, что я долгое время изображал в уме. В общем, сотрудничество состоялось, и в течение следующих трех-четырех месяцев каждый из нас кропотливо выполнял свою часть работы. Причем, идея раскраски оказалась лишь вершиной айсберга. Мы чуть ли не круглосуточно искали в различных источниках материалы о нартовских героях, Нартиаде, ворошили исследования ученных по данному направлению, большое внимание при этом уделяя всевозможным мелочам. Эти месяцы, можно сказать, человек жил Нартиадой. Мы «накопали» в то время материала не на одну, и не на две раскраски, но самое главное серьезно обогатили свои знания по Нартскому эпосу, при этом осознав, что знаем мизер.
Возвращаясь к персоне нашего художника, могу сказать, что, работа которую проделал Инал в этой раскраске, я считаю, достойна Государственной премии. Он прекрасно понял, что от него требуется, прекрасно это отобразил, и теперь для многих школьников его изображения останутся в памяти как классические изображения нартских героев. У этого человека очень нестандартное мышление и большой патриотизм, и я бы хотел попросить тех, от кого это зависит, поддержать его в его начинаниях как можно активнее.
Неоценимую работу проделал Олег Икаев, который делал компьютерную обработку изображений. В течение нескольких месяцев, он изо дня в день, помногу часов корпел над рисунками, придавая им необходимый для печати вид. Поверьте, это очень нелегкий труд, поистине титанический…
Первая (небольшая партия) была выпущена год назад, буквально перед войной в первых числах августа 2008 года. Мы разбросали тираж среди нескольких детских садов и по знакомым на «апробирование». Детьми раскраска была воспринята на «ура». Ведь помимо предназначенного для раскрашивания изображения небожителя или героя Нартиады на обороте шел сопутствующий текст из эпоса, плюс присутствовал вариант (подсказка) раскрашивания всех персонажей. Уже тогда, ориентируясь на реакцию детей, было решено попытаться ввести раскраску в общеобразовательную программу начальных классов, как национально-рациональное зерно. Но случилась война… Осколки снаряда САУ, разорвавшегося около здания Дома печати 9 августа, буквально изрешетили нашу технику, а главное пострадал жесткий диск компьютера, где «хранилась» раскраска. Пришлось восстанавливать все по некоторым сохранившимся в других местах материалам. Естественно сразу после войны было попросту не до раскраски, а после процесс восстановления занял чуть более месяца, и потому выход в свет основной партии, заказанной уже Министерством образования РЮО, сильно задержался. Но в этом был, как ни странно, и свой плюс – ряд изображений, лица, другие моменты мы подправили (ведь нет предела совершенству), и сейчас, думаю, они стали даже лучше. Вот такая вот история с «рождением» «Нартиады».
– Всерьез занявшись Нартиадой, можно ли сказать, что кто-то из нартских героев тебе наиболее близок по духу?
– Трудно ответить однозначно. Близка Нартиада в целом, как, видимо, и для любого осетина. Бастысарытых, Урызмаг, Батрадз, Айсана, Тотрадз – каждый из них по-своему неповторим, по-своему велик. И вместе они образуют тот самый непобедимый Нартский род, которым мы привыкли гордиться, и наследие которого отложено в нас на неведомом генном уровне. Не случайно же некоторые ученые полагают, что Нартский эпос – это не столько сказания, сколько зашифрованная осетинская «Библия»…
Работая над раскраской, мы открыли для себя заново такую выдающуюся личность как Махарбег Туганов. У нас Туганов в первую очередь ассоциируется как выдающийся художник, но это крупный общественный деятель, неутомимый сборщик осетинского фольклора, которому мы во многом обязаны дошедшему до нас национальному эпосу. Листая газеты начала ХХ века, видишь с какой болью и тревогой он призывал осетинских ученых, языковедов спешно отправляться в высокогорные селения к сказителям, призывал к пристальному исследованию нартского эпоса, бил в колокола, «кричал» что мы уже фактически безвозвратно теряем бесценные истории эпоса. В результате, по большому счету, мы знаем только историю рода Ахсартагата и то частично. Роды Бората и Алагата нам известны в очень малой степени, а ведь они были не менее великими, чем первые…
Сам Туганов, к примеру, «раскопал» имя прародителя нартского народа – нарта Баестысаерытыха (одно имя чего стоит!) и еще многих нартских богатырей мало известных широкой публике, хотя все ныне изданные «Сказания о нартах» начинают свое повествование о нартском роде почему-то с Уархага. А ведь до отца славных близнецов Ахсара и Ахсартага существует как минимум еще четыре колена.
Вообще, очень нравится история появления первого нарта. По Туганову, Бог, после сотворения мира, решил создать и людей. Но он никак не мог угадать с размером. По его велению на земле сначала появились уадмиры. Но они были настолько огромны, что не помещались даже в ущельях. Потом вслед за уадмирами Бог сотворил камбада, которые не вышли ростом, были не выше нынешних семилетних детей. После появились гамеры, которые тоже оказались слишком велики, затем гумиры, уаиги и, наконец, «сотворил Бог вслед за уаигами новый народ, народ нартов, и удались они ему, и ростом и силой были под стать земле».
…И вот однажды среди неба повалил черный дым. С черным дымом огненное пламя появилось, – оттуда родился Баесты-Саеры-Тых. С тем поколением, которое от него пошло, храбрые не смели бороться, а темные силы не имели сил победить…
Баестысаерытых, рожденный из огня, оказался непомерно силен и сразу начал борьбу с окружающими его силами природы: водой, ветрами, землей, а по ходу стал уничтожать огромных уадмиров и гамеров, гумиров и уаигов. Бог, боясь, чтобы Баестысаерытых не разрушил всю землю, был вынужден постепенно заманить нарта в самый центр земли, где огромный массив сковал его богатырское тело. С тех пор, по приданию, когда прародитель всех нартов Баестысаеры-тых хочет вырваться из недр земли, он потрясает поверхность, отчего и происходят землетрясения. Однако, прежде чем быть скованным землей, Баестысае-рытых успевает оставить на земле свое потомство...
Любопытно, не правда ли? Кроме того, Туганов оспорил несколько сюжетов собранных известным ученным В. Миллером. К примеру, совсем по другому, он интерпретирует историю в загробном мире связанную с Уастырджы и Дзерассой, ссылаясь на элементарное незнание немецким ученым осетинского языка. Ну а картины Махарбега Туганова, первого осетинского художника-мистика, лишь неоценимо дополнили весь «накопанный» им ценнейший материал по эпосу.
Работая над раскраской, мы также убедились, что ошибочно представление и о Ацамазе, которого почему-то отождествляют как пастушка со свирелью. Между тем, Ацамаз – в первую очередь нартский богатырь, идеальный во всех планах мужчина, который на равных состязается с самим Сосланом. Одно рождение Ацамаза чего стоит. Или персонаж небожителя Анигала – покровителя пчеловодства. Наличие в осетинском пантеоне Анигала, лишний раз говорит о серьезном разнообразии осетинской кухни…Но это тема отдельного разговора.
Ко всему сказанному, могу лишь добавить, что работа над «Нартиадой» «спровоцировала» много других значимых, на наш взгляд, проектов, о которых пока не будем распространяться.
– Сразу ли вы нашли понимание у чиновников, от которых зависело «внедрение» раскраски в образовательный процесс?
– Честно говоря, многие, на мой взгляд, до сих пор не до конца осознали значение данного проекта. Не стоит искать дивидендов сейчас. Это шаг на долгосрочную перспективу. Раскраска, на своем веку, поменяла уже третьего(!) министра образования. Первый сигнальный номер мы понесли к Президенту Э. Кокойты. Идея ему понравилась, и он перепоручил ее назначенной как раз в это время на должность министра образования З.Л. Джиоевой. Однако, потом, по независящим от нас причинам, развитие этого вопроса стало затягиваться. Через некоторое время в министерство пришел новый министр А.Г. Кусраев, который проникся идеей, воспринял ее, и через определенный промежуток времени финансирование, наконец, пошло. Но когда раскраска была готова, по известным причинам Кусраев оставил свой пост, и раскраска какое-то время, фактически, просто пылилась на складе минобразования. Говорю это с горечью по той причине, что изначально на второе полугодие планировалась уже другая раскраска, с другими десятью небожителями и десятью героями Нартиады.
По всей видимости, с новым министром образования, Аряной Джиоевой, я думаю, мы нашли точки соприкосновения, она поняла идею, заложенную в раскраску, и обещала в ближайшее время передать ее школам и другим соответствующим заведениям, причем именно учителям осетинского языка и литературы (в ряде учреждений изначально раскраска была направлена преподавателям рисования). Исходя из того, что на своем посту Аряна Константиновна находится немногим более месяца, мы с ней не все аспекты этой проблемы успели обсудить, но думаю, что наше сотрудничество с министерством образования в ее лице будет плодотворным.
– И последний вопрос. Что представляет из себя издательство «Республика»?
– Издательство «Республика» – это структурное подразделение организации «Ныфс», в котором практически те же люди, что и в газете «Республика». Мы работаем в тесном сотрудничестве с ЮОНИИ и его директором Робертом Гаглойты, Министерством информации и печати, издательством «Южная Алания», некоторыми должностными лицами руководства Республики. Идей много, поэтому в новом 2010 году, я думаю, читатель сможет оценить их реализацию и значимость.
Такого рода маленькие прецеденты есть и в нашей Республике, пусть пока это только и самое начало. Я имею в виду выпущенную издательством «Республика» альбом-раскраску «Нартиада: небожители и герои» для детей дошкольного и младшего школьного возраста – первое как на Юге, так и на Севере издание подобного рода. С автором идеи раскраски и одновременно с редактором нашей газеты Андреем Кочиевым сегодняшний наш разговор по этой, согласитесь, весьма оригинальной, теме. Кстати, под его редакторством помимо «Нартиады» в этом году вышел ряд заметных изданий: сборник рассказов молодого осетинского писателя Тамерлана Тадтаева «Отступник», фотоальбом «Правда Цхинвала: сто мгновений кровавого августа» и книга «Август 2008: война глазами очевидцев».
– Первый вопрос, который напрашивается сам собой, – как и когда возникла идея раскраски?
– Вообще, все идеи, мысли, как правило, черпаются из жизни. При этом очень много позитивного подсказывают дети. В данном случае, именно благодаря моему младшему сыну, идеям его развития, (замечая его желание что-то раскрашивать, танки, машины) у меня и появились первые мысли в этом направлении. Оба моих сына, фактически, воспитаны на нартском эпосе, т. е. книги всегда были под рукой. Совместив эти два факта, и возникла мысль сделать раскраску по сюжету нартского эпоса, а, обдумав ее, я нашел массу других позитивных начал. Идея альбома-раскраски созрела года три назад. Сам рисовать я, к сожалению, не умею, а значит, надо было найти художника, который бы занялся этим профессионально, чтобы идеи были поняты и смогли воплотиться в жизнь. Я обращался ко многим нашим художникам, к председателю Союза художников РЮО Тамерлану Цховребову, к автору мемориального комплекса жертвам Зарской трагедии Сармату Зассееву, молодому, талантливому и очень неординарному художнику Анжеле Стамбулян, еще ряду других деятелей изобразительного искусства… Но одни либо не брали на себя ответственность изображать героя или небожителя, влияя тем самым на детское подсознание, либо их работы не соответствовали моим представлениям о «Нартиаде».
Когда мы вышли на Инала Джуссоева, с которым знакомы давно, то стало понятно, что это именно тот художник, который необходим для реализации идеи. Инал, во-первых, очень талантлив, во-вторых, он буквально пронизан идеями национально-патриотического характера. Его картины преимущественно носят характер древнеосетинского эпоса, часто именно нартских сказаний. Чего только стоит его «Сау бараег».
Первое, что нарисовал для раскраски Инал были нартские небожители Курдалагон и Донбеттыр, и когда я увидел его творения, то понял, что это именно то, что я долгое время изображал в уме. В общем, сотрудничество состоялось, и в течение следующих трех-четырех месяцев каждый из нас кропотливо выполнял свою часть работы. Причем, идея раскраски оказалась лишь вершиной айсберга. Мы чуть ли не круглосуточно искали в различных источниках материалы о нартовских героях, Нартиаде, ворошили исследования ученных по данному направлению, большое внимание при этом уделяя всевозможным мелочам. Эти месяцы, можно сказать, человек жил Нартиадой. Мы «накопали» в то время материала не на одну, и не на две раскраски, но самое главное серьезно обогатили свои знания по Нартскому эпосу, при этом осознав, что знаем мизер.
Возвращаясь к персоне нашего художника, могу сказать, что, работа которую проделал Инал в этой раскраске, я считаю, достойна Государственной премии. Он прекрасно понял, что от него требуется, прекрасно это отобразил, и теперь для многих школьников его изображения останутся в памяти как классические изображения нартских героев. У этого человека очень нестандартное мышление и большой патриотизм, и я бы хотел попросить тех, от кого это зависит, поддержать его в его начинаниях как можно активнее.
Неоценимую работу проделал Олег Икаев, который делал компьютерную обработку изображений. В течение нескольких месяцев, он изо дня в день, помногу часов корпел над рисунками, придавая им необходимый для печати вид. Поверьте, это очень нелегкий труд, поистине титанический…
Первая (небольшая партия) была выпущена год назад, буквально перед войной в первых числах августа 2008 года. Мы разбросали тираж среди нескольких детских садов и по знакомым на «апробирование». Детьми раскраска была воспринята на «ура». Ведь помимо предназначенного для раскрашивания изображения небожителя или героя Нартиады на обороте шел сопутствующий текст из эпоса, плюс присутствовал вариант (подсказка) раскрашивания всех персонажей. Уже тогда, ориентируясь на реакцию детей, было решено попытаться ввести раскраску в общеобразовательную программу начальных классов, как национально-рациональное зерно. Но случилась война… Осколки снаряда САУ, разорвавшегося около здания Дома печати 9 августа, буквально изрешетили нашу технику, а главное пострадал жесткий диск компьютера, где «хранилась» раскраска. Пришлось восстанавливать все по некоторым сохранившимся в других местах материалам. Естественно сразу после войны было попросту не до раскраски, а после процесс восстановления занял чуть более месяца, и потому выход в свет основной партии, заказанной уже Министерством образования РЮО, сильно задержался. Но в этом был, как ни странно, и свой плюс – ряд изображений, лица, другие моменты мы подправили (ведь нет предела совершенству), и сейчас, думаю, они стали даже лучше. Вот такая вот история с «рождением» «Нартиады».
– Всерьез занявшись Нартиадой, можно ли сказать, что кто-то из нартских героев тебе наиболее близок по духу?
– Трудно ответить однозначно. Близка Нартиада в целом, как, видимо, и для любого осетина. Бастысарытых, Урызмаг, Батрадз, Айсана, Тотрадз – каждый из них по-своему неповторим, по-своему велик. И вместе они образуют тот самый непобедимый Нартский род, которым мы привыкли гордиться, и наследие которого отложено в нас на неведомом генном уровне. Не случайно же некоторые ученые полагают, что Нартский эпос – это не столько сказания, сколько зашифрованная осетинская «Библия»…
Работая над раскраской, мы открыли для себя заново такую выдающуюся личность как Махарбег Туганов. У нас Туганов в первую очередь ассоциируется как выдающийся художник, но это крупный общественный деятель, неутомимый сборщик осетинского фольклора, которому мы во многом обязаны дошедшему до нас национальному эпосу. Листая газеты начала ХХ века, видишь с какой болью и тревогой он призывал осетинских ученых, языковедов спешно отправляться в высокогорные селения к сказителям, призывал к пристальному исследованию нартского эпоса, бил в колокола, «кричал» что мы уже фактически безвозвратно теряем бесценные истории эпоса. В результате, по большому счету, мы знаем только историю рода Ахсартагата и то частично. Роды Бората и Алагата нам известны в очень малой степени, а ведь они были не менее великими, чем первые…
Сам Туганов, к примеру, «раскопал» имя прародителя нартского народа – нарта Баестысаерытыха (одно имя чего стоит!) и еще многих нартских богатырей мало известных широкой публике, хотя все ныне изданные «Сказания о нартах» начинают свое повествование о нартском роде почему-то с Уархага. А ведь до отца славных близнецов Ахсара и Ахсартага существует как минимум еще четыре колена.
Вообще, очень нравится история появления первого нарта. По Туганову, Бог, после сотворения мира, решил создать и людей. Но он никак не мог угадать с размером. По его велению на земле сначала появились уадмиры. Но они были настолько огромны, что не помещались даже в ущельях. Потом вслед за уадмирами Бог сотворил камбада, которые не вышли ростом, были не выше нынешних семилетних детей. После появились гамеры, которые тоже оказались слишком велики, затем гумиры, уаиги и, наконец, «сотворил Бог вслед за уаигами новый народ, народ нартов, и удались они ему, и ростом и силой были под стать земле».
…И вот однажды среди неба повалил черный дым. С черным дымом огненное пламя появилось, – оттуда родился Баесты-Саеры-Тых. С тем поколением, которое от него пошло, храбрые не смели бороться, а темные силы не имели сил победить…
Баестысаерытых, рожденный из огня, оказался непомерно силен и сразу начал борьбу с окружающими его силами природы: водой, ветрами, землей, а по ходу стал уничтожать огромных уадмиров и гамеров, гумиров и уаигов. Бог, боясь, чтобы Баестысаерытых не разрушил всю землю, был вынужден постепенно заманить нарта в самый центр земли, где огромный массив сковал его богатырское тело. С тех пор, по приданию, когда прародитель всех нартов Баестысаеры-тых хочет вырваться из недр земли, он потрясает поверхность, отчего и происходят землетрясения. Однако, прежде чем быть скованным землей, Баестысае-рытых успевает оставить на земле свое потомство...
Любопытно, не правда ли? Кроме того, Туганов оспорил несколько сюжетов собранных известным ученным В. Миллером. К примеру, совсем по другому, он интерпретирует историю в загробном мире связанную с Уастырджы и Дзерассой, ссылаясь на элементарное незнание немецким ученым осетинского языка. Ну а картины Махарбега Туганова, первого осетинского художника-мистика, лишь неоценимо дополнили весь «накопанный» им ценнейший материал по эпосу.
Работая над раскраской, мы также убедились, что ошибочно представление и о Ацамазе, которого почему-то отождествляют как пастушка со свирелью. Между тем, Ацамаз – в первую очередь нартский богатырь, идеальный во всех планах мужчина, который на равных состязается с самим Сосланом. Одно рождение Ацамаза чего стоит. Или персонаж небожителя Анигала – покровителя пчеловодства. Наличие в осетинском пантеоне Анигала, лишний раз говорит о серьезном разнообразии осетинской кухни…Но это тема отдельного разговора.
Ко всему сказанному, могу лишь добавить, что работа над «Нартиадой» «спровоцировала» много других значимых, на наш взгляд, проектов, о которых пока не будем распространяться.
– Сразу ли вы нашли понимание у чиновников, от которых зависело «внедрение» раскраски в образовательный процесс?
– Честно говоря, многие, на мой взгляд, до сих пор не до конца осознали значение данного проекта. Не стоит искать дивидендов сейчас. Это шаг на долгосрочную перспективу. Раскраска, на своем веку, поменяла уже третьего(!) министра образования. Первый сигнальный номер мы понесли к Президенту Э. Кокойты. Идея ему понравилась, и он перепоручил ее назначенной как раз в это время на должность министра образования З.Л. Джиоевой. Однако, потом, по независящим от нас причинам, развитие этого вопроса стало затягиваться. Через некоторое время в министерство пришел новый министр А.Г. Кусраев, который проникся идеей, воспринял ее, и через определенный промежуток времени финансирование, наконец, пошло. Но когда раскраска была готова, по известным причинам Кусраев оставил свой пост, и раскраска какое-то время, фактически, просто пылилась на складе минобразования. Говорю это с горечью по той причине, что изначально на второе полугодие планировалась уже другая раскраска, с другими десятью небожителями и десятью героями Нартиады.
По всей видимости, с новым министром образования, Аряной Джиоевой, я думаю, мы нашли точки соприкосновения, она поняла идею, заложенную в раскраску, и обещала в ближайшее время передать ее школам и другим соответствующим заведениям, причем именно учителям осетинского языка и литературы (в ряде учреждений изначально раскраска была направлена преподавателям рисования). Исходя из того, что на своем посту Аряна Константиновна находится немногим более месяца, мы с ней не все аспекты этой проблемы успели обсудить, но думаю, что наше сотрудничество с министерством образования в ее лице будет плодотворным.
– И последний вопрос. Что представляет из себя издательство «Республика»?
– Издательство «Республика» – это структурное подразделение организации «Ныфс», в котором практически те же люди, что и в газете «Республика». Мы работаем в тесном сотрудничестве с ЮОНИИ и его директором Робертом Гаглойты, Министерством информации и печати, издательством «Южная Алания», некоторыми должностными лицами руководства Республики. Идей много, поэтому в новом 2010 году, я думаю, читатель сможет оценить их реализацию и значимость.
Инал Тибилов
Юго-осетинская газета «Республика»
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.