Черный август села Хетагурово

9 декабря 2009 История [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [5178 просмотров]
Черный август села ХетагуровоВ теплый летний день 7 августа 2008 г. жители с. Хетагурово Цхинвальского района занимались повседневными делами, но настроение у крестьян было тягостное, люди были озабочены обострением ситуации вокруг республики. За последние дни участились обстрелы села со стороны грузинских позиций. К границам республики вплотную подтянулись грузинская армия и тяжелая техника. Большая концентрация сил неприятеля наблюдалась в оккупированном грузинонаселенном селе Аунеу, граничащего с Хетагурово. Над республикой навис дамоклов меч. Но сельчане все же надеялись, что все как-нибудь образуется и новой масштабной агрессии удастся избежать. Мало кто мог ожидать, что уже после обеда мощным артиллерийским обстрелом и первыми жертвами в Хетагурово начнется война. А 8 и 9 августа село будет оккупировано вражескими силами. 

В дни Пятидневной войны в Хетагурово все было как в фильмах о Великой Отечественной войне. Кругом одни разрушения, село заволокло дымом от пожарищ, горели дома, поля. Было много погибших, в основном беспомощных стариков. Повсюду валялись трупы домашней живности (волов, коров, свиней и т.д.), над которыми летали мухи. Грузины, переступая через трупы людей, грабили дома местных жителей. 

В этой статье со слов очевидцев мы рассказываем об обстоятельствах гибели жителей села Хетагурово.


ДЗЕРАССА СНАЧАЛА ПОТЕРЯЛА СУПРУГА, А ПОТОМ С СЫНОВЬЯМИ ПОПАЛА В ПЛЕН

"Петр вел здоровый образ жизни, никогда не пил, не курил. В молодости занимался спортом. Ему пошел 72-ой год, но выглядел моложе своего возраста, оставался физически крепким и активным. Он был нашей надеждой и опорой. Нам без него очень тяжело", - рассказывает вспоминания погибшего супруга Петра Мамиева его вдова Дзерасса. Петр стал одним из первых погибших во время агрессии Грузии в Хетагурово. 

Петр с супругой Дзерассой вели мирную, счастливую жизнь, воспитали дочь и двух сыновей. Все было хорошо в семье Мамиевых. Но 7 августа в одночасье жизнь словно перевернулась. "В тот день люди с утра были встревожены. Не прекращались разговоры о возможной войне. Многие вывозили своих детей в Северную Осетию, - начинает свое печальное повествование Дзерасса. - Мы с Петром и невесткой были дома, а сыновья ушли в штаб. Они не состояли в силовых структурах, оба танцоры, Григорий танцевал в "Симде" и работал хореографом в Доме детского творчества (теперь он учится в Москве), а старший сын Сослан работает в Северной Осетии в госансамбле "Алан". Он проводил свой отпуск в родном селе. Обстановка стала накаляться и сыновья взялись за оружие, все время находились в штабе. Мы с Петром беспокоились за них. У Сослана закончилось время отпуска, 7 августа он должен был находиться на работе. Ему звонили из Владикавказа, спрашивали, когда вернется, но он и не думал уезжать. Петр уговаривал сына уехать: "Ничего страшного здесь не будет, уезжай. Тебя же могут уволить с работы". Но сын был непреклонен, не хотел оставлять нас и родину в такое тревожное время".

7 августа слышались единичные автоматные очереди, но ближе к обеду стрельба усилилась, перейдя в массированный обстрел села уже из крупнокалиберных орудий. Петр переживал за сыновей, о себе даже и не думал. По рассказам Дзерассы, супруг хотел выйти на улицу, она шла за ним. Как только Петр открыл ворота и вышел, на улице поблизости упал минный снаряд, раздался мощный взрыв. В один миг снарядом, словно острым топором, отсекло старику полголовы. Дзерассу взрывной волной забросило обратно во двор дома. "Я была шокирована. Вокруг кровь, муж лежит мертвый с раздробленной головой. Чуть не обезумела. Это было такое состояние, которое невозможно передать словами", - с тяжелым сердцем вспоминает Дзерасса.

Сослан и Григорий прибежали на крики матери. Обстрел села не прекращался. К погибшему Петру невозможно было подойти, снаряды разрывались повсеместно, огонь буквально сыпался градом. Около часа он пролежал под открытым небом, затем сыновья занесли тело отца в дом. К вечеру стрельба несколько стихла, а потом село опять накрыло плотным артиллерийским огнем. Однако беды семьи Мамиевых не закончились. Хетагурово к утру было полностью оккупировано подразделениями минобороны Грузии. "Когда я увидела на нашей улице вооруженных до зубов грузинских солдат, стало страшно. Я боялась за сыновей. Грузин было очень много. Они шли в две шеренги, по обоим краям улицы, осматриваясь по сторонам и держа наготове автоматы, - продолжает рассказывать Дзерасса. - В это время мои сыновья из досок пытались сколотить гроб для отца. Им помогал наш сосед, родственник невестки Сослан Козаев. Когда грузины приблизились к нашему дому, я сама к ним вышла, объяснила, что у нас в доме несчастье, погиб муж, который был пенсионером, и мы готовимся к похоронам. Они оставили нас и пошли дальше, видимо, думали, что мы все равно никуда уже не денемся". 

Но 8 августа грузинские войска недолго пробыли в селе. Сельчане слышали, как после полудня оккупанты, вдруг отчего-то запаниковав, с криками на грузинском языке "Чкара, чкара!", спешно ретировались из села. Скорее всего, грузины дрогнули, узнав о приближении российских войск.

Через некоторое время вновь начался мощный артобстрел села. "У нас в доме нет подвала, мы всей семьей от бомбежек укрывались на первом этаже. С нами оставался сосед, - говорит Дзерасса. - Стрельба была интенсивная. "Град" - страшное орудие. Меня бросало в дрожь при каждом взрыве. Все вокруг рушилось. Огонь велся бесперерывно. В ночь с 8 на 9 августа в наш дом попал снаряд. Дом сильно затрясло, разнесло крышу, пострадал весь второй этаж. Было ощущение, что наступил Армагеддон. Снаряд попал в гостиную, где лежал покойник, мой супруг. Все его тело было изрешечено осколками. Грузины вновь заняли село. Грузинский танк стрелял по нашему дому. Оставаться в доме было уже невозможно. На рассвете сыновья решили, что надо перебраться к родственнице Рите Бестаевой, которая живет в 50 метрах от нас. У меня на нервной почве отказали ноги, я не могла передвигаться. Сыновья с двух сторон подхватили меня и так, под обстрелом, донесли до дома Риты. Сослан Козаев тоже был с нами.

Утром грузины вломились в дом, где мы находились. Разбили окна. Они вывели нас на улицу, перевязали руки моим сыновьям и соседу. Били их. Заставили лечь на землю лицом вниз. Грузины вели себя агрессивно, были взвинчены. Перезарядили автоматы и хотели расстрелять моих сыновей. Я стала их просить убрать автоматы, уверяла их, что мои сыновья не военные, они мирные граждане. В ответ один из них говорит: "В Цхинвале вчера было убито много наших солдат, почему мы должны вас жалеть?" Мы уже приготовились к самому худшему, но, на наше счастье, в это время появились другие грузины, один из которых, видимо, их командир, приказал отвести ружья от пленных. Он показался нам более человечным. Я попросила его дать нам возможность похоронить супруга. Сыновья с соседом вырыли яму в огороде нашего дома и похоронили Петра. Потом всех нас шестерых в качестве заложников забрали в Аунеу. Там я заметила очень много военной техники. Затем нас отвезли в Гори. Там грузины подходили, и смотрели на нас со злостью, бросали оскорбительные реплики, плевались в нас. Долго допрашивали моих сыновей и Сослана Козаева. Я просила грузин не трогать их, оставить в покое. Старший сын даже упрекал меня: "Мама, ну что ты унижаешься перед ними". Но если бы не я, моих сыновей точно убили бы. Сыновья с трудом себя сдерживали, наверняка могли что-то сказать в ответ на оскорбления, но понимали мое состояние и терпели".

По окончании военных действий Дзерассу и остальных заложников освободили. Это стоило большого труда. Через военно-грузинскую дорогу все шестеро оказались на территории Северной Осетии. Григорий и Сослан вскоре вернулись в Южную Осетию. Петр Мамиев был перезахоронен и покоится на Цунарском кладбище.

Дзерасса после перенесенных мытарств заболела, лечилась во Владикавказе. Домой смогла вернуться спустя полгода. За это время потеряла работу (она работала директором Дома культуры в Хетагурово). В настоящее время, пока ее дом восстанавливается, живет в Цхинвале на съемной квартире.


ЖЕНЩИНА СКОНЧАЛАСЬ ПОД ГОРЯЩЕЙ ЛЕСТНИЦЕЙ

Тамара Мамиева (1935 г. рождения) долгое время работала школьным педагогом в Карельском районе - была преподавателем русского языка. Своей семьи у нее не было, в Хетагурово она проживала с семьей брата. Тамара погибла днем 7-го августа почти одновременно с однофамильцем Петром Мамиевым. Они были соседями. 

Об обстоятельствах гибели Тамары Мамиевой рассказывает ее невестка Валя Валиева: "Это было 7 августа в 3 часа дня. Супруг, брат Тамары Валико, находился на посту в с. Тихреу (он сотрудник Минобороны), а мы с сыном смотрели дома телевизор, где в новостях говорили о ситуации в Южной Осетии. Тамара в это время вышла во двор. Вдруг началась сильная стрельба, и сразу же с первыми выстрелами в наш дом угодил снаряд. Взрыв был такой силы, что дом чуть не обрушился, пробило стену на втором этаже, выбило окна и двери. Дом начал гореть, но мы с сыном находились на первом этаже и не знали об этом. Послышались стоны Тамары, но когда мы к ней выбежали, она уже была мертва".

При взрыве Тамара получила осколочные ранения, лежала перед домом, но вдобавок на нее обвалилась горящая деревянная лестница, которая окончательно добила пожилую женщину. "Мы хотели вытащить ее из-под обломков лестницы, но не смогли, - продолжает вспоминать Валя. - Обстрел продолжался. Тут же в наш огород упали еще два снаряда. Мы забежали обратно в дом, укрылись в углу дальней комнаты. В это время второй этаж весь был охвачен огнем, но мы были растеряны, из-за грохота канонады не могли сразу разобраться. Потом стали задыхаться от дыма, огонь перекинулся на первый этаж, обвалилась крыша, выйти через дверь было не возможно. Мы с сыном выкарабкались через окно и кинулись к соседям".

Ближе к вечеру обстрел села стал ослабевать. Пожарники, выехавшие из Цхинвала, пытались потушить полыхавший дом Мамиевых, но спасти уже ничего не удалось. 

Когда Валико Мамиев вернулся, он не знал, куда заносить тело погибшей сестры, дома у него уже не было. 8 августа соседи временно похоронили тело Тамары на приусадебном участке рядом с домом, на месте воронки от разорвавшегося там минного снаряда. Спустя несколько дней после окончания военных действий родные перезахоронили Тамару на кладбище. "Тамара была исключительно порядочным человеком", - говорят о ней соседи.


ЕГО НАШЛИ УБИТЫМ НА УЛИЦЕ

Жертвой бесчеловечной войны, предпринятой вооруженными силами Грузии, стал и Николай Тедеев (1937 г. рождения). Николай в разгар боевых действий был дома один. Как рассказывает супруга погибшего Светлана Кочиева, когда 7-го августа со стороны грузинских сел начался массированный обстрел села Хетагурово и оборонительных позиций осетинских ополченцев, сын Николая и Светланы Юрий, который состоял в ополчении и находился на посту, получил серьезное ранение. "Моего раненого сына решено было транспортировать во Владикавказскую больницу, я решила выехать вместе с ним. Николай остался в селе. Он говорил, что должен остаться дома, присмотреть за хозяйством", - вспоминает Светлана. 

8-го августа Николай зачем-то вышел из дома. В это время поблизости разорвался снаряд, один из разлетевшихся осколков смертельно ранил мужчину. Он лежал на улице перед своим домом. Его тело обнаружили соседи, они временно похоронили Николая на его приусадебном участке. 11 августа родные перезахоронили Николая Тедеева на Цунарское кладбище. 


НАСТЯ НЕ ХОТЕЛА ОСТАВЛЯТЬ РОДНОЙ ДОМ

- Прошу тебя, поезжай с нами, ты же видишь, что здесь происходит, люди погибают, тут опасно оставаться, - 7 августа родные уговаривали Настю Джиоеву выехать вместе с ними в с. Зар. Но 81-летняя Настя была неумолима: "Никуда из дома и шагу не сделаю. Куда мне на старости спасаться. Я останусь здесь, присмотрю за домом. Не беспокойтесь, ничего со мной не случится".

Настя Джиоева была трудолюбивым человеком - много лет проработала на ферме, была награждена медалью "За доблестный труд". В одно время была депутатом областного Совета. В Хетагурово проживала вместе с семьей сына. Не пожелав покинуть село, она осталась дома с внуком. Но внук отсиживаться дома не стал, взялся за оружие и примкнул к ополченцам. Во время жесточайших обстрелов села и оккупации Настя была дома одна. 8-го августа примерно в 4 часа дня она по какой-то причине вышла на поле, по всей вероятности за скотом. В это время со стороны грузинских сел начался минометный обстрел. Снаряды упали рядом с престарелой женщиной. От множественных осколочных ранений Настя сразу же погибла. Целые сутки тело погибшей женщины оставалось в поле, односельчане боялись к нему приблизиться, ведь могли обстрелять и их. Только на следующий день тело Насти перенесли в дом. Недалеко от места ее гибели на поле образовались воронки от упавших снарядов. Соседи похоронили Настю в огороде. Когда вернулись родные, женщина была перезахоронена на кладбище.


Черный август села ХетагуровоМИРНЫМ ПЛАНАМ АХСАРА НЕ СУЖДЕНО БЫЛО СБЫТЬСЯ…



27-летний Ахсар Томаев собирался в скором времени жениться. По словам его матери Евгении, он готовил для себя в доме отдельную комнату, но мирным планам Ахсара не суждено было сбыться…

Ахсар с 2003 года нес службу в миротворческих силах, состоял в осетинском батальоне. Во время начавшейся агрессии его не было в родном селе, он находился на посту. Утром 9-го августа он попытался на своей "девятке" проехать в Хетагурово, проведать родителей. С ним был Джемал Малдзигов (1961 г. р.), который тоже ехал к родителям в село. Он проживал в Беслане, а в Южную Осетию приехал как доброволец. У въезда в Хетагурово они наткнулись на отряд каких-то военных. Их было много, с танками. Ахсар подумал, что это российские войска прибыли на помощь, хотел их приветствовать. Но это оказались грузины. Не успели два товарища осознать свой промах, как по ним был открыт шквальный огонь. Джемал от множественных ранений умер сразу. А раненый Ахсар успел выскочить из автомашины и доползти до какого-то кустарника, но без медицинской помощи выжить ему не удалось, он там скончался. 

Обстоятельства их гибели стали известны со слов людей, которые в то утро ехали по этой же дороге вслед за автомобилем Ахсара и стали свидетелями разыгравшейся трагедии. Когда первая машина попала под обстрел, они быстро развернулись и успели скрыться.

"Война застала меня в Цхинвале, я пряталась в подвале у знакомых. Сын не знал, что я нахожусь в городе. Хотела ему сообщить, но никак не могла дозвониться, - вытирая слезы, говорит Женя. - 10 августа на вокзале собралось много народу, людей вывозили в Северную Осетию. Я тоже собралась ехать, но на душе было неспокойно. Ничего не узнав о судьбе сына, я решила остаться. Встретила его друзей, но никто не знал, где Ахсар. В тот день переночевала у кого-то в с. Тбет, а на следующее утро, возвращаясь в село, по дороге увидела машину Ахсара, обстрелянную спереди. Я схватилась за голову, мне стало страшно за сына. Машина внутри была измазана кровью, но никого в ней не обнаружила. Стала искать сына. В селе его нигде не было. Начала думать, что, наверное, грузины ранили его, а потом захватили в плен". 

Вскоре сосед сообщил матери Ахсара горькую весть. Односельчане нашли тело Джемала, а на второй день нашли и Ахсара. После ранения он дополз до кустарника, поэтому его удалось найти не сразу. Ахсар был единственным сыном у родителей.

"Ахсар был хорошим человеком, скромным и доброжелательным. Джемал был мужественным человеком", - такими погибших помнят односельчане.


ИХ РАССТРЕЛЯЛИ ПРЯМО НА УЛИЦЕ

В списке жертв грузинской агрессии значится имя еще одного жителя села Хетагурово Аслана Джиоева (1941 г. рождения). Аслан погиб во время обстрелов от осколочного ранения полученного им рядом со своим домом. А задержанного сотрудника Минобороны РЮО Ирбека Кабисова грузины вывели на улицу. По словам очевидцев, его хотели посадить на грузинский БТР, видимо, хотели использовать Ирбека против соотечественников, но он отказывался им подчиниться и грузинские нелюди хладнокровно расстреляли его прямо на улице. Ирбек был родом из с. Дампалет, в Хетагурово он находился по службе. В дни агрессии многие хетагуровцы получили ранения разной степени тяжести.

Во время оккупации села Хетагурово грузинские войска, по свидетельству очевидцев, вели себя безобразно: группами рыскали по улицам, принуждали крестьян выйти из укрытий, проклинали осетин, выкрикивали непристойные выражения. Заходили в дома и выносили ценные вещи. Крестьяне затаились в подвалах, погребах, трепеща от страха, а многие успели спрятаться в лесных массивах, где без еды и воды провели несколько дней. Но избежать плена удалось не всем. Десятки крестьян попали в руки к врагам. С ними обходились очень грубо, сильно избивали мужчин. Хорошо что всех детей и многих молодых женщин успели вовремя эвакуировать из села, иначе масштабы трагедии Хетагурово могли бы быть еще ужаснее.
Сослан ТИГИЕВ 
Источник - Газета Южная Осетия.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Опрос

Вам нравится новая функция на сайте лайки и дизлайки?

 

ТЦ Солнечный

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 105 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора

Погода

Книжный МИР Книжный МИР ЮОГУ
Акция.
111

Цитаты

« Дай человеку власть, и ты узнаешь кто он. » Наполеон Бонапарт
Свадебный Мир Ресторан ОАЗИС
Производство сайтов

Новости

«    Апрель 2016    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
 Розетка

Курс рубля на межбанковском рынке

ГУП Энергоресурс

Объявления

Срочно продается 3-х комнатная квартира на 3 этаже, трёхэтажного дома в центре города по адресу ул. Сталина 19. Цена 2,9 млн. Торг. Тел: 8-929-804-74-31

***< Срочно продаётся половина частного дома по ул. Лермонтова 40. Имеется земельный участок. Цена договорная. Тел : 89284902225

***

Продаётся дом по адресу, проспект А.Джиоева 7. Дом со всеми удобствами . Справки по телефону +7 929 8079577 и 804 40 03

***

Продаются две 4-х комнатные квартиры, каждая по 150 квадратов, плюс мансарда 85 квадратов. Имеются все условия ,теплые полы. Квартиры расположены на 3 этаже 3 этажного дома по адресу г.Цхинвал ул Героев 73а (УКС). Стоимость каждой квартиры, 5 000 000 рублей. Тел для справок: +7 929 8060272 спросить Бориса.

***

Профессиональная Фото и Видео съёмка Виньетки , дни рождения, свадьбы. Моментальные фото за 5 минут Опыт работы 20 лет. 8928 497 88 14 Спросить, Тамаза Макиева

***

Услуги по заправке картриджей и ремонту принтеров . Быстро недорого с гарантией!
10 лет качественной работы! Так же продаются Б/У принтеры в хорошем состоянии, фирмы: Canon, Samsung , HP и Xerox. Телефон для справок +7 929 804 44 74, спросить Колю

***

Осетия

Задать вопрос