Через хребет на перспективу...
18 ноября 2009 Экономика [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [5634 просмотра]
Железная дорога между Россией и Южной Осетией будет выгодна не только этим странам и Кавказу в целом, но также Армении, Турции и Ирану.
В Совете Федерации в середине мая в ходе "правительственного часа" министр транспорта Игорь Левитин отметил, в частности, что "по проектам железнодорожного сообщения между РФ и Южной Осетией мы рассматриваем, параллельно, как вариант обхода Рокского туннеля, так и его модернизацию". Если точнее, речь идёт о создании новой стальной магистрали между Россией и Закавказьем протяжённостью лишь 145 или 160 км. Заметим, что с середины 1980-х не было построено ни одной новой железной дороги ни между РФ и Закавказьем, ни в Закавказье...
После недавнего признания Россией Южной Осетии встали вопросы экономического развития этой страны и её связей с Россией. Хотя бы потому, что с российской помощью запланировано освоение разнообразных южноосетинских ресурсов. Планируется развитие прежде всего курортно-лечебных возможностей региона, освоение залежей свиноцово-цинковых руд и подъём субтропического земледелия. Но железнодорожное сообщение между РФ и Осетией было возможно в течение 60 лет... только через Грузию. Причём оно прервано с 1992 года. Хотя в советский период часто разрабатывались проекты российско-южноосетинского сообщения напрямую (через приграничную Северную Осетию), грузинским властям удавалось убеждать Москву в нецелесообразности таких проектов.
Но теперь ситуация кардинально поменялась, поэтому железная дорога в Южную Осетию из РФ выгодна и России, ибо усилит её транспортно-экономические позиции в регионе.
Ещё в октябре прошлого года во Владикавказе было подписано Соглашение "О сотрудничестве и взаимодействии на период 2009-2011 годов" между Республикой Северная Осетия-Алания и филиалом РЖД "Северо-Кавказская железная дорога", предусматривающее, в частности, создание железной дороги Южная Осетия-РФ. В этой связи, начальник Северо-Кавказской железной дороги Владимир Голоскоков отметил, что "для железной дороги из России в Южную Осетию, выгодной обеим сторонам, нужны проектные разработки. Предпроектные и проектные работы берёт на себя инвестор, в данном случае, это - РЖД, а строительство дороги будет осуществляться из государственных источников". А по словам председателя правительства Северной Осетии Николая Хлынцова, "предусматривается расширение возможностей станции Алагир, чтобы грузы, предназначенные для Южной Осетии и оттуда, как можно в больших объёмах проходили через этот пункт".
Есть два варианта одного маршрута: Алагир (на юго-западе Северной Осетии) - Цхинвал протяжённостью 145 км по Рокскому тоннелю, упомянутому министром транспорта РФ. Алагир, связанный с железнодорожной сетью России, обеспечит "связку" Южной Осетии с российскими стальными магистралями. Второй вариант - прокладка дороги в обход этого тоннеля (по Куртатинскому ущелью), ввиду менее сложных геолого-географических условий строительства и меньшего уровня лавиноопасности по обходному маршруту. В этом случае магистраль удлиняется на 15-17 км. Но в обоих вариантах инвестици превышают, по предварительным оценкам, 20 млрд. рублей в текущих ценах.
Что же касается роли Алагира, - по оценкам северо- и южноосетинских аналитиков, а также специалистов-металлургов, с учётом недавно начатого освоения расположенных вблизи Алагира руд цветных металлов и их тамошней переработки, намеченной на ближайшие годы, свинцово-цинковые руды Южной Осетии, тоже перерабатываемые в Алагире, позволят создать на Северном Кавказе один из крупнейших комплексов российской цветной металлургии. Причём в дополнение к аналогичному близлежащему комплексу - в Тырны-Аузе (Кабардино-Балкария).
А в более широком контексте, именно магистраль Цхинвал-Алагир станет кратчайшим железнодорожным путём не только между Россией и Закавказьем. С учётом же возможных изменений в Грузии, она сможет восстанавливать и развивать транспортно-экономические связи с Россией по кратчайшему маршруту (то есть Тбилиси-Гори-Цхинвал-Алагир), что, по предварительным экспертным прогнозам, во-первых - сократит расходы Грузии по направлению Грузия-РФ в обоих направлениях минимум на треть. Во-вторых - Россия получит, опять-таки, самый короткий железнодорожный путь через Южную Осетию и Грузию в Армению, Турцию и Иран, что выгодно и последним трём странам: в этом случае транспортные расходы России по такому маршруту сократятся минимум на 20%. А в-третьих, увеличение грузового объёма Армении, Турции и Ирана по новому железнодорожному направлению - РФ-Южная Осетия-Грузия - в обоих направлениях может составить 35-40%. Причём транзитные доходы станут весомым подспорьем и для южноосетинской экономики.
Алексей Чичкин,
Агентство РБИ, Москва
В Совете Федерации в середине мая в ходе "правительственного часа" министр транспорта Игорь Левитин отметил, в частности, что "по проектам железнодорожного сообщения между РФ и Южной Осетией мы рассматриваем, параллельно, как вариант обхода Рокского туннеля, так и его модернизацию". Если точнее, речь идёт о создании новой стальной магистрали между Россией и Закавказьем протяжённостью лишь 145 или 160 км. Заметим, что с середины 1980-х не было построено ни одной новой железной дороги ни между РФ и Закавказьем, ни в Закавказье...
После недавнего признания Россией Южной Осетии встали вопросы экономического развития этой страны и её связей с Россией. Хотя бы потому, что с российской помощью запланировано освоение разнообразных южноосетинских ресурсов. Планируется развитие прежде всего курортно-лечебных возможностей региона, освоение залежей свиноцово-цинковых руд и подъём субтропического земледелия. Но железнодорожное сообщение между РФ и Осетией было возможно в течение 60 лет... только через Грузию. Причём оно прервано с 1992 года. Хотя в советский период часто разрабатывались проекты российско-южноосетинского сообщения напрямую (через приграничную Северную Осетию), грузинским властям удавалось убеждать Москву в нецелесообразности таких проектов.
Но теперь ситуация кардинально поменялась, поэтому железная дорога в Южную Осетию из РФ выгодна и России, ибо усилит её транспортно-экономические позиции в регионе.
Ещё в октябре прошлого года во Владикавказе было подписано Соглашение "О сотрудничестве и взаимодействии на период 2009-2011 годов" между Республикой Северная Осетия-Алания и филиалом РЖД "Северо-Кавказская железная дорога", предусматривающее, в частности, создание железной дороги Южная Осетия-РФ. В этой связи, начальник Северо-Кавказской железной дороги Владимир Голоскоков отметил, что "для железной дороги из России в Южную Осетию, выгодной обеим сторонам, нужны проектные разработки. Предпроектные и проектные работы берёт на себя инвестор, в данном случае, это - РЖД, а строительство дороги будет осуществляться из государственных источников". А по словам председателя правительства Северной Осетии Николая Хлынцова, "предусматривается расширение возможностей станции Алагир, чтобы грузы, предназначенные для Южной Осетии и оттуда, как можно в больших объёмах проходили через этот пункт".
Есть два варианта одного маршрута: Алагир (на юго-западе Северной Осетии) - Цхинвал протяжённостью 145 км по Рокскому тоннелю, упомянутому министром транспорта РФ. Алагир, связанный с железнодорожной сетью России, обеспечит "связку" Южной Осетии с российскими стальными магистралями. Второй вариант - прокладка дороги в обход этого тоннеля (по Куртатинскому ущелью), ввиду менее сложных геолого-географических условий строительства и меньшего уровня лавиноопасности по обходному маршруту. В этом случае магистраль удлиняется на 15-17 км. Но в обоих вариантах инвестици превышают, по предварительным оценкам, 20 млрд. рублей в текущих ценах.
Что же касается роли Алагира, - по оценкам северо- и южноосетинских аналитиков, а также специалистов-металлургов, с учётом недавно начатого освоения расположенных вблизи Алагира руд цветных металлов и их тамошней переработки, намеченной на ближайшие годы, свинцово-цинковые руды Южной Осетии, тоже перерабатываемые в Алагире, позволят создать на Северном Кавказе один из крупнейших комплексов российской цветной металлургии. Причём в дополнение к аналогичному близлежащему комплексу - в Тырны-Аузе (Кабардино-Балкария).
А в более широком контексте, именно магистраль Цхинвал-Алагир станет кратчайшим железнодорожным путём не только между Россией и Закавказьем. С учётом же возможных изменений в Грузии, она сможет восстанавливать и развивать транспортно-экономические связи с Россией по кратчайшему маршруту (то есть Тбилиси-Гори-Цхинвал-Алагир), что, по предварительным экспертным прогнозам, во-первых - сократит расходы Грузии по направлению Грузия-РФ в обоих направлениях минимум на треть. Во-вторых - Россия получит, опять-таки, самый короткий железнодорожный путь через Южную Осетию и Грузию в Армению, Турцию и Иран, что выгодно и последним трём странам: в этом случае транспортные расходы России по такому маршруту сократятся минимум на 20%. А в-третьих, увеличение грузового объёма Армении, Турции и Ирана по новому железнодорожному направлению - РФ-Южная Осетия-Грузия - в обоих направлениях может составить 35-40%. Причём транзитные доходы станут весомым подспорьем и для южноосетинской экономики.
Алексей Чичкин,
Агентство РБИ, Москва
http://a-rbi.ru/ru/issues?art_id=646
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.