Связи осетин с народами Кавказа

13 мая 2007 История [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [6438 просмотров]
Связи осетин с народами Кавказа
В эпоху преобладания алан на Северном Кавказе (I - XIII вв. н. э.).
Они оказали значительное культурное влияние на соседние кавказские народы. Свидетельством этого влияния служат культурные термины, усвоенные из аланского в кавказские языки.
Таковы названия стекла, арбы, косы, моста, пива, меда (напитка).

                                                                 В.И. Абаев (1, с . 335).
                                                                  Связи с Абхазами

    Одним из значительных свидетельств роли алан в этнической истории народов Северо-Западного Кавказа являются данные языкознания, фольклора и этнографии. Они удачно подкрепляются материалами письменных источников и археологических раскопок. Все эти источники «вот уже более ста лет приводят ученых различных направлений к мысли о том, что народы Кавказа испытали на себе мощное воздействие ираноязычного мира, с которым, прежде всего, связывают сармато-алан». Материалы абхазской ономастики подчеркивают древность аланско-абазских взаимоотношений...
    Рассмотренные в аспекте осетинско-абхазских этнокультурных взаимоотношений, нартовские тексты двух национальных версий убедительно показали, что подавляющее большинство имеющихся параллелей идет из осетинского, а не из абхазского...
   Совокупность иранизмов в абхазском языке в своем большинстве сводится к аланизмам или старо осетинским заимствованиям. Они распространялись здесь с первых веков н. э. до начала XIII столетия, когда был положен конец политической гегемонии алан в этом регионе...
   Этноязыковое проникновение ираноязычных народов в местную среду нашло свое отражение в личных и фамильных именах абазы. Знакомство с антропонимией древних и средневековых племен Северо-Западного Кавказа свидетельствует о наличии в ней имен иранского корня. Этот факт представляется показательным, ибо хорошо известно, что «имена не заимствуются у враждебной стороны, как и нельзя их навязать насильственно»... По замечанию Ш. Д. Инал-Ипа, среди абазы бытуют такие фамилии, как Шармат, Алания, Осия. Помимо названных фамилий обращают внимание такие фамильные имена, как Чочиев в Осетии и Чочуа в Абхазии, Малиевы и Малия, Плиевы и Пилия, Шанаевы и Шаная...
Тесные связи между аланами и абазой осуществлялись и позже. В 1033 г. вдова абхазского царя Георгия I аланка Альда передала Византии крепость Анакопию, бывшую в VII - VIII вв. столицей Абхазии. В средние века династические браки, как правило, были результатом политических расчетов и государственной ориентации. В этом отношении брачный союз царя Абхазии с аланкой представляется весьма показательным. Сближение алан и абазгов-абхазов было настолько значительным, что, по оценке византийского автора XII в. Иоанна Цеца, иверы, абазги и аланы составляли даже один народ... Все исследователи единодушно подчеркивали яр-кое сходство религиозных и мифологических представлений осетин и абхазов.

                                                            В. Уарзиати (183, с.15 -19)
    Аланы и абхазы некогда, несомненно, соседили друг с другом в течение веков, что не могло не отразиться на их этническом развитии. Возможно, больших перемещений населения не было, но ограниченные этнические взаимопроникновения, частичные этнические инфильтрации в ту и другую сторону, с последующей их полной ассимиляцией, происходили постоянно. Например, роды Алания, Осия, Шармат и другие являются, по всей вероятности, потомками переселившихся некогда в Абхазию групп осетино-алано-сарматского происхождения, как об этом говорят сами фамильные имена...
    Абхазов с аланами связывают и брачные союзы, особенно между представителями феодального сословия. Между прочим, и те и другие нередко занимали видные государственные посты при дворе византийских императоров. Например, византийский император XI в. Роман IV Диоген (1067-1071 гг.) пожаловал титул магистра феодалу Димитрию, несмотря на его иностранное происхождение: отец Димитрия был абхазец, а мать аланка... Абхазо-осетинские языковые и этнографические параллели свидетельствуют не только об ареальных связях, о непосредственном длительном общении этих народов друг с другом, а действительно заставляют думать о значительно более глубоких основах их исторического взаимоотношения.

                                                 Ш.Д. Иная - Ипа . 1967г. (7, с . 223 - 224)
Как мы видим, оба эти термина - «апсуа» (ацсуа) - самоназвание абхазов и «ауапс» (ауацс) - абхазское наименование осетин - имеют совершенно одинаковый звуковой состав, и тождественность их нарушается только перестановкой слогов (ауа-пс - апс-уа). Думается, что такое совпадение является не случайным, а служит выражением каких-то древних этнических связей между предками абхазов и осетин.

                                                Ш.Д. Иная - Ипа . 1967г. (7, с . 218)
   Яркие черты сходства (между осетинами и абхазами.- К- Ч.) бросаются в глаза каждому, кто хотя бы бегло ознакомится с этими материала-ми. Близость здесь идет нередко дальше, чем у осетин с их ближайшими соседями. Хотя, как хорошо известно, у всех горцев Кавказа можно было найти много общего в тех полуязыческих верованиях и воззрениях, которые скрыты за оболочкой христианства или мусульманства, абхазо-осетинская близость в этой области является настолько яркой, глубокой и интимной, что можно было бы, в рамках общекавказской этнографии, говорить о едином абхазо-осетинском этнографическом типе, отмеченном общими чертами религиозных верований, мифов и обрядов, представляющих смешение довольно древнего у этих народов христианства с несравненно более древними языческими воззрениями...

                                                        В.И. Абаев (1, с . 318)
   Мелодии абхазских песен весьма близки к осетинским, а в некоторых случаях совершенно с ними тождественны. Помню, как удивлялись абхазы, когда я, во время их пения, с первой же музыкальной фразы присоединялся к поющим и вел втору безошибочно, как заправский абхаз. Объяснялось это, разумеется, не моими музыкальными способностями, а только тем, что в абхазских песнях я сразу улавливал знакомые мне с детства осетинские мелодии...

                                                        В.И. Абаев (1, с . 322)
   В старой и современной научной литературе признано, что такие абхазские фамилии, как Осия, Алания, Шармат, связаны с переселением и ассимиляцией групп алано-осетин в Абхазию в далеком прошлом. Думается, что тогда же началось встречное движение с юга на север Кавказа, когда значительный контингент древнеабхазского населения из Абхазии мигрировал на территорию Алании и осел здесь, заложив тем самым этническую основу современных абазин.
В.А. Кузнецов. 1984г. (2, с . 63)

ИА ОСинформ

 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
  • буба

13 мая 2007 18:55

уора хочу один вкш подсказат автору или он не знает или спецялно умолчал обоим случе ето для автора очен плохо потомучто указивает его не компетентност то ест не знание--------- итак сколко мы знаем абхази ето жители колхиди . страна колхов В ту эпоху куда входили етнически грузини лази, зани , свани ,менгрели, абхази и абазини

--------------------------------------------------------------------------------

Низами о Грузии (Абхазии) и грузинах (абхазцах)

1181-ок. 1200

Низами Гянджеви. Хосров и Ширин. .

Низами Гянджеви. Искандер-наме. Перевод с фарси

--------------------------------------------------------------------------------

Из поэмы "Хосров и Ширин"

Поместье3 жалкую являет нам картину,

Едва займет оно фарсанга половину.

Земля бесприбыльна: уже ведь с давних дней

Абхазцы4 исполу работают на ней.

Из поэмы "Искандер-наме"

Дувал5, который был правителем Абхазии6

Мощью шаха был возвышен

Опоясал ремень пояса по приказу шаха,

Много по всем странам измерил путей.

Пришел к шаху добромыслящий.

Застонал словно литавра от ремня:

"Приди на помошь, о шах, от притеснения русов,7

Которые в колыбелях Абхазии8 требуют невесту..."

--------------------------------------------------------------------------------

Комментарий:

1. Великий азербайджанский поэт, гуманист Низами Гянджеви (1141-1203/09 гг.).

2. Даты написания поэм "Хосров и Ширин" и "Искандер-наме".

3. Поэт имеет в виду свое поместье Хамдуниян (в тогдашней Восточной Грузии, около Гянджи), которое он получил от персидского царя.

4. Проф.Е.Бертельс пишет, что "Абхазия не представляла собой самостоятельного государства и входила в состав Грузии. Под Абхазией в поэме Низами следует подразумевать Грузию". Полный титул грузинских царей начинался в то время: "царь абхазов" и т.д. Западная часть азербайджанских земель после походов Давица IV Строителя некоторое время находилась под протекторатом Грузии. Там же он предлагает подстрочный перевод публикуемого куплета, последняя строка которого звучит так: "Ведь на полях ее работает исполу абхазское царство" (Низами Гянджеви. Хосров и Ширин, с. 19). Ясно, что под "абхазцами" или "Абхазским царством" Низами подразумевает только грузин (причем, живших недалеко от его поместья) и грузинское царство. Апсуйцы же никак не могли обрабатывать землю в Азербайджане исполу.

О Шемире-Семирамиде в поэме сказано, что "осенью она прибывает в Абхазию, совершает налеты на дичь''. Ю.Марр замечает, что под Абхазией поэт имеет в виду "вероятно Грузию" (Хакани-Низами-Руставели. М.-Л.,1935, с.9).

В этой же поэме Низами пишет, что местом охоты атабега Ильдегиза являлись Абхаз и Дербент (Низами Гянджеви. Хосров и Ширин, с.40). упоминает этот город (СМООМПК, 1908, N38, с.З, 6, 17 и др.). Он пишет:"Абхаз цветущая местность, как и Ужгорода этой местности" (там же, с.9).пишет, что "Абхаз лежал поблизости от Кубы, или же
ща месте самой Кубы" (там же, с.22, ), Здесь же заметим, что границы средневековой Грузии доходили до Прикаспийского Дербента -недалеко от гор.Абхаз; а недалеко от Причерноморского города Абхаз также находился город Дербент (Гагра). Эти совпадения в пределах одной страны никак нельзя считать случайными. Города Дербент и Абхаз на берегах Черного и Каспийского морей располагались в весьма схожих по рельефу местностях, и, что самое главное, выполняли одинаковые функции на обоих концах Грузии, Кавказа: Дербент ("железные ворота") - оборонительный рубеж; Абхаз - как на востоке, так и на Западе - склон хребта, горец и т.д. (см.Историографию). Для сравнения можно еще привести названия р.Абаскос (т.е.Псоу или Мдзымта), впадающую в Черное море, и острова Абаскун в Каспийском море ).

В "Искандер-наме" Грузия называется Абхазией, а Тбилиси -столицей Абхазии (Грузии). И в персидских источниках Абхазия -это Грузия или ее часть. В одном из них читаем: "Долг Абхазии и всей Грузии", "Тифлис, Абхаз и [другие] царства Грузии"... (Грузино-персидские этюды, т.З. Текст издал, перевел и снабдил комментариями Магали Тодуа. Тб., 1979, с.33, на груз.яз.). - См. еще док. N61, прим.3.

------------------------------вот ешё ----------------------- Иоанн Цецес о своем грузинском (абазгинском) происхождении

Не позже 1180 года

--------------------------------------------------------------------------------

Иверы, абазги и аланы составляют одно племя3,

Иверы первенствуют, абазги на втором месте,

А аланы занимают последнее место.

восточные грузины, западные грузины и аланы --(предки осетин, составляли одно государство - Грузию.----------------------------------Анакопия - Новый Афон или Псырцха (Гудаутский р-н современной Абхазии). Происходит от грузинского слова "анакапи", т.е. "вырубленный" (лес) или от грузинской фамилии Накопия (которую почему-то некоторые считают апсуйской фамилией - копи (серха). В любом случае Анакопия, как и Анария (Гальский р-н), Анаклия (Зугдидский р-н), Анасеули (Озургетский Р-н), Ананури (Душетский р-н), Анага (Сигнагский р-н) - грузинский топоним.

--------итак если отбросим Апсуйцы - современные абхазы (абаски) - никогда не имели каких-либо отношений древнеи абхазии ---------из чего следует как не крути и осетини и грузини всегда вместе

  • ДА-Н

13 мая 2007 21:52

Буба.Дурачок.

У тебя есть время закончить с этим твоим сумашествием и истерией.Взять фамилию матери и успокоится.

Ты смешон со своими приставаниями к нам.Отстань от нас.Никому твоя писанина не нужна.

Ув.автору.Ай манæ фæрынчыни.мæнæ фервæзын кæнут.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Солнечный

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 105 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора

Погода

Акция.

ЮОГУ

ЮОГУ

Королевство потолков

Цитаты

Деньги не портят человека, они просто показывают, кто он есть на самом деле.
Производство сайтов

Новости

«    Январь 2020    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31  
Солнечный

Энергоресур

Объявления

Услуги по заправке картриджей и ремонту принтеров . Быстро недорого с гарантией!
10 лет качественной работы! Так же продаются Б/У принтеры в хорошем состоянии, фирмы: Canon, Samsung , HP и Xerox. Телефон для справок +7 929 804 44 74, спросить Колю

***
***

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!

Осетия