«Исламизация» Абхазии: дутая сенсация

20 февраля 2009 Дайджест [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [4479 просмотров]
altНедавний визит в РФ президента Турции Абдуллы Гюля породил множество экспертных комментариев, демонстрирующих явное непонимание сути происходящего. По утверждению некоторых политологов, одной из острых тем, которые предполагали обсудить главы двух государств, должны были стать «нюансы ситуации вокруг Абхазии». «Как в политических кругах России, так и в российских СМИ почему-то широко не обсуждается проблема, связанная с исламизацией Абхазии, - заявил Прайм-ТАСС руководитель Центра политической информации Алексей Мухин. - Между тем, турецкая исламская диаспора в Абхазии активизировалась, на турецкие деньги идет активное строительство мечетей». По его мнению, «избрание Багапша президентом Абхазии – это турецкий проект», перспективы реализации которого – «отстранение Абхазии от России» в сторону Турции1. 

Аналогичные опасения высказывали чуть ранее и представители Русской православной церкви. «В Абхазии живет около 300 000 человек, - пишет в «Профиле» диакон Андрей Кураев, рассуждая об особенностях церковной политики РПЦ в отношении православных Южной Осетии и Абхазии, не желающих оставаться в формальном подчинении Грузинской православной церкви. - В Турции - свыше миллиона этнических абхазов. И они, конечно, идентифицируют себя как мусульмане. Турция не прочь переселить своих абхазов на историческую родину и тем самым получить плацдарм на закавказском (для нее) побережье Черного моря». 

В этом случае, отмечает диакон Кураев, Абхазия «оказывается в зоне турецкого (и мягко-исламского) влияния», а у Турции «появляется выход на мусульманские регионы Северного Кавказа, а в перспективе - коридор, соединяющий их с Казахстаном и Средней Азией, что вполне соответствует мечте о пантюркизме». «И если сейчас Турция, следуя заветам Ататюрка, защищает Европу от волны исламского фундаментализма, то ведь со временем и эта ситуация может измениться, - рассуждает Андрей Кураев. - Возможная исламизация Абхазии вряд ли обрадует как Москву, так и Тбилиси». У абхазов отсутствует прочная самоидентификация с православием, отмечает он, в связи с чем «религиозное будущее этого народа открыто»2. 

Проблема «исламизации Абхазии» не стала предметом массового обсуждения, поскольку в действительности подобной проблемы не существует. Однако подозрения части российской православной общественности и экспертного сообщества, поддерживаемые подзуживанием грузинских пропагандистских псевдо-СМИ – вполне реальный факт. 

Возникновение подобных опасений во многом объясняется неточностью информации, доходящей до российского читателя. Так, в конце ноября РИА «Новости» со ссылкой на турецкую «Хюрриет» распространило известие о неких планах развития двустороннего сотрудничества в религиозной сфере, якобы заключенных главой управления по делам религии Турции Али Бардакоглу и заместителем председателя Духовного управления мусульман Абхазии Тимуром Дзыбой в ходе пребывания последнего в Анкаре. «На переговорах была достигнута договоренность в вопросах удовлетворения потребностей Абхазии в мусульманских богословах и местах богослужения», - пишет газета, отмечая, что речь шла прежде всего о направлении в Абхазию турецких священнослужителей, знающих абхазский язык. На переговорах также принято решение об участии Фонда турецкого религиозного управления в строительстве в Абхазии мечетей. Обсуждался и вопрос удовлетворения потребностей Абхазии в Коране и его издании под эгидой управления по делам религии Турции, в том числе на абхазском языке, цитирует «Хюрриет» российское информагентство3. 

Эти сведения были многократно растиражированы различными грузинскими изданиями с комментариями вроде следующего: «Распространение ислама в Абхазии и переселение в Абхазию потомков махаджиров из Турции для российского правительства категорически неприемлемо... В Тбилиси полагают, что Москва в конечном итоге не допустит сотрудничества де-факто правительства и турецкого управления по делам религии и использует против этого все имеющиеся у нее рычаги»4. Однако Тимур Дзыба вскоре разъяснил, что ситуация изложена, мягко говоря, не совсем точно. Как заявил он «НГ-Религии», «никаких турецких пропагандистов здесь не будет!». В реальности разговор шел «скорее о намерениях, чем о каких-то конкретных планах» направить абхазских граждан на обучение в государственные духовные образовательные учреждения Турции, готовность к чему высказала турецкая сторона, пояснил заместитель абхазского муфтия5. Что касается строительства мечетей, то, подчеркнул Тимур Дзыба, сначала необходимо решить вопрос о выделении под это земельных участков6. 

Этот пример свидетельствует, как одно неверное переведенное или изначально содержащее существенные фактические неточности сообщение становится предметом взволнованного обсуждения и порождает необоснованные страхи перед якобы ведущейся «исламизацией Абхазии», «неминуемой сдачей» православием позицией в республике и усилением в ней турецкого влияния. 

В действительности же вопрос об этом не стоит. «Много небылиц распространяется грузинскими СМИ, которые заявляют, что абхазы - чуть ли не поголовно мусульмане, - опровергает домыслы управляющий Сухумо-Абхазской епархии отец Виссарион, крайне скептически оценивающий перспективы роста численности приверженцев ислама в Абхазии. - У нас нет ни одной мечети. Это апостольская земля». Нет в республике и ваххабитов, добавляет он, замечая, впрочем, наличие неких сил, «которые пытаются через Саудовскую Аравию и Турцию внедрить ваххабизм». 

Примером таковых может служить деятельность имама Хамзата Гицба, убитого неизвестными в центре Гудауты 17 августа 2007 года вместе с уфимцем Русланом Ассадулиным. Гицба, родственник первой жены Шамиля Басаева, участвовал в грузино-абхазской войне 1992-93 годов, а затем – в захвате турецкого парома «Аврасия». Освободившись из тюрьмы в 2000 году, он вернулся в Абхазию и стал религиозным деятелем, вошел в ДУМ. В последнее время вокруг него сформировалась группировка людей, исповедующих радикальные течения в исламе. Преступники до сих пор не найдены, однако источники в абхазском правительстве не исключают, что убийство Гицбы могло быть связано с попыткой не допустить распространения влияния исламистов в Абхазии7. 

По словам Тимура Дзыбы, «тупого фанатизма у нас никогда не было» 8. «О каком халифате можно говорить в Абхазии? – недоумевает он, отрицая наличие в республике исламистских настроений. – Для кого его строить – для ста человек? Мы что, побежим воевать с Россией или еще с кем-нибудь? Не следует искусственно создавать проблемы там, где их нет». Нужно поднимать уровень людей, не позволяя произвольно толковать те или иные суры Корана, считает заместитель муфтия Абхазии. Впрочем, замечает он, в «ваххабиты» можно попасть и по сугубо формальным признакам, как отчасти и происходило в республиках Северного Кавказа: «носишь бороду, тюбетейку, не пьешь – могут назвать ваххабитом». По утверждению Дзыбы, в Абхазии «нет такой проблемы» (распространения ислама фундаменталистского толка), как нет и проповедников учения Саида Нурси, произведения которого в России запрещены. Не приезжал и никто из суфиев. 99% мусульманской литературы, распространяемой в Абхазии, издано в РФ, отмечает зампред ДУМ, добавляя, что имевшиеся 2-3 книжки Нурси - «там больше философии, читаются они очень тяжело» - «мы убрали из мечети». 

История Абхазии не оставляет места межконфессиональным раздорам, полагает Тимур Дзыба. «Здесь всегда уважительно относились к религиозным верованиям друг друга, - говорит он. – Никаких конфликтов никогда не было и не будет. В Абхазии стоят христианские храмы, здесь жили христианские святые, и нас радует, что тут жили искренне верующие люди». Люди должны искать то, что их сближает, считает заммуфтия Абхазии. 

Абхазские мусульмане, рассказывает Тимур Дзыба, исповедуют ислам суннитского толка, ханафитского мазхаба. Шиитов в республике нет, правда, среди прихожан мечети - две мусульманки армянского происхождения. Помимо местных абхазов-мусульман, абхазов-репатриантов, представителей проживающих в республике северокавказских и среднеазиатских народов (в поисках лучшей доли в последнее время сюда приехало немалое количество узбеков), в сухумскую мечеть приходят сотрудники миссии ООН, а также российские миротворцы из Дагестана, Татарстана и других республик с большим числом мусульманского населения. «У нас в хорошем смысле интернациональная мечеть», - шутит заммуфтия Абхазии. Приходят и те, кто принял ислам за пределами Абхазии, например в Москве. Среди прихожан, отмечает Дзыба, «много молодежи». 

Что касается численности абхазских мусульман, достоверная статистика отсутствует. Тимур Дзыба утверждает, что к мусульманам причисляет себя 35% населения Абхазии, уточняя, что эта цифра относится как к республике в целом, так и непосредственно к абхазам как нации, однако не поясняет, на чем основаны эти данные. Они представляются чрезмерно завышенными, учитывая, что на пятничный намаз в сухумской мечети собирается около трех десятков верующих, а при проведении переписи населения вероисповедание не учитывалось. Счет соблюдающих все требования и предписания ислама – пятикратный намаз и т.д. – идет на «сотни человек», говорит Тимур Дзыба (тремя годами ранее он говорил о 150-200 «соблюдающих»9). Его существенному увеличению мешает «курортный» образ жизни многих абхазов – привычка употреблять спиртное, раскованность в общении с противоположным полом. 

Духовное управление мусульман Абхазии было создано в 1999 году. Тогда же начала функционировать и сухумская мечеть, не имеющая минарета и расположенная в небольшом частном доме на улице Сахарова. Второй молельный дом находится в Гудауте. «В архитектурном плане эти здания не отвечают требованиям, предъявляемым к мечетям, но в духовной части все они соблюдаются, - говорит Тимур Дзыба. – Здесь совершается намаз, читается никах, так что это не молельные дома. Зато у нас тут более демократический дух». Общая бедность обстановки придает убедительность его словам об отсутствии государственного финансирования: Духовное управление и мечеть живут на средства верующих. 

Абхазские мусульмане хотели бы иметь полноценную мечеть, однако вопрос с ее строительством вот уже много лет находится «в стадии разрешения». «В 1999 году нам выделили участок ближе к набережной (нынешняя мечеть также недалеко от моря – прим.), но потом вопрос притормозился, и мы остались здесь, а на том месте возвели гостиничный комплекс», - повествует зампред ДУМ Абхазии. Оказать финансовую помощь в строительстве новой мечети уже обещали и Совет муфтиев Равиля Гайнутдина (соглашение о сотрудничестве ДУМ с СМ подписано в 2005 году), и Рамзан Кадыров, а теперь еще и турецкие официальные структуры. Однако вплоть до последнего времени «иностранцы не приходили к нам», поясняет Тимур Дзыба: «получать средства в обмен на духовные ограничения мы не согласны». «Материальное на духовное мы не меняем, - еще яснее формулирует он. – Мы готовы принять любую помощь, но не собираемся менять из-за этого свои взгляды». 

Отвечая на вопрос об отношениях мусульман со светскими властями (Конституция Абхазии не содержит утверждений об отделении церкви от государства и школы от церкви, как, впрочем, и о традиционных конфессиях, хотя Курбан-байрам признан праздничным нерабочим днем), Тимур Дзыба становится очень дипломатичен. По его словам, никакого давления последователи ислама не испытывают: «мы часть этого народа». Правда, если во времена правления первого президента Абхазии Владислава Ардзинбы мусульмане располагали 15-минутной передачей на телевидении, то теперь она сокращена до 5 минут, «но перед Рамаданом дают выступить». Из той же серии и вопрос с земельным участком под мечеть. «Тому есть причины, - объясняет зампред муфтия Абхазии эти проволочки. – Общий фон ислама в мире, к сожалению, негативен. До людей нужно донести чистоту, красоту ислама». Он выразил надежду, что ситуация изменится в лучшую сторону: «Мы общаемся с президентом, премьер-министром, главой МИД и так далее, нас знают, знают и наших родителей...» И все же «на фоне возрождения христианства в Абхазии ислам остается в тени», заключил Тимур Дзыба. 

Кто-то из рядовых мусульман сформулировал позицию абхазских властей значительно жестче: «Наше государство говорит: нет мусульман – нет проблемы». Истина в данном случае находится где-то посередине. Представляется, что сложности ДУМ, в общем-то, не случайны. Согласно преданию, учение Христа было принесено в Абхазию апостолом Андреем Первозванным. В намоленных храмах Дранды, Моквы, Пицунды, Илори – совершенно особая атмосфера. Тут мироточат иконы, прикасаешься к вечности. В Каманах, неподалеку от места казни св.Василиска, был погребен Иоанн Златоуст (впоследствии его мощи перенесли в Константинополь). На глазах возрождающийся из руин Новоафонский монастырь демонстрирует полноту православной жизни современной Абхазии. Нет проблем и с паломническими поездками – предприимчивые владельцы турфирм готовы за небольшие деньги доставить верующих к любой из православных святынь. 

Ислам же пришел на эту землю во второй половине XV века вместе с османскими завоевателями. Он утратил позиции в результате глобальных демографических изменений XIX века - массового выезда в Турцию мусульман-абхазов (махаджирство) и заселения Абхазии православными русскими, а позднее грузинами. Все вернулось на круги своя. И хотя Тимур Дзыба и его единоверцы справедливо говорят, что ислам, бытовавший в Абхазии на протяжении почти трехсот лет, «оставил большой след в жизни народа», в нынешней Стране Души не остается сомнений: Абхазия – древняя христианская земля. 

Рядовые граждане стремятся подражать президенту, премьеру и другим представителям абхазского истеблишмента, показывающим пример благочестия. Отец Виссарион стоит рядом с президентом Абхазии Сергеем Багапшем на всех официальных приемах и торжествах. Конечно, вряд ли стоит говорить о том, что абхазское руководство строит именно православное национальное государство, но вероисповедание высших должностных лиц во многом определяет внутреннюю и внешнюю политику, что переводит любые проекты «исламизации Абхазии» в область ненаучной фантастики. Появления здесь исламистов, как и реального, а не мифического «турецкого влияния» в какой бы то ни было сфере, не допустят ни светские, ни духовные власти.
 
Яна АМЕЛИНА

________________________ 

1 Прайм-ТАСС. Турция и Россия обсудят экономику и ситуацию в Закавказье. 12.02.2009. http://www.prime-tass.ru/news/show.asp?id=3151&ct=articles 

2 «Профиль». №47(602) от 15.12.2008. Андрей Кураев, диакон. «Абхазский узел церковной политики». http://www.profile.ru/items/?item=27714 

3 РИА «Новости». 21.11.2008. Турция и Абхазия будут развивать религиозное сотрудничество. http://www.newsgeorgia.ru/human_factor/20081121/151057624.html 

4 «Резонанси». 25 ноября 2008 г. Эльза Циклаури. Турция приступает к исламизации Абхазии. 

5 Фактически главой абхазских мусульман является именно Тимур Дзыба - муфтий Адиль Габлия, 1931 года рождения – потомок махаджиров, репатриант, переехавший в Абхазию еще до грузино-абхазской войны, не владеет русским языком, и по возрасту и состоянию здоровья проводит большую часть времени в селе на Бзыби. 

6 «НГ-Религии». 3 декабря 2008 г. Андрей Мельников. Рука Анкары. Турция предлагает мусульманам Абхазии свою поддержку. http://religion.ng.ru/events/2008-12-03/3_turkey.html 

7 «Коммерсант». 18 августа 2007 г. Николай Сергеев. Абхазию избавили от героя войны с Грузией. http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=796550&NodesID=6 

8 Здесь и далее: Беседа с Т.Дзыбой, сентябрь 2008 г. 

9 ИА Regnum. 25 мая 2006 г. ДУМ: "Мусульмане Абхазии едины". www.regnum.ru/news/646383.html
Источник - http://www.fondsk.ru/.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
20 февраля 2009 22:48
Кому-то очен хочетса к сушчествуюшчих проблем в регионе прибавит ешче одну. Чтобы направит гнев мусулман од того что творитса в Афгане, Палестине и Ираке к "проблеме", которой нет на Кавказе. Кому выгодно такое развитие? На Кавказе ест проблем, но она точно не в мусулманах Абхазии. Мусулмане и православные - братя. Они друг друга не угрожают, но угроза для обоих изходит из другого места.
21 февраля 2009 22:21
Согласен )
жесть

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Солнечный

мойка

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 105 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора

Погода

Акция. ЮОГУ

ЮОГУ

Цитаты

Деньги не портят человека, они просто показывают, кто он есть на самом деле.
Производство сайтов

Новости

«    Сентябрь 2019    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30  
Сдается помещение под магазин. Сдается помещение по ул. Героев, 3 ( раньше там располагалась Евросеть) площадью 33 квадрата. Имеется кондиционер и санузел. Аренда - 20 000р. в месяц.
Солнечный

Солнечный

Энергоресур

Объявления

Услуги по заправке картриджей и ремонту принтеров . Быстро недорого с гарантией!
10 лет качественной работы! Так же продаются Б/У принтеры в хорошем состоянии, фирмы: Canon, Samsung , HP и Xerox. Телефон для справок +7 929 804 44 74, спросить Колю

***
***

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!

Осетия