Марк Блиев: «Возрождение Осетии начнется с Юга»
30 декабря 2008 Дайджест [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [2755 просмотров]
Эксклюзивное интервью ИА «Рес» с известным ученым, доктором исторических наук, профессором Марком Максимовичем Блиевым
– Во все времена в обществе выделялись люди, которые брали на себя ответственность за судьбу народа или просто были совестью нации. Рубеж XX-XXI вв. оказался для Осетии непростым. Как Вы оцениваете роль осетинской интеллигенции на нынешнем отрезке нашей истории?
– Сначала я хотел бы уточнить сам смысл слова «интеллигент». Если открыть современный словарь русского языка, то «интеллигент – работник умственного труда». Но я не склонен каждого образованного, даже высококлассного в своей области специалиста относить к «сословию» интеллигенции. Мне больше импонируют критерии, по которым выдающийся русский историк В.О. Ключевский некоторых из интеллектуалов выборочно зачислял в разряд интеллигентов. По его мысли, интеллигент – всесторонне образованная личность, указывающая своему народу верные исторические пути, ведущие к прогрессу.
Осетинская интеллигенция стала формироваться в XIX веке. В 80-е гг. XIX – начале XX века она на Кавказе представляла собой приметную культурную прослойку. Отличительной ее чертой являлась тесная связь с судьбами осетинского народа. Такого уровня образованности и романтической привязанности к заботам о будущности Осетии мы в последующие времена больше не наблюдали. Только два примера: Афанасий Гассиев, профессиональный философ, беспокоясь о школьном образовании детей, написал грамматику русского языка для осетинских школ, для первого класса тех же школ тяжело больной Коста Хетагуров составлял осетинскую азбуку.
В 20-е гг. XX века, после эмиграции части осетинской интеллигенции, Главное политическое управление СССР (ГПУ) обеспокоенно сообщало правительству, что только в Северной Осетии 3500 офицеров, 3000 учителей, врачей, инженеров, профессоров…, а 2000 человек учатся в высших учебных заведениях.
К началу 1941 года Северная Осетия, где численность осетинского населения составляла около 220 тысяч, потеряла 36 тысяч репрессированных из элитной части народа, а в годы Великой Отечественной войны 54 тысячи – генофонд нашего народа – полегли на полях сражений…
Французский социолог Гюстав Лебон общество рассматривал в конфигурации пирамиды со ступенями. Ее основание, по мысли этого ученого, «занято темными массами населения, средние ступени – образованными силами». К вершине пирамиды Гюстав Лебон относил небольшой отбор «ученых, изобретателей, артистов, писателей», которые составляют «ничтожную группу в сравнении с остальной частью населения». В то же время французский мыслитель считал, что «достаточно бы было им исчезнуть, чтобы увидеть как одновременно исчезло бы и все то, что составляет величие нации».
Что же касается современной осетинской интеллигенции, то она после великих потерь находится на стадии своего медленного возрождения Она пока малочисленна, разрознена и слаба. Ее главная задача – расстаться с господствующим в Осетии невежеством и взять в руки судьбы народа.
Несмотря на эту безрадостную реальность, во все времена у Осетии был лидер, своей незаурядностью объединявший весь народ. При этом наблюдалась поразительная закономерность – каждая эпоха выдвигала своего особого лидер: в XVIII веке таким был Зураб Магкаев, профессиональный дипломат, открывший нам Россию и указавший стратегический путь нашего исторического развития; в XIX веке – Коста Хетагуров, снабдивший своих соотечественников национальной идеологией социальной свободы и программой культурного возрождения; XX век украсил Васо Абаев, дав всем нам академические уроки в науке, культуре и нравственности; начало XXI века досталось неподражаемому Валерию Гергиеву. В августе этого года российские танки и самолеты разгромили грузино-интернациональную военную технику. Но победу в этой войне одержал все же наш маэстро. Он со своим замечательным оркестром на одном дыхании выразил планетарный протест грузинской профашистской мракобесии, продемонстрировал превосходство осетинской цивилизации, имеющей древнейшие корни, и успокоил всех нас, вселил уверенность в наше будущее. Добавлю: не российские дипломаты, а Валерий Гергиев заставил замолчать всю европейскую военно-политическую кампанию, истерично защищавшую грузинский геноцид в Южной Осетии.
В конце я бы подчеркнул и другое. И в Южной, и в Северной Осетии есть интеллигенты, постоянно занимающиеся проблемами своей родины и способные на любом политическом и дипломатическом форуме представить Осетию на самом высоком уровне. Так что в перспективе мы имеем все шансы для возрождения нашего национального интеллектуального потенциала.
– Вы известный ученый, Ваши труды во многом определяют существующие мнения по узловым проблемам нашей истории. Какие исторические темы, на Ваш взгляд, наиболее актуальны и требуют особого внимания сегодня?
– Я бы указал на две главные темы: а) Восстановление подлинной истории Южной Осетии, в советское время освещавшейся по политическим установкам ЦК Грузии или же под влиянием политизированной грузинской историографии; б) Глубокое и всестороннее изучение осетинских древностей.
Начну со второй темы. Замечу сразу же – актуальность научной проблемы в области истории не зависит от хронологической давности или же календарной близости. Я, например, в Кобанской культуре, относящейся к 14 веку до нашей эры, нахожу гораздо больше предмета для науки, нежели в сюжетах современных войн. Мое глубокое убеждение – Кобанская культура индоевропейского происхождения. Собственно, с нее и начинается древняя история нашего народа. Нисколько не сомневаюсь и в другом – общество кобанцев – классическая модель военно-демократической стадии развития человечества. Обилие и изысканность боевого оружия – а этим летом наши археологи в Зарамаге обнаружили еще шесть боевых секир – приводят лишь к этому единственному выводу. Но он логично ставит перед нами другой важный вопрос – вопрос о героическом эпосе, без которого никак не могла обойтись столь высокая степень развитости военно-демократического общества. Не менее сенсационным вам покажется, если я скажу: Нартовский эпос как шедевр военно-демократической общественной культуры вполне согласуется с шедеврами Кобанской культуры. Подчеркну еще раз: все это – одна из самых актуальных тем в осетиноведении. Напомню: великий французский художник Огюст Роден создал скульптуру «Бронзовый век» и дал ей второе название – «Рождение человечества».
Меня волнует и другая тема – этногенез осетин. У нас, у осетин, в советское время не только истребили национальную элиту, но и отобрали древнюю историю народа. В освещении многих советских историков – осетины «пришлые» на Кавказ, являются субстратным этносом, некоей этнографической протоплазмой. Ключевая роль в этих этнических «превращениях» принадлежала археологу Е.И. Крупнову, который выдвигал два основных тезиса: а) В первых веках новой эры произошло массовое проникновение на Северный Кавказ аланских племен. Они ассимилировали местное население; б) Ведущее место в происхождении осетин принадлежит «кавказской аборигенной общественной среде». Далее Е.И. Крупнов детализировал: аборигены сменили свой «кавказский язык» на иранский, а аланы «переродились» в «кавказцев», заимствуя у них «антропологию». То есть все произошло как в спорте с вымпелами: «Мы дадим тебе, кавказец, язык, а ты нам, аланам, дай свою "физиоантропологию"». При таком «сердечном согласии» они создали «новый народ» – осетин. Я привел лишь один образчик наукообразного блефа, которого много в работах Е.И. Крупнова, В.А. Кузнецова, некоторых других авторов.
В нашем Институте истории и археологии уникальные археологические коллекции. Они позволяют воссоздать научную историю осетинского народа. Когда я читаю советскую абракадабру о происхождении осетин, перед глазами предстает сарматская женщина (III-II в. до н. э.), одетая в платье, состоящее из тысячи золотых пластинок, с двумя золотыми браслетами на руках – общим весом более 800 граммов. Видимо, она издалека в таком одеянии «ехала» к северо-кавказским «аборигенам», чтобы заиметь «новую аборигенную антропологию». Есть еще золотая конская сбруя, принадлежавшая аланскому аристократу, все золотые детали которой исполнены в стиле Кобанской художественной культуры. Очевидно, этот аристократ на своем коне, позванивая увесистыми золотыми бляшками, проник к «кавказским аборигенам», чтобы обрести их «антропологическую красоту»… Осетинским историкам предстоит разгребать авгиевы конюшни всевозможных баек, сочиненных по поводу происхождения «осетин-пришельцев», это долгая и трудная работа…
Что же до другой темы – истории Южной Осетии, то она тесно связана с проблемами, которые я уже затронул. Однако здесь еще предстоит очистить историю от грузинских мифологических наслоений. Около века нас учили не говорить и не писать о себе. Нарушение этого «правила» считалось непристойным занятием. Наступило время, когда стало актуальным возвращение осетинскому народу его истории. Тем самым мы защитим созданную нашими предками цивилизацию. Еще раз вернусь к Кобанской культуре: когда кобанцы гордились своими воинскими балцами, создавали свой героический эпос, пробуждая человечество, предки современных НАТОвцев жили в дремучих северных лесах…
– Несомненно, Север и Юг Осетии – это единый организм. Тем не менее, Северная Осетия входит в Российскую Федерацию, а Южная Осетия – независимое государство. Что Вы думаете о перспективах нашего национального развития при таком раскладе?
– На пути к объединению Северной и Южной Осетии мы прошли два важных этапа: а) Провозглашение независимости и образование Республики Южная Осетия; б) Создание юго-осетинского государства. Несомненно, второй этап потребует своего собственного отрезка времени. Поскольку, наряду с народом Южной Осетии, главным «учредителем» юго-осетинской государственности является Россия, то дальнейшие ее политические перспективы будут зависеть от российского руководства. Раз на территории Южной Осетии разместятся военные базы, то Россия будет вынуждена сохранять в Южной Осетии статус-кво. Наша разделенность станет чистой формальностью. Тем более, что Россия сама проявит стремление к беспрепятственному транспортному и торговому сообщению по Кавказскому перешейку. Строительство железной дороги, ее ввод в эксплуатацию через три года настолько все изменит, что от нашей политической разделенности ничего не останется, разве что конституции. Однако это не означает, что и в Южной Осетии, и в Северной Осетии должны спокойно сидеть и ждать, когда им Москва пришлет очередной финансовый транш. Современной Осетии, как никогда, важно иметь свою политико-экономическую и стратегическую платформу, которая бы максимально минимизировала нашу разделенность. Одиннадцать лет тому назад мы с Русланом Бзаровым опубликовали статью о национальных интересах нашего народа. Позволю себе привести из нее небольшой пассаж: «Сегодня стоит вопрос о политической программе, способной соблюсти в Северной и Южной Осетии этнокультурный и политико-экономический баланс, жизненно необходимый осетинскому народу». Решение этой важнейшей задачи целиком и полностью зависит от нас самих, от внутренней политической стабильности двух частей единой Осетии. В связи с этим решаюсь затронуть один из самых сложных вопросов, вставших перед Южной Осетией. По всему видно – война расшатала властный механизм, долгое время державший Южную Осетию в состоянии политической стабильности. Давно известно, что крохотное государство строить труднее, нежели крупное. Парадокс сегодняшней Южной Осетии заключается в том, что управлять ею сложнее, чем править великой державой. Важно успокоить эмоции, амбиции и учесть – Южная Осетия нынче не географическая точка, а субстантивное политическое образование, оказавшееся в объективе международного сообщества. В этой непростой обстановке ключевым принципом должна явиться полная поддержка Президента Южной Осетии. Это бесспорное требование времени. Сейчас не должно быть места никакой оппозиции, кроме конструктивной помощи Президенту в восстановлении государственных структур. Нельзя требовать от Президента, сугубо гражданского чиновника, чтобы он еще был Суворовым или хотя бы Кутузовым. Э Дж. Кокойты внес неоценимый вклад в становление Республики Южная Осетия. С этим нельзя не считаться. С другой стороны, очень важно, чтобы со своей стороны Президент проявил больше гибкости, находил общий язык с «оппонентами» и консолидировал политические силы. Он обязан весь Парламент Республики, включая каждого депутата, развернуть в сторону сотрудничества во имя создания в Южной Осетии эффектиного государственного устройства. Я всегда говорил и повторю еще раз: действительное возрождение Осетии начнется с юга… Будьте же достойны этой исторической миссии!
– За всю историю российско-грузинских взаимоотношений Южная Осетия не раз оказывалась в ситуации, когда под угрозой было само ее существование. Как Вы оцениваете роль Южной Осетии в российско-грузинских отношениях сегодня?
– Размещение в Южной Осетии и Абхазии российских военных баз, создает ситуацию, когда грузинское государство оказывается в тесных клещах России. Вряд ли американцы в такой милитаристской «тесноте» будут еще вынашивать планы создания в Грузии своей военной базы. Если со стороны США случится «отступление», то и НАТО потеряет интерес к Грузии. Но окончательный уход американцев из Грузии вряд ли произойдет. Все же Грузия закрывает сухопутный выход России на Ближний Восток через Кавказский перешеек. В то же время экономика, как правило, берет верх над политикой и обе стороны – Россия и Грузия – вернутся к своим традиционным «любовно-ревнивым» отношениям. В этом направлении Российское правительство при смене режима Саакашвили будет прилагать необходимые усилия. Что касается Южной Осетии, то ее участие в российско-грузинских отношениях должно ограничиваться размещением военных баз России на своей территории. Любые политические переговоры, в том числе о беженцах, должны увязываться, во-первых, с возвращением осетинских территорий в верховьях реки Терек и прилегающих районов, входивших в Осетинский Горский округ, во-вторых, с требованием вернуть дома и имущество 150 тысячам беженцев осетин, депортированным из Грузии при Гамсахурдиа. В повестку дня этих же переговоров необходимо также включить возмещение ущерба, нанесенного Южной Осетии 8 августа 2008 г. Даже при самых дружественных российско-грузинских отношениях Осетия должна придерживаться позиции стороннего наблюдателя и «держать ухо востро». Традиционная грузинская русофобия не угрожает России, но национализм, периодически выливающийся в формы грузинского фашизма, для нашего народа представляет серьезную опасность.
– Ваша научная и общественная деятельность широко известна и уважаема в Осетии и за ее пределами. Мы с интересом за ней следим. Скоро у Вас день рождения. Мы поздравляем Вас с юбилеем. Здоровья Вам, творческих сил, добра и понимания.
– Я искренне тронут приглашением в Южную Осетию. Моя мечта – сесть за руль машины, проехать по этой чудной дороге, насладиться красотой гор и лесов, еще раз ощутить теплоту общения с необыкновенными южанами. Мечта моя должна сбыться, но пока не знаю когда… Поэтому в ожидании скорой встречи, пользуясь случаем, сердечно поздравляю всех жителей республики с Новым годом – первым Новым годом международно признанной осетинской государственности.
– Во все времена в обществе выделялись люди, которые брали на себя ответственность за судьбу народа или просто были совестью нации. Рубеж XX-XXI вв. оказался для Осетии непростым. Как Вы оцениваете роль осетинской интеллигенции на нынешнем отрезке нашей истории?
– Сначала я хотел бы уточнить сам смысл слова «интеллигент». Если открыть современный словарь русского языка, то «интеллигент – работник умственного труда». Но я не склонен каждого образованного, даже высококлассного в своей области специалиста относить к «сословию» интеллигенции. Мне больше импонируют критерии, по которым выдающийся русский историк В.О. Ключевский некоторых из интеллектуалов выборочно зачислял в разряд интеллигентов. По его мысли, интеллигент – всесторонне образованная личность, указывающая своему народу верные исторические пути, ведущие к прогрессу.
Осетинская интеллигенция стала формироваться в XIX веке. В 80-е гг. XIX – начале XX века она на Кавказе представляла собой приметную культурную прослойку. Отличительной ее чертой являлась тесная связь с судьбами осетинского народа. Такого уровня образованности и романтической привязанности к заботам о будущности Осетии мы в последующие времена больше не наблюдали. Только два примера: Афанасий Гассиев, профессиональный философ, беспокоясь о школьном образовании детей, написал грамматику русского языка для осетинских школ, для первого класса тех же школ тяжело больной Коста Хетагуров составлял осетинскую азбуку.
В 20-е гг. XX века, после эмиграции части осетинской интеллигенции, Главное политическое управление СССР (ГПУ) обеспокоенно сообщало правительству, что только в Северной Осетии 3500 офицеров, 3000 учителей, врачей, инженеров, профессоров…, а 2000 человек учатся в высших учебных заведениях.
К началу 1941 года Северная Осетия, где численность осетинского населения составляла около 220 тысяч, потеряла 36 тысяч репрессированных из элитной части народа, а в годы Великой Отечественной войны 54 тысячи – генофонд нашего народа – полегли на полях сражений…
Французский социолог Гюстав Лебон общество рассматривал в конфигурации пирамиды со ступенями. Ее основание, по мысли этого ученого, «занято темными массами населения, средние ступени – образованными силами». К вершине пирамиды Гюстав Лебон относил небольшой отбор «ученых, изобретателей, артистов, писателей», которые составляют «ничтожную группу в сравнении с остальной частью населения». В то же время французский мыслитель считал, что «достаточно бы было им исчезнуть, чтобы увидеть как одновременно исчезло бы и все то, что составляет величие нации».
Что же касается современной осетинской интеллигенции, то она после великих потерь находится на стадии своего медленного возрождения Она пока малочисленна, разрознена и слаба. Ее главная задача – расстаться с господствующим в Осетии невежеством и взять в руки судьбы народа.
Несмотря на эту безрадостную реальность, во все времена у Осетии был лидер, своей незаурядностью объединявший весь народ. При этом наблюдалась поразительная закономерность – каждая эпоха выдвигала своего особого лидер: в XVIII веке таким был Зураб Магкаев, профессиональный дипломат, открывший нам Россию и указавший стратегический путь нашего исторического развития; в XIX веке – Коста Хетагуров, снабдивший своих соотечественников национальной идеологией социальной свободы и программой культурного возрождения; XX век украсил Васо Абаев, дав всем нам академические уроки в науке, культуре и нравственности; начало XXI века досталось неподражаемому Валерию Гергиеву. В августе этого года российские танки и самолеты разгромили грузино-интернациональную военную технику. Но победу в этой войне одержал все же наш маэстро. Он со своим замечательным оркестром на одном дыхании выразил планетарный протест грузинской профашистской мракобесии, продемонстрировал превосходство осетинской цивилизации, имеющей древнейшие корни, и успокоил всех нас, вселил уверенность в наше будущее. Добавлю: не российские дипломаты, а Валерий Гергиев заставил замолчать всю европейскую военно-политическую кампанию, истерично защищавшую грузинский геноцид в Южной Осетии.
В конце я бы подчеркнул и другое. И в Южной, и в Северной Осетии есть интеллигенты, постоянно занимающиеся проблемами своей родины и способные на любом политическом и дипломатическом форуме представить Осетию на самом высоком уровне. Так что в перспективе мы имеем все шансы для возрождения нашего национального интеллектуального потенциала.
– Вы известный ученый, Ваши труды во многом определяют существующие мнения по узловым проблемам нашей истории. Какие исторические темы, на Ваш взгляд, наиболее актуальны и требуют особого внимания сегодня?
– Я бы указал на две главные темы: а) Восстановление подлинной истории Южной Осетии, в советское время освещавшейся по политическим установкам ЦК Грузии или же под влиянием политизированной грузинской историографии; б) Глубокое и всестороннее изучение осетинских древностей.
Начну со второй темы. Замечу сразу же – актуальность научной проблемы в области истории не зависит от хронологической давности или же календарной близости. Я, например, в Кобанской культуре, относящейся к 14 веку до нашей эры, нахожу гораздо больше предмета для науки, нежели в сюжетах современных войн. Мое глубокое убеждение – Кобанская культура индоевропейского происхождения. Собственно, с нее и начинается древняя история нашего народа. Нисколько не сомневаюсь и в другом – общество кобанцев – классическая модель военно-демократической стадии развития человечества. Обилие и изысканность боевого оружия – а этим летом наши археологи в Зарамаге обнаружили еще шесть боевых секир – приводят лишь к этому единственному выводу. Но он логично ставит перед нами другой важный вопрос – вопрос о героическом эпосе, без которого никак не могла обойтись столь высокая степень развитости военно-демократического общества. Не менее сенсационным вам покажется, если я скажу: Нартовский эпос как шедевр военно-демократической общественной культуры вполне согласуется с шедеврами Кобанской культуры. Подчеркну еще раз: все это – одна из самых актуальных тем в осетиноведении. Напомню: великий французский художник Огюст Роден создал скульптуру «Бронзовый век» и дал ей второе название – «Рождение человечества».
Меня волнует и другая тема – этногенез осетин. У нас, у осетин, в советское время не только истребили национальную элиту, но и отобрали древнюю историю народа. В освещении многих советских историков – осетины «пришлые» на Кавказ, являются субстратным этносом, некоей этнографической протоплазмой. Ключевая роль в этих этнических «превращениях» принадлежала археологу Е.И. Крупнову, который выдвигал два основных тезиса: а) В первых веках новой эры произошло массовое проникновение на Северный Кавказ аланских племен. Они ассимилировали местное население; б) Ведущее место в происхождении осетин принадлежит «кавказской аборигенной общественной среде». Далее Е.И. Крупнов детализировал: аборигены сменили свой «кавказский язык» на иранский, а аланы «переродились» в «кавказцев», заимствуя у них «антропологию». То есть все произошло как в спорте с вымпелами: «Мы дадим тебе, кавказец, язык, а ты нам, аланам, дай свою "физиоантропологию"». При таком «сердечном согласии» они создали «новый народ» – осетин. Я привел лишь один образчик наукообразного блефа, которого много в работах Е.И. Крупнова, В.А. Кузнецова, некоторых других авторов.
В нашем Институте истории и археологии уникальные археологические коллекции. Они позволяют воссоздать научную историю осетинского народа. Когда я читаю советскую абракадабру о происхождении осетин, перед глазами предстает сарматская женщина (III-II в. до н. э.), одетая в платье, состоящее из тысячи золотых пластинок, с двумя золотыми браслетами на руках – общим весом более 800 граммов. Видимо, она издалека в таком одеянии «ехала» к северо-кавказским «аборигенам», чтобы заиметь «новую аборигенную антропологию». Есть еще золотая конская сбруя, принадлежавшая аланскому аристократу, все золотые детали которой исполнены в стиле Кобанской художественной культуры. Очевидно, этот аристократ на своем коне, позванивая увесистыми золотыми бляшками, проник к «кавказским аборигенам», чтобы обрести их «антропологическую красоту»… Осетинским историкам предстоит разгребать авгиевы конюшни всевозможных баек, сочиненных по поводу происхождения «осетин-пришельцев», это долгая и трудная работа…
Что же до другой темы – истории Южной Осетии, то она тесно связана с проблемами, которые я уже затронул. Однако здесь еще предстоит очистить историю от грузинских мифологических наслоений. Около века нас учили не говорить и не писать о себе. Нарушение этого «правила» считалось непристойным занятием. Наступило время, когда стало актуальным возвращение осетинскому народу его истории. Тем самым мы защитим созданную нашими предками цивилизацию. Еще раз вернусь к Кобанской культуре: когда кобанцы гордились своими воинскими балцами, создавали свой героический эпос, пробуждая человечество, предки современных НАТОвцев жили в дремучих северных лесах…
– Несомненно, Север и Юг Осетии – это единый организм. Тем не менее, Северная Осетия входит в Российскую Федерацию, а Южная Осетия – независимое государство. Что Вы думаете о перспективах нашего национального развития при таком раскладе?
– На пути к объединению Северной и Южной Осетии мы прошли два важных этапа: а) Провозглашение независимости и образование Республики Южная Осетия; б) Создание юго-осетинского государства. Несомненно, второй этап потребует своего собственного отрезка времени. Поскольку, наряду с народом Южной Осетии, главным «учредителем» юго-осетинской государственности является Россия, то дальнейшие ее политические перспективы будут зависеть от российского руководства. Раз на территории Южной Осетии разместятся военные базы, то Россия будет вынуждена сохранять в Южной Осетии статус-кво. Наша разделенность станет чистой формальностью. Тем более, что Россия сама проявит стремление к беспрепятственному транспортному и торговому сообщению по Кавказскому перешейку. Строительство железной дороги, ее ввод в эксплуатацию через три года настолько все изменит, что от нашей политической разделенности ничего не останется, разве что конституции. Однако это не означает, что и в Южной Осетии, и в Северной Осетии должны спокойно сидеть и ждать, когда им Москва пришлет очередной финансовый транш. Современной Осетии, как никогда, важно иметь свою политико-экономическую и стратегическую платформу, которая бы максимально минимизировала нашу разделенность. Одиннадцать лет тому назад мы с Русланом Бзаровым опубликовали статью о национальных интересах нашего народа. Позволю себе привести из нее небольшой пассаж: «Сегодня стоит вопрос о политической программе, способной соблюсти в Северной и Южной Осетии этнокультурный и политико-экономический баланс, жизненно необходимый осетинскому народу». Решение этой важнейшей задачи целиком и полностью зависит от нас самих, от внутренней политической стабильности двух частей единой Осетии. В связи с этим решаюсь затронуть один из самых сложных вопросов, вставших перед Южной Осетией. По всему видно – война расшатала властный механизм, долгое время державший Южную Осетию в состоянии политической стабильности. Давно известно, что крохотное государство строить труднее, нежели крупное. Парадокс сегодняшней Южной Осетии заключается в том, что управлять ею сложнее, чем править великой державой. Важно успокоить эмоции, амбиции и учесть – Южная Осетия нынче не географическая точка, а субстантивное политическое образование, оказавшееся в объективе международного сообщества. В этой непростой обстановке ключевым принципом должна явиться полная поддержка Президента Южной Осетии. Это бесспорное требование времени. Сейчас не должно быть места никакой оппозиции, кроме конструктивной помощи Президенту в восстановлении государственных структур. Нельзя требовать от Президента, сугубо гражданского чиновника, чтобы он еще был Суворовым или хотя бы Кутузовым. Э Дж. Кокойты внес неоценимый вклад в становление Республики Южная Осетия. С этим нельзя не считаться. С другой стороны, очень важно, чтобы со своей стороны Президент проявил больше гибкости, находил общий язык с «оппонентами» и консолидировал политические силы. Он обязан весь Парламент Республики, включая каждого депутата, развернуть в сторону сотрудничества во имя создания в Южной Осетии эффектиного государственного устройства. Я всегда говорил и повторю еще раз: действительное возрождение Осетии начнется с юга… Будьте же достойны этой исторической миссии!
– За всю историю российско-грузинских взаимоотношений Южная Осетия не раз оказывалась в ситуации, когда под угрозой было само ее существование. Как Вы оцениваете роль Южной Осетии в российско-грузинских отношениях сегодня?
– Размещение в Южной Осетии и Абхазии российских военных баз, создает ситуацию, когда грузинское государство оказывается в тесных клещах России. Вряд ли американцы в такой милитаристской «тесноте» будут еще вынашивать планы создания в Грузии своей военной базы. Если со стороны США случится «отступление», то и НАТО потеряет интерес к Грузии. Но окончательный уход американцев из Грузии вряд ли произойдет. Все же Грузия закрывает сухопутный выход России на Ближний Восток через Кавказский перешеек. В то же время экономика, как правило, берет верх над политикой и обе стороны – Россия и Грузия – вернутся к своим традиционным «любовно-ревнивым» отношениям. В этом направлении Российское правительство при смене режима Саакашвили будет прилагать необходимые усилия. Что касается Южной Осетии, то ее участие в российско-грузинских отношениях должно ограничиваться размещением военных баз России на своей территории. Любые политические переговоры, в том числе о беженцах, должны увязываться, во-первых, с возвращением осетинских территорий в верховьях реки Терек и прилегающих районов, входивших в Осетинский Горский округ, во-вторых, с требованием вернуть дома и имущество 150 тысячам беженцев осетин, депортированным из Грузии при Гамсахурдиа. В повестку дня этих же переговоров необходимо также включить возмещение ущерба, нанесенного Южной Осетии 8 августа 2008 г. Даже при самых дружественных российско-грузинских отношениях Осетия должна придерживаться позиции стороннего наблюдателя и «держать ухо востро». Традиционная грузинская русофобия не угрожает России, но национализм, периодически выливающийся в формы грузинского фашизма, для нашего народа представляет серьезную опасность.
– Ваша научная и общественная деятельность широко известна и уважаема в Осетии и за ее пределами. Мы с интересом за ней следим. Скоро у Вас день рождения. Мы поздравляем Вас с юбилеем. Здоровья Вам, творческих сил, добра и понимания.
– Я искренне тронут приглашением в Южную Осетию. Моя мечта – сесть за руль машины, проехать по этой чудной дороге, насладиться красотой гор и лесов, еще раз ощутить теплоту общения с необыкновенными южанами. Мечта моя должна сбыться, но пока не знаю когда… Поэтому в ожидании скорой встречи, пользуясь случаем, сердечно поздравляю всех жителей республики с Новым годом – первым Новым годом международно признанной осетинской государственности.
Источник - ГКИП.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.