Идея воссоединения Южной Осетии с Северной Осетией

2 октября 2018 Аналитика [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [1425 просмотров]
Осетинский этнос по праву относится к разряду разделенных этнических общностей, поскольку одна часть этноса – северные осетины проживают в пределах Российской Федерации, а другая его часть – южные осетины за пределами РФ. Следует отметить, что основные параметры этого феномена (разделенности – И.С.), как объективного, так и субъективного порядка, позволяют отнести разделенность осетинского народа к разряду ситуаций, получивших общемировое признание и ставших уже классическими в международной практике, таких, к примеру, как ситуация с курдами, басками, азербайджанцами, пуштунами и т.д.
Ситуация этнической разделенности, в которой оказался осетинский этнос, генерировала в элитарном и массовом этническом сознании рост воссоединительных, или ирредентистских, настроений и идей различной силы и масштабности в зависимости от конъюнктуры, что в свою очередь оказывало определенное воздействие на формирование идеологии и политики осетинского самоопределения в целом и югоосетинского в частности. Причем это воздействие в зависимости от политико-правовой конъюнктуры приобретало разную силу в различные исторически периоды. По аналогии с генезисом ирредентистской идеологии разделенных этносов Европы, который согласно исследовательским оценкам «шел «изнутри» и был детерминирован потребностями самих этнических групп» (Ю.А.Балашов), осетинская ирредентистская идеология также формировалась под влиянием определенного комплекса внутренних факторов, детерминировавших векторы взаимного притяжения разделенных частей этноса.
Среди факторов генезиса ирредентистской идеологии в осетинском этническом сознании наибольшую роль играли негативные последствия, которые ситуация разделенности продуцировала в сфере общественно-политического и этнокультурного развития осетинского этноса.
В социально-политической сфере ситуация разделенности привела к появлению у осетинского этноса двух различных форм политической самоорганизации. В силу ряда обстоятельств у северных осетин опыт политической самоорганизации оказался шире, поскольку Северная Осетия развивалась в рамках Российской Федерации, которая всегда способствовала процессу развития политических форм самоорганизации национальных меньшинств. Что же касается Южной Осетии, то у южных осетин опыт политической самоорганизации оказался намного меньше, и их историческая судьба в этом отношении сложилась менее удачно. Причиной было то, что в Тбилиси всегда, как в досоветское, так и в советское время очень болезненно относились к оформлению политических статусов национальных меньшинств в любом варианте. Поэтому на Юге Осетии постоянно наблюдалось ущемление национальных прав осетин. Различные формы политической самоорганизации осетинского этноса неизбежно способствовали нарушению внутренней консолидированности единого осетинского этноса, когда даже в начале 1990-х гг. на момент возникновения проблемы разделенности в международно-правовом плане осетинский этнос не проявил сколь-нибудь значительной активности по преодолению этой вековой проблемы.
Наиболее угрожающей для этнонациональной идентичности складывалась ситуация в этнокультурной сфере, поскольку в ситуации разделенности этнокультурные составляющие несут на себе значимую дифференцирующую нагрузку. В случае с осетинским этносом можно констатировать, что разделенность привела к усилению этнокультурных различий между двумя частями этноса, к определенной разорванности национального сознания и единое общекультурное развитие осетинского народа было нарушено. В этой ситуации в качестве определенного защитного механизма в этнонациональном сознании стало формироваться стремление к воссоединению, что позволило бы нивелировать сложившиеся этнокультурные различия и предотвратить риски и угрозы для общей идентичности в целом.
Другой фактор, значительно повлиявший на генезис ирредентистской идеологии, - это формирование этнической интеллигенции, начинающей раньше всех осознавать последствия разделенности и главное артикулировать этнические интересы в направлении генерирования ирредентистских настроений. Согласно исследовательским оценкам «генезис проблемы разделенных этносов был бы невозможен без участия еще одного фактора – социального, связанного с появлением в среде данной категории этносов интеллектуальной элиты, способной сформулировать ирредентистскую идеологию, мобилизовать социальные слои, заинтересованные в объединении и противостоянии с разделяющими государствами, а также возглавить объединительное движение» (Ю.А.Балашов). В этом отношении осетинский этнос отличался еще со времен Российской империи, а впоследствии и в советские времена, достаточно интенсивным процессом становления и развития этнической интеллигенции, как на севере, так и юге Осетии, поскольку осетины достаточно быстро приобщались к российскому социокультурному пространству и на его основе стремились возродить и развивать собственную этнонациональную культуру.
Следует отметить особенности функционирования ирредентистских идей, механизмы которых, как правило, бывают в значительной степени привязаны к характеру конкретной конъюнктуры в регионе, когда разделенные этнические группы гибко реагируют на изменения политической конъюнктуры, происходящие как на международной арене, так и во внутриполитической жизни отдельных государств. И в этом плане сила и устойчивость идеи объединения всегда бывают сопряжены с действием определенного ряда как благоприятных, так и неблагоприятных факторов, и в особенности их соотношением, что в свою очередь создает определенные шансы и риски в плане успешной реализации идеи.
Среди главных благоприятных факторов, всегда способствовавших осетинским объединительным тенденциям – это практическое отсутствие между двумя Осетиями фундаментальных этнокультурных отличий. Практическое отсутствие этнолингвистических различий между северными и южными осетинами говорит о том, что северная и южная части Осетии все время тесно общались друг с другом. Именно отсутствие различий и явилось основной причиной стремления населения обеих Осетий к объединению, а также наличие политической воли у обеих осетинских элит к решению проблемы. Среди политических факторов, всегда благоприятствовавших объединению Осетии, выступала ориентация всего осетинского народа на союз с Россией и достаточно дружелюбное отношение России, как досоветской, так и советской, к Осетии в целом.
Однако на осетинскую ирредентистскую идею значительное влияние оказывали и неблагоприятные факторы. Среди таковых, конечно же, следует отметить наличие между двумя Осетиями Главного Кавказского хребта в виде практически непреодолимого географического препятствия. В этом плане Главный Кавказский хребет, безусловно, объективно создавал определенные естественные преграды для административного и экономического объединения двух регионов.
Другой не менее мощный фактор, всегда препятствовавший объединению Осетии – это международное право, которое не содержит никаких правовых процедур, регламентирующих каким-либо образом объединительные процессы разделенных народов. Основная проблем здесь заключается в том, что с точки зрения международных норм воссоединение разделенных народов всегда рассматривается как отторжение части одного государства в пользу другого. И это создает нежелательный для мирового сообщества прецедент, связанный с перекройкой существующих между государствами границ, чего не допускают практически все международно-правовые документы.
В целом следует отметить, что соотношение благоприятных и неблагоприятных факторов в новейшей истории Осетии почти всегда складывалось как негативное с явным преобладанием высоких для этноса угроз и рисков. Видимо в силу отчетливого осознания этих рисков ирредентистская идея в Осетии, как Северной, так и Южной, так и не достигла состояния значительной политизации. В этом контексте можно констатировать, что в Осетии идея воссоединения не становилась безусловно доминирующей в этническом сознании, не приводила к массовым вспышкам протестных настроений и активизации национального ирредентистского движения. Однако в Южной Осетии идея окончательного решения проблемы разделенности – объединения с северными осетинами в этническом сознании никак не отменяется, а откладывается на неопределенное время – дальнюю перспективу, формулируется как конечная цель (программа-максимум) югоосетинского национального проекта («мечта осетинского народа»). Сила объединительных идей и ирредентистские настроения оставались и остаются достаточно живучими и актуальными в югоосетинском массовом этническом сознании, в особенности среди интеллектуальной элиты, в большей степени привязанной к общеосетинским этнокультурным идеалам и ценностям.
Следовательно, ирредентистские идеи и настроения в югоосетинском этническом сознании также играли значительную роль в формировании идеологии югоосетинского самоопределения, став также одним из важнейших ее элементов. Вместе с тем механизмы функционирования ирредентистских идей были в значительной степени привязаны к политико-правовой конъюнктуре в регионе и их актуализация и выход на авансцену политики становились возможны лишь в случае крупных общественно-политических кризисов и потрясений. В ситуации с Южной Осетии значительную роль продолжали играть два более крупных этнополитических игрока в регионе – Россия и Грузия, от позиций которых зависела конечная судьба осетинского ирредентистского проекта. К примеру, общеизвестно, что в новый и новейший период истории Южной Осетии Грузия неоднократно успешно препятствовала реализации осетинских объединительных идей. В целом, идея объединения с Северной Осетией продолжала оставаться и остается по сегодняшний день важнейшим составным элементом всей идеологической системы национального самоопределения Южной Осетии.
Санакоев Инал Борисович,
кандидат политических наук,
старший научный сотрудник ЮОНИИ им З.Н.Ванеева
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Солнечный

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 105 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора

Погода

Акция.

ЮОГУ

ЮОГУ

Королевство потолков

Цитаты

Деньги не портят человека, они просто показывают, кто он есть на самом деле.
Производство сайтов

Новости

«    Февраль 2020    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29  
Солнечный

Энергоресур

Объявления

Услуги по заправке картриджей и ремонту принтеров . Быстро недорого с гарантией!
10 лет качественной работы! Так же продаются Б/У принтеры в хорошем состоянии, фирмы: Canon, Samsung , HP и Xerox. Телефон для справок +7 929 804 44 74, спросить Колю

***
***

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!

Осетия

Обсуждаемые новости