И снова об осетинских рубашках и национальной идентификации
27 февраля 2018 Новости [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [1277 просмотров]
Материал «Где можно пошить национальную рубашку или платье в Цхинвале?» («Республика» № 9-10) вызвал неподдельный интерес читателей, что не может не радовать. Обратная связь всегда приветствуется. Тот материал был своего рода беглым взглядом на предлагаемую проблему, а потому сегодня мы решили продолжить разговор и поговорить более конкретно. Тем более, что только в Доме быта работают сразу несколько мастеров, которые вот уже несколько лет плодотворно и, что немаловажно, искусно занимаются пошивом национальной одежды. Несмотря на то, что само здание находится в ненадлежащем состоянии, штукатурка местами осыпалась, внутри стены черные от копоти, отсутствуют приемлемые условия, в самих мастерских, тем не менее, работа кипит.
Вообще, в настоящее время среди осетин отчетливо прослеживается высокая этническая оценка традиционного костюма. Будучи этническим маркером, костюм возвышался и возвышается над прочим одеянием. Понятия ирон дарæс/ирон фæлыст (осетинская одежда/осетинский костюм), подчеркивая этническую принадлежность, ставят в один ряд с такими понятиями как ирон æвзаг/мадæлон æвзаг (осетинский язык/родной язык). Таким образом, можно говорить о тесной связи народного костюма с его обладателями. Поэтому даже с исчезновением всех деталей и элементов костюма эмоциональная, этнопсихологическая окраска в отношении общества к своему народному костюму сохраняется.
Однако вернемся в Дом быта, где функционируют сразу четыре цеха по пошиву национального костюма и его элементов. На первом этаже мы встретились с ветераном по пошиву национальной одежды Нодаром Болотаевым, который показал, в каких условиях он работает вот уже 50 лет. Кажется, в этом помещении остановилось время. Темные серые стены контрастировали с очень красивыми, небесно голубого цвета платьями для очередной танцевальной группы, над которыми он сейчас работает. В его цехе нужен капитальный ремонт, впрочем, как и во всем здании Дома быта. Но, как рассказал нам Нодар Болотаев, своими силами отремонтировать это помещение он не сможет, во-первых, в силу возраста и, во-вторых, в силу ограниченных финансовых возможностей. Тем не менее, над национальными костюмами он работает каждый день.
– В 1959 году я закончил Тбилисский швейный техникум. После учебы некоторое время поработал в Дзауском районе. Затем снова поехал учиться в Тбилиси и параллельно работал в Осетинском театре. Режиссер Рубен Четиев поставил спектакль, который мы привезли в Южную Осетию в 1963 году. На том показе я первый раз одел черкеску. Мне очень понравилась то, как она сидела на мне, и тогда же я сказал себе: «Неужели я не смогу шить такие рубашки?!». Долгое время я работал по специальности в России в разных городах. В какой-то период работал в Махачкале и шил мужские костюмы, не национальные. Мои костюмы пользовались популярностью. И, примеряя их на дагестанских молодых людях, я часто задавал себе вопрос, почему я шью здесь, а не на Родине?
В Южной Осетии я начал работать в 1967 году. Первый свой заказ на пошив национальной одежды (это были черкески) я получил от нашего Государственного драматического театра. Эта работа меня настолько заинтересовала и увлекла, что я стал интересоваться историей происхождения самого традиционного костюма. Так как в Южной Осетии все это было ново, никто этим не занимался никогда, и спросить, соответственно, было некого, я попросил тогдашнего начальника областного УБОН Ахсара Тедеева помочь мне в моем начинании. На севере Осетии тема национального костюма была развита всегда. Я и еще два мастера поехали во Владикавказ, чтобы научиться кройке и шитью национального костюма по всем правилам. Я кроил, а девочки шили. Мы набрались опыта и по сегодняшний день шьем национальную одежду. Я принимаю заказы от разных танцевальных групп нашей Республики. Также очень часто поступают заказы от граждан Республики. Джамбулату Лохову, работнику телерадиокомпании «Ир», я пошил рубашку в осетинском стиле. Константин Пухаев также носит пошитую мной рубашку. Я шью рубашки стоимостью от 2500 руб. до 3500 рублей. Правда, в силу возраста уже подумываю о том, чтобы передать свое дело кому-нибудь из молодых специалистов. Развитие национального костюма не должно остановиться, мы должны и дальше совершенствоваться, но без поддержки государства этого сделать практически невозможно.
На втором этаже Дома быта располагается еще один швейный цех, где мы встретились с Ларисой Суровцевой:
– По специальности я художник-модельер. Работаю уже много лет. Шью не только рубашки в национальном стиле, а полные традиционные осетинские костюмы. Кроме того, шьем шапочки к танцевальной форме для девочек, где орнамент разработан нами. Для примера, могу сказать, что танцевальный коллектив Дианы Хугаевой выступает в наших костюмах. Летом Дзауский танцевальный коллектив также заказал форму у нас. Мои костюмы на разных сценах не раз получали премии и награды. Часто поступают заказы от граждан с просьбой пошить рубашки или платья в осетинском стиле. И мы шьем, здесь, в Доме Быта, с первого по третий этаж, и шьем дешевле, чем в том же Владикавказе, и шьем не хуже, могу вас заверить.
На третьем этаже Дома быта работают сразу два автономных цеха по пошиву национальной одежды. Мастер одного из них Мадина Габуева: «Научившись шить еще будучи ученицей у хороших советских мастеров-закройщиков, пришла работать в Дом быта. Тогда из УБОНа отправляли на обучение по разным специальностям (закройщики, конструкторы, технологи) в разные города бывшего СССР. Нас отправили в Ленинград, откуда я вернулась специалистом по конструированию одежды, конструктором-модельером. Но работала по специальности недолго – началась война 1989 года, и я была вынуждена перебраться обратно в Питер. Там работала и в Доме моды, и в Ателье... Потом вышла замуж и переехала в Кыргызстан. Там мы смогли организовать курсы конструкторов-модельеров и буквально за пару лет добились очень хороших результатов. Наше учебное заведение под названием Творческий центр «Золотая Долина», до сих пор функционирует. В последующем мы открыли еще и модельное агентство. Я прожила в Киргизии 20 лет. В силу семейных обстоятельств вернулась на Родину в 2009 году. И с тех пор я снова работаю в Доме быта.
Направление национального костюма для меня не ново. В Киргизии мы шили и развивали киргизский костюм. Я не скажу, что киргизский национальный костюм и осетинский традиционный костюм идентичны, но какие-то элементы схожи. Вместе со своей помощницей шьем национальные костюмы для школьных танцевальных ансамблей, для «Симда», нам часто заказывает костюмы художественный руководитель ансамбля «Ирон» Диана Хугаева. Но, в основном, мы ориентируемся на индивидуальные заказы. Рубашки в осетинском стиле, платья на выпуск с осетинскими элементами… Недавно был заказ и на осетинское свадебное платье. Ценовая категория зависит от многих факторов. Это и материал, и сложность работы. Детские рубашки шьем стоимостью от 1 500 рублей и выше. Стоимость рубашки на взрослого человека – 3000 руб. Стоимость свадебного платья от 10 тысяч рублей. Все зависит, повторю, от сложности работы.
На сегодняшний день у нас нет средств, чтобы мы вкладывались в ткани, потому что пока надо приобрести оборудование. К тому же, поскольку у Дома быта нет финансовых средств, чтобы отремонтировать здание, нам приходится самим заниматься еще и ремонтными работами.
У меня были планы, по примеру Киргизии, открыть курсы конструкторов-модельеров в Цхинвале. Но… Мы давали объявление, и только одна девочка изъявила желание. Да и та через некоторое время исчезла. И если в Киргизии на наши курсы записывались за год вперед, здесь я интереса у молодежи не вижу вообще. И это грустно.
Мастер другого цеха Лариса Сиукаева рассказала нам следующее: «Я уехала учиться в 1984 году в Москву. Окончила Академию промышленности и дизайна. По специальности – технолог швейного производства. После учебы жила и работала в России. Вернулась на Родину в 2010 году и с тех пор работаю в Доме быта. В первый год работы обучалась у ветерана по пошиву национального костюма Нодара Болотаева. Теперь у меня свой цех. Шьем национальные костюмы для танцевальных коллективов. Это и «Амонд», и «Симд», и «Ирон», и коллективы Дворца Детского Творчества, Знаурского района, многих других. Чтобы шить национальные традиционные костюмы, надо знать историю осетинского костюма. Не каждый орнамент подходит к тому или иному платью, к тому или иному танцу. Цветовая гамма у осетин также весьма ограничена. Я работаю только в направлении национального костюма. Мне это интересно, а на остальное просто времени нет. И придерживаюсь исключительно исторического кроя как мужской, так и женской одежды.
В основном у меня бывают госзаказы. А это костюмы на 20-30 человек. На большой заказ уходит 3-4 месяца. Но к каждому костюму индивидуальный подход, индивидуальные примерки, подгонки. Поэтому, когда заканчиваю работу, как будто расстаюсь со своим ребенком smile . Шью также и повседневную одежду в этно стиле. Это несложно. Цена рубашки или платья зависит от сложности работы и от того, какую ткань используешь. Я все делаю вручную, и элементы орнамента, и нагрудные пуговицы. Ткань, фурнитура покупается здесь, а это в разы дороже, чем в России. Из всех этих нюансов и складывается цена готового изделия. А если платье доходит до 7-8 тысяч, то и покупателя уже сложно найти. В Южной Осетии не каждый может половину зарплаты отдать за одно платье, пусть и в этно стиле.
Вообще, в Доме быта, начиная от первого этажа и заканчивая третьим этажом работают специалисты высокого уровня. Другое дело, нет соответствующих условий. В силу своих возможностей мы отремонтировали свои мастерские. К сожалению, все эти годы не было поддержки со стороны властей. Элементарно, у нас нет вышивальной машинки, и приобрести ее нам не под силу. Если не развивать, не поощрять, не помогать мастерам по пошиву национального костюма, то и развития самого костюма мы не увидим. Посмотрите, как на севере Алании развито это направление. Там редко какая невеста не одевает осетинское свадебное платье. А у нас? Интерес к национальному костюму стал проявляться лишь последние годы.
Я считаю, что должна быть разработана Государственная программа по развитию национального традиционного костюма. Мы, мастера, на разном уровне работаем в силу своих возможностей и сил, но этого недостаточно. При этом современное веяние – одеть одежду в национальном стиле, потому что это модно – я не понимаю. Одевают новорожденных в распашонки, пошитые в национальном стиле. Женщины одевают платья, которые пошиты изначально неправильно, на груди газыри, которые характерны только для мужского костюма. У большинства нет самого понимания национального костюма. Нет уважения к нему. Я пару раз видела, как мужчина в национальной черкеске, вдрызг пьяный, танцевал и матерился. На одной свадьбе девушка в этно платье с газырями на груди вела себя совсем не как осетинка... Зачем в этом случае одевать национальный костюм? Это неуважение к традициям и к памяти предков... На свете есть два костюма, которые обязывают, это фрак и национальный костюм. В нашем Госдрамтеатре, где я работаю костюмером, к примеру, особое отношение к национальному костюму, также как и у танцоров. Я за ношение одежды в этно стиле, но только с тем условием, что у человека есть внутреннее понимание, какую одежду он одел и что вести себя надо соответственно.
Козаты Рена
Вообще, в настоящее время среди осетин отчетливо прослеживается высокая этническая оценка традиционного костюма. Будучи этническим маркером, костюм возвышался и возвышается над прочим одеянием. Понятия ирон дарæс/ирон фæлыст (осетинская одежда/осетинский костюм), подчеркивая этническую принадлежность, ставят в один ряд с такими понятиями как ирон æвзаг/мадæлон æвзаг (осетинский язык/родной язык). Таким образом, можно говорить о тесной связи народного костюма с его обладателями. Поэтому даже с исчезновением всех деталей и элементов костюма эмоциональная, этнопсихологическая окраска в отношении общества к своему народному костюму сохраняется.
Однако вернемся в Дом быта, где функционируют сразу четыре цеха по пошиву национального костюма и его элементов. На первом этаже мы встретились с ветераном по пошиву национальной одежды Нодаром Болотаевым, который показал, в каких условиях он работает вот уже 50 лет. Кажется, в этом помещении остановилось время. Темные серые стены контрастировали с очень красивыми, небесно голубого цвета платьями для очередной танцевальной группы, над которыми он сейчас работает. В его цехе нужен капитальный ремонт, впрочем, как и во всем здании Дома быта. Но, как рассказал нам Нодар Болотаев, своими силами отремонтировать это помещение он не сможет, во-первых, в силу возраста и, во-вторых, в силу ограниченных финансовых возможностей. Тем не менее, над национальными костюмами он работает каждый день.
– В 1959 году я закончил Тбилисский швейный техникум. После учебы некоторое время поработал в Дзауском районе. Затем снова поехал учиться в Тбилиси и параллельно работал в Осетинском театре. Режиссер Рубен Четиев поставил спектакль, который мы привезли в Южную Осетию в 1963 году. На том показе я первый раз одел черкеску. Мне очень понравилась то, как она сидела на мне, и тогда же я сказал себе: «Неужели я не смогу шить такие рубашки?!». Долгое время я работал по специальности в России в разных городах. В какой-то период работал в Махачкале и шил мужские костюмы, не национальные. Мои костюмы пользовались популярностью. И, примеряя их на дагестанских молодых людях, я часто задавал себе вопрос, почему я шью здесь, а не на Родине?
В Южной Осетии я начал работать в 1967 году. Первый свой заказ на пошив национальной одежды (это были черкески) я получил от нашего Государственного драматического театра. Эта работа меня настолько заинтересовала и увлекла, что я стал интересоваться историей происхождения самого традиционного костюма. Так как в Южной Осетии все это было ново, никто этим не занимался никогда, и спросить, соответственно, было некого, я попросил тогдашнего начальника областного УБОН Ахсара Тедеева помочь мне в моем начинании. На севере Осетии тема национального костюма была развита всегда. Я и еще два мастера поехали во Владикавказ, чтобы научиться кройке и шитью национального костюма по всем правилам. Я кроил, а девочки шили. Мы набрались опыта и по сегодняшний день шьем национальную одежду. Я принимаю заказы от разных танцевальных групп нашей Республики. Также очень часто поступают заказы от граждан Республики. Джамбулату Лохову, работнику телерадиокомпании «Ир», я пошил рубашку в осетинском стиле. Константин Пухаев также носит пошитую мной рубашку. Я шью рубашки стоимостью от 2500 руб. до 3500 рублей. Правда, в силу возраста уже подумываю о том, чтобы передать свое дело кому-нибудь из молодых специалистов. Развитие национального костюма не должно остановиться, мы должны и дальше совершенствоваться, но без поддержки государства этого сделать практически невозможно.
На втором этаже Дома быта располагается еще один швейный цех, где мы встретились с Ларисой Суровцевой:
– По специальности я художник-модельер. Работаю уже много лет. Шью не только рубашки в национальном стиле, а полные традиционные осетинские костюмы. Кроме того, шьем шапочки к танцевальной форме для девочек, где орнамент разработан нами. Для примера, могу сказать, что танцевальный коллектив Дианы Хугаевой выступает в наших костюмах. Летом Дзауский танцевальный коллектив также заказал форму у нас. Мои костюмы на разных сценах не раз получали премии и награды. Часто поступают заказы от граждан с просьбой пошить рубашки или платья в осетинском стиле. И мы шьем, здесь, в Доме Быта, с первого по третий этаж, и шьем дешевле, чем в том же Владикавказе, и шьем не хуже, могу вас заверить.
На третьем этаже Дома быта работают сразу два автономных цеха по пошиву национальной одежды. Мастер одного из них Мадина Габуева: «Научившись шить еще будучи ученицей у хороших советских мастеров-закройщиков, пришла работать в Дом быта. Тогда из УБОНа отправляли на обучение по разным специальностям (закройщики, конструкторы, технологи) в разные города бывшего СССР. Нас отправили в Ленинград, откуда я вернулась специалистом по конструированию одежды, конструктором-модельером. Но работала по специальности недолго – началась война 1989 года, и я была вынуждена перебраться обратно в Питер. Там работала и в Доме моды, и в Ателье... Потом вышла замуж и переехала в Кыргызстан. Там мы смогли организовать курсы конструкторов-модельеров и буквально за пару лет добились очень хороших результатов. Наше учебное заведение под названием Творческий центр «Золотая Долина», до сих пор функционирует. В последующем мы открыли еще и модельное агентство. Я прожила в Киргизии 20 лет. В силу семейных обстоятельств вернулась на Родину в 2009 году. И с тех пор я снова работаю в Доме быта.
Направление национального костюма для меня не ново. В Киргизии мы шили и развивали киргизский костюм. Я не скажу, что киргизский национальный костюм и осетинский традиционный костюм идентичны, но какие-то элементы схожи. Вместе со своей помощницей шьем национальные костюмы для школьных танцевальных ансамблей, для «Симда», нам часто заказывает костюмы художественный руководитель ансамбля «Ирон» Диана Хугаева. Но, в основном, мы ориентируемся на индивидуальные заказы. Рубашки в осетинском стиле, платья на выпуск с осетинскими элементами… Недавно был заказ и на осетинское свадебное платье. Ценовая категория зависит от многих факторов. Это и материал, и сложность работы. Детские рубашки шьем стоимостью от 1 500 рублей и выше. Стоимость рубашки на взрослого человека – 3000 руб. Стоимость свадебного платья от 10 тысяч рублей. Все зависит, повторю, от сложности работы.
На сегодняшний день у нас нет средств, чтобы мы вкладывались в ткани, потому что пока надо приобрести оборудование. К тому же, поскольку у Дома быта нет финансовых средств, чтобы отремонтировать здание, нам приходится самим заниматься еще и ремонтными работами.
У меня были планы, по примеру Киргизии, открыть курсы конструкторов-модельеров в Цхинвале. Но… Мы давали объявление, и только одна девочка изъявила желание. Да и та через некоторое время исчезла. И если в Киргизии на наши курсы записывались за год вперед, здесь я интереса у молодежи не вижу вообще. И это грустно.
Мастер другого цеха Лариса Сиукаева рассказала нам следующее: «Я уехала учиться в 1984 году в Москву. Окончила Академию промышленности и дизайна. По специальности – технолог швейного производства. После учебы жила и работала в России. Вернулась на Родину в 2010 году и с тех пор работаю в Доме быта. В первый год работы обучалась у ветерана по пошиву национального костюма Нодара Болотаева. Теперь у меня свой цех. Шьем национальные костюмы для танцевальных коллективов. Это и «Амонд», и «Симд», и «Ирон», и коллективы Дворца Детского Творчества, Знаурского района, многих других. Чтобы шить национальные традиционные костюмы, надо знать историю осетинского костюма. Не каждый орнамент подходит к тому или иному платью, к тому или иному танцу. Цветовая гамма у осетин также весьма ограничена. Я работаю только в направлении национального костюма. Мне это интересно, а на остальное просто времени нет. И придерживаюсь исключительно исторического кроя как мужской, так и женской одежды.
В основном у меня бывают госзаказы. А это костюмы на 20-30 человек. На большой заказ уходит 3-4 месяца. Но к каждому костюму индивидуальный подход, индивидуальные примерки, подгонки. Поэтому, когда заканчиваю работу, как будто расстаюсь со своим ребенком smile . Шью также и повседневную одежду в этно стиле. Это несложно. Цена рубашки или платья зависит от сложности работы и от того, какую ткань используешь. Я все делаю вручную, и элементы орнамента, и нагрудные пуговицы. Ткань, фурнитура покупается здесь, а это в разы дороже, чем в России. Из всех этих нюансов и складывается цена готового изделия. А если платье доходит до 7-8 тысяч, то и покупателя уже сложно найти. В Южной Осетии не каждый может половину зарплаты отдать за одно платье, пусть и в этно стиле.
Вообще, в Доме быта, начиная от первого этажа и заканчивая третьим этажом работают специалисты высокого уровня. Другое дело, нет соответствующих условий. В силу своих возможностей мы отремонтировали свои мастерские. К сожалению, все эти годы не было поддержки со стороны властей. Элементарно, у нас нет вышивальной машинки, и приобрести ее нам не под силу. Если не развивать, не поощрять, не помогать мастерам по пошиву национального костюма, то и развития самого костюма мы не увидим. Посмотрите, как на севере Алании развито это направление. Там редко какая невеста не одевает осетинское свадебное платье. А у нас? Интерес к национальному костюму стал проявляться лишь последние годы.
Я считаю, что должна быть разработана Государственная программа по развитию национального традиционного костюма. Мы, мастера, на разном уровне работаем в силу своих возможностей и сил, но этого недостаточно. При этом современное веяние – одеть одежду в национальном стиле, потому что это модно – я не понимаю. Одевают новорожденных в распашонки, пошитые в национальном стиле. Женщины одевают платья, которые пошиты изначально неправильно, на груди газыри, которые характерны только для мужского костюма. У большинства нет самого понимания национального костюма. Нет уважения к нему. Я пару раз видела, как мужчина в национальной черкеске, вдрызг пьяный, танцевал и матерился. На одной свадьбе девушка в этно платье с газырями на груди вела себя совсем не как осетинка... Зачем в этом случае одевать национальный костюм? Это неуважение к традициям и к памяти предков... На свете есть два костюма, которые обязывают, это фрак и национальный костюм. В нашем Госдрамтеатре, где я работаю костюмером, к примеру, особое отношение к национальному костюму, также как и у танцоров. Я за ношение одежды в этно стиле, но только с тем условием, что у человека есть внутреннее понимание, какую одежду он одел и что вести себя надо соответственно.
Козаты Рена
Источник - Газета Республика.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.