"Сарматы" Сулимирского (Часть 2)

18 мая 2017 История [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [3101 просмотр]
"Сарматы" Сулимирского (Часть 2)Рубеж IVвв. до н.э. оказался переломным в судьбе, как сармат, так и скифов. Речь идет о вторжении сармат в Скифию. Но прежде чем перейти к освещению этих событий, Т.Сулимирский рассказал еще об одном из крупнейших сарматских племен - языгах. Ученые много спорили об этнической принадлежности языгов. Сулимирский не согласен с некоторыми античными авторами, которые относят языгов к меотам и придерживается общепринятого мнения об их ираноязычности. Конечно же все сарматские племена находились между собой в определенном родстве, объединенные общим названием сарматы, или более ранним этнонимом савроматы. Однако в сарматологии сложилась традиция по которой некоторые наиболее могущественные сарматские племена были известны под собственными именами. К ним, как мы указывали ранее, Сулимирский относит аорсов, алан, роксалан. Полагаю, не было бы ошибкой, если бы в этот перечень автор включил сираков и языгов.
В ходе изучения материала наше внимание привлекло следующее важное обстоятельство, о котором пишет автор: "Вторгшиеся в эту область (Скифскую-А.Ч.) сарматы (племена савроматской культуры) смешивались с коренными скифами, большая часть которых осталась на месте. Поэтому их можно называть скифо-сарматами и приписывать археологические останки позднесарматского периода, найденные на Украине, этой культуре". Мы полагаем, что здесь автор преувеличивает как численность, так и степень влияния савроматов в Великой Скифии. Использование Сулимирским двойного слова скифо-савроматы не применимо к населению Скифии накануне завоевания ее сарматами, и не соответствует реалиям того времени. Эту часть сарматов Сулимирский также называет и "царскими скифами" аргументируя название следующим: "Титул "царские" был, очевидно, присвоен тем сарматам, что захватили власть в племенах древней Скифии, ранее принадлежавшую "царским скифам" раннего скифского периода (VI-V вв. до н.э.)" Скорее всего и это положение требует дополнительного изучения, хотя и может быть допустимым, поскольку различие между савроматами и скифами было совсем несущественным.
И все же, вне зависимости от этнического состава населения во второй половине III -начале II вв. до н.э. Великая Скифия прекратила свое существование. "Под давлением родственных сарматских племен, пишет Сулимирский, обитавших к востоку от Дона, а именно роксаланов, скифо-сарматские правители оставили территорию к востоку от Днепра. Некоторые из их подданных отступили на запад, но их главным убежищем стал Крым. Там возникла страна, известная теперь как Тавроскифия, или Крымское царство скифов. Население нового царства состояло из скифов, сарматов и тавров, с примесью греческих элементов…Теперь роксаланы стали главной силой в Северном Причерноморье".
В отличие от предыдущего периода истории сармат с охватом в два столетия (отмеченные как относительно спокойные), вторая половина II в. до н.э по середину I в. н.э., так называемый среднесарматский период характеризуется постоянными миграциями племен и межплеменными войнами. Начало им положили продвинувшиеся на запад гуннские племена. Последние сначала нанесли поражение ираноязычным племенам за Каспием, известным в китайских источниках под названием юэ-чжи и ву-сун (усуни), а вслед за ними сакам и массагетам. Как пишет Т. Сулимирский, "Победа гуннов и особенно поражение массагетов положили начало массовому исходу ираноязычных кочевников из степей Казахстана и Центральной Азии. Этот процесс занял более пяти веков и продолжался вплоть до IV века н.э.".
В среднесарматский период на историческую арену выходит многочисленное племя аорсов. Аорсы появились в низовьях Волги на южном Урале, которая была заселена ираноязычными племенами, представителями той самой прохоровской культуры.. Характеризуя аорсов, Т. Сулимирский считает происхождение их самоназвания от иранского слова "белый". Помимо этого он отыскал в языках древних народов другое значение слова "аорс" - западный- и переводит его как "западные аланы". В этом мы позволим себе не согласится с уважаемым автором. В научных кругах неоспоримо доказано происхождение этнонима аорсы, которое переводится как белые аланы, точно так же, как роксаланы (рокс-рухс-светлый) обозначают светлых алан. Существование близкого родства аорсов с аланами, наряду с Т. Сулимирским подтверждают и другие ученые. Углубляясь в вопросы генезиса сарматских племен, автор называет аорсов прямыми потомками представителей андроновской культуры, а сарматов, языгов и, вероятно, роксаланов - берущими начало уже от срубной культуры. Не расходятся суждения Сулимирского с другими сарматологами и относительно численности и могущества аорских племен, наличия у них 200 тысячного конного войска, и активной внешнеполитической деятельности начиная с конца I в.до н.э. вплоть до первой половины I в.н.э.
Значимый след в истории древнего мира оставило и другое сармато-аланское племя сираков, сформировавшееся в IV в до н.э.. При этом историческая судьба их тесно связала территориально с аорсами, которым они значительно уступали по мощи и численности. Сираки жили по соседству с Боспорским царством и часто оказывались вовлеченными в его политические интриги. В истории сохранились сведения о противостоянии этих родственных племен в войне 49 г., когда в войне между Римом и Боспорским царством, аорсы приняли сторону Рима, а сираки встали рядом с Боспорским царем Митридатом. Здесь же хочется подчеркнуть весьма активное слияние сарматских племен сираков с боспорцами и Боспорским царством. Взаимодействие это было настолько сильным, что по признанию Сулимирского "сираки стали самым эллинизированным сарматским народом и одновременно с тем активно способствовали сарматизации Боспорского царства".
Аланы были активно вовлечены в исторические процессы, происходящие как в Боспорском царстве, так и вокруг него. В.Ф Гайдукевич пишет, что "Торговые связи и политические взаимоотношения Боспора с северокавказскими аланами приняли во II в. настолько оживленный и значительный характер, что Боспору понадобилось завести специальный штат аланских переводчиков, во главе которых стоял главный переводчик ... Этот шеф переводчиков по имени Ирак (Ήρακας), состоявший на государственной службе, был выходцем из среды аланов или сарматов, что подтверждается и его иранским именем. ..Очень показательно, что почти 2/3 общего числа негреческих собственных имен Танаиса могут быть объяснены, если исходить при толковании их из иранских языков. Наличие такого рода имен в боспорских городах справедливо объясняется притоком сарматского населения, язык которого, так же как и язык алан, принадлежат к иранской языковой группе".
В 47 г. до н.э. царь Боспора, сын Митридата VI Евпатора Фарнак II, который мечтал о воссоздании Понта, потерпел сокрушительное поражение сначала от римлян, а затем и от своего наместника Асандра. Войско Фарнака состояло в основном из скифов и сармат-сираков. Т. Сулимирский не согласен с мнением тех ученых, которые утверждали, что после 47 г. со страниц исторических хроник исчезло имя сираков. Он опровергает это утверждение одним существенным историческим свидетельством. При раскопках в античном городе Танаис была найдена древняя надпись, которая сообщала о победе боспорцев над сираками в войне 193 г. Следовательно, в конце II в. сираки как самостоятельное политическое образование еще существовали.
Наряду с аорсами и сираками в монографии достаточно подробно представлены два других крупных сарматских племени - языги и роксаланы. Вслед за великим русским ученым Г.В. Вернадским Т. Сулимирский отмечает, что эти два племени продвинулись на запад дальше остальных. При этом к востоку от Азовского моря располагались языги, а за ними простирались земли роксалан. Последние, испытав давление аорсов, переселились в степи Северного Причерноморья, непосредственно ближе к границам Скифии. Автор рассказывает о сложных политических взаимоотношениях между римскими властями, воинственным фракийским племенем даков и этими двумя сарматскими племенами, которые доставляли и римлянам и дакам немало хлопот.
Крушение Великой Скифии автор справедливо связывает с племенем роксалан. Между тем, хотя Великая Скифия и сошла с исторической арены, Крымская Скифия, или Тавроскифия, просуществовала еще много веков. Под ударами роксалан скифы покинули свою столицу в низовьях Дона, так называемое Каменное городище, и перенесли царский престол в Крым, где царь Скирул, на месте прежней скифской крепости, недалеко от современного Симферополя, основал свою новую столицу - Неаполь Скифский. Как пишет далее Сулимирский, город этот стал коммерческим, культурным и политическим центром Скифии. а крымские скифы усилились до такой степени, что в определенный период истории Боспорское царство платило им дань золотом.. Однако затем, после неудачной попытки подчинить своей власти Херсонес Таврический, последний царь Тавроскифии Палак потерпел сокрушительное поражение от военачальника боспорского царя Митридата VI Евпатора Диофанта. Диофант разбил войска Палака, подчинив власти Боспора и Тавроскифию и Херсонес. Крымская Скифия прекратила свое существование.
Продвижение сарматских племен на запад проходило в два крупных этапа: в IV в. до н.э. и с III по I вв до н.э. В массовом передвижении сарматских племен на запад решающую роль сыграл в первую очередь натиск гуннских племен. На основе анализа археологического материала, ученый называет первые два столетия новой эры относительно спокойными для юга России. Они даже были названы им эпохой процветания Боспорского царства, которое в свою очередь "оказывало существенное влияние на соседние сарматские племена и на их культуру". В позднесарматский период (середина I в.-IV вв.н.э.) на историческую арену выходят аланы. Все исследователи, в том числе и Сулимирский едины во мнении, что после Боспорской войны 49 г. н.э., когда аорсы поддержали проримскую фракцию, в то время как сираки воевали на стороне боспорцев, постепенно с исторической сцены сходят этнонимы аорсы и сираки. Народы эти поглощаются еще одной конфедерацией сарматских племен - аланы. Со ссылкой на китайскую хронику династии Поздней Хань (26-211 гг.) Сулимирский пишет, что аорсы (антсай китайских источников) взяли себе новое имя ал-лан-ай (аланы), что по его предположению свидетельствовало о том, что они потеряли главенствующее положение среди восточных сарматов, уступив его аланам. Под натиском продвигавшихся на запад алан (на которых с востока напирали гунны), аорсы уступили им свои земли в низовьях Волги, и постепенно растворились в новой реальности. Птолемей упоминает об "аланорсах", вполне возможно о смешанном союзе алан и аорсов. Аланы же в ходе экспансии расширили свои владения к западу от Волги, и распространили свое имя на ослабевших сираков и другие племена. В тех местах, где ранее обитали сираки и аорсы, отныне размещаются одни аланы.
Задаваясь вопросом о степени родства алан с сарматскими племенами, Т. Сулимирский заключает, что наиболее близкими родственниками алан являлись массагеты. При этом он ссылается на античных авторов Диона Кассия и Аммиана Марцеллина. Последний называл алан "прежними массагетами". На ошибочность позиции Сулимирского в этом вопросе первым указал Бернард Бахрах, приведя лишь единственный, но достаточно аргументированный довод: массагеты были могущественным сакским племенем, у которых главенствующую роль в обществе занимала женщина. Истории известна победа их царицы Томирис над персидским царем Киром. Что касается алан, то у них, во-первых, сохранились лишь слабые пережитки матриархата а, во-вторых, как правильно считал Е.И.Крупнов, из сарматских племен особенно близкими к аланам были все же роксаланы.
Много внимания в работе Т. Сулимирского политическим потрясениям, последовавшим в начале III в., когда остготы стремительно двинулись с севера на юг, следствием чего стало их столкновение с сармато-аланскими племенами. Остготы заняли всю степную полосу юга России, покорили Ольвию, Боспор, вследствие чего их культура "приобрела множество сарматских черт".
Под давлением остготов сармато-аланские племена отошли на юг и на запад, проникли в Восточную Валахию и Бессарабию, Молдавию, Центральную Польшу, Восточную Германию, Словакию. В каждой из перечисленных стран Восточной Европы, сармато-аланы оставили значительный след в культуре и общественной жизни народов, населяющих эти территории. Сулимирский впервые выявляет последствия пребывания сармато-алан на территории Польши. Говоря об аланском наследии на территории Польши, он пишет: "Названия нескольких древних городов(городищ) к северо-западу от центральных областей Бессарабии явно аланского происхождения, среди них: бессарабский Хотин на Днестре. Хоцин около Калуша в предгорьях Карпат, Хотинец на реке Сан к северу от Пшемысля. Они также появляются на севере Богемии, на юге Словакии и в Восточной Германии". Согласно заключениям Сулимирского, хорваты первоначально были сарматским народом. Подтверждением нахождения алан в районе Бессарабии, Восточной Валахии и Молдавии, а так же то, что аланы полностью подчинили себе местное гетское население служит тот факт, что авторы того времени называют эти земли Аланией, а название главной реки региона, реки Прут, в те времена звучала как "Аланская река" (Alanus fluvius). Сулимирский заключает: "Множество топонимов с корнем "яс", включая крупный молдавский город Яссы, заставляет предположить что это была ветвь восточных аланов - аорсы, ясы или птолемеевские асайи". Он также отождествляет их с антами, которые в источниках IV-VI вв к тому времени в результате ассимиляции стали известны как славянский, а не сарматский народ. Еще одну "Аланию" Т. Сулимирский "расположил" в Крыму. "Небольшие аланские сообщества на побережье Черного моря, в районе Херсона, отмечаются в XIII веке. Другие небольшие группы аланов, искавшие убежища в Крыму и частично слившиеся с готами, упоминаются даже в конце XVII века, когда они все еще сохраняли обычай деформации черепа. Скорее всего, они жили преимущественно на южном берегу. Известно, что к 1240 году аланы уже приняли христианство, и епископом Аланским был Федор. В XIV веке район между Феодосией и Алуштой носил название Алания, и архиепископ Херсонский, так же как и архиепископ Готский, считал его частью своих епархий."
Вводя в научный оборот новые исторические источники, такие, как Лангобардская хроника VI в. (Origo Gentis Langobardorum), ученый доказывает, что аланскими антами на территории нынешних Силезии и Малой Польши, было образовано государство под названием Королевство аланских антов. И хотя это государство просуществовало всего лишь до нашествия гуннов из Венгрии в Vв., "древние сарматские традиции сохранялись в Польше еще в течение долгого времени. Вера в сарматское происхождение поляков была широко распространена среди польского дворянства". Последние главы книги рассказывают о памятниках сарматской культуры в Молдавии и Бесарабии, о роксаланах на Дунае, о судьбе сарматского племени языгов из Нижнего Поволжья, где они жили в среднесарматский период до расселения их на Венгерской равнине и в Восточной Словакии. Ученый подробно исследует длительную оторванность языгов от своих соплеменников и последствия этого обособления. "Языги, которых римляне именовали "сарматами" оставались на Венгерской равнине в течение 450 лет и, поскольку они были изолированы от своих родичей, живших в Северном Причерноморье, их история имеет мало общего с другими сарматами, остававшимися на востоке. Главным связующим звеном между двумя группами были роксоланы и аланы, которые, отойдя на восток после ряда крупных конфликтов на Украине, перешли через Карпаты и присоединились к языгам. Пришельцы… нарушали сложившийся порядок и портили отношения с соседними народами, в частности с Римской империей, навлекая тяжкие последствия на себя и на местных сарматов-языгов. В позднесарматский период особое внимание привлекли к себе роксаланы. Они продвинулись вглубь Европы и до бассейна р. Дунай, однако, под давлением остготов, были вынуждены покинуть территорию Румынии и обосновались в Мезии и Венгрии.
О судьбе сарматских племен на территории Паннонии, нынешней Венгрии, Сулимирский рассказывает подробно, начиная с поражения языгов в очередной войне с Римом и как следствие отправки части плененной конницы (5500 всадников) на Британские острова для защиты Адрианова вала, и заканчивая вооруженным столкновением вестготов и языгов. Весьма интересными нам представляются географические представления того времени. Около 44 года Помпоний Мела вводит термин Сарматия (Sarmatia) для земель, лежащих к востоку от Германии (Germania). "Таким образом, в работе, написанной через двадцать лет после появления языгов на Венгерской равнине, автор фиксирует ситуацию, сложившуюся к тому моменту в тех областях, хотя и оставляет старое название Скифия (Scythae) для причерноморских земель, в которых сарматы сменили скифов за несколько веков до этого". Описание этих событий завершаются 430 г., что совпадает со временем нашествия гуннов, и концом позднесарматского периода.
С I по IV вв. существенную роль в исторических событиях той эпохи сыграли выделившиеся из сарматской конфедерации племя алан. Однако на этом история сарматов не завершается. Именно с аланами связана последующая история всех сарматских племен, завершившаяся разгромом Тимуром Алании в ХIV в.. Касаясь в своей монографии этого исторического периода в истории сармат, автор справедливо озаглавил эту главу "Аланы".
Вторжение гуннов в IV в.н.э. стало знаковым событием в истории Евразии и ознаменовало собой начало эры господства тюрков в Восточной Европе. Правильно излагая причину и дату начала Великого переселения народов, автор допускает одну неточность. В официальной литературе дата 372 г. считается временем, когда гунны перешли Волгу и впервые столкнулись с донскими, причерноморскими и северокавказскими аланами. Сулимирский же дату вторжения гуннов в Европу отодвигает на 17 лет назад, на 355 г., не объясняя, ее происхождения.
Сулимирский прав, считая, что из сарматских народов первыми с гуннами столкнулись именно аланы, которые перед вторжением завоевателей в основном еще населяли Азию. "Во II и III вв. н.э. гунны уже захватили древнюю родину сарматов в Азии и теперь стали хозяевами на последних остававшихся сарматских землях. Часть живших там восточных аланов отступила на запад, другие искали прибежища на Кавказе, но большинство было захвачено гуннами, которые впоследствии увлекли их за собой в Центральную Европу. Последствия гуннских нашествий оказались катастрофическими для сарматских племен. "В сущности это был конец существования сарматов как отдельного народа. У разделенных на мелкие группки и разбросанных по разным регионам сарматов не было возможности сохранить свою национальную самобытность, и им суждено было раствориться либо среди последующих завоевателей, либо среди покоренных народов тех стран, куда они отступили". Более остальных в водоворот событий оказались вовлечены аланы, которые вступая в союз одними племенами, и враждуя с другими, принимали самое активное участие во всех значимых событиях той эпохи, начиная со знаменитой битвы при Адрианополе в 378 г (в союзе с гуннами и остготами), и заканчивая не менее кровопролитной Каталаунской "битвой народов" 451 г., в которой, по стечению обстоятельств они принимали участие с обоих сторон. Как образно выразился Сулимирский, в обозе гуннов аланы дошли до Западной Европы. После смерти Атиллы одна группа алан, возглавляемая Гоаром, обосновалась на территории Франции, другая же, во главе с Респендиалом, после двух лет разбоев и бесчинств на той же территории, со свевами и вандалами направилась на Пиренейский полуостров, а затем, выдавленные вестготами, оказались на севере Африки, где с 439 по 534 гг. создали Королевство вандалов и аланов.
Что касается аланского наследия на евразийском пространстве, то опираясь на археологические артефакты, Сулимирский устанавливает "аланское происхождение около десятка богато обставленных "княжеских" захоронений и могил, где похоронены женщины в золотых коронах с полудрагоценными камнями или цветным стеклом. Они разбросаны на огромных пространствах от Казахстана (Боровое) до Венгрии (Чорна) и Польши (Якушовице, Ендрыховице)". Аланы оставили след и на востоке, особенно после татаро-монгольского разгрома. В этой связи "Можно также упомянуть группу аланов, завершившую свой исторический путь дальше всех от родины. Православные христиане асу (аланы), очевидно восточноевропейского происхождения, составляли отряд монгольской армии в Китае. И самое необычное: по свидетельству францисканского миссионера Одорико Порденоне, совершившего в 1316-1330 гг. путешествие по странам Востока и побывавшего в Китае, 30 тыс. аланов, исповедовавших православие, жили вместе со своими семьями на побережье напротив острова Формоза (Тайвань)".
Продолжение следует

Руководитель Центра САИ ВНЦ РАН. Чибиров Алексей
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Солнечный

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 105 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора

Погода

Акция.

ЮОГУ

ЮОГУ

Королевство потолков

Цитаты

Деньги не портят человека, они просто показывают, кто он есть на самом деле.
Производство сайтов

Новости

«    Февраль 2020    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29  
Солнечный

Энергоресур

Объявления

Услуги по заправке картриджей и ремонту принтеров . Быстро недорого с гарантией!
10 лет качественной работы! Так же продаются Б/У принтеры в хорошем состоянии, фирмы: Canon, Samsung , HP и Xerox. Телефон для справок +7 929 804 44 74, спросить Колю

***
***

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!

Осетия

Обсуждаемые новости