Колонка редактора газеты "Южная Осетия"
16 мая 2014 Фото / Религиозные праздники [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [5869 просмотров]
После окончания Пасхи в Южной Осетии традиционно начинается новый период - период религиозных празднеств. Практически каждое воскресение в том или ином ущелье Праздник. Именно с большой буквы.
Собственно говоря, раньше период празднования начинался уже в воскресение, предшествовавшее началу Великого поста. В этот день сельское общество закалывало откормленного быка, чтобы вдоволь полакомиться мясом перед длительным воздержанием. Но полный запрет не наступал сразу. В начальный период Великого поста еще можно было есть рыбу и пироги, что также было учтено. Тогда отмечалось празднование «Тутырта». Интересно оно проходило в селении Уанел (Ванел) Дзауского района. Селение это расположено на Транскаме, да и раньше эта дорога была оживленным трактом, соединяющим горные села с Цхинвалом. Так вот, с воскресенья по пятницу любой путник, проезжающий через село, становился пленником хлебосольных хозяев. Но если вы ненароком проезжали через Уанел в пятницу - то быть вам битым. Такая уж была традиция.
Народные праздники бывают сельские, ущельные и общеосетинские. Иногда в одном селении отмечают празднество нескольких святых. Особенно много их в горной полосе. То не село, если в нем нет семь святых мест, а в селении Теделет Синагурской зоны, например, их вообще девять. И каждое святое место имеет свой день празднования. И не посетить их значит проявить непочтительность. Хорошо еще, что большинство святых праздников отмечается по субботам и воскресениям. Это не так отражается на производительном потенциале населения. Разве что в понедельник похмелье может помешать плодотворно трудиться на рабочем месте. Однако немало праздников приходится и на будние дни.
Первый такой праздник отмечается уже в первый четверг после Пасхи. И пошло, и поехало. Есть празднества, которые приходятся на понедельник, на вторник и даже на пятницу. Вот недавно в селении Залда Цхинвальского района отметили празднование святилища Лалиса (от греческого Лариса - ласточка). Так вот, там есть каменный стержень в виде медвежьей головы, вставленный в каменную плиту. И если его повернуть в день праздника, то начнутся дожди. Это делалось только в засушливый год. Видимо, кто-то из участников пиршества все же нарушил табу и провернул каменный стержень. Иначе с чего это именно с того дня в Южной Осетии не прекращаются дожди?
Отказаться от приглашения и не посетить праздник - значит обидеть сослуживца или знакомого. И тогда уже на ваш праздник вы их не дождетесь. А в Южной Осети нет человека, который бы не имел в своем активе такое празднество - «дзуары бон». Кроме того, такие «дзурыбон» надо отмечать и со стороны родственников матери и жены, родственников зятя и невестки. Тут не только календарных дней, здоровья не хватит!
Ведь присутствие на праздновании - это не только веселое общение, не только возвращение в мир старинных ритуалов, но и нагрузка на здоровье. Трезвый гость, ушедший с застолья - оскорбление для хозяина.
Отпроситься с работы на святой праздник - это поймет любой руководитель. Главное, чтобы в исходе с работы не участвовал весь коллектив. А такое вполне возможно. Особенно если празднество устраивается лично вами и в сельской местности. Тут вы обязаны пригласить весь коллектив и соседей, ближний и дальний круг родственников. Друзей и их друзей. И не думайте, что последнее утверждение метафора. В Осетии считается, что каждый приглашенный имеет право пригласить сам еще одного человека.
От почетной обязанности присутствия на родовом празднике не освобождаются даже первые лица государства. Для божественной сути не важна высокая должность. И все мы в этот день считаемся равными перед святым местом. Такое понимание - часть нашего мироощущения. В советскую эпоху воинствующего атеизма даже партийные бонзы тайком посещали святые места, хотя за это они могли лишиться не только партбилета, но и должности.
Здесь надо отметить еще одну особенность, связанную с религиозными праздниками в Осетии. Существует не только день отправления самого праздника, но и день его окончания, который отмечается ровно через неделю. Дело в том, что раньше застолья продолжались без перерыва целую неделю, и гость мог прийти к пиршественному столу в любой день. Сегодня отмечают только первый и заключительный день. Последний день так и называется «æрвитæн бон» (букв. «день отправления»). Этой возможностью обычно пользуются те, кто не смог принять приглашения в первый день. Вот и меня мой хороший друг приглашал в прошлый вторник отметить празднование дня св.Георгия в п.Знаур. Тогда я не смог по ряду причин. Сегодня он меня приглашает уже на «день отправления». Не поехать - значит не только обидеть друга, но и проигнорировать празднество в честь такого почитаемого святого. И как же мне поступить, по-вашему?
Фото :Бетеева Юрия
Собственно говоря, раньше период празднования начинался уже в воскресение, предшествовавшее началу Великого поста. В этот день сельское общество закалывало откормленного быка, чтобы вдоволь полакомиться мясом перед длительным воздержанием. Но полный запрет не наступал сразу. В начальный период Великого поста еще можно было есть рыбу и пироги, что также было учтено. Тогда отмечалось празднование «Тутырта». Интересно оно проходило в селении Уанел (Ванел) Дзауского района. Селение это расположено на Транскаме, да и раньше эта дорога была оживленным трактом, соединяющим горные села с Цхинвалом. Так вот, с воскресенья по пятницу любой путник, проезжающий через село, становился пленником хлебосольных хозяев. Но если вы ненароком проезжали через Уанел в пятницу - то быть вам битым. Такая уж была традиция.
Народные праздники бывают сельские, ущельные и общеосетинские. Иногда в одном селении отмечают празднество нескольких святых. Особенно много их в горной полосе. То не село, если в нем нет семь святых мест, а в селении Теделет Синагурской зоны, например, их вообще девять. И каждое святое место имеет свой день празднования. И не посетить их значит проявить непочтительность. Хорошо еще, что большинство святых праздников отмечается по субботам и воскресениям. Это не так отражается на производительном потенциале населения. Разве что в понедельник похмелье может помешать плодотворно трудиться на рабочем месте. Однако немало праздников приходится и на будние дни.
Первый такой праздник отмечается уже в первый четверг после Пасхи. И пошло, и поехало. Есть празднества, которые приходятся на понедельник, на вторник и даже на пятницу. Вот недавно в селении Залда Цхинвальского района отметили празднование святилища Лалиса (от греческого Лариса - ласточка). Так вот, там есть каменный стержень в виде медвежьей головы, вставленный в каменную плиту. И если его повернуть в день праздника, то начнутся дожди. Это делалось только в засушливый год. Видимо, кто-то из участников пиршества все же нарушил табу и провернул каменный стержень. Иначе с чего это именно с того дня в Южной Осетии не прекращаются дожди?
Отказаться от приглашения и не посетить праздник - значит обидеть сослуживца или знакомого. И тогда уже на ваш праздник вы их не дождетесь. А в Южной Осети нет человека, который бы не имел в своем активе такое празднество - «дзуары бон». Кроме того, такие «дзурыбон» надо отмечать и со стороны родственников матери и жены, родственников зятя и невестки. Тут не только календарных дней, здоровья не хватит!
Ведь присутствие на праздновании - это не только веселое общение, не только возвращение в мир старинных ритуалов, но и нагрузка на здоровье. Трезвый гость, ушедший с застолья - оскорбление для хозяина.
Отпроситься с работы на святой праздник - это поймет любой руководитель. Главное, чтобы в исходе с работы не участвовал весь коллектив. А такое вполне возможно. Особенно если празднество устраивается лично вами и в сельской местности. Тут вы обязаны пригласить весь коллектив и соседей, ближний и дальний круг родственников. Друзей и их друзей. И не думайте, что последнее утверждение метафора. В Осетии считается, что каждый приглашенный имеет право пригласить сам еще одного человека.
От почетной обязанности присутствия на родовом празднике не освобождаются даже первые лица государства. Для божественной сути не важна высокая должность. И все мы в этот день считаемся равными перед святым местом. Такое понимание - часть нашего мироощущения. В советскую эпоху воинствующего атеизма даже партийные бонзы тайком посещали святые места, хотя за это они могли лишиться не только партбилета, но и должности.
Здесь надо отметить еще одну особенность, связанную с религиозными праздниками в Осетии. Существует не только день отправления самого праздника, но и день его окончания, который отмечается ровно через неделю. Дело в том, что раньше застолья продолжались без перерыва целую неделю, и гость мог прийти к пиршественному столу в любой день. Сегодня отмечают только первый и заключительный день. Последний день так и называется «æрвитæн бон» (букв. «день отправления»). Этой возможностью обычно пользуются те, кто не смог принять приглашения в первый день. Вот и меня мой хороший друг приглашал в прошлый вторник отметить празднование дня св.Георгия в п.Знаур. Тогда я не смог по ряду причин. Сегодня он меня приглашает уже на «день отправления». Не поехать - значит не только обидеть друга, но и проигнорировать празднество в честь такого почитаемого святого. И как же мне поступить, по-вашему?
Фото :Бетеева Юрия
Источник - Газета Южная Осетия.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.