Из истории Первомая в Южной Осетии
30 апреля 2019 Аналитика [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [920 просмотров]
В ряду некоторых других праздников, не подвергшихся отмене под влиянием стихии перестроечных и постперестроечных процессов на геополитическом пространстве бывшего Союза ССР, особое место отводится Первомаю. В нынешнем году этому празднику, официально отмечаемому во многих странах мира, исполняется 130 лет. Мы не случайно акцентируем внимание на официальном статусе этой даты. Дело в том, что 1 Мая имеет давние, если не сказать, древние традиции, и восходят они своими корнями к языческим верованиям племен, живших на территории современной Италии еще три тысячи лет назад. Ученые утверждают, что и сам месяц май был назван в честь богини Майи – покровительницы земли и плодородия. В те давние времена далекие предки современных европейцев в завершение, как сейчас принято говорить, весенне-полевых работ, устраивали торжества, вознося молитвы Майе, прося ее о богатом урожае. Считается, что эта традиция с массовыми гуляниями вскоре распространилась и на соседние племена и страны. Правда, не на все. К слову, в пантеоне небожителей традиционных осетинских верований за урожай и плодородие «отвечало» самостоятельное божество Уацилла, ни в какой зависимости не состоявший от Майи.
Однако история не уготовила древнему «Первомаю» вечного празднования. С принятием и распространением европейскими народами христианства многие языческие праздники стали безжалостно вытесняться официальной церковью. В числе таких праздников оказался и обычай первомайского прославления богини Майи. Усилиями церковников он был постепенно заменен на Пасху, которая в христианской традиции стала ассоциироваться с возрождением и всеобщим весенним пробуждением.
Столетия спустя Первомай все же возродился, правда уже не как религиозный праздник, а как проявление рабочего движения. Такая трансформация содержания праздника произошла под влиянием событий 1 мая 1886 года в Чикаго, когда тысячи рабочих этого американского промышленного центра объявили о забастовке. Тогда в ходе подавления демонстрации рабочих было убито несколько человек, и около двухсот пострадало. В память о чикагских событиях, состоявшийся в июле 1889 года Парижский конгресс II Интернационала объявил 1 мая Днем международной солидарности трудящихся всего мира в борьбе за свои права. Конгресс призвал ежегодно отмечать эту дату протестными демонстрациями с требованием к властям об установлении 8-часового рабочего дня.
В России демонстрации трудящихся прижились сразу, но под простым названием «маевки». Первую такую маевку в том же году провел В.И.Ленин, будучи в сибирской ссылке в селе Шушенском. Уже через год масштабные первомайские демонстрации прошли в Петербурге, Тбилиси, Баку, Харькове и Гомеле. Достаточно отметить, что в 1912 году на маевки по России вышло свыше 400 тысяч рабочих страны. А в 1917 году, после свержения самодержавия, Первомай в России впервые отметили открыто, на государственном уровне с широким размахом. На следующий год на Ходынском поле состоялся и первый военный первомайский парад.
Относительно богатый опыт проведения первомайских праздников накоплен и трудящимися Южной Осетии. Старшее и среднее поколения жителей столицы Республики и ее районных центров, безусловно, помнят, с каким размахом ежегодно отмечался праздник Первомая и у нас. Помимо демонстрации трудящихся, в которой обязаны были участвовать не только трудящиеся, но и военный парад войск Цхинвальского гарнизона (отмененного в конце 70-х годов), этот день был насыщен и культурно-массовыми мероприятиями. Так уж повелось, что по окончании главных мероприятий на Театральной площади народ, особенно молодежь, устремлялся в городской Парк культуры и отдыха им. Ленина, где в этот день выстраивались очереди к тирам, качелям, «чертовому колесу»... Тут же, на городском стадионе, проводились футбольные матчи и прочие спортивные состязания. Некоторые смельчаки в этот день открывали «купальный сезон» в Лиахве, другие предпочитали куда более «приземленные» удовольствия в находившемся в тени огромных тополей кафе, метко прозванным «Одуванчиком». В центре Цхинвала на каждом углу торговали кондитерскими изделиями, мороженым, сладостями и прочими детскими вкусностями.
Весь день с установленного на крыше Госдрамтеатра мощного репродуктора лилась патриотическая музыка, славили людей труда, в слушателей вселялась вера в «скорое светлое будущее всего человечества». А вечером сцены Госдрамтеатра и киноконцертного зала в том же парке предоставлялись в распоряжение местных и приглашенных артистов, которые давали для горожан праздничные концерты. К этому празднику готовили выставку своих произведений и мастера живописи. Газеты, печатавшиеся в этот день в цветном исполнении, размещали на своих страницах портреты передовиков производства, публиковали восторженные оды родной Коммунистической партии и Советской власти.
Праздничные мероприятия с каждым годом становились все масштабнее и красочнее. Полагаю, что многих из здравствующих поныне сталинирцев и цхинвальцев старшего поколения при упоминании Первомая посещают ностальгические чувства. А вот, как он зарождался в Южной Осетии, когда и в каких условиях отмечался в далекие времена – вряд ли кто-то может еще помнить. Поэтому, думаем, наш рассказ может быть интересен читателю.
К началу XX века Южная Осетия представляла собой одну из экономически отсталых национальных окраин царской России. Не было здесь ни промышленности, ни промышленного пролетариата – основной опоры большевиков и носителя революционных идей. Но это вовсе не значит, что юг Осетии был совершенно оторван от происходивших в те времена в России и в мире событий и тенденций. Здесь также стали появляться свои марксистские кружки. Первый такой создал известный революционер из Гори Сико Алимбарашвили (Алимбаров) при активном содействии другого социал-демократа Георгия Елисабедашвили. Это было в начале 1903 года. Второй такой кружок в том же году, спустя некоторое время создал в селении Мсхлеб Дзауского района Георгий Гаглоев. Еще один подпольный кружок он же создал и в селении Уанат Цхинвальского района. Именно члены этих кружков и развернули среди трудящихся Южной Осетии агитационную и пропагандистскую работу, распространяли среди них прокламации, листовки и другую нелегальную литературу. В том числе и прокламации под названием «Первое мая!», в которой содержался призыв к проведению акций солидарности с борющимися за свои права трудящимися всего мира.
Активисты местных социал-демократических организаций Южной Осетии отозвались на призыв и, несмотря на репрессивные действия жандармерии, сумели 1 мая 1903 года провести митинг на окраине Цхинвала, в районе села Хеит. Получилось некое подобие маевки, в которой приняли участие до 60 человек.
На следующий 1904 год маевка с участием 80 человек состоялась на том же месте у Хеитского ледника. Выступающие рассказали об истории возникновения Первомая, о событиях в Чикаго, Коммунистическом Интернационале и решениях Брюссельского конгресса. На митинге кроме организаторов выступили и присутствовавшие рабочие: каменщик Георгий, сапожник Сандро и другие.
Основной темой докладов на маевке 1905 года была уже тема русско-японской войны и первой русской революции. Кстати, в этот день 1 мая один из участников маевки в Цхинвале застрелил из ружья местного пристава Г. Аматуни.
…Проведение маевок и митингов в России было приостановлено в течение ряда лет, начиная с 1907 года вплоть до так называемого Ленского расстрела в апреле 1912 года. В отличие от других европейских стран, где с началом Первой мировой войны на убыль пошла и революционная борьба тамошних трудящихся, в России, наоборот, активность такой борьбы обнаружила заметную тенденцию к росту. Еще одним мощным стимулом к росту революционной активности трудящихся масс послужила Февральская (1917 г.) буржуазно-демократическая революция и свержение самодержавия в России и, особенно, победа Великой Октябрьской социалистической революции и установление советской власти. При этом отметим, что и в самой Грузии, в годы господства меньшевиков, в первомайском движении в немалом количестве были отмечены и осетин. Так, в 1919 году листовки и прокламации среди жителей Тифлиса распространяли рабочие депо Исак Газзаев и Андро Магкоев. Там же на улицах Назаретской и Черкесской, на стенах домов в Нахаловке расклеивали первомайские воззвания и прокламации учащиеся ремесленного училища цхинвальцы А.Гуссоев, В.Гассиев, В.Ростиашвили и другие.
…Со свержением меньшевистской тирании в Грузии и установлением советской власти в Южной Осетии первомайское движение не прекратилось. Напротив, оно вышло из подполья и приобрело легальные формы. Правда, претерпели изменения и цели, которые ставила перед трудящимися новая власть. Нынче на первомайских демонстрациях и маевках чаще звучали не призывы к проявлению солидарности с международным пролетариатом, а к восстановлению народного хозяйства, к решению проблем социального порядка и, в целом, к построению социализма. Так, по сообщению газеты «Хурзæрин», «1921 год в Южной Осетии выдался годом голодным. Поэтому Первомай мы провели под лозунгом борьбы с голодом» (30 апр. 1927 г.). Вообще, по лозунгам и призывам, звучавшим из уст ораторов на первомайских митингах, легко было составить представление о том, на каком этапе своего развития находится страна, какие ставит перед собой задачи, и, в целом, каково международное положение.
Первомай полноценно как праздничный день в Южной Осетии впервые отмечался в 1924 году. Соответствующие мероприятия прошли во многих населенных пунктах области. Так, в Цхинвале, на бульваре (ныне ул. Энгельса) перед зданием ЦИК была сооружена трибуна. Сюда пришло практически все население города. По улицам Цхинвала прошли парадным маршем колонны учащихся школ, молодых спартаковцев, курсантов с духовым оркестром. С трибуны митинга выступило несколько ораторов. К евреям Цхинвала от имени еврейских учащихся и молодежи обратился Хволес, который призвал их выйти из-под влияния раввинов, а на месте синагог открыть клубы и школы. Мероприятия прошли не только в Цхинвале и районных центрах. Первомаю посвятили и конные скачки. Накануне праздничный митинг с концертом состоялся и в селе Вахтана Знаурского района.
Партийное руководство автономной области параллельно прилагает усилия к замене «устаревших», в том числе и религиозных, праздников и традиций на новые светские. Иногда это давало на выходе комический результат. В подтверждение сказанному стоит привести отрывок из сообщения корреспондента журнала «Фидиуæг», опубликованного в №5 за 1930 год. Он писал, как в одном селе местный житель по случаю праздника 1 Мая, испив араки из 12 турьих рогов, вознес такую молитву: «Слава тебе, 1 Мая! 1 Мая, благослови с небес нас, живущих под твоей сенью людей. О, 1 Мая, ниспошли на нас свою благодать!». Такие случаи, хоть и имели место, но все активнее вытеснялись из жизни трудящихся новой, уже советской Южной Осетии.
С течением времени стало традицией к очередному Первомаю открывать какие-то новые предприятия фабрично- заводской промышленности, сельскохозяйственного производства, дороги, мосты, учебные заведения, проводить выставки, школьные олимпиады, смотры и конкурсы художественной самодеятельности. К примеру, на 1 Мая 1930 года был приурочен выход в свет первого номера газеты областной пионерской организации – «Мах фæлтæр». А 30 апреля 1931 года, в преддверии Первомая, в Цхинвале открылся первый слет передовиков промышленности и сельскохозяйственного производства.
Вообще, ко Дню международной солидарности трудящихся было принято рапортовать об очередных трудовых достижениях в выполнении заданий пятилетнего плана. В соцсоревнование по выполнению и перевыполнению производственных заданий вовлекалось все больше рабочих и тружеников села. Рапорты передовых рабочих и колхозников печатались на страницах местной печати. Традиция подведения итогов соцсоревнований именно к 1 мая сохранилась и в последующие годы. К примеру, в 1934 году общественность области чествовала ударников труда Исака Тедеева, Иосифа Кокоева, Василия Петриашвили, Казимира Джиоева, Бигулаева, Папашвили, Човелидзе, Лапина и Леоновича.
Первомайские праздники, как правило, проходили не только под лозунгами, восхвалявшими успехи трудящихся страны, достигнутые ими «под руководством родной Коммунистической партии и лично товарища Сталина» на пути к построению в СССР социализма, но и под лозунгами, связанными с текущими мировыми событиями. Так, в 1936 и последующих годах демонстранты клеймили позором Франко, выражали солидарность с борющимися с фашизмом патриотам Испании, призывали мировую общественность не допустить расползания германского нацизма. А в мрачные годы сталинских репрессий, на первомайские демонстрации народ выходил под лозунгами, призывавшими к расправе над троцкистами, зиновьевцами и прочими «предателями». Таково было веление времени.
Но основными лозунгами предвоенных лет, безусловно, были построение в СССР социализма окончательно и бесповоротно. По представлению идеологов партийно-советской номенклатуры, тем самым была открыта прямая «столбовая» дорога к строительству в СССР коммунизма. Важным этапом на пути к достижению поставленной цели призвана была стать третья пятилетка, к выполнению задач которой, засучив рукава, приступили рабочие и крестьяне Советского Союза.
Ни у кого в стране, в том числе и в Южной Осетии, тогда не возникало сомнений в достижимости поставленных задач. Здесь трудовой энтузиазм рабочих и крестьян буквально зашкаливал. Число ударников труда и стахановцев в промышленности, капитальном и дорожном строительстве и сельскохозяйственном производстве исчислялось сотнями. К примеру, в социалистическом соревновании, объявленному к 1 Мая 1940 года, в разы перевыполнили нормы труда рабочие Цхинвальского кирпичного завода Хачик Снхчян и Карапет Ишханян, строители железнодорожной ветки Гори-Цхинвал Габараев, Сагаков и Литвинов, вторая бригада садоводов колхоза села Авнев. На лесопильном заводе из 14 комсомольцев 4 были молодыми стахановцами, а 10 остальных – ударниками труда. Победителями социалистического соревнования по достойной встрече 1 Мая на предприятии стали Р.Тадтаев, О.Губиров, Д.Тедеев и Г.Цховребов. Они прошли в первых рядах на праздничной демонстрации 1 Мая 1940 года.
Последний раз в предвоенный период трудящиеся Южной Осетии масштабно отметили Первомай в 1941 году. Еще 25 апреля Цхинвальский Горком партии образовал специальную комиссию по проведению предстоящего праздника на высоком организационном и политическом уровне. Помимо них в подготовительных работах участвовало 56 агитаторов. Цхинвал активно готовился, пытаясь охватить все сферы жизнедеятельности города. Достаточно сказать, что в предпраздничные дни многие категории трудящихся работали по сокращенному графику, а часть городских магазинов работала до трех часов ночи.
30 апреля в зале Госдрамтеатра им. К.Хетагурова состоялось торжественное собрание представителей общественности Южной Осетии, по окончанию которого зрителям была представлена концертная программа. На следующий день, после праздничной демонстрации, в кинотеатре «Фидиуаг» бесплатно показывали кинокартины из специально подобранного репертуара. Весь день по местной радиосети звучали здравицы и лозунги, восхвалявшие советский народ, человека труда, исполнялись героические песни и другие патриотические художественные произведения. Звучали новые стихотворения осетинских поэтов Р.Асаева, Г.Чочиева, Х.Хугаева, а также переведенные на осетинский язык стихи В.Зурабишвили и Б.Паписмедова.
Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война внесла серьезные коррективы во все сферы жизнедеятельности советского общества. Все силы и ресурсы были мобилизованы на отпор врагу. Советскому народу, особенно жителям, оказавшимся на временно оккупированных территориях, было не до проведения масштабных мероприятий. Но в тылу, где все трудоспособное население, следуя призыву политического руководства СССР «Все для фронта! Все для Победы!», денно и нощно трудилось, проявляя трудовой героизм, в заводских цехах и на полевом стане, Первомай продолжал жить. Конечно, изменились и первомайские лозунги и призывы. Они славили героизм и отвагу воинов Красной Армии, вселяли уверенность в скорую победу советского народа, призывали людей к самоотверженному труду, к проявлению бдительности и осторожности в условиях военного времени. Однако от празднования Первомая с довоенным размахом и с проведением многолюдных культурно-массовых мероприятий пришлось воздержаться даже в глубоком тылу, в том числе и в Южной Осетии.
К масштабному празднованию 1 мая как Дня Международной солидарности трудящихся с демонстрациями и военным парадом в Советском Союзе вернулись уже после Великой Отечественной войны. Через неделю с небольшим за Первомаем следовал День Победы 9 Мая с военным парадом, но без праздничной демонстрации трудящихся. Получалось, что в течение одной декады в городах страны проводилось по два военных парада. Руководство страны объективно сочло это лишенным всякой целесообразности, в результате чего проведение военного парада 1 Мая было отменено.
Последняя массовая праздничная демонстрация трудящихся в Советском Союзе состоялась в 1990 году. В последующие годы Первомай отмечался лишь локальными мероприятиями, без особой помпезности, политических речей и воззваний. В 1992 году, уже после развала СССР, День международной солидарности трудящихся был переименован в Праздник весны и труда. А Первомай, как советский праздник, канул в историю. Тем не менее, его повсеместно продолжают отмечать, но уже как возможность воспользоваться выходными днями, чтобы отдохнуть, посетить многочисленные культурно-массовые мероприятия, приуроченные к этому дню, пообщаться с живой природой, выехать на дачу и т.д. Таким образом, в течение первых постсоветских лет государственный политический праздник плавно превратился в праздник народный. В настоящее время мы, также как и общественность Российской Федерации и некоторых других стран, 1 мая отмечаем как Праздник Весны и Труда. При этом подавляющее большинство населения считает, что Первомай не отмечать нельзя, поскольку он считается самым народным из всех политических праздников, оставшихся в наследство от советского прошлого. Как написал один из пользователей Интернета, никакой другой праздник не позволяет людям многих стран проявить солидарность. И как бы мы не называли этот праздник – День солидарности трудящихся или День Весны и Труда – он полностью соответствует своим названиям. И кто бы как ни относился к праздничным дням нашего недавнего прошлого, бесспорно то, что каждый из них является неотъемлемым элементом истории страны. Это, безусловно, относится и к празднованию Первомая – бывшему Дню международной солидарности трудящихся.
И пусть сегодня Первомай поменял свое название и наполнился новым содержанием, само понятие праздника живо. Правда, опросив многих молодых жителей Цхинвала, нам, с сожалением, приходится констатировать, что большинство из них ничего не знают о том, прежнем, Первомае. Значит, предложенная статья написана не зря. Нам, ныне живущим, следует знать историю своей страны, в том числе знать и о том, как Первомай прокладывал дорогу и в самые отдаленные уголки Южной Осетии, неся с собой новые веяния, передовые по тем временам ценности, воспитывая людей в духе подлинного патриотизма и интернационализма.
С праздником Вас!
К.П. Пухаев
кандидат исторических наук
(печатается в сокращении)
Однако история не уготовила древнему «Первомаю» вечного празднования. С принятием и распространением европейскими народами христианства многие языческие праздники стали безжалостно вытесняться официальной церковью. В числе таких праздников оказался и обычай первомайского прославления богини Майи. Усилиями церковников он был постепенно заменен на Пасху, которая в христианской традиции стала ассоциироваться с возрождением и всеобщим весенним пробуждением.
Столетия спустя Первомай все же возродился, правда уже не как религиозный праздник, а как проявление рабочего движения. Такая трансформация содержания праздника произошла под влиянием событий 1 мая 1886 года в Чикаго, когда тысячи рабочих этого американского промышленного центра объявили о забастовке. Тогда в ходе подавления демонстрации рабочих было убито несколько человек, и около двухсот пострадало. В память о чикагских событиях, состоявшийся в июле 1889 года Парижский конгресс II Интернационала объявил 1 мая Днем международной солидарности трудящихся всего мира в борьбе за свои права. Конгресс призвал ежегодно отмечать эту дату протестными демонстрациями с требованием к властям об установлении 8-часового рабочего дня.
В России демонстрации трудящихся прижились сразу, но под простым названием «маевки». Первую такую маевку в том же году провел В.И.Ленин, будучи в сибирской ссылке в селе Шушенском. Уже через год масштабные первомайские демонстрации прошли в Петербурге, Тбилиси, Баку, Харькове и Гомеле. Достаточно отметить, что в 1912 году на маевки по России вышло свыше 400 тысяч рабочих страны. А в 1917 году, после свержения самодержавия, Первомай в России впервые отметили открыто, на государственном уровне с широким размахом. На следующий год на Ходынском поле состоялся и первый военный первомайский парад.
Относительно богатый опыт проведения первомайских праздников накоплен и трудящимися Южной Осетии. Старшее и среднее поколения жителей столицы Республики и ее районных центров, безусловно, помнят, с каким размахом ежегодно отмечался праздник Первомая и у нас. Помимо демонстрации трудящихся, в которой обязаны были участвовать не только трудящиеся, но и военный парад войск Цхинвальского гарнизона (отмененного в конце 70-х годов), этот день был насыщен и культурно-массовыми мероприятиями. Так уж повелось, что по окончании главных мероприятий на Театральной площади народ, особенно молодежь, устремлялся в городской Парк культуры и отдыха им. Ленина, где в этот день выстраивались очереди к тирам, качелям, «чертовому колесу»... Тут же, на городском стадионе, проводились футбольные матчи и прочие спортивные состязания. Некоторые смельчаки в этот день открывали «купальный сезон» в Лиахве, другие предпочитали куда более «приземленные» удовольствия в находившемся в тени огромных тополей кафе, метко прозванным «Одуванчиком». В центре Цхинвала на каждом углу торговали кондитерскими изделиями, мороженым, сладостями и прочими детскими вкусностями.
Весь день с установленного на крыше Госдрамтеатра мощного репродуктора лилась патриотическая музыка, славили людей труда, в слушателей вселялась вера в «скорое светлое будущее всего человечества». А вечером сцены Госдрамтеатра и киноконцертного зала в том же парке предоставлялись в распоряжение местных и приглашенных артистов, которые давали для горожан праздничные концерты. К этому празднику готовили выставку своих произведений и мастера живописи. Газеты, печатавшиеся в этот день в цветном исполнении, размещали на своих страницах портреты передовиков производства, публиковали восторженные оды родной Коммунистической партии и Советской власти.
Праздничные мероприятия с каждым годом становились все масштабнее и красочнее. Полагаю, что многих из здравствующих поныне сталинирцев и цхинвальцев старшего поколения при упоминании Первомая посещают ностальгические чувства. А вот, как он зарождался в Южной Осетии, когда и в каких условиях отмечался в далекие времена – вряд ли кто-то может еще помнить. Поэтому, думаем, наш рассказ может быть интересен читателю.
К началу XX века Южная Осетия представляла собой одну из экономически отсталых национальных окраин царской России. Не было здесь ни промышленности, ни промышленного пролетариата – основной опоры большевиков и носителя революционных идей. Но это вовсе не значит, что юг Осетии был совершенно оторван от происходивших в те времена в России и в мире событий и тенденций. Здесь также стали появляться свои марксистские кружки. Первый такой создал известный революционер из Гори Сико Алимбарашвили (Алимбаров) при активном содействии другого социал-демократа Георгия Елисабедашвили. Это было в начале 1903 года. Второй такой кружок в том же году, спустя некоторое время создал в селении Мсхлеб Дзауского района Георгий Гаглоев. Еще один подпольный кружок он же создал и в селении Уанат Цхинвальского района. Именно члены этих кружков и развернули среди трудящихся Южной Осетии агитационную и пропагандистскую работу, распространяли среди них прокламации, листовки и другую нелегальную литературу. В том числе и прокламации под названием «Первое мая!», в которой содержался призыв к проведению акций солидарности с борющимися за свои права трудящимися всего мира.
Активисты местных социал-демократических организаций Южной Осетии отозвались на призыв и, несмотря на репрессивные действия жандармерии, сумели 1 мая 1903 года провести митинг на окраине Цхинвала, в районе села Хеит. Получилось некое подобие маевки, в которой приняли участие до 60 человек.
На следующий 1904 год маевка с участием 80 человек состоялась на том же месте у Хеитского ледника. Выступающие рассказали об истории возникновения Первомая, о событиях в Чикаго, Коммунистическом Интернационале и решениях Брюссельского конгресса. На митинге кроме организаторов выступили и присутствовавшие рабочие: каменщик Георгий, сапожник Сандро и другие.
Основной темой докладов на маевке 1905 года была уже тема русско-японской войны и первой русской революции. Кстати, в этот день 1 мая один из участников маевки в Цхинвале застрелил из ружья местного пристава Г. Аматуни.
…Проведение маевок и митингов в России было приостановлено в течение ряда лет, начиная с 1907 года вплоть до так называемого Ленского расстрела в апреле 1912 года. В отличие от других европейских стран, где с началом Первой мировой войны на убыль пошла и революционная борьба тамошних трудящихся, в России, наоборот, активность такой борьбы обнаружила заметную тенденцию к росту. Еще одним мощным стимулом к росту революционной активности трудящихся масс послужила Февральская (1917 г.) буржуазно-демократическая революция и свержение самодержавия в России и, особенно, победа Великой Октябрьской социалистической революции и установление советской власти. При этом отметим, что и в самой Грузии, в годы господства меньшевиков, в первомайском движении в немалом количестве были отмечены и осетин. Так, в 1919 году листовки и прокламации среди жителей Тифлиса распространяли рабочие депо Исак Газзаев и Андро Магкоев. Там же на улицах Назаретской и Черкесской, на стенах домов в Нахаловке расклеивали первомайские воззвания и прокламации учащиеся ремесленного училища цхинвальцы А.Гуссоев, В.Гассиев, В.Ростиашвили и другие.
…Со свержением меньшевистской тирании в Грузии и установлением советской власти в Южной Осетии первомайское движение не прекратилось. Напротив, оно вышло из подполья и приобрело легальные формы. Правда, претерпели изменения и цели, которые ставила перед трудящимися новая власть. Нынче на первомайских демонстрациях и маевках чаще звучали не призывы к проявлению солидарности с международным пролетариатом, а к восстановлению народного хозяйства, к решению проблем социального порядка и, в целом, к построению социализма. Так, по сообщению газеты «Хурзæрин», «1921 год в Южной Осетии выдался годом голодным. Поэтому Первомай мы провели под лозунгом борьбы с голодом» (30 апр. 1927 г.). Вообще, по лозунгам и призывам, звучавшим из уст ораторов на первомайских митингах, легко было составить представление о том, на каком этапе своего развития находится страна, какие ставит перед собой задачи, и, в целом, каково международное положение.
Первомай полноценно как праздничный день в Южной Осетии впервые отмечался в 1924 году. Соответствующие мероприятия прошли во многих населенных пунктах области. Так, в Цхинвале, на бульваре (ныне ул. Энгельса) перед зданием ЦИК была сооружена трибуна. Сюда пришло практически все население города. По улицам Цхинвала прошли парадным маршем колонны учащихся школ, молодых спартаковцев, курсантов с духовым оркестром. С трибуны митинга выступило несколько ораторов. К евреям Цхинвала от имени еврейских учащихся и молодежи обратился Хволес, который призвал их выйти из-под влияния раввинов, а на месте синагог открыть клубы и школы. Мероприятия прошли не только в Цхинвале и районных центрах. Первомаю посвятили и конные скачки. Накануне праздничный митинг с концертом состоялся и в селе Вахтана Знаурского района.
Партийное руководство автономной области параллельно прилагает усилия к замене «устаревших», в том числе и религиозных, праздников и традиций на новые светские. Иногда это давало на выходе комический результат. В подтверждение сказанному стоит привести отрывок из сообщения корреспондента журнала «Фидиуæг», опубликованного в №5 за 1930 год. Он писал, как в одном селе местный житель по случаю праздника 1 Мая, испив араки из 12 турьих рогов, вознес такую молитву: «Слава тебе, 1 Мая! 1 Мая, благослови с небес нас, живущих под твоей сенью людей. О, 1 Мая, ниспошли на нас свою благодать!». Такие случаи, хоть и имели место, но все активнее вытеснялись из жизни трудящихся новой, уже советской Южной Осетии.
С течением времени стало традицией к очередному Первомаю открывать какие-то новые предприятия фабрично- заводской промышленности, сельскохозяйственного производства, дороги, мосты, учебные заведения, проводить выставки, школьные олимпиады, смотры и конкурсы художественной самодеятельности. К примеру, на 1 Мая 1930 года был приурочен выход в свет первого номера газеты областной пионерской организации – «Мах фæлтæр». А 30 апреля 1931 года, в преддверии Первомая, в Цхинвале открылся первый слет передовиков промышленности и сельскохозяйственного производства.
Вообще, ко Дню международной солидарности трудящихся было принято рапортовать об очередных трудовых достижениях в выполнении заданий пятилетнего плана. В соцсоревнование по выполнению и перевыполнению производственных заданий вовлекалось все больше рабочих и тружеников села. Рапорты передовых рабочих и колхозников печатались на страницах местной печати. Традиция подведения итогов соцсоревнований именно к 1 мая сохранилась и в последующие годы. К примеру, в 1934 году общественность области чествовала ударников труда Исака Тедеева, Иосифа Кокоева, Василия Петриашвили, Казимира Джиоева, Бигулаева, Папашвили, Човелидзе, Лапина и Леоновича.
Первомайские праздники, как правило, проходили не только под лозунгами, восхвалявшими успехи трудящихся страны, достигнутые ими «под руководством родной Коммунистической партии и лично товарища Сталина» на пути к построению в СССР социализма, но и под лозунгами, связанными с текущими мировыми событиями. Так, в 1936 и последующих годах демонстранты клеймили позором Франко, выражали солидарность с борющимися с фашизмом патриотам Испании, призывали мировую общественность не допустить расползания германского нацизма. А в мрачные годы сталинских репрессий, на первомайские демонстрации народ выходил под лозунгами, призывавшими к расправе над троцкистами, зиновьевцами и прочими «предателями». Таково было веление времени.
Но основными лозунгами предвоенных лет, безусловно, были построение в СССР социализма окончательно и бесповоротно. По представлению идеологов партийно-советской номенклатуры, тем самым была открыта прямая «столбовая» дорога к строительству в СССР коммунизма. Важным этапом на пути к достижению поставленной цели призвана была стать третья пятилетка, к выполнению задач которой, засучив рукава, приступили рабочие и крестьяне Советского Союза.
Ни у кого в стране, в том числе и в Южной Осетии, тогда не возникало сомнений в достижимости поставленных задач. Здесь трудовой энтузиазм рабочих и крестьян буквально зашкаливал. Число ударников труда и стахановцев в промышленности, капитальном и дорожном строительстве и сельскохозяйственном производстве исчислялось сотнями. К примеру, в социалистическом соревновании, объявленному к 1 Мая 1940 года, в разы перевыполнили нормы труда рабочие Цхинвальского кирпичного завода Хачик Снхчян и Карапет Ишханян, строители железнодорожной ветки Гори-Цхинвал Габараев, Сагаков и Литвинов, вторая бригада садоводов колхоза села Авнев. На лесопильном заводе из 14 комсомольцев 4 были молодыми стахановцами, а 10 остальных – ударниками труда. Победителями социалистического соревнования по достойной встрече 1 Мая на предприятии стали Р.Тадтаев, О.Губиров, Д.Тедеев и Г.Цховребов. Они прошли в первых рядах на праздничной демонстрации 1 Мая 1940 года.
Последний раз в предвоенный период трудящиеся Южной Осетии масштабно отметили Первомай в 1941 году. Еще 25 апреля Цхинвальский Горком партии образовал специальную комиссию по проведению предстоящего праздника на высоком организационном и политическом уровне. Помимо них в подготовительных работах участвовало 56 агитаторов. Цхинвал активно готовился, пытаясь охватить все сферы жизнедеятельности города. Достаточно сказать, что в предпраздничные дни многие категории трудящихся работали по сокращенному графику, а часть городских магазинов работала до трех часов ночи.
30 апреля в зале Госдрамтеатра им. К.Хетагурова состоялось торжественное собрание представителей общественности Южной Осетии, по окончанию которого зрителям была представлена концертная программа. На следующий день, после праздничной демонстрации, в кинотеатре «Фидиуаг» бесплатно показывали кинокартины из специально подобранного репертуара. Весь день по местной радиосети звучали здравицы и лозунги, восхвалявшие советский народ, человека труда, исполнялись героические песни и другие патриотические художественные произведения. Звучали новые стихотворения осетинских поэтов Р.Асаева, Г.Чочиева, Х.Хугаева, а также переведенные на осетинский язык стихи В.Зурабишвили и Б.Паписмедова.
Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война внесла серьезные коррективы во все сферы жизнедеятельности советского общества. Все силы и ресурсы были мобилизованы на отпор врагу. Советскому народу, особенно жителям, оказавшимся на временно оккупированных территориях, было не до проведения масштабных мероприятий. Но в тылу, где все трудоспособное население, следуя призыву политического руководства СССР «Все для фронта! Все для Победы!», денно и нощно трудилось, проявляя трудовой героизм, в заводских цехах и на полевом стане, Первомай продолжал жить. Конечно, изменились и первомайские лозунги и призывы. Они славили героизм и отвагу воинов Красной Армии, вселяли уверенность в скорую победу советского народа, призывали людей к самоотверженному труду, к проявлению бдительности и осторожности в условиях военного времени. Однако от празднования Первомая с довоенным размахом и с проведением многолюдных культурно-массовых мероприятий пришлось воздержаться даже в глубоком тылу, в том числе и в Южной Осетии.
К масштабному празднованию 1 мая как Дня Международной солидарности трудящихся с демонстрациями и военным парадом в Советском Союзе вернулись уже после Великой Отечественной войны. Через неделю с небольшим за Первомаем следовал День Победы 9 Мая с военным парадом, но без праздничной демонстрации трудящихся. Получалось, что в течение одной декады в городах страны проводилось по два военных парада. Руководство страны объективно сочло это лишенным всякой целесообразности, в результате чего проведение военного парада 1 Мая было отменено.
Последняя массовая праздничная демонстрация трудящихся в Советском Союзе состоялась в 1990 году. В последующие годы Первомай отмечался лишь локальными мероприятиями, без особой помпезности, политических речей и воззваний. В 1992 году, уже после развала СССР, День международной солидарности трудящихся был переименован в Праздник весны и труда. А Первомай, как советский праздник, канул в историю. Тем не менее, его повсеместно продолжают отмечать, но уже как возможность воспользоваться выходными днями, чтобы отдохнуть, посетить многочисленные культурно-массовые мероприятия, приуроченные к этому дню, пообщаться с живой природой, выехать на дачу и т.д. Таким образом, в течение первых постсоветских лет государственный политический праздник плавно превратился в праздник народный. В настоящее время мы, также как и общественность Российской Федерации и некоторых других стран, 1 мая отмечаем как Праздник Весны и Труда. При этом подавляющее большинство населения считает, что Первомай не отмечать нельзя, поскольку он считается самым народным из всех политических праздников, оставшихся в наследство от советского прошлого. Как написал один из пользователей Интернета, никакой другой праздник не позволяет людям многих стран проявить солидарность. И как бы мы не называли этот праздник – День солидарности трудящихся или День Весны и Труда – он полностью соответствует своим названиям. И кто бы как ни относился к праздничным дням нашего недавнего прошлого, бесспорно то, что каждый из них является неотъемлемым элементом истории страны. Это, безусловно, относится и к празднованию Первомая – бывшему Дню международной солидарности трудящихся.
И пусть сегодня Первомай поменял свое название и наполнился новым содержанием, само понятие праздника живо. Правда, опросив многих молодых жителей Цхинвала, нам, с сожалением, приходится констатировать, что большинство из них ничего не знают о том, прежнем, Первомае. Значит, предложенная статья написана не зря. Нам, ныне живущим, следует знать историю своей страны, в том числе знать и о том, как Первомай прокладывал дорогу и в самые отдаленные уголки Южной Осетии, неся с собой новые веяния, передовые по тем временам ценности, воспитывая людей в духе подлинного патриотизма и интернационализма.
С праздником Вас!
К.П. Пухаев
кандидат исторических наук
(печатается в сокращении)
Источник - Газета Республика.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.