Комментарий Министерства иностранных дел Российской Федерации относительно выполнения плана «Д.А.Медведева–Н.Саркози»
1 сентября 2008 Дайджест [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [2830 просмотров]
В дискуссиях вокруг ситуации в Южной Осетии и Абхазии наши западные партнеры призывают к полному выполнению 6 принципов, согласованных Президентами России и Франции 12 августа 2008 года в Москве. При этом нередко звучат утверждения, что именно Россия якобы не до конца выполнила зафиксированные в этих принципах договоренности.
Соответствующие разъяснения, подкрепленные фактами, о том, что все предусмотренные в принципах действия Москва уже осуществила, делались нами неоднократно на самом высоком уровне. Хотели бы еще раз подробно остановиться на этом вопросе с тем, чтобы внести в него окончательную ясность.
Первый принцип гласит: «не прибегать к использованию силы». Адресован он прежде всего грузинскому руководству, которое совершило агрессивное нападение на Южную Осетию в ночь на 8 августа в нарушение всех своих обязательств и имеющихся договоренностей. Россия в течение последнего года последовательно добивалась, в том числе в ОБСЕ и Совете Безопасности ООН, заключения соглашения Тбилиси с Цхинвалом и Сухумом, в котором в юридически обязывающей форме закреплялась бы недопустимость силовых действий для урегулирования конфликтов. Наши предложения многократно отвергались режимом Саакашвили, а его покровители отказались воздействовать на грузинского лидера. Поэтому нет никаких сомнений, что выполнение первого принципа инициативы Медведева–Саркози целиком зависит от Тбилиси и тех, кто его поддерживает.
Принцип второй предполагает окончательное прекращение всех военных действий. Здесь тоже главное – удержать Саакашвили от новых военных авантюр, не допустить перевооружения режима, который за последние 4 года неоднократно демонстрировал, на какие цели он использует поставляемое ему открыто и скрытно оружие. К сожалению, есть сведения о том, что перевооружение режима Саакашвили уже началось. Участники этого процесса должны осознать свою ответственность. Что касается России, то военные действия нашего усиленного миротворческого контингента, предпринятые в целях принуждения агрессора к миру, были завершены по приказу Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации 12 августа 2008 года.
Принцип третий касается свободного доступа к гуманитарной помощи. Каких-либо препятствий на ее пути с российской стороны не существует. Такая помощь в значительных объемах поступала и продолжает поступать с территории Российской Федерации. Наши миротворцы, контролирующие зону безопасности вокруг Южной Осетии, также имеют приказ пропускать любые согласованные с Цхинвалом гуманитарные поставки с территории Грузии в соответствии с общепринятыми процедурами. Разумеется, такие процедуры предполагают контроль за тем, чтобы декларируемые в качестве помощи грузы действительно имели сугубо гуманитарный характер.
Четвертый принцип, требующий возвращения вооруженных сил Грузии в места их постоянной дислокации, то есть в казармы, заслуживает особого внимания, поскольку имеющиеся данные пока не позволяют говорить о его выполнении грузинской стороной. Необходимо, чтобы свою роль в обеспечении строгого выполнения данного принципа сыграла Миссия ОБСЕ в Грузии.
Пятый принцип состоит из двух частей. Что касается вывода Вооруженных Сил Российской Федерации на линию, предшествующую началу боевых действий, то этот процесс завершен. Все введенные в Южную Осетию для отражения грузинской агрессии подразделения наших вооруженных сил возвращены на территорию России, за исключением тех, которые находятся в Южной Осетии в ответ на просьбу ее руководства для выполнения функций поддержания мира. Кроме того, российские миротворческие силы, как это и предусмотрено во второй части пятого принципа, принимают дополнительные меры безопасности. В этих целях сформирована зона безопасности вокруг Южной Осетии, режим которой в настоящее время обеспечивается постами российских миротворческих сил общей численностью до 500 человек.
С пятым принципом тесно увязан шестой – начало международного обсуждения путей обеспечения прочной безопасности Южной Осетии и Абхазии. Такое обсуждение уже активно идет в ОБСЕ, где принято решение о направлении в состав Миссии ОБСЕ в Грузии дополнительно до 100 военных наблюдателей. Российская сторона готова к их дальнейшему увеличению. Учитывая печальный опыт, связанный с агрессивными устремлениями нынешнего грузинского руководства, функции военных наблюдателей ОБСЕ должны концентрироваться на патрулировании зоны безопасности с особым вниманием к ее внешнему периметру. Российские миротворцы готовы к самому тесному сотрудничеству с ними. Кроме того, в зоне безопасности целесообразно обеспечить международное полицейское присутствие. Такое присутствие могло бы быть развернуто по мандату ОБСЕ с опорой на возможности Евросоюза, учитывая проявленную членами ЕС заинтересованность в этом. Мы будем готовы рассмотреть возможность участия российских представителей в международном полицейском присутствии в зоне безопасности. Предстоит согласовать на международном уровне режим этой зоны, прежде всего – параметры ее демилитаризации.
Когда международные механизмы (дополнительные военные наблюдатели, полицейский компонент и возможные другие формы международного участия) будут созданы и начнут полноценно функционировать, можно будет провести анализ оперативной обстановки в зоне безопасности с целью убедиться, что ее режим эффективен с точки зрения недопущения новых нападений на Южную Осетию и возобновления боевых действий.
В аналогичном ключе мы готовы рассматривать и вопрос расширения сотрудничества российских миротворческих сил с международными присутствиями в зоне безопасности вокруг Абхазии, учитывая уже имеющийся полезный опыт взаимодействия в этом районе между нашими миротворцами и военными наблюдателями ООН.
У российской стороны нет намерения навсегда сохранять свои миротворческие силы за пределами Южной Осетии и Абхазии. Вместе с тем мы будем настаивать на обеспечении в изложенном выше духе надежного международного контроля в прилегающих к их территории районах Грузии, чтобы предотвращать подготовку тбилисским режимом новых военных авантюр.
В конечном счете, согласование всех конкретных аспектов эффективного режима в зонах безопасности должно быть оформлено юридически и подкреплено подписанием грузинской стороной с Южной Осетией и Абхазией документов о взаимных гарантиях неприменения силы.
Все это позволит последовательно продвигаться к ситуации, когда контрольную деятельность в зонах безопасности будут осуществлять международные присутствия на основе упомянутых выше гарантий.
1 сентября 2008 года
www.mid.ru
Соответствующие разъяснения, подкрепленные фактами, о том, что все предусмотренные в принципах действия Москва уже осуществила, делались нами неоднократно на самом высоком уровне. Хотели бы еще раз подробно остановиться на этом вопросе с тем, чтобы внести в него окончательную ясность.
Первый принцип гласит: «не прибегать к использованию силы». Адресован он прежде всего грузинскому руководству, которое совершило агрессивное нападение на Южную Осетию в ночь на 8 августа в нарушение всех своих обязательств и имеющихся договоренностей. Россия в течение последнего года последовательно добивалась, в том числе в ОБСЕ и Совете Безопасности ООН, заключения соглашения Тбилиси с Цхинвалом и Сухумом, в котором в юридически обязывающей форме закреплялась бы недопустимость силовых действий для урегулирования конфликтов. Наши предложения многократно отвергались режимом Саакашвили, а его покровители отказались воздействовать на грузинского лидера. Поэтому нет никаких сомнений, что выполнение первого принципа инициативы Медведева–Саркози целиком зависит от Тбилиси и тех, кто его поддерживает.
Принцип второй предполагает окончательное прекращение всех военных действий. Здесь тоже главное – удержать Саакашвили от новых военных авантюр, не допустить перевооружения режима, который за последние 4 года неоднократно демонстрировал, на какие цели он использует поставляемое ему открыто и скрытно оружие. К сожалению, есть сведения о том, что перевооружение режима Саакашвили уже началось. Участники этого процесса должны осознать свою ответственность. Что касается России, то военные действия нашего усиленного миротворческого контингента, предпринятые в целях принуждения агрессора к миру, были завершены по приказу Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации 12 августа 2008 года.
Принцип третий касается свободного доступа к гуманитарной помощи. Каких-либо препятствий на ее пути с российской стороны не существует. Такая помощь в значительных объемах поступала и продолжает поступать с территории Российской Федерации. Наши миротворцы, контролирующие зону безопасности вокруг Южной Осетии, также имеют приказ пропускать любые согласованные с Цхинвалом гуманитарные поставки с территории Грузии в соответствии с общепринятыми процедурами. Разумеется, такие процедуры предполагают контроль за тем, чтобы декларируемые в качестве помощи грузы действительно имели сугубо гуманитарный характер.
Четвертый принцип, требующий возвращения вооруженных сил Грузии в места их постоянной дислокации, то есть в казармы, заслуживает особого внимания, поскольку имеющиеся данные пока не позволяют говорить о его выполнении грузинской стороной. Необходимо, чтобы свою роль в обеспечении строгого выполнения данного принципа сыграла Миссия ОБСЕ в Грузии.
Пятый принцип состоит из двух частей. Что касается вывода Вооруженных Сил Российской Федерации на линию, предшествующую началу боевых действий, то этот процесс завершен. Все введенные в Южную Осетию для отражения грузинской агрессии подразделения наших вооруженных сил возвращены на территорию России, за исключением тех, которые находятся в Южной Осетии в ответ на просьбу ее руководства для выполнения функций поддержания мира. Кроме того, российские миротворческие силы, как это и предусмотрено во второй части пятого принципа, принимают дополнительные меры безопасности. В этих целях сформирована зона безопасности вокруг Южной Осетии, режим которой в настоящее время обеспечивается постами российских миротворческих сил общей численностью до 500 человек.
С пятым принципом тесно увязан шестой – начало международного обсуждения путей обеспечения прочной безопасности Южной Осетии и Абхазии. Такое обсуждение уже активно идет в ОБСЕ, где принято решение о направлении в состав Миссии ОБСЕ в Грузии дополнительно до 100 военных наблюдателей. Российская сторона готова к их дальнейшему увеличению. Учитывая печальный опыт, связанный с агрессивными устремлениями нынешнего грузинского руководства, функции военных наблюдателей ОБСЕ должны концентрироваться на патрулировании зоны безопасности с особым вниманием к ее внешнему периметру. Российские миротворцы готовы к самому тесному сотрудничеству с ними. Кроме того, в зоне безопасности целесообразно обеспечить международное полицейское присутствие. Такое присутствие могло бы быть развернуто по мандату ОБСЕ с опорой на возможности Евросоюза, учитывая проявленную членами ЕС заинтересованность в этом. Мы будем готовы рассмотреть возможность участия российских представителей в международном полицейском присутствии в зоне безопасности. Предстоит согласовать на международном уровне режим этой зоны, прежде всего – параметры ее демилитаризации.
Когда международные механизмы (дополнительные военные наблюдатели, полицейский компонент и возможные другие формы международного участия) будут созданы и начнут полноценно функционировать, можно будет провести анализ оперативной обстановки в зоне безопасности с целью убедиться, что ее режим эффективен с точки зрения недопущения новых нападений на Южную Осетию и возобновления боевых действий.
В аналогичном ключе мы готовы рассматривать и вопрос расширения сотрудничества российских миротворческих сил с международными присутствиями в зоне безопасности вокруг Абхазии, учитывая уже имеющийся полезный опыт взаимодействия в этом районе между нашими миротворцами и военными наблюдателями ООН.
У российской стороны нет намерения навсегда сохранять свои миротворческие силы за пределами Южной Осетии и Абхазии. Вместе с тем мы будем настаивать на обеспечении в изложенном выше духе надежного международного контроля в прилегающих к их территории районах Грузии, чтобы предотвращать подготовку тбилисским режимом новых военных авантюр.
В конечном счете, согласование всех конкретных аспектов эффективного режима в зонах безопасности должно быть оформлено юридически и подкреплено подписанием грузинской стороной с Южной Осетией и Абхазией документов о взаимных гарантиях неприменения силы.
Все это позволит последовательно продвигаться к ситуации, когда контрольную деятельность в зонах безопасности будут осуществлять международные присутствия на основе упомянутых выше гарантий.
1 сентября 2008 года
www.mid.ru
Источник - ИА ОСинформ.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.