Бегло о музеях юга Осетии и их проблемах
21 июля 2020 Новости [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [365 просмотров]
Если рассматривать историю музеев Южной Осетии, то она началась в 20-х годах прошлого века, когда в столице Юго-Осетинской автономной области, городе Цхинвал, был создан областной Краеведческий музей. В историческом центре Цхинвала, недалеко от Старого моста было обустроено небольшое здание, в котором демонстрировались документы по истории революционного движения, предметы национального быта и старины, отдельные образцы флоры и фауны Южной Осетии. Коллекции музея, основу которых составили поначалу малочисленные предметы этнографии и археологии, увеличивались на протяжении всей семидесятилетней истории советской власти. В 30-40-е годы экспозицию музея обогатили произведения живописи и графики на национальную тематику Махарбека Туганова, основоположника современной осетинской художественной школы. Лучшие работы выдающегося мастера и по сей день принадлежат югу Осетии, поскольку именно здесь он творил и создавал свои шедевры в расцвете творческих сил. Еще один из главных вкладов в музейный фонд Южной Осетии – уникальная коллекция Тлийской бронзы Баграта Техова.
За свою столетнюю историю музей пережил многое: пожары, обстрелы, кражи, наиболее «громкие» из которых пришлись уже на новое время – это и исчезновение Оконского Триптиха, который спустя годы «всплыл» на одном из западных аукционов и был передан Грузии, и пропажа картины Махарбека Туганова «Расстрел тринадцати коммунаров», о судьбе которой до сих пор ничего не известно. В виду отсутствия условий для хранения, отдельные экспонаты и вовсе пришли в негодность. Тут надо вспомнить и о том, что в годы войны в начале 90-х большая часть экспонатов в целях спасения и сохранения временно была вывезена на север Осетии.
Пять лет назад, в 2015 году, Национальный музей Южной Осетии, наконец, обрел новый адрес и современное здание, которое соответствует требованиям хранилища. С появлением нового здания было принято и решение о перемещении сюда вместо восстановления музея Великой Отечественной войны, расположенного ранее в Цхинвале на улице Таболова. Таким образом, был закрыт хоть и небольшой, но музей, который под крышей нового здания превратился, по сути, в подобие обычного школьного уголка. Мизерное количество личных вещей героев ВОВ, определенное количество писем, фотографий – понятно, что расширением экспозиции все последние годы всерьез никто не занялся. И это при том, что заслуги осетин, в частности, юга Осетии, в исходе войны неоспоримы. Поэтому, на наш взгляд, необходимо вновь возродить Музей боевой славы.
Задвинуто и другое, еще более важное направление – тема геноцида осетинского народа. Историческая и пропагандистская значимость этой экспозиции в Национальном музее очевидна. Именно здесь молодое поколение и гости Республики должны получать исчерпывающую информацию об истории национально-освободительного движения южных осетин, геноциде 1920 года, грузинской агрессии в начале 90-ых, в 2004-ом и 2008 годах. Однако если ориентировать то же подрастающее поколение на получение какой-то информации о геноциде осетин посредством посещения музея, то, следует признать, что это заведомо провальный вариант. Вся экспозиция, посвященная геноциду, это небольшое количество фотографий в том числе и августа 2008-го и ряда экспонатов. И первопричина подобного – в малых размерах самого Национального музея. Он не может вместить в себя всю историю нашего народа. А ведь сегодня музейная коллекция насчитывает свыше 40 тысяч экспонатов разных периодов. Подобного рода экспозиции должны носить постоянный характер и при этом не выглядеть в какой-то мере скомкано. Поэтому тут снова надо сказать о уже не раз высказываемой идее необходимости создания отдельного Музея геноцида осетинского народа.
Из-за малых экспозиционных площадей музей лишен и широты картинной галереи. Потому коллекция изобразительного искусства вынуждена находиться большее время в запасниках. Таким образом, работы осетинских классиков, да и современных осетинских художников, также являющихся частью музейных фондов, находятся в хранилищах.
Если же говорить о музейном деле как таковом, то в Южной Осетии на сегодняшний день Национальный музей единственный подобный объект культурного значения, который доступен для посетителей, хотя существуют и другие музеи. Но пока, к сожалению, лишь формально. Это и дом-музей выдающегося осетинского лингвиста, ученого с мировым именем Васо Абаева, и Дом-музей прославленного композитора, основоположника госансамбля «Симд» Бориса Галати, и Дом-музей выдающегося инженера, яркого представителя осетинской интеллигенции начала ХХ века Рутена Гаглоева. В случае со всеми тремя объектами можно сказать, что на сегодняшний день они не соответствуют масштабу тех знаковых в истории Осетии личностей, в память о которых изначально задумывались. Есть еще этнографический музей Ксанских эриставов в поселке Ленингор, который следует считать действующим, но и там существуют свои проблемы.
Дом-музей Васо Абаева, который функционировал в Цхинвале еще с советских времен, сгорел в результате попадания снаряда в 2008 году. На его месте было построено новое здание музея, но он пока не наполнен содержанием и не открыт для посещения.
Что касается Дома-музея Бориса Галати, то здесь картина несколько иная – в музее, а он обустроен в доме, в котором когда-то жил и творил Галати, порой проводятся различные творческие вечера, у желающих есть возможность ознакомиться с историческими материалами, касающимися наследия великого композитора, но и здесь пока нет наполнения содержанием в полной мере. В таком виде его двери не могут быть распахнутыми для приема гостей Республики.
Ситуация с еще одним объектом культурного значения – Домом-музеем Рутена Гаглоева, также не радужная. Изначально проект был задуман внучкой выдающегося инженера Бэлой Гаглоевой. Руководством Республики было принято решение построить дом в родовом селении Рутена Гаглоева Уанел и здесь же выставить все материалы, касающиеся жизни и деятельности выдающейся личности. Проект был реализован в рамках Инвестпрограммы, но, как и в случае с Домом-музеем Васо Абаева, за годы, прошедшие с момента завершения строительства, он не наполнен содержанием и двери дома по-прежнему закрыты.
Тут надо сказать, что во всех трех случаях с малыми «именными» музеями необходима обязательная финансовая государственная поддержка, чтобы довести их, что называется, «до ума». И еще не забыть про восстановление Музея ВОВ и создании музея геноцида.
…Таким образом, современная музейная история Южной Осетии – это немалый ворох проблем, решение которых вполне реально. Тут главное надо понимать, что о состоятельности государства, об уровне развития народа, по его отношению к своему наследию судят в целом об уровне развития культуры, одной из главных направлений которой являются именно музеи. И количество тут тоже немаловажно.
Рада Дзагоева
За свою столетнюю историю музей пережил многое: пожары, обстрелы, кражи, наиболее «громкие» из которых пришлись уже на новое время – это и исчезновение Оконского Триптиха, который спустя годы «всплыл» на одном из западных аукционов и был передан Грузии, и пропажа картины Махарбека Туганова «Расстрел тринадцати коммунаров», о судьбе которой до сих пор ничего не известно. В виду отсутствия условий для хранения, отдельные экспонаты и вовсе пришли в негодность. Тут надо вспомнить и о том, что в годы войны в начале 90-х большая часть экспонатов в целях спасения и сохранения временно была вывезена на север Осетии.
Пять лет назад, в 2015 году, Национальный музей Южной Осетии, наконец, обрел новый адрес и современное здание, которое соответствует требованиям хранилища. С появлением нового здания было принято и решение о перемещении сюда вместо восстановления музея Великой Отечественной войны, расположенного ранее в Цхинвале на улице Таболова. Таким образом, был закрыт хоть и небольшой, но музей, который под крышей нового здания превратился, по сути, в подобие обычного школьного уголка. Мизерное количество личных вещей героев ВОВ, определенное количество писем, фотографий – понятно, что расширением экспозиции все последние годы всерьез никто не занялся. И это при том, что заслуги осетин, в частности, юга Осетии, в исходе войны неоспоримы. Поэтому, на наш взгляд, необходимо вновь возродить Музей боевой славы.
Задвинуто и другое, еще более важное направление – тема геноцида осетинского народа. Историческая и пропагандистская значимость этой экспозиции в Национальном музее очевидна. Именно здесь молодое поколение и гости Республики должны получать исчерпывающую информацию об истории национально-освободительного движения южных осетин, геноциде 1920 года, грузинской агрессии в начале 90-ых, в 2004-ом и 2008 годах. Однако если ориентировать то же подрастающее поколение на получение какой-то информации о геноциде осетин посредством посещения музея, то, следует признать, что это заведомо провальный вариант. Вся экспозиция, посвященная геноциду, это небольшое количество фотографий в том числе и августа 2008-го и ряда экспонатов. И первопричина подобного – в малых размерах самого Национального музея. Он не может вместить в себя всю историю нашего народа. А ведь сегодня музейная коллекция насчитывает свыше 40 тысяч экспонатов разных периодов. Подобного рода экспозиции должны носить постоянный характер и при этом не выглядеть в какой-то мере скомкано. Поэтому тут снова надо сказать о уже не раз высказываемой идее необходимости создания отдельного Музея геноцида осетинского народа.
Из-за малых экспозиционных площадей музей лишен и широты картинной галереи. Потому коллекция изобразительного искусства вынуждена находиться большее время в запасниках. Таким образом, работы осетинских классиков, да и современных осетинских художников, также являющихся частью музейных фондов, находятся в хранилищах.
Если же говорить о музейном деле как таковом, то в Южной Осетии на сегодняшний день Национальный музей единственный подобный объект культурного значения, который доступен для посетителей, хотя существуют и другие музеи. Но пока, к сожалению, лишь формально. Это и дом-музей выдающегося осетинского лингвиста, ученого с мировым именем Васо Абаева, и Дом-музей прославленного композитора, основоположника госансамбля «Симд» Бориса Галати, и Дом-музей выдающегося инженера, яркого представителя осетинской интеллигенции начала ХХ века Рутена Гаглоева. В случае со всеми тремя объектами можно сказать, что на сегодняшний день они не соответствуют масштабу тех знаковых в истории Осетии личностей, в память о которых изначально задумывались. Есть еще этнографический музей Ксанских эриставов в поселке Ленингор, который следует считать действующим, но и там существуют свои проблемы.
Дом-музей Васо Абаева, который функционировал в Цхинвале еще с советских времен, сгорел в результате попадания снаряда в 2008 году. На его месте было построено новое здание музея, но он пока не наполнен содержанием и не открыт для посещения.
Что касается Дома-музея Бориса Галати, то здесь картина несколько иная – в музее, а он обустроен в доме, в котором когда-то жил и творил Галати, порой проводятся различные творческие вечера, у желающих есть возможность ознакомиться с историческими материалами, касающимися наследия великого композитора, но и здесь пока нет наполнения содержанием в полной мере. В таком виде его двери не могут быть распахнутыми для приема гостей Республики.
Ситуация с еще одним объектом культурного значения – Домом-музеем Рутена Гаглоева, также не радужная. Изначально проект был задуман внучкой выдающегося инженера Бэлой Гаглоевой. Руководством Республики было принято решение построить дом в родовом селении Рутена Гаглоева Уанел и здесь же выставить все материалы, касающиеся жизни и деятельности выдающейся личности. Проект был реализован в рамках Инвестпрограммы, но, как и в случае с Домом-музеем Васо Абаева, за годы, прошедшие с момента завершения строительства, он не наполнен содержанием и двери дома по-прежнему закрыты.
Тут надо сказать, что во всех трех случаях с малыми «именными» музеями необходима обязательная финансовая государственная поддержка, чтобы довести их, что называется, «до ума». И еще не забыть про восстановление Музея ВОВ и создании музея геноцида.
…Таким образом, современная музейная история Южной Осетии – это немалый ворох проблем, решение которых вполне реально. Тут главное надо понимать, что о состоятельности государства, об уровне развития народа, по его отношению к своему наследию судят в целом об уровне развития культуры, одной из главных направлений которой являются именно музеи. И количество тут тоже немаловажно.
Рада Дзагоева
Источник - Газета Республика.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.