Схема территориального планирования Республики Южная Осетия – нереализованная перспектива или подзабытые планы?
25 февраля 2020 Новости [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [798 просмотров]
В феврале 2011 года Правительство РЮО обсудило план территориального планирования РЮО. Документ разрабатывался Российским институтом градостроительства и инвестиционного развития «ГИПРОГОР». В проекте было представлено видение стратегического развития территории Республики до 2030 года. Однако сегодня этотважный документ остается по большей части невостребованным, хотя работа над Схемой территориального планирования и градостроительства РЮО велась в течение нескольких лет. Для иллюстрации ниже приведем хронологию.
6 апреля 2010 года в Северокавказском горно-металлургическом институте (СКГМИ) состоялось заседание рабочей группы по рассмотрению градостроительной документации для Республики Южная Осетия. В заседании приняли участие председатель Комиссии по восстановлению и развитию РЮО Арсен Баликоев, разработчики ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития» (ГИПРОГОР), консультант от-дела развития туризма ГУП по развитию туризма РЮО Давид Гобозов и сотрудники СКГМИ (ГТУ). На повестке дня стоял вопрос об утверждении градостроительной документации, которая в дальнейшем послужит основой перспективного развития территории РЮО и, в частности, города Цхинвал. В ходе заседания были обсуждены перспективы развития туризма, градостроительной политики и инфраструктуры Республики.
Как отметил в своем выступлении ответственный сотрудник Российской Академии наук Владимир Шарафутдинов, в Южной Осетии находится 1 000 туристических мест, 60 из которых представляют ценность в мировом масштабе: «Здесь можно развивать практически все виды туризма: экстремальный, научный, культурно-исторический, событийный. Но для этого, конечно, необходимо создать благоприятные условия».
О перспективах развития транспортной инфраструктуры рассказал сотрудник ОАО «ГИПРГОР» Александр Власюк: «В Южной Осетии вблизи села Нул Цхинвальского района РЮО и в районе озера Эрцо предполагается построить аэродромы класса «А», которые будут принимать как воздушные суда ближнего сообщения, так и совершающие международные рейсы. Большое внимание будет уделено строительству городских и республиканских дорог. Также планируется строительство железной дороги сквозь Кавказский хребет».
Уже на следующий день, 7 апреля 2010 года в Цхинвале на заседании созданной Президентом РЮО рабочей группы была рассмотрена схема территориального планирования Республики, предложенная ООО «Институт строительных проектов» (Санкт-Петербург) и ОАО «Гипрогор» (Москва). С докладами выступили представители этих организаций. Для наглядности участникам заседания были представлены графики, чертежи и схемы территориального планирования. Директор по градостроительству ОАО «Гипрогор» Игорь Шнайдер подробно рассказал о генеральном плане, ознакомив членов рабочей группы с основными направлениями планируемого развития Республики. Разработки велись, по словам авторов проекта, с расчетом на будущую численность населения Южной Осетии в 100 тысяч человек. Было отмечено, что это оптимальное соотношение размеров территории и численности населения в имеющихся условиях. «Документы, которые мы разработали, определяют будущее вашей замечательной страны, – сказал Игорь Шнайдер. – К этому ответственному заданию наш институт подошел не с казенной и формальной точки зрения, а со всей ответственностью перед будущими поколениями в морально-этическом плане. Восстановление и развитие Южной Осетии имеют важное значение, и разработанные нами документы территориального планирования носят характер нормативно-правовых актов».
В конце осени, в ноябре 2010 года, в Цхинвале состоялась презентация Схемы территориального планирования РЮО и генеральных планов города Цхинвал, поселков Ленингор, Дзау, Знаур и города Квайса. Здесь специалисты ОАО «Гипрогор», работавшие над разработкой данных документов, представили общественности итоги своей работы. Руководитель проекта Сергей Ткаченко, говоря о проделанной работе, проинформировал: «Разработанная нами документация учла все те замечания, которые были высказаны в апреле этого года на рассмотрении концепции. С самого начала было принято правильное решение рассмотреть сначала концептуальные решения, которые будут закладываться в документацию. И затем на основании этого учитывать согласование с местными органами власти, министерствами, ведомствами, организациями. Все было учтено».
Далее слово было предоставлено директору по градостроительству ОАО «Гипрогор» Игорю Шнайдеру: «Методология разработки построена на российской практике, которая не хуже западных аналогов.Все, что накопилось в разных источниках по анализу данной территории, мы максимально использовали. Ни один уголок этой земли не остался неизведанным».
Точкой опоры в разработанной схеме территориального планирования стало развитие санаторно-туристический отрасли. Руководитель работ раздела «Туризм» Владимир Шарафутдинов сказал: «Туризм в современном мире становится приоритетной отраслью. Развитие туризма в любом государстве способствует его культурному развитию и благосостоянию. Говорить о юго-осетинском туризме сегодня непросто, но крайне необходимо. Вы обладаете уникальными туристическими возможностями, поскольку на этой территории сосредоточены всевозможные памятники истории, археологии и культуры, начиная от стоянок древнего человека, следов Древнего Рима, Византии, Персии, Российской империи, и заканчивая Советской эпохой. Поэтому, если Республике удастся достичь в туризме советского уровня (а это две тысячи человек единовременно в курортный сезон), то это позволит получить годовой оборот в туристической отрасли около 1 миллиарда рублей, а чистый доход до 150 миллионов рублей. Сегодня развивать можно любые виды туризма, начиная с экстремальных видов и заканчивая предоставлением лечебных оздоровительных услуг. Мы предлагаем создать порядка 22 объектов туристической направленности. Это гостиницы, отели, базы отдыха и т.д.». Разработчики Схемы территориального планирования РЮО рекомендовали подключить к обсуждению и широкую общественность.
Уже через месяц, в декабре 2010 года в Цхинвале состоялся круглый стол на эту тему. Участникам мероприятия была представлена схема планируемого размещения объектов капитального строительства, схема развития транспортной инфраструктуры и схема планирования границ функционирования зон. В ходе обсуждения было отмечено, что Схема территориального планирования – это диагностика того состояния, в котором Республика находится в конкретный момент времени. Среди негативных моментов: неудовлетворительное состояние трудового фактора, старение и выбывание трудовых ресурсов, проблема подготовки кадров на низовом и среднем уровнях, отсутствие банковской оборотной системы и т.д.
Председатель комитета по градостроительству, архитектуре и земельным отношениям РЮО Вигалис Смертелс (был и такой чиновник – прим.ред.) высказал свое, надо сказать, справедливое видение развития страны. «Не надо забывать, что Южная Осетия – в первую очередь аграрная страна. Умирают села, развитие сельского хозяйства на нуле. У нас слабое дорожное строительство. Надо развивать дороги в села, не забывать, что там больницы и школы. Мы сконцентрировались только на Цхинвале. Я бы вообще не расширял границы Цхинвала, а вспомнил о том, что Южная Осетия – сельский край», – пояснил Смертелс.
В схеме территориального планирования предусмотрено строительство магистральных и автодорог, железнодорожного сообщения, учтено сохранение исторических и культурных памятников Республики. Разработчики в схему территориального планирования также внесли вывод всех воинских частей из города. Необходимость этого объяснялась тем, что, во-первых, в случае необходимости им надо разворачиваться, что невозможно сделать на узких улочках Цхинвала. Во-вторых, в случае конфликта удар, нацеленный на воинские части и базы, нанесет ущерб и гражданскому населению.
20 сентября 2011 года«ГИПРГОР» представил Схему территориального планирования РЮО на Первом российско-югоосетинском деловом форуме «Республика Южная Осетия: построение современного государства через эффективную экономику».
9 октября 2013 года Правительство РЮО на своем заседании утвердило Схему территориального планирования Республики. Исходя из этого решения, члены Правительства утвердили и изменения административно-территориальных границ Цхинвала и Цхинвальского района. Территория Цхинвала была расширена в северном направлении, в границах, предусмотренных схемой.
В октябре 2014 года администрация г.Цхинвал организовала общественные слушания по Генеральному плану развития столицы Республики. Был представлен базовый вариант Генплана, разработанный в 2010 году проектным институтом ОАО «Гипрогор» с учетом внесённых ранее оговоренных корректировок, сделанных ГУП Республики Татарстан Головная территориальная проектно-изыскательская. В результате обсуждения были высказаны критические предложения, которые разработчики обещали учесть.
…С тех пор о Схеме территориального планирования Республики уже ничего не слышно. Хотя на одном из рабочих совещаний было сказано, что данный документ будет издан отдельной книгой, и с ним сможет ознакомиться широкая общественность Южной Осетии. И тут хочется вспомнить высказывание упоминавшегося уже В. Смертелса, который, говоря о сущности Схемы территориального планирования РЮО, назвал ее «своего рода виртуальным видением среднесрочных и долгосрочных перспектив Республики». И вот спустя годы есть все опасения, что этот план развития территорий Республики так и останется виртуальной реальностью.
С.Остаев
6 апреля 2010 года в Северокавказском горно-металлургическом институте (СКГМИ) состоялось заседание рабочей группы по рассмотрению градостроительной документации для Республики Южная Осетия. В заседании приняли участие председатель Комиссии по восстановлению и развитию РЮО Арсен Баликоев, разработчики ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития» (ГИПРОГОР), консультант от-дела развития туризма ГУП по развитию туризма РЮО Давид Гобозов и сотрудники СКГМИ (ГТУ). На повестке дня стоял вопрос об утверждении градостроительной документации, которая в дальнейшем послужит основой перспективного развития территории РЮО и, в частности, города Цхинвал. В ходе заседания были обсуждены перспективы развития туризма, градостроительной политики и инфраструктуры Республики.
Как отметил в своем выступлении ответственный сотрудник Российской Академии наук Владимир Шарафутдинов, в Южной Осетии находится 1 000 туристических мест, 60 из которых представляют ценность в мировом масштабе: «Здесь можно развивать практически все виды туризма: экстремальный, научный, культурно-исторический, событийный. Но для этого, конечно, необходимо создать благоприятные условия».
О перспективах развития транспортной инфраструктуры рассказал сотрудник ОАО «ГИПРГОР» Александр Власюк: «В Южной Осетии вблизи села Нул Цхинвальского района РЮО и в районе озера Эрцо предполагается построить аэродромы класса «А», которые будут принимать как воздушные суда ближнего сообщения, так и совершающие международные рейсы. Большое внимание будет уделено строительству городских и республиканских дорог. Также планируется строительство железной дороги сквозь Кавказский хребет».
Уже на следующий день, 7 апреля 2010 года в Цхинвале на заседании созданной Президентом РЮО рабочей группы была рассмотрена схема территориального планирования Республики, предложенная ООО «Институт строительных проектов» (Санкт-Петербург) и ОАО «Гипрогор» (Москва). С докладами выступили представители этих организаций. Для наглядности участникам заседания были представлены графики, чертежи и схемы территориального планирования. Директор по градостроительству ОАО «Гипрогор» Игорь Шнайдер подробно рассказал о генеральном плане, ознакомив членов рабочей группы с основными направлениями планируемого развития Республики. Разработки велись, по словам авторов проекта, с расчетом на будущую численность населения Южной Осетии в 100 тысяч человек. Было отмечено, что это оптимальное соотношение размеров территории и численности населения в имеющихся условиях. «Документы, которые мы разработали, определяют будущее вашей замечательной страны, – сказал Игорь Шнайдер. – К этому ответственному заданию наш институт подошел не с казенной и формальной точки зрения, а со всей ответственностью перед будущими поколениями в морально-этическом плане. Восстановление и развитие Южной Осетии имеют важное значение, и разработанные нами документы территориального планирования носят характер нормативно-правовых актов».
В конце осени, в ноябре 2010 года, в Цхинвале состоялась презентация Схемы территориального планирования РЮО и генеральных планов города Цхинвал, поселков Ленингор, Дзау, Знаур и города Квайса. Здесь специалисты ОАО «Гипрогор», работавшие над разработкой данных документов, представили общественности итоги своей работы. Руководитель проекта Сергей Ткаченко, говоря о проделанной работе, проинформировал: «Разработанная нами документация учла все те замечания, которые были высказаны в апреле этого года на рассмотрении концепции. С самого начала было принято правильное решение рассмотреть сначала концептуальные решения, которые будут закладываться в документацию. И затем на основании этого учитывать согласование с местными органами власти, министерствами, ведомствами, организациями. Все было учтено».
Далее слово было предоставлено директору по градостроительству ОАО «Гипрогор» Игорю Шнайдеру: «Методология разработки построена на российской практике, которая не хуже западных аналогов.Все, что накопилось в разных источниках по анализу данной территории, мы максимально использовали. Ни один уголок этой земли не остался неизведанным».
Точкой опоры в разработанной схеме территориального планирования стало развитие санаторно-туристический отрасли. Руководитель работ раздела «Туризм» Владимир Шарафутдинов сказал: «Туризм в современном мире становится приоритетной отраслью. Развитие туризма в любом государстве способствует его культурному развитию и благосостоянию. Говорить о юго-осетинском туризме сегодня непросто, но крайне необходимо. Вы обладаете уникальными туристическими возможностями, поскольку на этой территории сосредоточены всевозможные памятники истории, археологии и культуры, начиная от стоянок древнего человека, следов Древнего Рима, Византии, Персии, Российской империи, и заканчивая Советской эпохой. Поэтому, если Республике удастся достичь в туризме советского уровня (а это две тысячи человек единовременно в курортный сезон), то это позволит получить годовой оборот в туристической отрасли около 1 миллиарда рублей, а чистый доход до 150 миллионов рублей. Сегодня развивать можно любые виды туризма, начиная с экстремальных видов и заканчивая предоставлением лечебных оздоровительных услуг. Мы предлагаем создать порядка 22 объектов туристической направленности. Это гостиницы, отели, базы отдыха и т.д.». Разработчики Схемы территориального планирования РЮО рекомендовали подключить к обсуждению и широкую общественность.
Уже через месяц, в декабре 2010 года в Цхинвале состоялся круглый стол на эту тему. Участникам мероприятия была представлена схема планируемого размещения объектов капитального строительства, схема развития транспортной инфраструктуры и схема планирования границ функционирования зон. В ходе обсуждения было отмечено, что Схема территориального планирования – это диагностика того состояния, в котором Республика находится в конкретный момент времени. Среди негативных моментов: неудовлетворительное состояние трудового фактора, старение и выбывание трудовых ресурсов, проблема подготовки кадров на низовом и среднем уровнях, отсутствие банковской оборотной системы и т.д.
Председатель комитета по градостроительству, архитектуре и земельным отношениям РЮО Вигалис Смертелс (был и такой чиновник – прим.ред.) высказал свое, надо сказать, справедливое видение развития страны. «Не надо забывать, что Южная Осетия – в первую очередь аграрная страна. Умирают села, развитие сельского хозяйства на нуле. У нас слабое дорожное строительство. Надо развивать дороги в села, не забывать, что там больницы и школы. Мы сконцентрировались только на Цхинвале. Я бы вообще не расширял границы Цхинвала, а вспомнил о том, что Южная Осетия – сельский край», – пояснил Смертелс.
В схеме территориального планирования предусмотрено строительство магистральных и автодорог, железнодорожного сообщения, учтено сохранение исторических и культурных памятников Республики. Разработчики в схему территориального планирования также внесли вывод всех воинских частей из города. Необходимость этого объяснялась тем, что, во-первых, в случае необходимости им надо разворачиваться, что невозможно сделать на узких улочках Цхинвала. Во-вторых, в случае конфликта удар, нацеленный на воинские части и базы, нанесет ущерб и гражданскому населению.
20 сентября 2011 года«ГИПРГОР» представил Схему территориального планирования РЮО на Первом российско-югоосетинском деловом форуме «Республика Южная Осетия: построение современного государства через эффективную экономику».
9 октября 2013 года Правительство РЮО на своем заседании утвердило Схему территориального планирования Республики. Исходя из этого решения, члены Правительства утвердили и изменения административно-территориальных границ Цхинвала и Цхинвальского района. Территория Цхинвала была расширена в северном направлении, в границах, предусмотренных схемой.
В октябре 2014 года администрация г.Цхинвал организовала общественные слушания по Генеральному плану развития столицы Республики. Был представлен базовый вариант Генплана, разработанный в 2010 году проектным институтом ОАО «Гипрогор» с учетом внесённых ранее оговоренных корректировок, сделанных ГУП Республики Татарстан Головная территориальная проектно-изыскательская. В результате обсуждения были высказаны критические предложения, которые разработчики обещали учесть.
…С тех пор о Схеме территориального планирования Республики уже ничего не слышно. Хотя на одном из рабочих совещаний было сказано, что данный документ будет издан отдельной книгой, и с ним сможет ознакомиться широкая общественность Южной Осетии. И тут хочется вспомнить высказывание упоминавшегося уже В. Смертелса, который, говоря о сущности Схемы территориального планирования РЮО, назвал ее «своего рода виртуальным видением среднесрочных и долгосрочных перспектив Республики». И вот спустя годы есть все опасения, что этот план развития территорий Республики так и останется виртуальной реальностью.
С.Остаев
Источник - Газета Республика.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.