Валерий Дзидзоев о признании геноцида, «белых пятнах» истории и национальном самосознании
Вчера, 19:21 Новости [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [275 просмотров]
Геноцид осетинского народа, совершенный меньшевистской Грузией в 1920 году — исторический период, когда огромная часть южных осетин была уничтожена. Среди ученых, исследующих трагические события 1920 года — учёный-кавказо-вед, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой теории государства и права и политологии юридического факультета ГГАУ (РСО-Алания) Валерий Дзидзоев.
— Валерий Дударович, Вы изучаете геноцид осетин 1920 года. Расскажите, пожалуйста, чем Вас привлек этот период истории осетин?
— Геноцид южных осетин 1920 г. в моем понимании касается всех историков, других специалистов России, а ученых Осетии без деления на северных и южных – в особенности. Меня данная проблема интересует примерно с начала 1980-х гг. Мужественной и продолжительной борьбой южных осетин за свободу, национальное равноправие, социальную и национальную справедливость я всегда интересовался. И чем больше узнавал о кровавых событиях в Южной Осетии в 1917-1920 гг., тем больше проникался особым уважением к огромному желанию и свободолюбивому духу соотечественников на Юге Осетии. К сожалению, мы, историки и другие специалисты Осетии, до сих пор недостаточно знаем нашу историю. Например, история 13 коммунаров, ставших кровавой жертвой грузинских меньшевиков. Сменилось несколько поколений осетин, а этот вопрос остается недостаточно раскрытым, поверхностно освещенным. Возникает вопрос, до каких пор мы будем обходить вопросы, требующие более полного и точного ответа? Среди неясностей и двусмысленностей в истории Осетии назову и другие проблемы. Например, участие некоторых осетинских соотечественников в карательной акции Валико Джугели, палача осетинского народа 1920 г. В ряду недосказанностей есть и другие проблемы, требующие для освещения иной формат общения.
— Как считаете, не упустили ли мы время, не поднимая вопрос признания геноцида с первых лет провозглашения независимости Южной Осетии?
— На Севере и Юге Осетии почему-то считают (по крайней мере, специалисты), что наши проблемы должны разрабатывать, научно освещать и пропагандировать другие специалисты, но только не мы сами. Однако, если среди осетин есть известные и признанные кандидаты и доктора наук, то кто мешает внимательно решать наши актуальные и злободневные проблемы?
В советский период обычно ссылались на различные запреты со стороны Северо-Осетинского и Юго-Осетинского обкомов КПСС. А кто с 1991 г., когда обкомов не стало, нам мешает? Может проблема в нас, осетинских исследователях? Считаю, в сегодняшней Осетии нет ни одной политической партии, научного учреждения, ВУЗа и т.д., кому бы удалось объединить наиболее талантливых исследователей, поставить перед ними актуальные задачи, чтобы они приступили к их исполнению, чего от них, кстати сказать, ждут давно.
Возвращаясь к вопросу, отмечу, проблема признания геноцида любого народа, в том числе и южных осетин, всегда тяжелая и многоаспектная задача. Проблема в том, что «проблема признания» и «проблема непризнания», образно говоря, ведут между собой ожесточенную и длительную борьбу — то скрытую, то открытую, в которой, как правило, участвуют государственные деятели, политические партии, общественные и религиозные организации, ученое сообщество и т.д. В качестве примера можно сослаться на Холокост (геноцид евреев), геноцид армян в Османской империи, геноцид абхазов и южных осетин в меньшевистской Грузии… Сторонники признания геноцида всеми возможными средствами и методами добиваются признания фактов массового уничтожения по национальному, религиозному, политическому и другим мотивам. А другая сторона, отстаивающая всеми силами факт «непризнания геноцида», как правило, подключает огромные экономические, политические, финансовые и другие силы, чтобы другие государства не признали очевидные факты массового уничтожения людей. Например, Турция угрожает разрывом дипотношений, различными экономическими и торговыми санкциями государствам, которые «созрели уже» для признания очевидного факта геноцида армян.
Еще раз подчеркну, что признание факта геноцида любого народа, в том числе и южных осетин — дело сложное, продолжительное, во многих аспектах – противоречивое. Однако понятно, что Осетия, как всегда, не только опаздывает, но и надеется в этом вопросе «на какого-то дядю».
— В своих трудах о геноциде Вы использовали только документальные сведения или была возможность общения и со свидетелями событий?
— В анализе геноцида югоосетинского народа я использовал архивные документы, и, конечно, многочисленные свидетельства очевидцев. Их 40-45 лет назад было еще много в Ногире, Беслане, частично Алагире и Владикавказе. В моем архиве до сих пор имеются записи, которые делал со слов этих очевидцев. Повторю, их было очень много в Ногире, основанном в 1920 г. десятками тысяч югоосетинских беженцев. Мне удалось записать в высшей степени интересные сведения от пожилых людей, например, Василия Сиукаева, Хазби Цхурбаева, Антона Хугаева, Сандро Гаглоева, Александра Санакоева и др. К сожалению, этой проблемой, кроме меня, никто не занимался. Мне удалось записать немало интересного и от других беженцев, вернувшихся в силу разных причин в Южную Осетию после предоставления им статуса автономии, т.е. после 1922 г. Среди них можно назвать Х. Гаглоева, В. Техова, А. Чибирова, Д. Цховребова, Н. Цховребова и др. Однако, главное в определении геноцида — письменные документы, хранящиеся в архиве. В этой связи выскажу идею о необходимости создания в архивах Северной и Южной Осетии специальных фондов, где бы хранились различные документы, касающиеся геноцида южных осетин.
К примеру, что касается геноцида армян. До той внутренней мобилизованности армянской нации, до высокого национального и религиозного самосознания, до которого они выросли, нам, осетинам, далеко. Армяне, в каком бы государстве они не были, прекрасно помнят, что они армяне, что у них древняя письменность, а, стало быть, и культура древнейшая. Именно поэтому, по моему убеждению, любой армянин будь то в Австралии, США, Франции, России четко осознает свои армянские этнические и религиозные корни и делает все для величия армян и Армении. Есть ли у нас столько внутренней мобилизованности? Развито ли у нас на столь высоком уровне национальное и религиозное самосознание? Готовы ли наши осетинские олигархи, как армянские, пожертвовать ради Осетии и осетинского народа хоть какую-то часть своих огромных состояний? Пусть об этом подумает каждый и придет к объективной оценке. А я воздержусь от ответа.
— Валерий Дударович, что необходимо Югу и Северу Осетии сделать, чтобы донести весь трагизм нашего народа до мирового сообщества?
— Необходимо работать всем, начиная от высоких государственных деятелей и, заканчивая учеными, общественными и религиозными организациями. Одним словом, все, чей голос может быть услышан — журналисты, публицисты, религиозные деятели и т.д. При этом не обязательно, чтобы они были этническими осетинами. Они могут быть кем угодно, лишь бы относились к трагедии осетин честно и объективно, т.е. положительно. Подчеркну, надо создавать на территории всей Осетии не только памятники жертвам геноцида, но и делать все, чтобы подрастающее поколение помнило о массовом истреблении южных осетин не только в 1920 г., но и в 1989-1992, 2008 г. Для этого предлагаю создавать мемориальные доски с соответствующими записями и прикреплять их к домам, школам, учебным заведениям и т.д.
Что касается признания геноцида, повторю, признание – процесс длительный, многоаспектный, иногда тянется десятки лет. Чем меньше численно народ, подвергшийся геноциду, тем труднее признается со стороны мирового сообщества геноцид. Мы должны быть готовы и к этому. Но сказанное не означает, что мы должны сидеть и ждать «милостей от природы». Мы должны активно работать и искать на дипломатических, политических, религиозных, спортивных площадках союзников. Признание суверенитета Южной Осетии опережает признание геноцида, так как суверенитет несколько государств признали, а геноцид пока никто.
Сказанное свидетельствует — впереди нас ждет огромная работа, где потребуются колоссальные усилия не только ученых, но и всех, начиная от политиков, и, заканчивая журналистами.
Авторство:
Мадина Бязрова, газета «Южная Осетия»
— Валерий Дударович, Вы изучаете геноцид осетин 1920 года. Расскажите, пожалуйста, чем Вас привлек этот период истории осетин?
— Геноцид южных осетин 1920 г. в моем понимании касается всех историков, других специалистов России, а ученых Осетии без деления на северных и южных – в особенности. Меня данная проблема интересует примерно с начала 1980-х гг. Мужественной и продолжительной борьбой южных осетин за свободу, национальное равноправие, социальную и национальную справедливость я всегда интересовался. И чем больше узнавал о кровавых событиях в Южной Осетии в 1917-1920 гг., тем больше проникался особым уважением к огромному желанию и свободолюбивому духу соотечественников на Юге Осетии. К сожалению, мы, историки и другие специалисты Осетии, до сих пор недостаточно знаем нашу историю. Например, история 13 коммунаров, ставших кровавой жертвой грузинских меньшевиков. Сменилось несколько поколений осетин, а этот вопрос остается недостаточно раскрытым, поверхностно освещенным. Возникает вопрос, до каких пор мы будем обходить вопросы, требующие более полного и точного ответа? Среди неясностей и двусмысленностей в истории Осетии назову и другие проблемы. Например, участие некоторых осетинских соотечественников в карательной акции Валико Джугели, палача осетинского народа 1920 г. В ряду недосказанностей есть и другие проблемы, требующие для освещения иной формат общения.
— Как считаете, не упустили ли мы время, не поднимая вопрос признания геноцида с первых лет провозглашения независимости Южной Осетии?
— На Севере и Юге Осетии почему-то считают (по крайней мере, специалисты), что наши проблемы должны разрабатывать, научно освещать и пропагандировать другие специалисты, но только не мы сами. Однако, если среди осетин есть известные и признанные кандидаты и доктора наук, то кто мешает внимательно решать наши актуальные и злободневные проблемы?
В советский период обычно ссылались на различные запреты со стороны Северо-Осетинского и Юго-Осетинского обкомов КПСС. А кто с 1991 г., когда обкомов не стало, нам мешает? Может проблема в нас, осетинских исследователях? Считаю, в сегодняшней Осетии нет ни одной политической партии, научного учреждения, ВУЗа и т.д., кому бы удалось объединить наиболее талантливых исследователей, поставить перед ними актуальные задачи, чтобы они приступили к их исполнению, чего от них, кстати сказать, ждут давно.
Возвращаясь к вопросу, отмечу, проблема признания геноцида любого народа, в том числе и южных осетин, всегда тяжелая и многоаспектная задача. Проблема в том, что «проблема признания» и «проблема непризнания», образно говоря, ведут между собой ожесточенную и длительную борьбу — то скрытую, то открытую, в которой, как правило, участвуют государственные деятели, политические партии, общественные и религиозные организации, ученое сообщество и т.д. В качестве примера можно сослаться на Холокост (геноцид евреев), геноцид армян в Османской империи, геноцид абхазов и южных осетин в меньшевистской Грузии… Сторонники признания геноцида всеми возможными средствами и методами добиваются признания фактов массового уничтожения по национальному, религиозному, политическому и другим мотивам. А другая сторона, отстаивающая всеми силами факт «непризнания геноцида», как правило, подключает огромные экономические, политические, финансовые и другие силы, чтобы другие государства не признали очевидные факты массового уничтожения людей. Например, Турция угрожает разрывом дипотношений, различными экономическими и торговыми санкциями государствам, которые «созрели уже» для признания очевидного факта геноцида армян.
Еще раз подчеркну, что признание факта геноцида любого народа, в том числе и южных осетин — дело сложное, продолжительное, во многих аспектах – противоречивое. Однако понятно, что Осетия, как всегда, не только опаздывает, но и надеется в этом вопросе «на какого-то дядю».
— В своих трудах о геноциде Вы использовали только документальные сведения или была возможность общения и со свидетелями событий?
— В анализе геноцида югоосетинского народа я использовал архивные документы, и, конечно, многочисленные свидетельства очевидцев. Их 40-45 лет назад было еще много в Ногире, Беслане, частично Алагире и Владикавказе. В моем архиве до сих пор имеются записи, которые делал со слов этих очевидцев. Повторю, их было очень много в Ногире, основанном в 1920 г. десятками тысяч югоосетинских беженцев. Мне удалось записать в высшей степени интересные сведения от пожилых людей, например, Василия Сиукаева, Хазби Цхурбаева, Антона Хугаева, Сандро Гаглоева, Александра Санакоева и др. К сожалению, этой проблемой, кроме меня, никто не занимался. Мне удалось записать немало интересного и от других беженцев, вернувшихся в силу разных причин в Южную Осетию после предоставления им статуса автономии, т.е. после 1922 г. Среди них можно назвать Х. Гаглоева, В. Техова, А. Чибирова, Д. Цховребова, Н. Цховребова и др. Однако, главное в определении геноцида — письменные документы, хранящиеся в архиве. В этой связи выскажу идею о необходимости создания в архивах Северной и Южной Осетии специальных фондов, где бы хранились различные документы, касающиеся геноцида южных осетин.
К примеру, что касается геноцида армян. До той внутренней мобилизованности армянской нации, до высокого национального и религиозного самосознания, до которого они выросли, нам, осетинам, далеко. Армяне, в каком бы государстве они не были, прекрасно помнят, что они армяне, что у них древняя письменность, а, стало быть, и культура древнейшая. Именно поэтому, по моему убеждению, любой армянин будь то в Австралии, США, Франции, России четко осознает свои армянские этнические и религиозные корни и делает все для величия армян и Армении. Есть ли у нас столько внутренней мобилизованности? Развито ли у нас на столь высоком уровне национальное и религиозное самосознание? Готовы ли наши осетинские олигархи, как армянские, пожертвовать ради Осетии и осетинского народа хоть какую-то часть своих огромных состояний? Пусть об этом подумает каждый и придет к объективной оценке. А я воздержусь от ответа.
— Валерий Дударович, что необходимо Югу и Северу Осетии сделать, чтобы донести весь трагизм нашего народа до мирового сообщества?
— Необходимо работать всем, начиная от высоких государственных деятелей и, заканчивая учеными, общественными и религиозными организациями. Одним словом, все, чей голос может быть услышан — журналисты, публицисты, религиозные деятели и т.д. При этом не обязательно, чтобы они были этническими осетинами. Они могут быть кем угодно, лишь бы относились к трагедии осетин честно и объективно, т.е. положительно. Подчеркну, надо создавать на территории всей Осетии не только памятники жертвам геноцида, но и делать все, чтобы подрастающее поколение помнило о массовом истреблении южных осетин не только в 1920 г., но и в 1989-1992, 2008 г. Для этого предлагаю создавать мемориальные доски с соответствующими записями и прикреплять их к домам, школам, учебным заведениям и т.д.
Что касается признания геноцида, повторю, признание – процесс длительный, многоаспектный, иногда тянется десятки лет. Чем меньше численно народ, подвергшийся геноциду, тем труднее признается со стороны мирового сообщества геноцид. Мы должны быть готовы и к этому. Но сказанное не означает, что мы должны сидеть и ждать «милостей от природы». Мы должны активно работать и искать на дипломатических, политических, религиозных, спортивных площадках союзников. Признание суверенитета Южной Осетии опережает признание геноцида, так как суверенитет несколько государств признали, а геноцид пока никто.
Сказанное свидетельствует — впереди нас ждет огромная работа, где потребуются колоссальные усилия не только ученых, но и всех, начиная от политиков, и, заканчивая журналистами.
Авторство:
Мадина Бязрова, газета «Южная Осетия»
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.