Южная Осетия 80-х годов. Люди и приоритеты
8 февраля 2020 Новости [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [714 просмотров]
Иногда бывает полезно провести сравнения в думах и пристрастиях разных поколений. Наверное, вам было бы интересно вспомнить, какими были жители Южной Осетии в далеких 80-х, в эпоху, когда люди жили другими представлениями и стереотипами, чем в наш век глобальных изменений в культуре и нравственности. Материал на эту тему нам дают социологические опросы, проводимые в тот период.
Так, в середине 80-х годов молодежь, жившая в Юго-Осетинской Автономной области, искренне считала, что среди на-родов СССР наиболее богатая национальная культура у… прибалтийских на-родов (в особенности у эстонцев). Оценка положения культуры осетинского этноса при этом занимает среднее положение в шкале опросов. В группе же взрослых респондентов оценка положения культуры своего этноса, напротив, соответствует в среднем второму месту. Первое место признавалось большинством респондентов за национальной культурой русского народа, третье – за национальной культурой грузинского народа.
На вопрос анкеты назвать одну единственную характерную черту осетинского этноса подростки и юноши были единодушны и отметили «искренность», взрослые респонденты назвали «гордость».
Интересно, что респонденты всех опрошенных возрастных групп выразили предпочтение традиционного осетинского национального свадебного обряда, однако 46% респондентов не смогли передать особенности этого обряда и воспроизводили лишь отдельные его элементы, как правило, общие элементы свадебного обряда осетин и грузин.
Гораздо тоньше респонденты были ориентированы в особенностях похоронного обряда, которых, по мнению респондентов, у всех народов должен проходить только в соответствии с их обычаями и культурой.
Еще лучшее понимание у респондентов всех опрошенных групп отметилось с тонкостями застолья, сервировкой стола и блюдами, при этом предпочтение отдается осетинским национальным блюдам дзыкка, хæбизджын...
По блоку индикаторов языкового поведения выявились отчетливые формы потенциальных двух- и трехязычия в речевой деятельности. Оказалось, что 98% опрошенных отметили «семейно-бытовой билингвизм». Характерно при этом, что свободно владеют осетинским языком (читают, пишут и думают на нем) всего 53% опрошенных, русским – 89% опрошенных, грузинским – 34% респондентов. В семейном обращении между членами семьи чаще употребляется осетинский язык, в то время как на работе и в общественных местах русский или грузинский.
По блоку индикаторов, отражающих разнообразие досуговых занятий, была показана слабость развития типа досуговой деятельности, в основном это – домашняя работа, чтение, просмотр телевизора, родственные гостевые контакты, домашнее потребление культуры.
Оказалось, что подростки юноши из числа опрошенных практически не выезжают за город, в то время как 67% взрослых отмечают, что им приходится выезжать за город несколько раз в месяц. Причинами и мотивами поездок является: местожительство респондентов, которые, работая в селе, возвращаются в город, и наоборот. У большинства респондентов целью поездок оказались покупки пром- и хозтоваров, а также продажа на рынке сельскохозяйственных продуктов. За пределы Южной Осетии в год раз выезжал 45% опрошенных. Данные поездки за пределы области связываются респондентами с необходимостью лечения, посещением родственников и туристическими путевками.
Один из пунктов опроса не может не вызвать сегодня умиления по силе своего простодушия. В опросном листе содержались вопросы о рекомендациях по повышению уровня культуры населения. На что в 67% случаев респонденты отметили заметное ослабление за последние годы работы по укреплению дружбы между народами нашей страны и формированию советского характера, подчеркнув, что это «разрушает мощь страны», поэтому их рекомендации сводились к усилению пропагандистской работы по повышению советской культуры – введению в школы курса «Этика поведения разных народов», курсов искусства и танца и т. д., по национальному вопросу, улучшению культурно-массовых мероприятий, работу ДОСААФ, работу комсомола...
Исследователями сопоставлялись материалы исследования по Южной Осетии с результатами опросов, проведенными исследователями в Северной Осетии. Такое сопоставление показало совпадения и специфические особенности в направленности этнокультурных ориентаций опрошенных групп юга и севера Осетии. Особенно выражение различия обнаружились в показателях самосознания и речевого поведения. Так, например, представления и стереотипы, касающиеся культурных ценностей своего народа, у осетин Северной Осетии превалируют и 56% респондентов обнаруживает большее знание культурных ценностей своего народа, и их предпочитает. В то же время в языковом поведении из опрошенных респондентов по Северной Осетии всего 36% фактически двуязычны в отличие от респондентов по Южной Осетии, которые в 98% случаев потенциально двуязычны и трехязычны.
Таким образом, можно сделать вывод, что более распространенным явлением в языковом поведении осетин является осетино-русское двуязычие. Русский язык является доминирующим на работе и в учебе, а осетинский язык больше используется в кругу семьи, в быту как на севере, так и на юге Осетии.
За прошедшие сорок лет после периода, когда были проведены данные опросы, многое изменилось. Но кое-что остается неизменным, какая бы эпоха не была во дворе. В тему же нашего материала хочется обратить внимание на фактическое отсутствие в стране социологической службы. Опросы, социологические срезы, конечно же, проводятся, но это бывают разовые акции, связанные, как правило, с выборами или с государственным заказом. Тем не менее, постоянно действующая социологическая служба необходима, прежде всего, для понимания настроя и ожиданий нашего общества.
Подготовила А.Санакоева
Фото из архива газеты «Республика»
При подготовке материала использованоисследование Д.Бекоевой «Этнические стереотипы и представления в нормативной культуре осетин»
Так, в середине 80-х годов молодежь, жившая в Юго-Осетинской Автономной области, искренне считала, что среди на-родов СССР наиболее богатая национальная культура у… прибалтийских на-родов (в особенности у эстонцев). Оценка положения культуры осетинского этноса при этом занимает среднее положение в шкале опросов. В группе же взрослых респондентов оценка положения культуры своего этноса, напротив, соответствует в среднем второму месту. Первое место признавалось большинством респондентов за национальной культурой русского народа, третье – за национальной культурой грузинского народа.
На вопрос анкеты назвать одну единственную характерную черту осетинского этноса подростки и юноши были единодушны и отметили «искренность», взрослые респонденты назвали «гордость».
Интересно, что респонденты всех опрошенных возрастных групп выразили предпочтение традиционного осетинского национального свадебного обряда, однако 46% респондентов не смогли передать особенности этого обряда и воспроизводили лишь отдельные его элементы, как правило, общие элементы свадебного обряда осетин и грузин.
Гораздо тоньше респонденты были ориентированы в особенностях похоронного обряда, которых, по мнению респондентов, у всех народов должен проходить только в соответствии с их обычаями и культурой.
Еще лучшее понимание у респондентов всех опрошенных групп отметилось с тонкостями застолья, сервировкой стола и блюдами, при этом предпочтение отдается осетинским национальным блюдам дзыкка, хæбизджын...
По блоку индикаторов языкового поведения выявились отчетливые формы потенциальных двух- и трехязычия в речевой деятельности. Оказалось, что 98% опрошенных отметили «семейно-бытовой билингвизм». Характерно при этом, что свободно владеют осетинским языком (читают, пишут и думают на нем) всего 53% опрошенных, русским – 89% опрошенных, грузинским – 34% респондентов. В семейном обращении между членами семьи чаще употребляется осетинский язык, в то время как на работе и в общественных местах русский или грузинский.
По блоку индикаторов, отражающих разнообразие досуговых занятий, была показана слабость развития типа досуговой деятельности, в основном это – домашняя работа, чтение, просмотр телевизора, родственные гостевые контакты, домашнее потребление культуры.
Оказалось, что подростки юноши из числа опрошенных практически не выезжают за город, в то время как 67% взрослых отмечают, что им приходится выезжать за город несколько раз в месяц. Причинами и мотивами поездок является: местожительство респондентов, которые, работая в селе, возвращаются в город, и наоборот. У большинства респондентов целью поездок оказались покупки пром- и хозтоваров, а также продажа на рынке сельскохозяйственных продуктов. За пределы Южной Осетии в год раз выезжал 45% опрошенных. Данные поездки за пределы области связываются респондентами с необходимостью лечения, посещением родственников и туристическими путевками.
Один из пунктов опроса не может не вызвать сегодня умиления по силе своего простодушия. В опросном листе содержались вопросы о рекомендациях по повышению уровня культуры населения. На что в 67% случаев респонденты отметили заметное ослабление за последние годы работы по укреплению дружбы между народами нашей страны и формированию советского характера, подчеркнув, что это «разрушает мощь страны», поэтому их рекомендации сводились к усилению пропагандистской работы по повышению советской культуры – введению в школы курса «Этика поведения разных народов», курсов искусства и танца и т. д., по национальному вопросу, улучшению культурно-массовых мероприятий, работу ДОСААФ, работу комсомола...
Исследователями сопоставлялись материалы исследования по Южной Осетии с результатами опросов, проведенными исследователями в Северной Осетии. Такое сопоставление показало совпадения и специфические особенности в направленности этнокультурных ориентаций опрошенных групп юга и севера Осетии. Особенно выражение различия обнаружились в показателях самосознания и речевого поведения. Так, например, представления и стереотипы, касающиеся культурных ценностей своего народа, у осетин Северной Осетии превалируют и 56% респондентов обнаруживает большее знание культурных ценностей своего народа, и их предпочитает. В то же время в языковом поведении из опрошенных респондентов по Северной Осетии всего 36% фактически двуязычны в отличие от респондентов по Южной Осетии, которые в 98% случаев потенциально двуязычны и трехязычны.
Таким образом, можно сделать вывод, что более распространенным явлением в языковом поведении осетин является осетино-русское двуязычие. Русский язык является доминирующим на работе и в учебе, а осетинский язык больше используется в кругу семьи, в быту как на севере, так и на юге Осетии.
За прошедшие сорок лет после периода, когда были проведены данные опросы, многое изменилось. Но кое-что остается неизменным, какая бы эпоха не была во дворе. В тему же нашего материала хочется обратить внимание на фактическое отсутствие в стране социологической службы. Опросы, социологические срезы, конечно же, проводятся, но это бывают разовые акции, связанные, как правило, с выборами или с государственным заказом. Тем не менее, постоянно действующая социологическая служба необходима, прежде всего, для понимания настроя и ожиданий нашего общества.
Подготовила А.Санакоева
Фото из архива газеты «Республика»
При подготовке материала использованоисследование Д.Бекоевой «Этнические стереотипы и представления в нормативной культуре осетин»
Источник - Газета Республика.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.