«ХИСТÆРТЫ НЫХАС»: ВРЕМЯ – САМЫЙ ДОРОГОЙ РЕСУРС!

Выросло целое поколение нашего народа, которое не ведает о существовании исторического документа – «ОБРАЩЕНИЕ К ОСЕТИНСКОМУ (АЛАНСКОМУ) НАРОДУ» общественной организации «Хистӕрты Ныхас», которое было принято на большом всеаланском собрании, прошедшем в августе 1992 г. под председательством профессора ДЖАНАЕВА Георгия Георгиевича. Данный исторический документ чрезвычайно важен по целому ряду обстоятельств.
Первое, он стал ярким примером процесса по возрождению в начале 90-х гг. XX столетия национального самосознания аланского народа. «Хистӕрты Ныхас» призвал руководство севера и юга Алании отказаться от терминов «осетин», «Осетия» и перейти к исторически достоверным названиям «АЛАН», «АЛАНИЯ», а также восстановить правильное написание наших исконных фамильных имен.
Второе, лидерами этого прогрессивного процесса выступили представители старшего поколения аланского народа, представляющие юг и север Алании. Именно они, понимая всю свою ответственность за судьбу народа, возродили, в соответствии с обычным народным правом, в 1990 году важнейший общественный институт самоуправления Алании («Осетии») – «Хистӕрты Ныхас».
Третье, решение по возвращению нашему народу его исконного имени – АЛАН, вместо навязанного ему неисторического термина «ОСЕТИН», а также исторически достоверных фамильных имен приняла наиболее просвещенная, уважаемая часть нашего социума. Солидарный список ученых (специалистов), старейшин аланского народа возглавил почетный член «Хистӕрты Ныхас» АБАЕВ Василий Иванович, чье имя сегодня носит Северо-Осетинский институт социальных и гуманитарных исследований РАН.
Четвертое, с целью не допустить возрождения национального самосознания аланского народа и нивелировать деятельность «Хистӕрты Ныхас» североосетинское чиновничество создало в 1993 году подконтрольную себе структуру «Стыр Ныхас». Проигнорировав обращение «Хистӕрты Ныхас» и прикрывшись коллективной безответственностью, они поставили наш народ и республику в неприглядное положение «дефиса» (РСО-Алания), в котором мы «благополучно» пребываем и сегодня.
Пятое, одним из плачевных итогов не исполнения приводимого ниже решение «Хистӕрты Ныхас» стала, в последствие, беспрецедентная идеологическая агрессия по присвоению другими народами, которые на начало 90-х гг. прошлого века и не мыслили об Алании и аланах, нашего историко-культурного наследия. И этот пагубный процесс с каждым днем набирает все новые и новые обороты, а мы как нация в следствие бездействия политического истеблишмента Алании продолжаем терять самый дорогой ресурс – время.
Шестое, история не имеет сослагательного наклонения. Тем не менее, нетрудно мысленно представить на каком высоком уровне находилось бы сегодня национальное самосознание нашего народа, его государственность, скольких страшных бед (физических и моральных) нам удалось бы избежать, если бы четверть века назад (1992 г.) была поддержана гражданская инициатива наших уважаемых старших.
Насколько верны выше приведенные суждения, насколько прозорливы были наши старшие и сколь огромным оказался невосполнимый ущерб, нанесенный народу бездействием власть предержащих каждый думающий человек может оценить самостоятельно, ознакомившись с содержанием отсканированного текста комментируемого документа (для удобства прочтения представлен и его перепечатанный вариант).

Анатолий ХАБАТЫ


ОБРАЩЕНИЕ
К ОСЕТИНСКОМУ (АЛАНСКОМУ) НАРОДУ
Правильное, исторически достоверное название народа способно объединить все ветви нации, поэтому трудно переоценить значение акта-возвращения нашему народу самоназвания «Аланы». Это объединит в определенной степени разрозненных на иронцев, дигорцев и кударцев осетин и остановит центробежные силы, ведущие к их дальнейшему разобщению.
Сегодняшнее название «осетины» не имеет никакого основания быть названием нашего народа. Но важно не только восстановить правильное название народа, но и написание имен и фамилий, ибо это история народа, это прошлое, без которого нет ни настоящего и, тем более, будущего. Слова, определяющие название народа и фамилии – памятники истории, языка и культуры народа, а история – это не только знаменательные даты, но и дух, и судьба народа, отношение людей друг к другу и окружающему миру. Эти символы уходят в толщу веков и дают возможность осмыслить современность. Они свидетельствуют об укладе жизни и борьбе наших предков в течение столетий, расширяют кругозор ныне живущих, дают возможность взглянуть на происходящее иными глазами, найти место своего народа и лично себя в исторических событиях сегодняшнего дня.
Игнорируя историю нашего народа, забывая имя предков и собственные фамилии, мы лишаем приходящие на смену новые поколения основы, фундамента, на котором строится их материальный и интеллектуальный мир. Мы опустошаем вновь нарождающиеся поколения, лишаем их многими столетиями накопленного жизнеутверждающего опыта, не даем им возможности хотя бы в отдаленном будущем взойти на высокий олимп в своем понимании истины и мироощущения. Поэтому не нужно удивляться безыдейности и безнравственности многих из сегодняшнего поколения наших соотечественников, наивысшим устремлением которых является стяжательство и непотребные склонности.
Есть ли у нас достаточно оснований, чтобы называться аланами? Да есть! Исторической наукой накоплен значительный и достоверный материал по этому вопросу.
Начало формирования аланского народа следует отнести к догуннскому периоду (IV век). В начале X века, после формирования у алан раннеклассового общества, складывается в целом единый и настолько специфический комплекс культурно-бытовых признаков, что уровень и этническую консолидацию всех алан можно охарактеризовать, как уровень, свойственный средневековым народностям. Стало быть, дата рождения аланского народа и его государственности – X век.
В результате ударов кочевников Востока в XIII-XIV веках этнополитическая ситуация на Кавказе резко изменилась. Значительная часть алан мигрировала на Запад, Восток и Юг. На Кавказе осталась лишь небольшая часть народа. Общее название народа «аланы» к позднему средневековью было утрачено вместе с утратой какой-либо самостоятельной роли оставшихся алан в международной жизни.
С развитием русско-грузинских отношений термин «оси», которым грузины обозначили своих соседей, все больше утверждался и, в конце концов, оттеснил этноним «аланы». Поэтому слово «осетины» не может быть самоназванием нашего народа, ибо этот термин не переводится ни в диалектных, ни в говорах нашего языка.
Крупнейший специалист в области этнонимии народов Северного Кавказа М.Г. Волкова вполне закономерно указывает на отсутствие среди современных осетин нашего общего самоназвания. Это означает, что оно утрачено. В наши дни этническое наименование алан-асс среди осетин не сохранилось ни в качестве общего самоназвания, ни для обозначения отдельных групп.
Как видно, наши предки были известны как аланы, а образовавшееся в начале X века государство именовалось Аланским. На протяжении последующих 500 лет предки также назывались аланами.
Отсутствие единого самоназвания у нашего народа, единого этноса играет разрушительную роль. Существуют разные точки зрения и разные подходы к решению этого вопроса, но единственно верным способом преодолеть разделение людей по диалектам и говорам является восстановление исторической правды. Наши предки назывались аланами и их потомки в конце XX века тоже должны именоваться аланами. Это представляется более логичным, чем название населения термином «осетины», которого нет в языке нашего народа и который пришел к нам со стороны. Это будет способствовать стабилизации нациообразовательных процессов, психологического равновесия внутри нас и поможет нам занять свое достойное место в мире, ибо за пределами расселения нас знают как алан, но ничего не ведают об осетинах.
Решение этой проблемы позволит сплотить народ и успешно осуществлять дальнейшее укрепление нашей государственности, языка и культуры. Но отныне и во веки веков мы не должны забывать себя, свой народ, свое прошлое и настоящее, ибо только целостная Алания и аланы смогут внести заметный вклад в дела и жизнь Российской Федерации, мировую цивилизацию. Велик тот народ, который ставит перед собой жизнеутверждающие цели и решает их.
Просим Вас поставить вопрос о переименовании Осетии в Аланию, а осетин в алан, прийти к историческому написанию имен и фамилий, и положительно решить этот вопрос на совместном заседании правительств Северной и Южной Осетии.
Решение о переименовании Осетии в Аланию, а осетин в алан было принято на большом собрании «ХистӕртыНыхас» в 1992 году в августе месяце (Растдзинад, 26 сентября 1992 года).
Идея о переименовании Осетии в Аланию обсуждалась учеными (специалистами), в обсуждении приняли участие: Почетный член общества «ХистӕртыНыхас» академик Абаев В. И., профессор Исаенко А. В., профессор Гуриев Т. А., профессор Хачиров А. К., профессор Саламов А. Б. и другие, и получила единодушное одобрение.

Правление общества «ХИСТӔРТЫ НЫХАС»
1992 г.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

 

Мегафон

 

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 8098595 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора

Погода

ЮОГУ

Потолки

Цитаты

Если у тебя получилось обмануть человека, это не значит, что он дурак, это значит, что тебе доверяли больше, чем ты этого заслуживаешь.
***
Когда мне было 5 лет, мама всегда твердила мне, что самое важное в жизни — быть счастливым. Когда я пошел в школу, меня спросили, кем я хочу стать, когда вырасту. Я написал «счастливым». Мне сказали – «ты не понял задание», а я ответил — «вы не поняли жизнь».
***
Настоящий друг — это человек, который выскажет тебе в глаза все, что о тебе думает, а всем скажет, что ты — замечательный человек. © Омар Хайям,
***
Не всегда просит прощения тот, кто виноват. Просит прощения тот, кто дорожит отношениями.
***

Все комментарии

Энергоресур

Объявления

Перевозки посылок Цхинвал-Москва-Цхинвал Прием груза 1 и 2 апреля Выезд из Цхинвала: 3 апреля . Прибывание в Москве: 5 и 6 числа. Выезд из Москвы: 7-го утром. Mercedes Sprinter. 1 килограмм 70руб Стаж перевозок по данному маршруту 5 лет Тел.: +7(928) 857-55-50, +7(929) 8045531 Спросить Вову
***

Услуги по заправке картриджей и ремонту принтеров . Быстро недорого с гарантией!
10 лет качественной работы! Так же продаются Б/У принтеры в хорошем состоянии, фирмы: Canon, Samsung , HP и Xerox. Телефон для справок +7 929 804 44 74, спросить Колю

***
***

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!

Осетия