Об одной из древних святынь юга Алании – святилище Сырх дзуар
14 августа 2019 Новости [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [2212 просмотров]
На днях юго-осетинские СМИ растиражировали добрую новость о планируемом восстановлении одной из древних святынь юга Алании – Сырх дзуара. Точнее о новой попытке. С долгожданной инициативой выступили парламентарии. При этом было заявлено, что строение должно быть восстановлено в прежнем облике.
Надо сказать, что данное святилище является одним из важных историко-архитектурных памятников на территории РЮО. Христиане называют его церковью св. Георгия, но более распространенное и древнее название святилища – «Сырх дзуар». Сама последняя постройка датируется ориентировочно 18-19 вв., но считается, что оно как и множество церквей в Южной Осетии, было возведено на месте святыни более раннего периода.
В настоящее время строения как такового не существует. Вначале над его разрушением потрудилось время, позже землетрясение, а после постройка была окончательно разрушена по вине непрофессиональных реставраторов. Но сакральное, намоленное место продолжает существовать, даже если из осязаемого остается только гора камней.
Первая попытка восстановления была предпринята в 2007 году предпринимателями братьями Чехоевыми. При этом они, несомненно, исходили из лучших побуждений. Но получилось так, как получилось: попытка восстановления храма привела к тому, что на месте церкви остались лишь одни груды камней. После, в 2009 году министру дорожного и капитального строительства Р.Цховребову было поручено реализовать имеющийся проект восстановления. Однако министра сняли с должности, и инициатива властей затерялась.
Между тем, воссоздание именно этого храма имеет для нас существенное значение. Прежде всего, своим символическим значением. Первое – это сама цветовая гамма строения. В осетинском мировоззрении существует цветовая символика культовых сооружений. В числе многочисленных святых мест имеются только четыре дзуара с цветовой идентификацией. Это «Урс дзуар» – «Белое святилище», «Сырх дзуар» – «Красное святилище», «Сыгъзæрин дзуар» – «Золотое святилище» (идентификация желтого цвета). Все эти три цвета – белый, красный и желтый (золотистый) – отражены и в цветах национального флага. Четвертый «цветовой» дзуар – «Сау дзуар» – «Черное святилище», несколько выпадает из общего ряда, к тому же, черные траурные флаги существовали сами по себе.
Восстановление храма на месте разрушенного строения необходимо и по причине сохранения преемственности в сакральном плане. Считается, что на месте церквиXIX века существовал более древний национальный храм. В пользу этого предположения говорят некоторые интересные факты. Прежде всего – это изображение на одной из каменных плит, украшавших церковь. Перед нами предстает образ мужчины в военном облачении и на коне. Многие предполагают, что это образ святого Георгия. Однако всадник изображён с бородой и явно отличается от христианского канонического облика. Дело в том, что на плите мы видим узнаваемый образ Уастырджы, именно в таком виде, в котором он существует в осетинской народной традиции – зрелый бородатый мужчина в боевом облачении, но безоружия.
Вполне вероятно, что древний храм, который был на месте «Сырх дзуар» был посвящен непосредственно Уастырджы. И при строительстве позднего сооружения на намоленном веками святом месте были использованы элементы храма прежнего. Естественно, что христианская церковь, планомерно искоренявшая древние культы, постаралась заменить культ Уастырджы почитанием св. Георгия. В результате, как это обычно бывало, параллельно существовали оба культа, что привело к последующему их общему восприятию у верующих.
И ещё один момент. Уастырджы у осетин традиционно считается покровителем мужчин, путников, но более всего воинов. А у воинства в Осетии цветовым символом доблести – «ахсар» – был красный цвет. Надо отметить, что редко какой народ имеет цвет как элемент внешней идентификации. Поэтому в древности знатные люди считали за честь носить красные плащи, и, к примеру, к святилищу Джеры-дзуар, также посвященному Уастырджы, в дни религиозных празднеств паломники еще в XIX веке приходили в красных плащах.
Здесь же необходимо отметить сходство двух святилищ. Это «Джеры дзуар» в высокогорье и «Сырх дзуар» в предгорьях юга Осетии. Оба храма посвящены Уастырджы и оба имеют идентичную архитектуру. Незначительное различие только в размерах здания, кроме того, у «Джеры-дзуар» есть отличие в форме крыши, точнее в ее покатости, которая в свою очередь сходна с покрытием другого святилища, посвященного Уастырджы – Реком, расположенного в Цейском ущелье севера Осетии.
Вообще, некоторые храмы для нас в Южной Осетии – это больше чем культовые сооружения. Это символы нашего прошлого, напоминание о нем. По этой причине восстановление святых мест, храмов в Южной Осетии должно опираться на принципы преемственности. Как в архитектуре, так и в духовной сфере.
Известно, что в черте столицы Республики немало разрушенных храмов. Но именно «Сырх дзуар» привлекает вни-
мание общественности к своей судьбе. Восстанавливать храм надо обязательно. Но делать это необходимо не только повинуясь внутреннему позыву. Попытка восстановления дзуара только по личному желанию ни к чему хорошему не привела. Строение надо восстанавливать основательно и грамотно. При этом в строительстве должны участвовать специалисты, имеющие уже опыт восстановления. И, конечно же, воссоздать «Сырх дзуар» необходимо в его первоначальном, по крайней мере, известном нам всем виде. Без каких-либо отклонений. Почему мы акцентируем внимание на этом? В один момент шли разговоры, что для восстановления «Сырх дзуар» проще взять какой-нибудь типовой проект православного храма и возвести церковь. Затрат на такое строительство мол будет меньше. Но если исходить из этого принципа, то столица Южной Осетии потеряет свой колорит, узнаваемость и превратится в безликий городок. Более того, с таким расчетом негоже подходить к вопросу восстановления дзуара на веками намоленном, сакральном месте. Если, конечно, мы не хотим потерять исторический мостик с нашим славным прошлым.
Надо сказать, что данное святилище является одним из важных историко-архитектурных памятников на территории РЮО. Христиане называют его церковью св. Георгия, но более распространенное и древнее название святилища – «Сырх дзуар». Сама последняя постройка датируется ориентировочно 18-19 вв., но считается, что оно как и множество церквей в Южной Осетии, было возведено на месте святыни более раннего периода.
В настоящее время строения как такового не существует. Вначале над его разрушением потрудилось время, позже землетрясение, а после постройка была окончательно разрушена по вине непрофессиональных реставраторов. Но сакральное, намоленное место продолжает существовать, даже если из осязаемого остается только гора камней.
Первая попытка восстановления была предпринята в 2007 году предпринимателями братьями Чехоевыми. При этом они, несомненно, исходили из лучших побуждений. Но получилось так, как получилось: попытка восстановления храма привела к тому, что на месте церкви остались лишь одни груды камней. После, в 2009 году министру дорожного и капитального строительства Р.Цховребову было поручено реализовать имеющийся проект восстановления. Однако министра сняли с должности, и инициатива властей затерялась.
Между тем, воссоздание именно этого храма имеет для нас существенное значение. Прежде всего, своим символическим значением. Первое – это сама цветовая гамма строения. В осетинском мировоззрении существует цветовая символика культовых сооружений. В числе многочисленных святых мест имеются только четыре дзуара с цветовой идентификацией. Это «Урс дзуар» – «Белое святилище», «Сырх дзуар» – «Красное святилище», «Сыгъзæрин дзуар» – «Золотое святилище» (идентификация желтого цвета). Все эти три цвета – белый, красный и желтый (золотистый) – отражены и в цветах национального флага. Четвертый «цветовой» дзуар – «Сау дзуар» – «Черное святилище», несколько выпадает из общего ряда, к тому же, черные траурные флаги существовали сами по себе.
Восстановление храма на месте разрушенного строения необходимо и по причине сохранения преемственности в сакральном плане. Считается, что на месте церквиXIX века существовал более древний национальный храм. В пользу этого предположения говорят некоторые интересные факты. Прежде всего – это изображение на одной из каменных плит, украшавших церковь. Перед нами предстает образ мужчины в военном облачении и на коне. Многие предполагают, что это образ святого Георгия. Однако всадник изображён с бородой и явно отличается от христианского канонического облика. Дело в том, что на плите мы видим узнаваемый образ Уастырджы, именно в таком виде, в котором он существует в осетинской народной традиции – зрелый бородатый мужчина в боевом облачении, но безоружия.
Вполне вероятно, что древний храм, который был на месте «Сырх дзуар» был посвящен непосредственно Уастырджы. И при строительстве позднего сооружения на намоленном веками святом месте были использованы элементы храма прежнего. Естественно, что христианская церковь, планомерно искоренявшая древние культы, постаралась заменить культ Уастырджы почитанием св. Георгия. В результате, как это обычно бывало, параллельно существовали оба культа, что привело к последующему их общему восприятию у верующих.
И ещё один момент. Уастырджы у осетин традиционно считается покровителем мужчин, путников, но более всего воинов. А у воинства в Осетии цветовым символом доблести – «ахсар» – был красный цвет. Надо отметить, что редко какой народ имеет цвет как элемент внешней идентификации. Поэтому в древности знатные люди считали за честь носить красные плащи, и, к примеру, к святилищу Джеры-дзуар, также посвященному Уастырджы, в дни религиозных празднеств паломники еще в XIX веке приходили в красных плащах.
Здесь же необходимо отметить сходство двух святилищ. Это «Джеры дзуар» в высокогорье и «Сырх дзуар» в предгорьях юга Осетии. Оба храма посвящены Уастырджы и оба имеют идентичную архитектуру. Незначительное различие только в размерах здания, кроме того, у «Джеры-дзуар» есть отличие в форме крыши, точнее в ее покатости, которая в свою очередь сходна с покрытием другого святилища, посвященного Уастырджы – Реком, расположенного в Цейском ущелье севера Осетии.
Вообще, некоторые храмы для нас в Южной Осетии – это больше чем культовые сооружения. Это символы нашего прошлого, напоминание о нем. По этой причине восстановление святых мест, храмов в Южной Осетии должно опираться на принципы преемственности. Как в архитектуре, так и в духовной сфере.
Известно, что в черте столицы Республики немало разрушенных храмов. Но именно «Сырх дзуар» привлекает вни-
мание общественности к своей судьбе. Восстанавливать храм надо обязательно. Но делать это необходимо не только повинуясь внутреннему позыву. Попытка восстановления дзуара только по личному желанию ни к чему хорошему не привела. Строение надо восстанавливать основательно и грамотно. При этом в строительстве должны участвовать специалисты, имеющие уже опыт восстановления. И, конечно же, воссоздать «Сырх дзуар» необходимо в его первоначальном, по крайней мере, известном нам всем виде. Без каких-либо отклонений. Почему мы акцентируем внимание на этом? В один момент шли разговоры, что для восстановления «Сырх дзуар» проще взять какой-нибудь типовой проект православного храма и возвести церковь. Затрат на такое строительство мол будет меньше. Но если исходить из этого принципа, то столица Южной Осетии потеряет свой колорит, узнаваемость и превратится в безликий городок. Более того, с таким расчетом негоже подходить к вопросу восстановления дзуара на веками намоленном, сакральном месте. Если, конечно, мы не хотим потерять исторический мостик с нашим славным прошлым.
Источник - Газета Республика.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.