Национальное самоопределение как идеологический феномен
25 июня 2019 Аналитика [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [4313 просмотров]
Помимо политического аспекта национальное самоопределение в своем практическом воплощении предстает и как определенный идеологический феномен. Особенности формировании идеи (идеологии) национального самоопределения, безусловно, влияют на процесс практической реализации самоопределения в любом его варианте, поскольку именно в процессе оформления идеи происходит и выработка основных практических направлений этого достаточно сложного и амбивалентного процесса, «во всяком случае, идея определяет тот вектор, от которого надо танцевать, вести отсчет» . При этом идея национального самоопределения может выступать и как важнейшая инструментальная ценность, поскольку, охватывая достаточно широкие слои населения, она становится притягательной для политических игроков, использующих ее в целях этнополитической мобилизации.
Идея национального самоопределения, как и феномен в целом, встречает в исследовательской среде также самые разные, порой взаимоисключающие, толкования. Согласно точке зрения одной части исследователей идея национального самоопределения достаточно расплывчата и даже в чем-то внутренне противоречива и при этом она может носить крайне деструктивный характер, обусловленный тем, что каждый этнос фактически подталкивается к обособлению и созданию своего этнического государства. По мнению этой части исследователей при сохранении подобной тенденции «к середине следующего века территория Земли окажется нарезанной на мелкие кусочки, мирное сосуществование которых будет чрезвычайно затруднительным» . Согласно точке зрения другой части исследователей идея права народов на самоопределение является достаточно ясной, последовательной и непротиворечивой: «Она дает достаточно четкие ориентиры, из которых легко выводятся адекватные алгоритмы практических действий» .
Указанные особенности идеи национального самоопределения, как в практическом, так и в исследовательском отношении обуславливают на наш взгляд необходимость выявления генезиса и основных параметров формирования идеологических основ национального самоопределения, что даст возможность концептуализировать идею (идеологию) и таким образом разобраться как в самом феномене в целом, так и в его локальных проявлениях.
В этом плане можно утверждать, что идея национального самоопределения вызревает в условиях достаточно длительного развития этнической общности и является результатом действия целого комплекса различных факторов, детерминирующих в определенных политико-правовых условиях стремление этноса к изменению своего этнополитического статуса. В этом контексте, очевидно, что: «Сформированная в результате длительной социокультурной эволюции, политического и правового развития общества идея национального самоопределения имеет императивное значение. Она органически вписывается в общий контекст государственности или идеи государственности, как политической и правовой технологии реализации самоопределения» .
Поэтому очевидно, что в плане генезиса идея национального самоопределения возникла и развивалась в условиях конкретных исторических, политико-правовых и культурных процессов, совпадающих с переходом от средневековья к новому времени и явилась отражением процесса самоопределения этнических общностей, начавшегося в конце XVIII века, когда начали формироваться представления о суверенитете и его источ¬никах. В этот момент этническая общность становится субъектом, как политических отношений, так и внутригосударственного и международного права.
Первоначально идея национального самоопределения применялась исключи¬тельно к территориально организованному населению, связанному культурными, языковыми, ценностно-мировоззренческими пред¬ставлениями без акцента на какой-либо идентичности - этнической или языковой. В конце XIX - начале XX вв. возникает тенденция этнонациональной интерпретации этой идеи, как и вытекающего из нее права. Подобная тенденция окончательно утверждается в связи с программой В. Вильсона и большеви¬ков.
После Второй мировой войны, в период формирования совре-менного международного права и антиколониальной борьбы, на авансцену политики и права вновь выходит территориальная интерпре-тация данной идеи, используемая для институционализации ан-тиколониальных механизмов. При этом этническая интерпретация не исчезает, но существенно ограничивается после принятия так называемых "антидискриминационных мер". Эти меры, с одной сто¬роны, запретили какую-либо дискриминацию по расовым, этниче¬ским или иным признакам, а с другой - лишили легитимности на¬циональные движения, выступающие за реализацию права на са¬моопределение в форме национального государства или политиче¬ской автономии.
Разрушение биполярной системы (СССР- США) вновь привело к усилению этнического толкования идеи и права на национальное самоопределение, которое начинает использоваться запад¬ным сообществом с целью дальнейшего ослабления и распада пост-социалистических государств, в том числе и Российской Федера¬ции.
В современном идеологическом мейнстриме идея национального самоопределения представлена двумя основными трактовками: либеральной и консервативной. Либеральная идея самоопределения по своей сути основывается на личной свободе индивидуума, и самоопределение рассматривается как самоопределение каждого индивидуума. По этой причине идейные постулаты либеральной доктрины не содержат каких-либо четких преференций в пользу национального самоопределения, поскольку они отдают предпочтение индивидуальным правам. «С либеральной точки зрения защита индивидуальных прав является первостепенной, в то время как права “коллективов” – наций – рассматриваются как племенной анахронизм» .
По мнению Е.В.Ковалевой либеральная интерпретация национального самоопределения ориентирована большей частью на создание таких политических и правовых условий, которые бы могли компенсировать частичную потерю независимости или самоопределения личности через участие в процессе принятия решений на государственном уровне. «Поэтому демократия должна рассматриваться в качестве первой цели, которую необходимо достигнуть на пути к самоопределению. Таким образом, чем ниже располагается демократический орган, посредством которого индивидуумы участвуют в процессе принятия решения, тем большую степень самоопределения получает индивидуум» . Наиболее полное воплощение либеральная идея национального самоопределения нашла в доктрине мультикультурализма, которая в качестве национального самоопределения провозглашает этническую фрагментацию общества на основе равенства прав всех граждан, независимо от расовой принадлежности, вероисповедания и национальности.
Консервативная же идея национального самоопределения основана на коллективной свободе и направлена на формирование тех условий социальной, политической и правовой действительности, которые ведут к воспроизводству факторов коллективной консолидации в виде традиций, ценностей, образа жизни, составляющих основу этнической самоидентификации. Согласно своим основным концептуальным установкам консервативная идея национального самоопределения ориентирована на реализацию исторически преемственного курса, ведущего нацию к социальной гармонии. Вероятно, в случае успешной реализации подобного курса при определенных исторических условиях консервативная идея может консолидировать и многонациональное общество. В данном аспекте идея национального самоопределения выступает «как экзистенциальная ценность, как ценность сама по себе» , поскольку она отражает интересы этносов, наций и народностей. В этом отношении идея национального самоопределения выступает как представление о политическом, экономическом, социальном статусе этнонациональной общности. С другой стороны, являясь отражением в сознании этнонациональных ценностей и интересов, идея национального самоопределения выступает в качестве фактора формирования также правовых норм и институтов, регулирующих общественные отношения в сфере национального самоопределения, «что и определяет философско-правовое содержание данного феномена» . Именно поэтому идея «права на самоопределение» провозглашена на самом высоком международном уровне и вошла в единый пакет международных документов, и в первую очередь в такие как Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах.
Таким образом, в идейном плане национальное самоопределение предстает как определенным образом концептуализированное представление, сформированное в определенных исторических, политико-правовых и культурных условиях, отражающее интересы как общества в целом, так и отдельных этносов, наций, народностей и индивидов, и интегрирующее общество на основе легитимации национальных и индивидуальных идентичностей.
Старушенко Г. (выступление). В кн.: Право народов на самоопределение: идея и воплощение. Сборник материалов научно-просветительского семинара «Право народов на самоопределение: идеология и практика» / составитель А.Г.Осипов. Москва 22–23 марта 1997 года. // http://lawdiss.org.ua/books/a1759.doc.html дата обращения. 24.05.2017
Кучериненко В.(выступление). В кн.:Право народов на самоопределение: идея и воплощение.Сборник материалов научно-просветительского семинара «Право народов на самоопределение: идеология и практика» / составитель А.Г.Осипов. Москва 22–23 марта 1997 года. // http://lawdiss.org.ua/books/a1759.doc.html дата обращения. 24.05.2017
Осипов А.Г. (выступление). В кн.:Право народов на самоопределение: идея и воплощение.Сборник материалов научно-просветительского семинара «Право народов на самоопределение: идеология и практика» / составитель А.Г.Осипов. Москва 22–23 марта 1997 года. // http://lawdiss.org.ua/books/a1759.doc.html дата обращения. 24.05.2017
Ковалева Е. В. Концепция национального самоопределения в России в контексте
философии права. Автореферат диссертации на соискание ученой степени
кандидата философских наук. - Ростов-на-Дону, 2006
//http://diss.seluk.ru/av-filosofiya/777803-1-koncepciya-nacionalnogo-samoopredeleniya-rossii-kontekste-filosofii-prava.php дата обращения 11.06.2018
Старовойтова Г. В. Национальное самоопределение: подходы и изучение случаев. СПб, 1999. // http://vehi.net/politika/starovoit/index.html дата обращения 24.08.2017
Ковалева Е. В. Концепция национального самоопределения в России в контексте
философии права. Автореферат диссертации на соискание ученой степени
кандидата философских наук. - Ростов-на-Дону, 2006
//http://diss.seluk.ru/av-filosofiya/777803-1-koncepciya-nacionalnogo-samoopredeleniya-rossii-kontekste-filosofii-prava.php дата обращения 11.06.2018
Осипов А.Г. (выступление). В кн.: Право народов на самоопределение: идея и воплощение.Сборник материалов научно-просветительского семинара «Право народов на самоопределение: идеология и практика» / составитель А.Г.Осипов. Москва 22–23 марта 1997 года. // http://lawdiss.org.ua/books/a1759.doc.html дата обращения. 24.05.2017
Ковалева Е. В. Концепция национального самоопределения в России в контексте
философии права. Автореферат диссертации на соискание ученой степени
кандидата философских наук. - Ростов-на-Дону, 2006
//http://diss.seluk.ru/av-filosofiya/777803-1-koncepciya-nacionalnogo-samoopredeleniya-rossii-kontekste-filosofii-prava.php дата обращения 11.06.2018
Политолог Инал Санакоев
Идея национального самоопределения, как и феномен в целом, встречает в исследовательской среде также самые разные, порой взаимоисключающие, толкования. Согласно точке зрения одной части исследователей идея национального самоопределения достаточно расплывчата и даже в чем-то внутренне противоречива и при этом она может носить крайне деструктивный характер, обусловленный тем, что каждый этнос фактически подталкивается к обособлению и созданию своего этнического государства. По мнению этой части исследователей при сохранении подобной тенденции «к середине следующего века территория Земли окажется нарезанной на мелкие кусочки, мирное сосуществование которых будет чрезвычайно затруднительным» . Согласно точке зрения другой части исследователей идея права народов на самоопределение является достаточно ясной, последовательной и непротиворечивой: «Она дает достаточно четкие ориентиры, из которых легко выводятся адекватные алгоритмы практических действий» .
Указанные особенности идеи национального самоопределения, как в практическом, так и в исследовательском отношении обуславливают на наш взгляд необходимость выявления генезиса и основных параметров формирования идеологических основ национального самоопределения, что даст возможность концептуализировать идею (идеологию) и таким образом разобраться как в самом феномене в целом, так и в его локальных проявлениях.
В этом плане можно утверждать, что идея национального самоопределения вызревает в условиях достаточно длительного развития этнической общности и является результатом действия целого комплекса различных факторов, детерминирующих в определенных политико-правовых условиях стремление этноса к изменению своего этнополитического статуса. В этом контексте, очевидно, что: «Сформированная в результате длительной социокультурной эволюции, политического и правового развития общества идея национального самоопределения имеет императивное значение. Она органически вписывается в общий контекст государственности или идеи государственности, как политической и правовой технологии реализации самоопределения» .
Поэтому очевидно, что в плане генезиса идея национального самоопределения возникла и развивалась в условиях конкретных исторических, политико-правовых и культурных процессов, совпадающих с переходом от средневековья к новому времени и явилась отражением процесса самоопределения этнических общностей, начавшегося в конце XVIII века, когда начали формироваться представления о суверенитете и его источ¬никах. В этот момент этническая общность становится субъектом, как политических отношений, так и внутригосударственного и международного права.
Первоначально идея национального самоопределения применялась исключи¬тельно к территориально организованному населению, связанному культурными, языковыми, ценностно-мировоззренческими пред¬ставлениями без акцента на какой-либо идентичности - этнической или языковой. В конце XIX - начале XX вв. возникает тенденция этнонациональной интерпретации этой идеи, как и вытекающего из нее права. Подобная тенденция окончательно утверждается в связи с программой В. Вильсона и большеви¬ков.
После Второй мировой войны, в период формирования совре-менного международного права и антиколониальной борьбы, на авансцену политики и права вновь выходит территориальная интерпре-тация данной идеи, используемая для институционализации ан-тиколониальных механизмов. При этом этническая интерпретация не исчезает, но существенно ограничивается после принятия так называемых "антидискриминационных мер". Эти меры, с одной сто¬роны, запретили какую-либо дискриминацию по расовым, этниче¬ским или иным признакам, а с другой - лишили легитимности на¬циональные движения, выступающие за реализацию права на са¬моопределение в форме национального государства или политиче¬ской автономии.
Разрушение биполярной системы (СССР- США) вновь привело к усилению этнического толкования идеи и права на национальное самоопределение, которое начинает использоваться запад¬ным сообществом с целью дальнейшего ослабления и распада пост-социалистических государств, в том числе и Российской Федера¬ции.
В современном идеологическом мейнстриме идея национального самоопределения представлена двумя основными трактовками: либеральной и консервативной. Либеральная идея самоопределения по своей сути основывается на личной свободе индивидуума, и самоопределение рассматривается как самоопределение каждого индивидуума. По этой причине идейные постулаты либеральной доктрины не содержат каких-либо четких преференций в пользу национального самоопределения, поскольку они отдают предпочтение индивидуальным правам. «С либеральной точки зрения защита индивидуальных прав является первостепенной, в то время как права “коллективов” – наций – рассматриваются как племенной анахронизм» .
По мнению Е.В.Ковалевой либеральная интерпретация национального самоопределения ориентирована большей частью на создание таких политических и правовых условий, которые бы могли компенсировать частичную потерю независимости или самоопределения личности через участие в процессе принятия решений на государственном уровне. «Поэтому демократия должна рассматриваться в качестве первой цели, которую необходимо достигнуть на пути к самоопределению. Таким образом, чем ниже располагается демократический орган, посредством которого индивидуумы участвуют в процессе принятия решения, тем большую степень самоопределения получает индивидуум» . Наиболее полное воплощение либеральная идея национального самоопределения нашла в доктрине мультикультурализма, которая в качестве национального самоопределения провозглашает этническую фрагментацию общества на основе равенства прав всех граждан, независимо от расовой принадлежности, вероисповедания и национальности.
Консервативная же идея национального самоопределения основана на коллективной свободе и направлена на формирование тех условий социальной, политической и правовой действительности, которые ведут к воспроизводству факторов коллективной консолидации в виде традиций, ценностей, образа жизни, составляющих основу этнической самоидентификации. Согласно своим основным концептуальным установкам консервативная идея национального самоопределения ориентирована на реализацию исторически преемственного курса, ведущего нацию к социальной гармонии. Вероятно, в случае успешной реализации подобного курса при определенных исторических условиях консервативная идея может консолидировать и многонациональное общество. В данном аспекте идея национального самоопределения выступает «как экзистенциальная ценность, как ценность сама по себе» , поскольку она отражает интересы этносов, наций и народностей. В этом отношении идея национального самоопределения выступает как представление о политическом, экономическом, социальном статусе этнонациональной общности. С другой стороны, являясь отражением в сознании этнонациональных ценностей и интересов, идея национального самоопределения выступает в качестве фактора формирования также правовых норм и институтов, регулирующих общественные отношения в сфере национального самоопределения, «что и определяет философско-правовое содержание данного феномена» . Именно поэтому идея «права на самоопределение» провозглашена на самом высоком международном уровне и вошла в единый пакет международных документов, и в первую очередь в такие как Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах.
Таким образом, в идейном плане национальное самоопределение предстает как определенным образом концептуализированное представление, сформированное в определенных исторических, политико-правовых и культурных условиях, отражающее интересы как общества в целом, так и отдельных этносов, наций, народностей и индивидов, и интегрирующее общество на основе легитимации национальных и индивидуальных идентичностей.
Старушенко Г. (выступление). В кн.: Право народов на самоопределение: идея и воплощение. Сборник материалов научно-просветительского семинара «Право народов на самоопределение: идеология и практика» / составитель А.Г.Осипов. Москва 22–23 марта 1997 года. // http://lawdiss.org.ua/books/a1759.doc.html дата обращения. 24.05.2017
Кучериненко В.(выступление). В кн.:Право народов на самоопределение: идея и воплощение.Сборник материалов научно-просветительского семинара «Право народов на самоопределение: идеология и практика» / составитель А.Г.Осипов. Москва 22–23 марта 1997 года. // http://lawdiss.org.ua/books/a1759.doc.html дата обращения. 24.05.2017
Осипов А.Г. (выступление). В кн.:Право народов на самоопределение: идея и воплощение.Сборник материалов научно-просветительского семинара «Право народов на самоопределение: идеология и практика» / составитель А.Г.Осипов. Москва 22–23 марта 1997 года. // http://lawdiss.org.ua/books/a1759.doc.html дата обращения. 24.05.2017
Ковалева Е. В. Концепция национального самоопределения в России в контексте
философии права. Автореферат диссертации на соискание ученой степени
кандидата философских наук. - Ростов-на-Дону, 2006
//http://diss.seluk.ru/av-filosofiya/777803-1-koncepciya-nacionalnogo-samoopredeleniya-rossii-kontekste-filosofii-prava.php дата обращения 11.06.2018
Старовойтова Г. В. Национальное самоопределение: подходы и изучение случаев. СПб, 1999. // http://vehi.net/politika/starovoit/index.html дата обращения 24.08.2017
Ковалева Е. В. Концепция национального самоопределения в России в контексте
философии права. Автореферат диссертации на соискание ученой степени
кандидата философских наук. - Ростов-на-Дону, 2006
//http://diss.seluk.ru/av-filosofiya/777803-1-koncepciya-nacionalnogo-samoopredeleniya-rossii-kontekste-filosofii-prava.php дата обращения 11.06.2018
Осипов А.Г. (выступление). В кн.: Право народов на самоопределение: идея и воплощение.Сборник материалов научно-просветительского семинара «Право народов на самоопределение: идеология и практика» / составитель А.Г.Осипов. Москва 22–23 марта 1997 года. // http://lawdiss.org.ua/books/a1759.doc.html дата обращения. 24.05.2017
Ковалева Е. В. Концепция национального самоопределения в России в контексте
философии права. Автореферат диссертации на соискание ученой степени
кандидата философских наук. - Ростов-на-Дону, 2006
//http://diss.seluk.ru/av-filosofiya/777803-1-koncepciya-nacionalnogo-samoopredeleniya-rossii-kontekste-filosofii-prava.php дата обращения 11.06.2018
Политолог Инал Санакоев
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.