Асиат Наниева: «Сегодня в литературе, как и в науке, к сожалению, нет новых имен. И в такой ситуации, говоря прямо, народ дичает…»
25 мая 2019 Новости [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [1178 просмотров]
Асиат Наниева: «Сегодня в литературе, как и в науке, к сожалению, нет новых имен. И в такой ситуации, говоря прямо, народ дичает…»Уже более пятидесяти лет она неустанно трудится на ниве осетинской литературы. Проза, вышедшая из-под ее пера – эмоциональная, чувственная, зачастую противоречивая, умеющая сопереживать, возносить, наполнять всей палитрой характеров – ее почерк узнаваем своей простотой и в то же время насыщенностью красок. Асиат Ивановна Наниева – детский писатель, прозаик, публицист, член Союза писателей Осетии, заслуженный работник культуры, лауреат многих литературных премий. Волевая женщина с сильным характером, несмотря на солидный возраст продолжающая уверенно идти по выбранному в далекой юности пути. Десятки рассказов, новелл, повестей женщины-писателя нашли свое достойное место в огромном поле современной осетинской прозы и позволили ей по праву занять свое место на литературном небосклоне. «Удовлетворение от собственного творческого наследия, конечно же, присутствует, – признается Асиат Ивановна. – Но оно несколько омрачается думами о будущем нашей литературы, когда мое поколение, оглядываясь назад, не видит за собой последователей, новых молодых писателей, способных продолжить литературную деятельность, основы которому заложили гениальные осетинские писатели начиная с Великого Коста». О непростой деятельности писателя-женщины, о себе, настоящем и будущем осетинской литературы в ее интервью нашему изданию.
– Работать, как и многие представители моего поколения по жизненной необходимости, я начала довольно рано. Отец, прошедший Великую Отечественную, вернулся с фронта живым, но с многочисленными тяжелыми ранениями, которые серьезно подорвали его здоровье и стали причиной смерти уже спустя два года после Победы. Мне тогда было всего семь лет. Мама, оставшись с тремя сиротами, работала не покладая рук фактически круглые сутки. Желание помочь ей справляться с бытовыми трудностями присутствовало всегда, сколько себя помню. Каждый из нас, троих детей негласно имел свои обязанности по дому, по хозяйству. Окончив среднюю школу в селении Заккор, я приняла решение поступить на экономический факультет Тбилисского Госуниверситета. Отделение осознанно выбрала заочное, чтобы иметь возможность работать и помогать семье. Уже вскоре после вступительных испытаний и успешного поступления вернулась в родовое село и устроилась на место заведующей местной библиотеки. В Цхинвал я переехала в 1963-ем, как принято говорить, по семейным обстоятельствам. Герсан (Кодалаев, супруг Асиат Наниевой – прим.ред.) уже тогда начинал свой путь в литературе. Молодой, полный безудержного желания творить, учиться, постигать творческие высоты, он совершенно естественно приобщил и меня к своим предпочтениям, ненавязчиво втянул в круг своих интересов. Вместе с этим пришло и понимание, что экономика, финансовая деятельность, на которые я пять лет училась, в какой-то момент оказались для меня совершенно непривлекательны. Устроившись в Цхинвале на работу в редакцию газеты «Советон Ирыстон», я приняла решение получить и соответствующее образование. И в этот раз, чтобы не отрываться от семьи, опять выбрала заочную форму обучения. Теперь уже в Московском полиграфическом институте. И в статусе дипломированного специалиста через несколько лет перешла на работу в издательство «Ирыстон».
– Судя по Вашей творческой биографии, здесь же, в издательстве, начались Ваши первые шаги на писательском поприще…
– И само время, и сама среда, в которой я оказалась, располагали к творчеству. Конечно, замахиваться на какой-то высокий уровень, когда ты ежедневно находишься среди титанов, литературных гениев, невозможно, да и по большому счету нелепо. Не было и понимания сделать себе имя или заявить о себе. Я просто занималась делом, которое мне невероятно нравилось. Как я уже сказала, мне довелось несколько лет поработать в редакции газеты, на страницах которой я активно публиковала свои статьи и очерки. Так что, можно сказать, в литературу я пришла несколько естественно, из весьма близкой сферы – публицистики. Но, тем не менее, было непросто. И дело не только в том, что хотелось объять необъятное. Женщине, у которой семья, дети (их четверо), всегда непросто заниматься активной творческой и общественной деятельностью. Когда нужно уметь четко разграничивать дом, семейный очаг и работу, да так, чтобы от твоего желания охватить все не страдало ни одно из направлений твоих таких архиважных сфер вовлеченности. В моем случае определенно мешал и семейный союз. Во-первых, и супругу моему нужно было максимально свободное личное пространство, так необходимое для любого творческого человека. Поэтому я всегда старалась ограждать его от незначительных бытовых неурядиц. Часто в ущерб себе и своим творческим порывам. Во-вторых, на заре моей литературной деятельности Герсан Кодалаев уже был признанным поэтом, творчество которого высоко ценили не только в литературных кругах. Это накладывало и определенную ответственность, и вместе с тем навевало определенные опасения – превзойти мастера слога невозможно, быть как он тоже сложно, а вот остаться в его тени – совершенно просто. Последняя перспектива, признаться, меня никак не устраивала. Ведь дело, за которое человек берется, которое избирает в качестве дороги жизни, должно способствовать тому, чтобы он непременно состоялся. В своем случае могу сказать, что по своей избранной дороге я прошла сама. Со своими неудачами и успехами, со своим почерком, со своим словом в современной осетинской литературе. Впрочем, семейный союз с литературным деятелем давал и свои положительные итоги. Первым критиком моих произведений всегда был, конечно же, супруг. Он никогда не вмешивался в творческий процесс, но замечания, объективные оценки всегда давал щедро, что не могло не отражаться на итоговом результате моих произведений.
– Ваш творческий путь начинался с детской литературы. Десятки произведений для самых маленьких, рассказы и повести для детей школьного возраста – основа Вашего литературного наследия, со временем пополнившегося и произведениями для взрослой категории читателей. Распространенное мнение, что писать для детей всегда сложнее и ответственнее – Вы согласны с этим?
– Первое мое произведение, которое увидело свет – рассказ для детей, было опубликовано в журнале «Фидиуæг» в далеком 1967 году. Почему выбор остановился на детской литературе? Всегда сложно находить объяснение внутреннему зову души, каким-то естественным порывам. «Большое государство» – как точно охарактеризовал детскую литературу Максим Горький, требует от тех, кто вовлечен в этот творческий процесс искусного владения слогом, душевной теплоты и искренности. Распространенное мнение – детям нужно писать так же, как и взрослым, но еще лучше. Поскольку дети постигают предложенный материал не разумом, а сердцем. Здесь тонко ощущается даже любой намек на неискренность, недосказанность. С детьми нужно выстроить незримый мостик от сердца к сердцу и двигаться по нему навстречу со всей осторожностью. Я начала писать свои детские произведения в годы, когда мои собственные дети были в возрасте юных читателей. Их потребности, их взгляд на мир, их понимание жизни и окружающего мира были, наверное, основой моих литературных строк. Я каким-то естественным образом научилась смотреть на мир их глазами, наделяла персонажей своих произведений определенными качествами, исходя из наблюдений за собственными детьми и их сверстниками. Наверное, признанием качества моих детских произведений является и то, что многие из них включены в книги и образовательные программы для детей дошкольного возраста. Это, без ложной скромности, конечно же, радует. Но, тем не менее, детская литература все же не стала основной и наибольшей частью моего литературного наследия. С течением времени ее значительно потеснили произведения, рассчитанные на взрослую аудиторию.
– Ваше творчество негласно подразделяется на несколько этапов. Советский период с его идеологией отмечен в Ваших произведениях согласно времени и духу той эпохи. За этим последовал тяжелый период в истории народа Южной Осетии, который по объему написанного фактически занимает главное место в Вашем творчестве. Ну и, наконец, день сегодняшний в прозе Асиат Наниевой – взгляд в будущее, которое для национальной литературы, исходя из сегодняшних реалий, не представляется радужным.
– Мне кажется, мое творчество фактически автобиографично. В моих рассказах, повестях, новеллах – все мои переживания, мои взгляды на эпохи, времена, людей. Я всегда ориентировалась на потребности читателя. Представляла себя на его месте. Какими он увидит моих героев, насколько точно сможет представить события той или иной эпохи, как прочувствует сопричастность к переживаниям персонажей из рассказа или повести. Тема новейшей истории нашего народа нашла отражение в десятках моих произведений. Это своеобразная хроника, переданная посредством литературного слога. Период, когда я писала не только и не столько по зову сердца. На первый план в суровые военные годы вышло понимание важности запечатления эпохи в литературном произведении. Ты – современник, ты здесь, на твоих глазах это все происходит. Ты и только ты можешь передать происходящее для будущих потомков. Сегодня мы ищем ответы на множество вопросов из прошлого, интересуемся различными историческими событиями, о которых располагаем весьма скудной информацией. Когда-то и события, отражающие борьбу нашего народа за свою независимость в конце ХХ – начала ХХIвека будут рассматриваться сквозь призму исторической ценности. Тогда, возможно, и придет осознание важности наследия тех, кто жил и творил в это невероятно сложное время. «Ма фæрæди, хъæбул!», «Кæуын зындæр у», «Тугæйдзаг уæрдон», «Æхсынц та, хъæбул!» – в каждом из этих и других моих произведений наглядная история нашего народа, близкая и понятная тем, кто жил в эту эпоху, и развернуто представленная тем, кто спустя десятилетия будет обращаться к осетинской литературе указанного выше периода геноцида осетинского народа. Что касается других этапов моей творческой деятельности… Вы знаете, я по-прежнему остаюсь верной идеалам советской эпохи. И это вовсе не ностальгия по архаичности или нежелание принимать и понимать новые веяния. Это благополучие в каждой написанной в тот период строке. Это герои-созидатели, герои, достигающие высот своим неустанным трудом, это произведения, в которых даже отрицательные по сути герои не являются злом для человечества в глобальном смысле. Это было время, когда творчество, литература, искусство, культура в целом были в приоритетах. Остатки творческой интеллигенции, которая у нас за последние годы совсем поредела, были взращены именно на советской идеологии. Это было время, когда творческий человек по умолчанию считался героем времени. Фактически каждое десятилетие в осетинской литературе советского периода было ознаменовано появлением новых, значимых и знаковых имен. А что теперь? Нет новых имен в литературе, науке, я уже не говорю об отдельных направлениях национальной культуры. В такой ситуации народ, не побоюсь этого слова, дичает.
– Два последних десятилетия Вы возглавляете отдел прозы в литературном журнале «Фидиуæг». Сегодня печатный орган Союза писателей переживает не самый благополучный период своего существования. И одной из основных причин, по которым журнал не развивается, является отсутствие молодых авторов. Понятно, что писателями и поэтами становятся по зову души и сердца, но своя роль в приобщении молодежи к литературному творчеству отведена и старшему поколению наших литературных деятелей. Есть ли молодые имена, которые смогут достойно продолжить дело наших славных литераторов?
– Сегодняшнее поколение сложно заинтересовать и даже вдохновить примерами старшего поколения. На первый план, к сожалению, вышло материальное. Заставить заниматься творчеством невозможно, если нет желания. Если нет осмысления нужности литературной деятельности, никакие пламенные речи не сподвигнут молодежь на написание современных романов, драматургических произведений или стихов. Но и дальше пускать все на самотек уже тоже нельзя. Сидеть и ждать когда кого-то осенит или посетит муза и он напишет что-то стоящее, достойное осетинской литературы, тоже нельзя. Пока есть писатели, которые могут чему-то научить молодых коллег, надо активнее заняться воспитанием молодых литературных кадров. Этот вопрос должен быть причислен к разряду вопросов государственной важности. Регулярные литературные конкурсы, различные премии в области литературы, материальное стимулирование начинающих поэтов, прозаиков, драматургов, публицистов – все это должно осуществляться в рамках отдельной государственной программы. И еще. Учеба в литературных институтах за пределами нашего государства для талантливой молодежи должна поддерживаться материально со стороны государства. Есть определенный, хоть и весьма узкий круг молодых людей, которые могут заниматься литературной деятельностью, но вынуждены задвигать ее на второй план, вынужденно сводя всю свою трудовую деятельность к зарабатыванию на хлеб насущный. А при таком положении говорить о развитии литературы не приходится. Скорее о возможном забвении…
– А сами-то Вы по-прежнему много пишете?
– Со времени выхода моей первой книги «Ацæмæзы кафт» минуло ровно сорок пять лет, а ощущения помню до сих пор. Для любого писателя по ощущениям это, наверное, сопоставимо с рождением ребенка. Сегодня мои книги исчисляются десятками. Но желание творить все еще не угасает. Но в последние годы я творю больше по настроению. Творческое безделье может затянуться на несколько месяцев, потом оно может смениться каким-то рвением, которое в результате находит отражение в очередном рассказе или новелле. Жизнь сама продолжает мне подавать сюжеты для произведений, которыми я не могу безответственно не пользоваться. Поэтому будут еще и новые произведения, и, надеюсь, новые книги тоже.
Асиат Наниева: «Сегодня в литературе, как и в науке, к сожалению, нет новых имен. И в такой ситуации, говоря прямо, народ дичает…»
Рада Дзагоева
– Работать, как и многие представители моего поколения по жизненной необходимости, я начала довольно рано. Отец, прошедший Великую Отечественную, вернулся с фронта живым, но с многочисленными тяжелыми ранениями, которые серьезно подорвали его здоровье и стали причиной смерти уже спустя два года после Победы. Мне тогда было всего семь лет. Мама, оставшись с тремя сиротами, работала не покладая рук фактически круглые сутки. Желание помочь ей справляться с бытовыми трудностями присутствовало всегда, сколько себя помню. Каждый из нас, троих детей негласно имел свои обязанности по дому, по хозяйству. Окончив среднюю школу в селении Заккор, я приняла решение поступить на экономический факультет Тбилисского Госуниверситета. Отделение осознанно выбрала заочное, чтобы иметь возможность работать и помогать семье. Уже вскоре после вступительных испытаний и успешного поступления вернулась в родовое село и устроилась на место заведующей местной библиотеки. В Цхинвал я переехала в 1963-ем, как принято говорить, по семейным обстоятельствам. Герсан (Кодалаев, супруг Асиат Наниевой – прим.ред.) уже тогда начинал свой путь в литературе. Молодой, полный безудержного желания творить, учиться, постигать творческие высоты, он совершенно естественно приобщил и меня к своим предпочтениям, ненавязчиво втянул в круг своих интересов. Вместе с этим пришло и понимание, что экономика, финансовая деятельность, на которые я пять лет училась, в какой-то момент оказались для меня совершенно непривлекательны. Устроившись в Цхинвале на работу в редакцию газеты «Советон Ирыстон», я приняла решение получить и соответствующее образование. И в этот раз, чтобы не отрываться от семьи, опять выбрала заочную форму обучения. Теперь уже в Московском полиграфическом институте. И в статусе дипломированного специалиста через несколько лет перешла на работу в издательство «Ирыстон».
– Судя по Вашей творческой биографии, здесь же, в издательстве, начались Ваши первые шаги на писательском поприще…
– И само время, и сама среда, в которой я оказалась, располагали к творчеству. Конечно, замахиваться на какой-то высокий уровень, когда ты ежедневно находишься среди титанов, литературных гениев, невозможно, да и по большому счету нелепо. Не было и понимания сделать себе имя или заявить о себе. Я просто занималась делом, которое мне невероятно нравилось. Как я уже сказала, мне довелось несколько лет поработать в редакции газеты, на страницах которой я активно публиковала свои статьи и очерки. Так что, можно сказать, в литературу я пришла несколько естественно, из весьма близкой сферы – публицистики. Но, тем не менее, было непросто. И дело не только в том, что хотелось объять необъятное. Женщине, у которой семья, дети (их четверо), всегда непросто заниматься активной творческой и общественной деятельностью. Когда нужно уметь четко разграничивать дом, семейный очаг и работу, да так, чтобы от твоего желания охватить все не страдало ни одно из направлений твоих таких архиважных сфер вовлеченности. В моем случае определенно мешал и семейный союз. Во-первых, и супругу моему нужно было максимально свободное личное пространство, так необходимое для любого творческого человека. Поэтому я всегда старалась ограждать его от незначительных бытовых неурядиц. Часто в ущерб себе и своим творческим порывам. Во-вторых, на заре моей литературной деятельности Герсан Кодалаев уже был признанным поэтом, творчество которого высоко ценили не только в литературных кругах. Это накладывало и определенную ответственность, и вместе с тем навевало определенные опасения – превзойти мастера слога невозможно, быть как он тоже сложно, а вот остаться в его тени – совершенно просто. Последняя перспектива, признаться, меня никак не устраивала. Ведь дело, за которое человек берется, которое избирает в качестве дороги жизни, должно способствовать тому, чтобы он непременно состоялся. В своем случае могу сказать, что по своей избранной дороге я прошла сама. Со своими неудачами и успехами, со своим почерком, со своим словом в современной осетинской литературе. Впрочем, семейный союз с литературным деятелем давал и свои положительные итоги. Первым критиком моих произведений всегда был, конечно же, супруг. Он никогда не вмешивался в творческий процесс, но замечания, объективные оценки всегда давал щедро, что не могло не отражаться на итоговом результате моих произведений.
– Ваш творческий путь начинался с детской литературы. Десятки произведений для самых маленьких, рассказы и повести для детей школьного возраста – основа Вашего литературного наследия, со временем пополнившегося и произведениями для взрослой категории читателей. Распространенное мнение, что писать для детей всегда сложнее и ответственнее – Вы согласны с этим?
– Первое мое произведение, которое увидело свет – рассказ для детей, было опубликовано в журнале «Фидиуæг» в далеком 1967 году. Почему выбор остановился на детской литературе? Всегда сложно находить объяснение внутреннему зову души, каким-то естественным порывам. «Большое государство» – как точно охарактеризовал детскую литературу Максим Горький, требует от тех, кто вовлечен в этот творческий процесс искусного владения слогом, душевной теплоты и искренности. Распространенное мнение – детям нужно писать так же, как и взрослым, но еще лучше. Поскольку дети постигают предложенный материал не разумом, а сердцем. Здесь тонко ощущается даже любой намек на неискренность, недосказанность. С детьми нужно выстроить незримый мостик от сердца к сердцу и двигаться по нему навстречу со всей осторожностью. Я начала писать свои детские произведения в годы, когда мои собственные дети были в возрасте юных читателей. Их потребности, их взгляд на мир, их понимание жизни и окружающего мира были, наверное, основой моих литературных строк. Я каким-то естественным образом научилась смотреть на мир их глазами, наделяла персонажей своих произведений определенными качествами, исходя из наблюдений за собственными детьми и их сверстниками. Наверное, признанием качества моих детских произведений является и то, что многие из них включены в книги и образовательные программы для детей дошкольного возраста. Это, без ложной скромности, конечно же, радует. Но, тем не менее, детская литература все же не стала основной и наибольшей частью моего литературного наследия. С течением времени ее значительно потеснили произведения, рассчитанные на взрослую аудиторию.
– Ваше творчество негласно подразделяется на несколько этапов. Советский период с его идеологией отмечен в Ваших произведениях согласно времени и духу той эпохи. За этим последовал тяжелый период в истории народа Южной Осетии, который по объему написанного фактически занимает главное место в Вашем творчестве. Ну и, наконец, день сегодняшний в прозе Асиат Наниевой – взгляд в будущее, которое для национальной литературы, исходя из сегодняшних реалий, не представляется радужным.
– Мне кажется, мое творчество фактически автобиографично. В моих рассказах, повестях, новеллах – все мои переживания, мои взгляды на эпохи, времена, людей. Я всегда ориентировалась на потребности читателя. Представляла себя на его месте. Какими он увидит моих героев, насколько точно сможет представить события той или иной эпохи, как прочувствует сопричастность к переживаниям персонажей из рассказа или повести. Тема новейшей истории нашего народа нашла отражение в десятках моих произведений. Это своеобразная хроника, переданная посредством литературного слога. Период, когда я писала не только и не столько по зову сердца. На первый план в суровые военные годы вышло понимание важности запечатления эпохи в литературном произведении. Ты – современник, ты здесь, на твоих глазах это все происходит. Ты и только ты можешь передать происходящее для будущих потомков. Сегодня мы ищем ответы на множество вопросов из прошлого, интересуемся различными историческими событиями, о которых располагаем весьма скудной информацией. Когда-то и события, отражающие борьбу нашего народа за свою независимость в конце ХХ – начала ХХIвека будут рассматриваться сквозь призму исторической ценности. Тогда, возможно, и придет осознание важности наследия тех, кто жил и творил в это невероятно сложное время. «Ма фæрæди, хъæбул!», «Кæуын зындæр у», «Тугæйдзаг уæрдон», «Æхсынц та, хъæбул!» – в каждом из этих и других моих произведений наглядная история нашего народа, близкая и понятная тем, кто жил в эту эпоху, и развернуто представленная тем, кто спустя десятилетия будет обращаться к осетинской литературе указанного выше периода геноцида осетинского народа. Что касается других этапов моей творческой деятельности… Вы знаете, я по-прежнему остаюсь верной идеалам советской эпохи. И это вовсе не ностальгия по архаичности или нежелание принимать и понимать новые веяния. Это благополучие в каждой написанной в тот период строке. Это герои-созидатели, герои, достигающие высот своим неустанным трудом, это произведения, в которых даже отрицательные по сути герои не являются злом для человечества в глобальном смысле. Это было время, когда творчество, литература, искусство, культура в целом были в приоритетах. Остатки творческой интеллигенции, которая у нас за последние годы совсем поредела, были взращены именно на советской идеологии. Это было время, когда творческий человек по умолчанию считался героем времени. Фактически каждое десятилетие в осетинской литературе советского периода было ознаменовано появлением новых, значимых и знаковых имен. А что теперь? Нет новых имен в литературе, науке, я уже не говорю об отдельных направлениях национальной культуры. В такой ситуации народ, не побоюсь этого слова, дичает.
– Два последних десятилетия Вы возглавляете отдел прозы в литературном журнале «Фидиуæг». Сегодня печатный орган Союза писателей переживает не самый благополучный период своего существования. И одной из основных причин, по которым журнал не развивается, является отсутствие молодых авторов. Понятно, что писателями и поэтами становятся по зову души и сердца, но своя роль в приобщении молодежи к литературному творчеству отведена и старшему поколению наших литературных деятелей. Есть ли молодые имена, которые смогут достойно продолжить дело наших славных литераторов?
– Сегодняшнее поколение сложно заинтересовать и даже вдохновить примерами старшего поколения. На первый план, к сожалению, вышло материальное. Заставить заниматься творчеством невозможно, если нет желания. Если нет осмысления нужности литературной деятельности, никакие пламенные речи не сподвигнут молодежь на написание современных романов, драматургических произведений или стихов. Но и дальше пускать все на самотек уже тоже нельзя. Сидеть и ждать когда кого-то осенит или посетит муза и он напишет что-то стоящее, достойное осетинской литературы, тоже нельзя. Пока есть писатели, которые могут чему-то научить молодых коллег, надо активнее заняться воспитанием молодых литературных кадров. Этот вопрос должен быть причислен к разряду вопросов государственной важности. Регулярные литературные конкурсы, различные премии в области литературы, материальное стимулирование начинающих поэтов, прозаиков, драматургов, публицистов – все это должно осуществляться в рамках отдельной государственной программы. И еще. Учеба в литературных институтах за пределами нашего государства для талантливой молодежи должна поддерживаться материально со стороны государства. Есть определенный, хоть и весьма узкий круг молодых людей, которые могут заниматься литературной деятельностью, но вынуждены задвигать ее на второй план, вынужденно сводя всю свою трудовую деятельность к зарабатыванию на хлеб насущный. А при таком положении говорить о развитии литературы не приходится. Скорее о возможном забвении…
– А сами-то Вы по-прежнему много пишете?
– Со времени выхода моей первой книги «Ацæмæзы кафт» минуло ровно сорок пять лет, а ощущения помню до сих пор. Для любого писателя по ощущениям это, наверное, сопоставимо с рождением ребенка. Сегодня мои книги исчисляются десятками. Но желание творить все еще не угасает. Но в последние годы я творю больше по настроению. Творческое безделье может затянуться на несколько месяцев, потом оно может смениться каким-то рвением, которое в результате находит отражение в очередном рассказе или новелле. Жизнь сама продолжает мне подавать сюжеты для произведений, которыми я не могу безответственно не пользоваться. Поэтому будут еще и новые произведения, и, надеюсь, новые книги тоже.
Асиат Наниева: «Сегодня в литературе, как и в науке, к сожалению, нет новых имен. И в такой ситуации, говоря прямо, народ дичает…»
Рада Дзагоева
Источник - Газета Республика.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.