Основной Закон сыграл огромную роль в развитии югоосетинского государства
8 апреля 2019 --- [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [556 просмотров]
8 апреля в Южной Осетии отмечается День Конституции. Основной Закон республики был принят на всенародном референдуме в 2001 году
Слова в преамбуле Основного закона четко отражают борьбу народа Южной Осетии за свободу и независимость.
В первой главе Конституции четко сформулированы основные принципы: Республика Южная Осетия — суверенное демократическое правовое государство, созданное в результате самоопределения народа РЮО. Отмечено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РЮО является ее народ, который осуществляет свою власть непосредственно путем проведения референдумов и свободных выборов, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Кроме того, в нем говорится, что никто не может присваивать власть в РЮО, а захват власти или присвоение властных полномочий является тягчайшим преступлением против народа и преследуется по закону.
Укрепить систему сдержек и противовесов
По мнению Полномочного представителя президента РЮО в Парламенте Вячеслава Гобозова, дей-ствующая Конституция сыграла огромную роль в деле развития нашего государства, при всех своих недостатках и недочетах, которых в принципе не могло не быть.
«Принятие Конституции было очень знаменательное, серьезное и знаковое событие в новейшей истории Южной Осетии, так как впервые Основной Закон страны был принят на всенародном референдуме. Конституция, которая дейст-вовала до 2001 года, была принята парламентом, и изначально это была Конституция Советского государства. В 1996 году в эту Конституцию были внесены целые разделы, связанные с введением президентской власти», — вспоминает полпред президента, который в 2001 году был депутатом парламента третьего созыва и возглавлял Комитет по внешней политике югоосетинского законодательного органа. Кроме того, он был членом конституционной комиссии, которая и разработала Конституцию Южной Осетии.
Он добавил, что в связи с изменением формы правления в то время появился определенный дефицит в легитимности действующей Конституции.
«В соответствии с международными нормами и правилами было необходимо, чтобы Основной Закон страны был принят всеми гражданами республики, и поэтому была создана комиссия, в которую вошли представители общественности, партий, юристы, экономисты и т.д. Были и приглашенные специалисты», — говорит Вячеслав Гобозов.
По его словам, разработка Конституции сопровождалась большим тяжелым трудом, связанным со многими противоречивыми моментами, касающимися политической конъюнктуры, ведь в 2001 году должны были пройти президентские выборы.
«Соответственно, представители политических сил, каждый из членов конституционной комиссии имел личные интересы, и в той или иной степени руководствовался предстоящими президентскими выборами. Естественно, действующая власть в лице президента Людвига Чибирова и его команда пытались максимально перетянуть полномочия в сторону президентской структуры. И на этой почве были серьезные разногласия. Компартия и «Фыдыбæстæ» выступили против принятия варианта Конституции, который проталкивался действующей тогда исполнительной властью», — подчеркнул политик.
Гобозов считает, что именно этой политической конъюнктурой, к сожалению, обусловлены очень многие недостатки.
«Но мы подошли к тому этапу, когда стоит задуматься над разработкой нового варианта Основного Закона страны, исходя из нынешних условий, учитывая и то, что РЮО – независимое, признанное государство, и надо укреплять систему сдержек и противовесов органов власти, для избегания негативных моментов», — считает Вячеслав Гобозов.
Отражение национальной специфики
По мнению начальника информационно-аналитического управления администрации президента Юрия Вазагова, действующий Основной Закон Южной Осетии, принятый в апреле 2001 года после одобрения на всенародном референдуме, стал одним из важнейших этапов конституционно-право-вого развития республики.
«В Конституции 2001 года осуществлено правовое закрепление демократических норм в Южной Осетии и зафиксирован статус Республики как суверенного государства. Принятие Конституции в ходе всенародного референдума позволило сформировать исполнительную, законодательную и судебную ветви власти, четкую систему государственного управления», — отметил Юрий Вазагов.
Он считает, что главный документ страны сосредоточил в себе правовые, политические и идеологические особенности государства и общества, четко определил приоритеты государственного развития, а также зафиксировал гарантии прав и свобод человека.
«Характерной чертой Конституции РЮО 2001 года является ее схожесть с конституционным уст-ройством России и единство конституционных ориентиров развития, что объясняется политической ориентацией Южной Осетии на Россию, а интеграция на уровне государств предполагает конституционную совместимость. В то же время конституционное устрой-ство РЮО не является полной калькой российского. Несмотря на схожесть и общие приоритеты, Основной Закон Южной Осетии содержит значительные отличия, отражающие национальную специфику, исторические и политико-правовые особенности югоосетинской государственности», — подчеркнул эксперт.
По словам Юрия Вазагова, действующий Основной Закон стал одним из факторов признания независимости РЮО. Он считает, что в нем закреплен курс развития, который избрал народ Южной Осетии.
«В Конституции также отражены особые отношения, которые Южная Осетия строит с Республикой Северная Осетия-Алания на основе этнического, национального, историко-территориального единства, социально-экономи-ческой и культурной интеграции. Как неоднократно отмечали эксперты в области конституционного права, Конституция РЮО соответствует всем международным нормам, в том числе правовым документам, принятым Советом Европы», — подчеркнул начальник уп-равления АП.
Он напомнил, что в 2009 году Центр мониторинга демократических процессов «Кворум» проводил мониторинг соответствия законодательства РЮО общепринятым демократическим стандартам, и по итогам работы было отмечено, что противоречия между Конституцией Южной Осетии и основополагающими документами Совета Европы, в первую очередь Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, практически отсутствуют.
Алена Джиоты, "Южная Осетия"
Слова в преамбуле Основного закона четко отражают борьбу народа Южной Осетии за свободу и независимость.
В первой главе Конституции четко сформулированы основные принципы: Республика Южная Осетия — суверенное демократическое правовое государство, созданное в результате самоопределения народа РЮО. Отмечено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РЮО является ее народ, который осуществляет свою власть непосредственно путем проведения референдумов и свободных выборов, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Кроме того, в нем говорится, что никто не может присваивать власть в РЮО, а захват власти или присвоение властных полномочий является тягчайшим преступлением против народа и преследуется по закону.
Укрепить систему сдержек и противовесов
По мнению Полномочного представителя президента РЮО в Парламенте Вячеслава Гобозова, дей-ствующая Конституция сыграла огромную роль в деле развития нашего государства, при всех своих недостатках и недочетах, которых в принципе не могло не быть.
«Принятие Конституции было очень знаменательное, серьезное и знаковое событие в новейшей истории Южной Осетии, так как впервые Основной Закон страны был принят на всенародном референдуме. Конституция, которая дейст-вовала до 2001 года, была принята парламентом, и изначально это была Конституция Советского государства. В 1996 году в эту Конституцию были внесены целые разделы, связанные с введением президентской власти», — вспоминает полпред президента, который в 2001 году был депутатом парламента третьего созыва и возглавлял Комитет по внешней политике югоосетинского законодательного органа. Кроме того, он был членом конституционной комиссии, которая и разработала Конституцию Южной Осетии.
Он добавил, что в связи с изменением формы правления в то время появился определенный дефицит в легитимности действующей Конституции.
«В соответствии с международными нормами и правилами было необходимо, чтобы Основной Закон страны был принят всеми гражданами республики, и поэтому была создана комиссия, в которую вошли представители общественности, партий, юристы, экономисты и т.д. Были и приглашенные специалисты», — говорит Вячеслав Гобозов.
По его словам, разработка Конституции сопровождалась большим тяжелым трудом, связанным со многими противоречивыми моментами, касающимися политической конъюнктуры, ведь в 2001 году должны были пройти президентские выборы.
«Соответственно, представители политических сил, каждый из членов конституционной комиссии имел личные интересы, и в той или иной степени руководствовался предстоящими президентскими выборами. Естественно, действующая власть в лице президента Людвига Чибирова и его команда пытались максимально перетянуть полномочия в сторону президентской структуры. И на этой почве были серьезные разногласия. Компартия и «Фыдыбæстæ» выступили против принятия варианта Конституции, который проталкивался действующей тогда исполнительной властью», — подчеркнул политик.
Гобозов считает, что именно этой политической конъюнктурой, к сожалению, обусловлены очень многие недостатки.
«Но мы подошли к тому этапу, когда стоит задуматься над разработкой нового варианта Основного Закона страны, исходя из нынешних условий, учитывая и то, что РЮО – независимое, признанное государство, и надо укреплять систему сдержек и противовесов органов власти, для избегания негативных моментов», — считает Вячеслав Гобозов.
Отражение национальной специфики
По мнению начальника информационно-аналитического управления администрации президента Юрия Вазагова, действующий Основной Закон Южной Осетии, принятый в апреле 2001 года после одобрения на всенародном референдуме, стал одним из важнейших этапов конституционно-право-вого развития республики.
«В Конституции 2001 года осуществлено правовое закрепление демократических норм в Южной Осетии и зафиксирован статус Республики как суверенного государства. Принятие Конституции в ходе всенародного референдума позволило сформировать исполнительную, законодательную и судебную ветви власти, четкую систему государственного управления», — отметил Юрий Вазагов.
Он считает, что главный документ страны сосредоточил в себе правовые, политические и идеологические особенности государства и общества, четко определил приоритеты государственного развития, а также зафиксировал гарантии прав и свобод человека.
«Характерной чертой Конституции РЮО 2001 года является ее схожесть с конституционным уст-ройством России и единство конституционных ориентиров развития, что объясняется политической ориентацией Южной Осетии на Россию, а интеграция на уровне государств предполагает конституционную совместимость. В то же время конституционное устрой-ство РЮО не является полной калькой российского. Несмотря на схожесть и общие приоритеты, Основной Закон Южной Осетии содержит значительные отличия, отражающие национальную специфику, исторические и политико-правовые особенности югоосетинской государственности», — подчеркнул эксперт.
По словам Юрия Вазагова, действующий Основной Закон стал одним из факторов признания независимости РЮО. Он считает, что в нем закреплен курс развития, который избрал народ Южной Осетии.
«В Конституции также отражены особые отношения, которые Южная Осетия строит с Республикой Северная Осетия-Алания на основе этнического, национального, историко-территориального единства, социально-экономи-ческой и культурной интеграции. Как неоднократно отмечали эксперты в области конституционного права, Конституция РЮО соответствует всем международным нормам, в том числе правовым документам, принятым Советом Европы», — подчеркнул начальник уп-равления АП.
Он напомнил, что в 2009 году Центр мониторинга демократических процессов «Кворум» проводил мониторинг соответствия законодательства РЮО общепринятым демократическим стандартам, и по итогам работы было отмечено, что противоречия между Конституцией Южной Осетии и основополагающими документами Совета Европы, в первую очередь Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, практически отсутствуют.
Алена Джиоты, "Южная Осетия"
Источник - Газета Южная Осетия.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.