Ислам. Размышления о религии в призме юга Осетии

1 декабря 2018 Новости [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [1082 просмотра]
Ислам. Размышления о религии в призме юга ОсетииСегодня события в Сирии все еще находятся в зоне пристального внимания мировой общественности. Гражданская война превратила некогда развитое государство в поле боя, где, кажется, все воюют со всеми. Но, по большому счету, именно религиозная рознь довела колыбель цивилизации до коллапса. Великие памятники культуры разрушены, четверть населения в бегах. Несчастная Сирия стала фактически ареной очередной мировой войны в миниатюре. В конфликт так или иначе вмешались почти все крупные региональные и мировые державы. И по разным данным, с 2011 года на территории Сирии погибло почти 400 тысяч человек.

Сирия как государство в современном понимании этого слова существует всего около 70 лет, но история цивилизации в регионе восходит к 4-му тысячелетию до н.э., а Дамаск считается одним из древнейших постоянно заселенных городов на планете. Нынешний конфликт имеет давнюю историю и относится к I веку, когда Византия проиграла битву за Сирию и Палестину Арабскому халифату, могущественному государству того времени. После этого, летом 657 года близ реки Евфрат состоялось многодневное сражение между двумя арабскими армиями – армией наместника Сирии Муавийи ибн Абу Суфьяна и армией двоюродного брата пророка Мухаммеда Али ибн абу Талиба. Сражение завершилось безрезультатно, а шло оно за верховную власть над правоверными. С тех пор два основных течения мусульман никогда не прекращали борьбы на протяжении вот уже полторы тысячи лет. Первые называются шииты («шии ат Али» – сторонники Али), вторые сунниты (от «сунна» – обычай, по которому халиф выборная должность, а не наследуемая). Для полноты картины только один пример – восемь лет, с 1980-го, шла война между суннитским Ираком и шиитским Ираном. Итог – минус полтора миллиона жизней. Но говоря о противостоянии шиитов и суннитов, следует еще учесть алавитов. Официально многие признают их мусульманами, разновидностью шиитов, но на самом деле это представители особой эклектической религии, составленной из обрывков христианства, домусульманских восточных верований и шиитской ветви ислама. При этом шииты, к которым формально относят алавитов, с трудом признают их своими. Для суннитов же алавиты вообще еретики и отступники.

К чему такой подробный расклад, спросите вы? Все сказанное выше свидетельствует о том, что даже в мусульманском государстве религиозный фактор способен привести страну на грань развала. Опасность конфессионального размежевания понимают и в России. В настоящее время в зоне особого внимания Северный Кавказ, где ислам, при своем преобладании, также весьма неоднороден. А это Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Чечня, Дагестан, Ингушетия, Адыгея.

Своеобразным водоразделом здесь является Осетия, ее северная и южная части. И если с Южной Осетией все пока стабильно, то в Северной Осетии вопросы есть. Здесь ислам пока не стал существенным фактором общественной и политической жизни. Вместе с тем, есть все предпосылки полагать, что и север Осетии не остается в стороне от радикальных исламских идеологов. Сегодня в этой части Осетии идет, иногда открытая, а более всего подспудная работа по вовлечению молодежи в орбиту исламского мира. В РСО-Алании немало осетин-мусульман, и не только в среде молодежи. Если представители ислама и среди политиков, ученых, деятелей культуры. При этом в Республике делается немало, чтобы избежать вовлечения граждан в орбиту исламского радикализма.

Нарастающая популярность ислама, прежде всего среди молодежи, это не только дань моде. Поиск социальной справедливости, действительно, вовлекает в его орбиту многих молодых людей, сталкивающихся с невостребованностью, продажностью традиционных авторитетов и беспомощностью традиционных механизмов социальной регуляции…

Однако нас интересует не привлекательность ислама как мировой религии. Два года назад мне как-то пришлось присутствовать на одном круглом столе, с участием мусульманского духовенства РСО-Алании и Северного Кавказа. Мероприятие предусматривало присутствие и представителя истеблишмента юга Осетии. Однако наш участник прийти не смог. Но не это главное. Темой обсуждения стало будущее Южной Осетии в кон-

тексте российско-осетинских отношений. Наличествовала, как обычно, разность мнений. При этом самыми ярыми сторонниками присоединения РЮО к России были (и это было неожиданно)… представители мусульманского духовенства Северного Кавказа. С одной стороны, это странно, но «ларчик» открывается совершенно просто – у всех свои задачи, и мусульмане попросту пытаются использовать чаяния осетинского народа в своих целях.

Не секрет, что руководители радикального ислама хотели бы видеть Северную Осетию регионом с преобладанием мусульманского населения. В этом случае бы «исламский пояс» на Северном Кавказе замкнулся. Однако это едва ли возможно в условиях, когда Южная Осетия практически остается вне сферы влияния мусульманских идеологов. Эта часть Осетии всегда будет подпиткой для существования в северной части проживания этноса разности религиозных предпочтений. Возможно, если бы РЮО стала российским регионом, то и исламские проповедники получили бы возможность открыто, в соответствии с российскими законами, присутствовать на территории Республики и вести религиозную пропаганду. В северо-осетинском сообществе, к слову, уже давно идет пропагандистская работа в том ключе, чтобы «на основе исторических фактов доказать, сколь глубоко осетинская культура пронизана мусульманским наследием и ценностями».

Понятно, что популяризация ислама в одной части Осетии неизбежно может отразиться на ее другой части. В настоящее время среди неофитов ислама в Северной Осетии можно наблюдать и выходцев с юга Осетии.

Понятно, что нам едва ли стоит опасаться мусульманской религии как таковой. Но сегодня в стране и так много противоречий в части религиозной жизни. Идет разлад между православными, между православными и приверженцами сект, между сторонниками традиционных верований и православными. Пока что эти противоречия не выплеснулись в зону внутриобщественного обострения. Но если в Республику придет ислам, с учетом его наступательного характера, то существенного конфликта в юго-осетинском обществе не избежать. Уже сегодня представители мусульманских народов, временно проживающие в стране, пытаются ненавязчиво навязать местным жителям свой уклад и жизненное восприятие. Но что будет, если представителями ислама в РЮО будут этнические осетины, одержимые идеей установления норм шариата в стране. Ведь с ними разговора на уровне участкового едва ли будет достаточно. А пример убийства фанатиком-осетином народного поэта Осетии Шамиля Джигкаева свидетельствует об обоснованности подобных опасений. Ну и как своеобразный звонок можно рассматривать задержание и экстрадирование из Южной Осетии в Россию сравнительно недавно за экстремистскую деятельность гражданина Таджикистана (проводил вербовку вряды террористической группировки «Исламское государство» трудовых мигрантов изСредней Азии, находящихся в РЮО). И это только то, что стало достоянием общественности. Так что, как говорится, покой нам только снится…

С. Остаев, газета "Республика"
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Солнечный

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 105 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора

Погода

Акция.

ЮОГУ

ЮОГУ

Королевство потолков

Цитаты

Деньги не портят человека, они просто показывают, кто он есть на самом деле.
Производство сайтов

Новости

«    Февраль 2020    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29  
Солнечный

Энергоресур

Объявления

Услуги по заправке картриджей и ремонту принтеров . Быстро недорого с гарантией!
10 лет качественной работы! Так же продаются Б/У принтеры в хорошем состоянии, фирмы: Canon, Samsung , HP и Xerox. Телефон для справок +7 929 804 44 74, спросить Колю

***
***

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!

Осетия

Обсуждаемые новости