ДЖЕОРГУБА ИЛИ УАСТЫРДЖИЙЫ БОН?
17 ноября 2019 Новости [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [4042 просмотра]
В ноябре мы отмечаем самый значимый для осетин праздник, длящийся неделю, а в некоторых больших селах даже дольше. Как правильно называть этот праздник, что он означает и как отмечается? Боюсь не все молодые, а также и многие не очень молодые осетины дадут исчерпывающие ответы на эти вопросы.
В последние десятилетия мы как-то привыкли к тому, что праздник в честь самого почитаемого в Осетии на протяжение тысячелетий святого называется Джеоргуыба и даже месяц ноябрь называется Джеоргуыбайы мæй. При этом почти все также знают, что происходит это название от грузинского Георгоба, тоже праздника всенародного но уже в Грузии.
Наверно здесь следует прояснить суть Георгоба.
Вот что говорит нам по этому поводу уважаемая в интернете Википедия:
Георгоба - день святого Георгия Победоносца, покровителя Грузии и самого почитаемого святого. Отмечают праздник дважды: 23 апреля (6 мая) и 10 ноября (23 ноября) первый раз — в память его кончины, второй раз — в память колесования святого. Праздник в память колесования великомученика Георгия отмечается только грузинской церковью.
Друзья! А тот ли праздник мы празднуем? Соседи ведь говорят, что только их церковь отмечает этот день в ноябре.
Нет конечно, мы отмечаем именно исконно осетинский праздник, Уастырджийы бæрæгбон, проходивший не в привязке к определенному историческому событию, а в конце трудового года горца, строго по осетинскому земледельческому календарю. Уастырджи - покровитель мужчин, путников, защитник бедных и обездоленных, наставник молодежи. Осетины наделили самого почитаемого святого лучшими качествами, называя его «Золотой Уастырджи», «Доблестный Уастырджи», «Золотокрылый Уастырджи» и т.д. В их воображении он предстает высоким, стройным седобородым мужчиной, восседающим на белом коне. Женщины, не имеют права произносить его имя, обращаются к нему «Лæгты дзуар» - «Покровитель мужчин».
О том, какое отношение имеет (вернее не имеет) Уастырджи к Св.Георгию написано довольно много. Желающие могут почитать в интернете.
Вот что пишет доктор наук В.Дзидзоев в статье «Что общего и отличительного у осетинского Уастырджи – Уасгерги и Святого Георгия?»
«...укоренившийся в сознании многих осетин миф о том, что Уасгерги-Уастырджи и святой Георгий – это два имени одного и того же исторического или историко- мифологического персонажа, продолжает жить и «успешно конкурировать» с реальными историческими фактами.»
Наверно, вместо двух осетинских слов Уастырджийы бæрæгбон удобнее произносить одно грузинское – Джеоргуыба, но правильно ли ради этого идти по пути подмены глубинного смысла наших исконных праздников? Не уводим ли мы тем самым нашу молодежь в сторону от сакральности и духовной значимости почитания наших святых? Нартские сказания, с Уастырджи, как одним из главных персонажей, возникли задолго до времени проживания Св.Георгия. Но многие из нас продолжают утверждать, что мы празднуем Джеоргуыба – праздник в честь этого христианского святого, причем в день его колесования. Наверно нам, и в особенности молодому поколению осетин, не смотря на сформировавшиеся в обществе ложные стереотипы, стоит глубже задуматься над сохранением корней своего народа и его бесценной сокровищницы сакральных знаний.
В этом случае будет меньше и тех вредных наслоений на процедуру празднования, которые появляются в последнее время. Мне доводилось видеть, например, взрослых людей собравшихся праздновать Уастырджийы Бæрæгбон с курицей, водкой и тремя пирогами на столе. Они даже не подозревали, что всю неделю блюда из птицы на стол не кладут вообще. Тоже самое касается и свинины. В прошлом и пиво, и араку, и все остальное готовили заблаговременно и специально для этого праздника. Кусæртаг (бычок или баран) был всегда нывондгонд. К приготовлению подходили с большой ответственностью, заблаговременно очистив свое сознание от всего скверного и грязного. И когда сегодня за праздничным столом, кто-то, после очередной рюмки водки переходит на непристойные выражения и анекдоты, большего кощунства и придумать трудно. Такое праздничное застолье из сакрального общения с Дунесфæлдисæг æмæ йæ сконд зæдтимæ превращается в тривиальную пьянку.
Уастырджийы бонтæ начинаются в воскресенье, с забивания жертвенного животного, то есть с Галæргæвдæн. В этот день, а кто не смог на праздник забить бычка и в понедельник, каждая семья с тремя пирогами возносит молитву Богу и Уастырджи. После этого всю оставшуюся неделю соседи и близкие приглашают друг друга, собираются на совместные празднования. В следующий понедельник проходят проводы праздника.
Что принято и что нет во время праздничного застолья? Пожалуй, все те правила, которые я описал в материале «Осетинский застольный этикет (Ирон фынджы æгъдау)» подходят и для этого праздника.
http://ossetians.com/rus/news.php?newsid=766
Вместе с тем, в народе, и особенно в среде молодых, часто возникают вопросы о допустимости использования покупного мяса и других продуктов для празднования Уастырджийы Бæрæгбон. Наши предки, конечно не покупали продукты на базаре, и пиво и араку, как и все остальное готовили дома и с соблюдением особых правил физической и нравственной чистоты. Жертвенное животное определялось заблаговременно и его вскармливали отборными чистыми кормами, не выпуская даже на выпас.
Наверно все это вполне возможно соблюдать и сегодня в горных аулах и в селах на плоскости. Но как быть подавляющему большинству населения Осетии, проживающему во Владикавказе и больших райцентрах? В городских квартирах ничего не растет и коровников нет.
Все продукты покупаются на рынках и в супермаркетах.
И в этих сложившихся реалиях, от которых нам никуда не деться, я придерживаюсь мнения: лучше праздновать покупными мясом, продуктами и напитками, чем не праздновать вообще. В конце концов важнее то, настолько искренне и с какими мыслями возносится молитва Всевышнему и Уастырджи. Вместе с тем, даже в городских условиях я категорически против покупных пирогов, водки и других пришлых напитков на праздничном столе. Значение и сакральность трех пирогов выходит далеко за рамки понятий об обычной пище. Они должны выпекаться дома, как положено. Примешивание к этой сакральности еще и водки вряд ли способствует ее чистоте.
Не смотря на обычные возражения любителей поддать по поводу и без, самым почетным напитком за осетинским столом всегда считалось пиво. Нет ничего зазорного и в вознесении молитв хлебным квасом (къуымæл).
Для тех, кто за столом не может обойтись без крепкого спиртного вполне подходит Ирон Арахъ, но в разумных дозах.
Уастырджийы хорзæх уæ уæд æмæ амондджын бæрæгбæттæ кæнут!
Руслан Кучиты
http://ossetians.com/rus/news.php?newsid=1116
В последние десятилетия мы как-то привыкли к тому, что праздник в честь самого почитаемого в Осетии на протяжение тысячелетий святого называется Джеоргуыба и даже месяц ноябрь называется Джеоргуыбайы мæй. При этом почти все также знают, что происходит это название от грузинского Георгоба, тоже праздника всенародного но уже в Грузии.
Наверно здесь следует прояснить суть Георгоба.
Вот что говорит нам по этому поводу уважаемая в интернете Википедия:
Георгоба - день святого Георгия Победоносца, покровителя Грузии и самого почитаемого святого. Отмечают праздник дважды: 23 апреля (6 мая) и 10 ноября (23 ноября) первый раз — в память его кончины, второй раз — в память колесования святого. Праздник в память колесования великомученика Георгия отмечается только грузинской церковью.
Друзья! А тот ли праздник мы празднуем? Соседи ведь говорят, что только их церковь отмечает этот день в ноябре.
Нет конечно, мы отмечаем именно исконно осетинский праздник, Уастырджийы бæрæгбон, проходивший не в привязке к определенному историческому событию, а в конце трудового года горца, строго по осетинскому земледельческому календарю. Уастырджи - покровитель мужчин, путников, защитник бедных и обездоленных, наставник молодежи. Осетины наделили самого почитаемого святого лучшими качествами, называя его «Золотой Уастырджи», «Доблестный Уастырджи», «Золотокрылый Уастырджи» и т.д. В их воображении он предстает высоким, стройным седобородым мужчиной, восседающим на белом коне. Женщины, не имеют права произносить его имя, обращаются к нему «Лæгты дзуар» - «Покровитель мужчин».
О том, какое отношение имеет (вернее не имеет) Уастырджи к Св.Георгию написано довольно много. Желающие могут почитать в интернете.
Вот что пишет доктор наук В.Дзидзоев в статье «Что общего и отличительного у осетинского Уастырджи – Уасгерги и Святого Георгия?»
«...укоренившийся в сознании многих осетин миф о том, что Уасгерги-Уастырджи и святой Георгий – это два имени одного и того же исторического или историко- мифологического персонажа, продолжает жить и «успешно конкурировать» с реальными историческими фактами.»
Наверно, вместо двух осетинских слов Уастырджийы бæрæгбон удобнее произносить одно грузинское – Джеоргуыба, но правильно ли ради этого идти по пути подмены глубинного смысла наших исконных праздников? Не уводим ли мы тем самым нашу молодежь в сторону от сакральности и духовной значимости почитания наших святых? Нартские сказания, с Уастырджи, как одним из главных персонажей, возникли задолго до времени проживания Св.Георгия. Но многие из нас продолжают утверждать, что мы празднуем Джеоргуыба – праздник в честь этого христианского святого, причем в день его колесования. Наверно нам, и в особенности молодому поколению осетин, не смотря на сформировавшиеся в обществе ложные стереотипы, стоит глубже задуматься над сохранением корней своего народа и его бесценной сокровищницы сакральных знаний.
В этом случае будет меньше и тех вредных наслоений на процедуру празднования, которые появляются в последнее время. Мне доводилось видеть, например, взрослых людей собравшихся праздновать Уастырджийы Бæрæгбон с курицей, водкой и тремя пирогами на столе. Они даже не подозревали, что всю неделю блюда из птицы на стол не кладут вообще. Тоже самое касается и свинины. В прошлом и пиво, и араку, и все остальное готовили заблаговременно и специально для этого праздника. Кусæртаг (бычок или баран) был всегда нывондгонд. К приготовлению подходили с большой ответственностью, заблаговременно очистив свое сознание от всего скверного и грязного. И когда сегодня за праздничным столом, кто-то, после очередной рюмки водки переходит на непристойные выражения и анекдоты, большего кощунства и придумать трудно. Такое праздничное застолье из сакрального общения с Дунесфæлдисæг æмæ йæ сконд зæдтимæ превращается в тривиальную пьянку.
Уастырджийы бонтæ начинаются в воскресенье, с забивания жертвенного животного, то есть с Галæргæвдæн. В этот день, а кто не смог на праздник забить бычка и в понедельник, каждая семья с тремя пирогами возносит молитву Богу и Уастырджи. После этого всю оставшуюся неделю соседи и близкие приглашают друг друга, собираются на совместные празднования. В следующий понедельник проходят проводы праздника.
Что принято и что нет во время праздничного застолья? Пожалуй, все те правила, которые я описал в материале «Осетинский застольный этикет (Ирон фынджы æгъдау)» подходят и для этого праздника.
http://ossetians.com/rus/news.php?newsid=766
Вместе с тем, в народе, и особенно в среде молодых, часто возникают вопросы о допустимости использования покупного мяса и других продуктов для празднования Уастырджийы Бæрæгбон. Наши предки, конечно не покупали продукты на базаре, и пиво и араку, как и все остальное готовили дома и с соблюдением особых правил физической и нравственной чистоты. Жертвенное животное определялось заблаговременно и его вскармливали отборными чистыми кормами, не выпуская даже на выпас.
Наверно все это вполне возможно соблюдать и сегодня в горных аулах и в селах на плоскости. Но как быть подавляющему большинству населения Осетии, проживающему во Владикавказе и больших райцентрах? В городских квартирах ничего не растет и коровников нет.
Все продукты покупаются на рынках и в супермаркетах.
И в этих сложившихся реалиях, от которых нам никуда не деться, я придерживаюсь мнения: лучше праздновать покупными мясом, продуктами и напитками, чем не праздновать вообще. В конце концов важнее то, настолько искренне и с какими мыслями возносится молитва Всевышнему и Уастырджи. Вместе с тем, даже в городских условиях я категорически против покупных пирогов, водки и других пришлых напитков на праздничном столе. Значение и сакральность трех пирогов выходит далеко за рамки понятий об обычной пище. Они должны выпекаться дома, как положено. Примешивание к этой сакральности еще и водки вряд ли способствует ее чистоте.
Не смотря на обычные возражения любителей поддать по поводу и без, самым почетным напитком за осетинским столом всегда считалось пиво. Нет ничего зазорного и в вознесении молитв хлебным квасом (къуымæл).
Для тех, кто за столом не может обойтись без крепкого спиртного вполне подходит Ирон Арахъ, но в разумных дозах.
Уастырджийы хорзæх уæ уæд æмæ амондджын бæрæгбæттæ кæнут!
Руслан Кучиты
http://ossetians.com/rus/news.php?newsid=1116
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.