Праздник с тысячелетней историей: в Южной Осетии отмечают Уастырджийы бонта
17 ноября 2018 Новости [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [1204 просмотра]
Уастырджи — особо чтимый осетинами святой, самый главный персонаж в пантеоне осетинских божеств
Уастырджийы бонта или Джиуæргуыба — это один из самых значимых и популярных национальных праздников, посвященный самому почитаемому в Осетии святому Уастырджи. Отмечается по традиции в ноябре.
Наверное, в Осетии нет такого населенного пункта, где бы ни было святилище в честь Уастырджи, особо известные из них: Реком, Ныхас, Коб, Хурхор, Дзывгис, Роща Хетага и Джер.
Как отмечено в научных трудах Людвига Чибирова, профессора, доктора исторических наук, заслуженного деятеля науки РФ, праздник в честь Уастырджи всегда приходится на воскресенье в ноябре и продолжается одну-две недели.
«Значимой считается ночь на вторник, в первую неделю праздника — «Уастырджийы æхсæв», когда в жертву святому приносилась коза. В эту ночь семьи с приношениями приходили к культовому месту.
Каждая осетинская семья, где бы она не проживала, и как бы бедна она не была, в обязательном порядке отмечала этот праздник.
Уастырджи — особо чтимый осетинами святой, самый главный персонаж в пантеоне осетинских божеств», — пишет Л.Чибиров в книге «Народный земледельческий календарь осетин».
При этом всегда необходимо помнить, что все традиционные осетинские праздники носят сакральный смысл. Во время празднования и самого застолья необходимо соблюдать определённые требования и нормы осетинского æгъдау и этикета.
Как и на другие, традиционно-национальные праздники (Реком, Уацилла, День Хетага и т.д.), в эту неделю не принято забивать птицу, ставить на стол рыбу, свинину и приготовленные из них продукты. Свинины не должно быть на столе при вознесении молитвы Богу – Стыр Хуыцау, Уастырджы и другим святым. Эти продукты в неделю Джиуæргуыба не принято употреблять вообще.
«Дни празднования Джиуæргуыба падали на осень не случайно. К этому времени завершалась уборка урожая и осетины могли уже спокойно распоряжаться плодами своих годовых усилий. Неслучайно поэтому эти дни считались днями свадеб. Две недели, следующие за началом праздника, посвящались исключительно сватовству и свадьбам. Ибо брачные узы, заключенные в этот период, приобретали наибольшую выразительность», — говорится в книге Людвига Чибирова.
Праздник обычно начинается в воскресенье. В этот день принято было забивать быка, поэтому этот день называют «галæргæвдæн».
В понедельник каждая семья возносит молитву у себя в доме, в кругу семьи. А потом всю неделю соседи приглашают гостей, зачастую устраивают общий праздничный куывд.
В понедельник следующей недели — проводы Джиуæргуыба: накрывают стол, глава семьи возносит молитву святому Уастырджи и поручает его попечительству свою семью, просит здоровья и счастья младшему поколению, высказывает пожелания встретить следующий праздник более достойно, с большими почестями.
Нет ничего величественнее и значимее посыла, объединяющего народ. В эти праздничные дни звучат молитвы о мире, спокойствии и благополучии родной земли. Обращаясь к «Хуцау» старшие вновь подадут пример молодым, как надо любить свой дом, как важно быть гостеприимным хозяином и радушным соседом.
Мудрость народа, пронесенная через века, — это главное, что нас объединяет, что помогает жить в раздираемом противоречиями современном мире. С праздником всех нас!
Алина Бестаева
Источник: http://south-ossetia.info/prazdnik-s-tysyacheletnej-istoriej-v-yuzhnoj-osetii-otmechayut-uastyrdzhijy-bonta/
Все права защищены © МИА Южная Осетия Сегодня
Уастырджийы бонта или Джиуæргуыба — это один из самых значимых и популярных национальных праздников, посвященный самому почитаемому в Осетии святому Уастырджи. Отмечается по традиции в ноябре.
Наверное, в Осетии нет такого населенного пункта, где бы ни было святилище в честь Уастырджи, особо известные из них: Реком, Ныхас, Коб, Хурхор, Дзывгис, Роща Хетага и Джер.
Как отмечено в научных трудах Людвига Чибирова, профессора, доктора исторических наук, заслуженного деятеля науки РФ, праздник в честь Уастырджи всегда приходится на воскресенье в ноябре и продолжается одну-две недели.
«Значимой считается ночь на вторник, в первую неделю праздника — «Уастырджийы æхсæв», когда в жертву святому приносилась коза. В эту ночь семьи с приношениями приходили к культовому месту.
Каждая осетинская семья, где бы она не проживала, и как бы бедна она не была, в обязательном порядке отмечала этот праздник.
Уастырджи — особо чтимый осетинами святой, самый главный персонаж в пантеоне осетинских божеств», — пишет Л.Чибиров в книге «Народный земледельческий календарь осетин».
При этом всегда необходимо помнить, что все традиционные осетинские праздники носят сакральный смысл. Во время празднования и самого застолья необходимо соблюдать определённые требования и нормы осетинского æгъдау и этикета.
Как и на другие, традиционно-национальные праздники (Реком, Уацилла, День Хетага и т.д.), в эту неделю не принято забивать птицу, ставить на стол рыбу, свинину и приготовленные из них продукты. Свинины не должно быть на столе при вознесении молитвы Богу – Стыр Хуыцау, Уастырджы и другим святым. Эти продукты в неделю Джиуæргуыба не принято употреблять вообще.
«Дни празднования Джиуæргуыба падали на осень не случайно. К этому времени завершалась уборка урожая и осетины могли уже спокойно распоряжаться плодами своих годовых усилий. Неслучайно поэтому эти дни считались днями свадеб. Две недели, следующие за началом праздника, посвящались исключительно сватовству и свадьбам. Ибо брачные узы, заключенные в этот период, приобретали наибольшую выразительность», — говорится в книге Людвига Чибирова.
Праздник обычно начинается в воскресенье. В этот день принято было забивать быка, поэтому этот день называют «галæргæвдæн».
В понедельник каждая семья возносит молитву у себя в доме, в кругу семьи. А потом всю неделю соседи приглашают гостей, зачастую устраивают общий праздничный куывд.
В понедельник следующей недели — проводы Джиуæргуыба: накрывают стол, глава семьи возносит молитву святому Уастырджи и поручает его попечительству свою семью, просит здоровья и счастья младшему поколению, высказывает пожелания встретить следующий праздник более достойно, с большими почестями.
Нет ничего величественнее и значимее посыла, объединяющего народ. В эти праздничные дни звучат молитвы о мире, спокойствии и благополучии родной земли. Обращаясь к «Хуцау» старшие вновь подадут пример молодым, как надо любить свой дом, как важно быть гостеприимным хозяином и радушным соседом.
Мудрость народа, пронесенная через века, — это главное, что нас объединяет, что помогает жить в раздираемом противоречиями современном мире. С праздником всех нас!
Алина Бестаева
Источник: http://south-ossetia.info/prazdnik-s-tysyacheletnej-istoriej-v-yuzhnoj-osetii-otmechayut-uastyrdzhijy-bonta/
Все права защищены © МИА Южная Осетия Сегодня
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.