Ирондзинад как особый тип мировоззрения осетин/

5 ноября 2018 Новости [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [591 просмотр]
Ирондзинад как особый тип мировоззрения осетин/Cегодня осетиноведение — это отрасль мировой науки, исследующая очень важную часть общечеловеческой культуры в разных сферах теоретического и прикладного знания. И задача заключается в том, чтобы с позиций высокого уровня современного знания изучить общие теоретические, базисные основы, породившие именно данный тип общечеловеческой культуры.

С этой точки зрения весьма важно актуализировать исследования общеметодологического, философско-мировоззренческого характера, которые помогут понять и представить осетиноведение как современную отрасль мировой науки.

В данном контексте представляются актуальными постановка и решение проблемы ирондзинад-а как особого типа мировоззрения осетин.

Термин ирондзинад впервые употребил Губади Дзагуров, анализируя содержание газеты «Ног цард», которая выходила в 1907 г. в Тифлисе на осетинском языке. Оценивая деятельность работников редакции, Г. Дзагуров писал, что газета стояла «на националистических позициях единого потока, т.е. содружества всех осетин, независимо от классовой принадлежности, в целях приобщения всего осетинского народа к благам культуры» [1, 603]. В ней, как он далее писал, «появились материалы ярко националистического содержания и характера, в которых проводится возвеличение прошлого осетинского народа, восхваление осетинского адата, восхваление Хазби, идеализация Шамиля, признание осетинских адатов лучшими в мире, подобных которым у других народов нет (см. у Цоколаева ирондзинад и в статьях Карцайаг)» [1, 604]. Понятно, что Г. Дзагуров термин ирондзинад употреблял в негативном аспекте. При всем уважении к личности Губади Дзагурова, сыгравшего выдающуюся роль в становлении осетиноведения на одном из ответственных этапов его истории, с подобной оценкой содержания газеты «Ног цард» трудно согласиться. Так, Карцайаг публикует статью «Ирон æгъдæуттæ» в №31, в которой констатирует, что во времена предков горцы жили компактно, изолированно, а потому свои традиции и обычаи сохрани ли в неприкосновенном виде. Теперь же другие времена настали: идет активный процесс общения с другими народами. Естественно, меняются и традиции. И, как замечает автор, к сожалению, некоторые, побывав в других местах, смотрят сверху вниз, осуждают свои традиции и обычаи. Он считает это недостойным звания осетина. Особенно огорчает его, что, во-первых, нет у нас понятия чести, достоинства, т.е. «кад», во-вторых, нет уважения к старшему, в третьих, нет достойного отношения к гостю [2, 31].

То, что газета не идеализировала осетинские традиции и обычаи, видно из статьи «Хистытæ нæ сафæг» [2, 55], подписанной псевдонимом «Иунæг» и осуждающей слишком большие расходы при похоронах, а в фельетоне «Ирæд», подписанной псевдонимом «Вано», осуждалась практика разорения жениха перед свадьбой.

Важно отметить, что газета очень много внимания уделяла формированию национального духа и самосознания. Не случайно авторами в ней выступали такие патриоты, как Гаппо Баев, Елбиздико Бритаев, Сека Гадиев и др.

Термин ирондзинад нами позаимствован у покойного профессора X. Хадикова, употреблявшего данное понятие в узко психологическом смысле [4]. Мы же используем его в более широком философском аспекте, как наиболее емко и полно выражающий сущность категории социально-исторического, духовного, философского феномена, каким является этническое мировоззрение.

В этом отношении ирондзинад касается таких вопросов, которые никогда не могут быть решены окончательно: они требуют постоянного осмысления в свете нового духовного опыта, новых знаний применительно к конкретной ситуации. Они всегда продолжают быть очень актуальными, и в каждую эпоху их постановка есть не просто продолжение традиции, но и выявление новой перспективы в них. В каждую историческую эпоху они решаются в зависимости от уровня развития общественного сознания и общественного прогресса.

Своеобразие проблем ирондзинад-а, на первый взгляд, дает возможность противопоставить их проблемам частных наук осетиноведения. Вникнув в их природу и сущность, также можно прийти к ложному выводу о том, что проблемы ирондзинад-а и частных наук осетиноведения настолько взаимопроникают, что нет необходимости специально о них говорить. Обе эти крайности — ложные посылки. Первая ведет к отрыву осетиноведения от ирондзинад-а, который составляет его сердцевину, основной его предмет. А вторая просто растворяет проблему ирондзинад-а среди частнонаучных проблем осетиноведения, истории, культуры, науки.

http://south-ossetia.info/irondzinad-kak-osobyj-tip-mirovoz…
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Солнечный

Солнечный

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 105 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора

Погода

ЮОГУ

Цитаты

Деньги не портят человека, они просто показывают, кто он есть на самом деле.
Производство сайтов

Новости

«    Январь 2019    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31  
Солнечный

мойка

Энергоресур

Объявления

Перевозки посылок Цхинвал-Москва-Цхинвал Выезд из Цхинвала: 1 числа. Прибытие в Москву: 3-4 числа. Выезд из Москвы: 5го утром. Доставка заказов из интернет-магазинов. Mercedes Sprinter. Максимальная длина товара: 4,4 м 1 кг –от 50руб Стаж перевозок по данному маршруту 2.5 года Тел.: +7(928) 857-55-50, +7(929) 8045531 Спросить Вову
***
Продается з/у 10 соток в районе дубовой рощи, с документами на право строительство жилого дома. Цена договорная. Конт тел:89298052220
***

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!

Осетия