Ирондзинад как особый тип мировоззрения осетин/
5 ноября 2018 Новости [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [591 просмотр]
Cегодня осетиноведение — это отрасль мировой науки, исследующая очень важную часть общечеловеческой культуры в разных сферах теоретического и прикладного знания. И задача заключается в том, чтобы с позиций высокого уровня современного знания изучить общие теоретические, базисные основы, породившие именно данный тип общечеловеческой культуры.
С этой точки зрения весьма важно актуализировать исследования общеметодологического, философско-мировоззренческого характера, которые помогут понять и представить осетиноведение как современную отрасль мировой науки.
В данном контексте представляются актуальными постановка и решение проблемы ирондзинад-а как особого типа мировоззрения осетин.
Термин ирондзинад впервые употребил Губади Дзагуров, анализируя содержание газеты «Ног цард», которая выходила в 1907 г. в Тифлисе на осетинском языке. Оценивая деятельность работников редакции, Г. Дзагуров писал, что газета стояла «на националистических позициях единого потока, т.е. содружества всех осетин, независимо от классовой принадлежности, в целях приобщения всего осетинского народа к благам культуры» [1, 603]. В ней, как он далее писал, «появились материалы ярко националистического содержания и характера, в которых проводится возвеличение прошлого осетинского народа, восхваление осетинского адата, восхваление Хазби, идеализация Шамиля, признание осетинских адатов лучшими в мире, подобных которым у других народов нет (см. у Цоколаева ирондзинад и в статьях Карцайаг)» [1, 604]. Понятно, что Г. Дзагуров термин ирондзинад употреблял в негативном аспекте. При всем уважении к личности Губади Дзагурова, сыгравшего выдающуюся роль в становлении осетиноведения на одном из ответственных этапов его истории, с подобной оценкой содержания газеты «Ног цард» трудно согласиться. Так, Карцайаг публикует статью «Ирон æгъдæуттæ» в №31, в которой констатирует, что во времена предков горцы жили компактно, изолированно, а потому свои традиции и обычаи сохрани ли в неприкосновенном виде. Теперь же другие времена настали: идет активный процесс общения с другими народами. Естественно, меняются и традиции. И, как замечает автор, к сожалению, некоторые, побывав в других местах, смотрят сверху вниз, осуждают свои традиции и обычаи. Он считает это недостойным звания осетина. Особенно огорчает его, что, во-первых, нет у нас понятия чести, достоинства, т.е. «кад», во-вторых, нет уважения к старшему, в третьих, нет достойного отношения к гостю [2, 31].
То, что газета не идеализировала осетинские традиции и обычаи, видно из статьи «Хистытæ нæ сафæг» [2, 55], подписанной псевдонимом «Иунæг» и осуждающей слишком большие расходы при похоронах, а в фельетоне «Ирæд», подписанной псевдонимом «Вано», осуждалась практика разорения жениха перед свадьбой.
Важно отметить, что газета очень много внимания уделяла формированию национального духа и самосознания. Не случайно авторами в ней выступали такие патриоты, как Гаппо Баев, Елбиздико Бритаев, Сека Гадиев и др.
Термин ирондзинад нами позаимствован у покойного профессора X. Хадикова, употреблявшего данное понятие в узко психологическом смысле [4]. Мы же используем его в более широком философском аспекте, как наиболее емко и полно выражающий сущность категории социально-исторического, духовного, философского феномена, каким является этническое мировоззрение.
В этом отношении ирондзинад касается таких вопросов, которые никогда не могут быть решены окончательно: они требуют постоянного осмысления в свете нового духовного опыта, новых знаний применительно к конкретной ситуации. Они всегда продолжают быть очень актуальными, и в каждую эпоху их постановка есть не просто продолжение традиции, но и выявление новой перспективы в них. В каждую историческую эпоху они решаются в зависимости от уровня развития общественного сознания и общественного прогресса.
Своеобразие проблем ирондзинад-а, на первый взгляд, дает возможность противопоставить их проблемам частных наук осетиноведения. Вникнув в их природу и сущность, также можно прийти к ложному выводу о том, что проблемы ирондзинад-а и частных наук осетиноведения настолько взаимопроникают, что нет необходимости специально о них говорить. Обе эти крайности — ложные посылки. Первая ведет к отрыву осетиноведения от ирондзинад-а, который составляет его сердцевину, основной его предмет. А вторая просто растворяет проблему ирондзинад-а среди частнонаучных проблем осетиноведения, истории, культуры, науки.
http://south-ossetia.info/irondzinad-kak-osobyj-tip-mirovoz…
С этой точки зрения весьма важно актуализировать исследования общеметодологического, философско-мировоззренческого характера, которые помогут понять и представить осетиноведение как современную отрасль мировой науки.
В данном контексте представляются актуальными постановка и решение проблемы ирондзинад-а как особого типа мировоззрения осетин.
Термин ирондзинад впервые употребил Губади Дзагуров, анализируя содержание газеты «Ног цард», которая выходила в 1907 г. в Тифлисе на осетинском языке. Оценивая деятельность работников редакции, Г. Дзагуров писал, что газета стояла «на националистических позициях единого потока, т.е. содружества всех осетин, независимо от классовой принадлежности, в целях приобщения всего осетинского народа к благам культуры» [1, 603]. В ней, как он далее писал, «появились материалы ярко националистического содержания и характера, в которых проводится возвеличение прошлого осетинского народа, восхваление осетинского адата, восхваление Хазби, идеализация Шамиля, признание осетинских адатов лучшими в мире, подобных которым у других народов нет (см. у Цоколаева ирондзинад и в статьях Карцайаг)» [1, 604]. Понятно, что Г. Дзагуров термин ирондзинад употреблял в негативном аспекте. При всем уважении к личности Губади Дзагурова, сыгравшего выдающуюся роль в становлении осетиноведения на одном из ответственных этапов его истории, с подобной оценкой содержания газеты «Ног цард» трудно согласиться. Так, Карцайаг публикует статью «Ирон æгъдæуттæ» в №31, в которой констатирует, что во времена предков горцы жили компактно, изолированно, а потому свои традиции и обычаи сохрани ли в неприкосновенном виде. Теперь же другие времена настали: идет активный процесс общения с другими народами. Естественно, меняются и традиции. И, как замечает автор, к сожалению, некоторые, побывав в других местах, смотрят сверху вниз, осуждают свои традиции и обычаи. Он считает это недостойным звания осетина. Особенно огорчает его, что, во-первых, нет у нас понятия чести, достоинства, т.е. «кад», во-вторых, нет уважения к старшему, в третьих, нет достойного отношения к гостю [2, 31].
То, что газета не идеализировала осетинские традиции и обычаи, видно из статьи «Хистытæ нæ сафæг» [2, 55], подписанной псевдонимом «Иунæг» и осуждающей слишком большие расходы при похоронах, а в фельетоне «Ирæд», подписанной псевдонимом «Вано», осуждалась практика разорения жениха перед свадьбой.
Важно отметить, что газета очень много внимания уделяла формированию национального духа и самосознания. Не случайно авторами в ней выступали такие патриоты, как Гаппо Баев, Елбиздико Бритаев, Сека Гадиев и др.
Термин ирондзинад нами позаимствован у покойного профессора X. Хадикова, употреблявшего данное понятие в узко психологическом смысле [4]. Мы же используем его в более широком философском аспекте, как наиболее емко и полно выражающий сущность категории социально-исторического, духовного, философского феномена, каким является этническое мировоззрение.
В этом отношении ирондзинад касается таких вопросов, которые никогда не могут быть решены окончательно: они требуют постоянного осмысления в свете нового духовного опыта, новых знаний применительно к конкретной ситуации. Они всегда продолжают быть очень актуальными, и в каждую эпоху их постановка есть не просто продолжение традиции, но и выявление новой перспективы в них. В каждую историческую эпоху они решаются в зависимости от уровня развития общественного сознания и общественного прогресса.
Своеобразие проблем ирондзинад-а, на первый взгляд, дает возможность противопоставить их проблемам частных наук осетиноведения. Вникнув в их природу и сущность, также можно прийти к ложному выводу о том, что проблемы ирондзинад-а и частных наук осетиноведения настолько взаимопроникают, что нет необходимости специально о них говорить. Обе эти крайности — ложные посылки. Первая ведет к отрыву осетиноведения от ирондзинад-а, который составляет его сердцевину, основной его предмет. А вторая просто растворяет проблему ирондзинад-а среди частнонаучных проблем осетиноведения, истории, культуры, науки.
http://south-ossetia.info/irondzinad-kak-osobyj-tip-mirovoz…
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.