Кулумбегов: фильм о «Томирис» позволит создать мощный пропагандистский образ
1 мая 2018 Новости [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [1412 просмотров]
Съемки эпической киноленты «Томирис», посвященный победе скифской воительницы над персидским царем Киром, проходят в Казахстане. Картина обещает стать одним из крупнейших проектов в истории казахского кино. По плану премьера в Казахстане должна пройти в декабре 2018 года, а затем ее запустят в международный прокат, благо сюжет ленты вполне подходит для аудитории других стран.
Фильм «Томирис» повествует о событиях VI века до нашей эры, когда племена массагетов и саков под предводительством царицы Томирис сумели дать сокрушительный отпор персидскому царю Киру ІІ, пытавшемуся завоевать Среднюю Азию и земли вольных народов. Кровопролитная битва закончилась разгромом огромной армии персов и смертью Кира, считавшегося непобедимым завоевателем. Согласно легенде, после сражения Томирис принесли с поля боя голову Кира. Царица приказала наполнить кожаный курдюк кровью и опустила в него отрубленную голову, сказав: «Ты жаждал крови, царь персов, пей теперь досыта!».
В разработке сценария фильма использованы труды древнегреческого историка Геродота, считавшего эту битву «самой жестокой из всех битв между народами».
Созданием картины о великой массагетской царице интересуются и в Южной Осетии, где давно звучат идеи об экранизации наиболее значимых эпизодов из истории осетинского народа и его предков. Собственных ресурсов для подобных масштабных проектов республика не имеет, поэтому приходится гадать, насколько в данном случае команда создателей фильма в Казахстане намерена соблюсти хотя бы схематично историческую достоверность.
«Что поделаешь, осетины пока не могут экранизировать эпические сюжеты из своей истории, хотя материала более чем достаточно. Кроме скифов у нас есть еще Нартовский эпос, где каждое сказание - готовый сценарий, в котором прописаны сюжет и образы. Но возможностей для перевода эпических циклов на язык кинематографа нет. Казахстан же имеет такие ресурсы. У него экономика на хорошем уровне», - говорит кандидат исторических наук, Роберт Кулумбегов.
По его словам, остается надеяться, что создатели фильма не будут увлекаться художественным вымыслом в ущерб реальным историческим событиям.
«Пожелаем казахским кинематографистам успехов и будем надеяться, что авторы картины не совсем «перетянут» историю на свою сторону, сохранив разумный баланс исторической правды и художественного вымысла», - отмечает Роберт Кулумбегов.
Впрочем, настроен он достаточно скептически, ссылаясь на примеры других исторических фильмов, в которых фантазия сценаристов и режиссера значительно отошла от исторических фактов. В частности, по словам югоосетинского историка, весьма вольный подход продемонстрировали создатели картины «Кочевник», «Золотая орда» и др.
Образ воительницы для развития национального самосознания
О значении, которое в Казахстане уделяют этому проекту, говорит и то, что съемками картины занимается киностудия «Казахфильм» совместно с кинокомпанией «Сатайфильм» по заказу министерства культуры и спорта Казахстана. При этом генеральным продюсером фильма является младшая дочь Нурсултана Назарбаева – Алия.
Интерес к фильму со стороны окружения президента Казахстана в научных кругах Южной Осетии считают закономерным.
По словам Роберта Кулумбегова, Нурсултан Назарбаев очень много внимания уделяет единению казахского этноса.
«Понятно, что фильм станет одним из инструментов единения нации, символ. Томирис – хороший символ. Женщина-воительница еще и побеждающая врага позволяет создать мощный образ в плане пропаганды. Тем более надо учитывать, что у казахов, как у кочевников статус женщины в обществе намного выше, чем оседлых народов. У степняков женщины воевали вместе с мужчинами, прекрасно управляли лошадьми, владели оружием. Они всегда были готовы встать рядом с мужчинами», - отмечает югоосетинский историк.
Он добавил, что аналогичная картина наблюдалась и у предков осетин – сарматов, находя подтверждение в многочисленных археологических раскопках.
«Когда находят захоронения маленьких девочек 16-17 лет, у них ножки искривлены, еще не научившись ходить, их приучали сидеть в седле. Кроме того, в захоронениях с женщинами зачастую было и оружие - наконечники стрел, мечи и др.», - говорит Роберт Кулумбегов.
Он уверен, что в преамбуле фильма неминуемо будет присутствовать момент этнической соотнесенности. «Я уверен, они в преамбуле скажут, что на этих территориях жил воинственный героический народ - скифы, массагеты, даже могут сказать – предки казахов, что достаточно условно. Это патриотическая тема, которая в какой-то мере послужит консолидации национального сознания казахского народа», - считает историк.
В Казахстане настрой серьезный
Публикации в казахских СМИ подтверждают слова Роберта Кулумбегова. Настрой среди продюсеров и режиссеров фильма действительно самый серьёзный.
По словам Алии Назарбаевой, авторы надеются создать картину, увлекательной для широкого зрителя и в то же время отражающей древние традиции, культуру и дух Великой степи.
«Это один из крупнейших исторических проектов в истории нашего кино. Мы все подошли к нему с большой ответственностью», – подчеркнула генпродюсер.
Проект уже вызвал широкий интерес публики. На кастинг картины пришли более 15 тысяч человек. Достаточно сложной задачей оказался отбор кандидатов на роль главной героини – Томирис. Только на ее роль пробовались 1,5 тысячи претенденток, но в итоге «казахскую» Томирис нашли в Instagram. Ею оказалась психолог по профессии, 28-летняя Альмира Турсын, ранее не снимавшаяся в кино.
Сейчас актеры тренируются навыкам, необходимым для исторического фильма: езде верхом, стрельбе из лука, обращению с холодным оружием и т.д., поскольку по сценарию в фильме много масштабных батальных сцен, только в массовках принимают участие свыше 600 человек. Отмечается, что в картине все герои говорят на специально воссозданном смешанном диалекте древне-иранского и тюркского языков. Другой вопрос, насколько он идентичен языку древних массагетов и саков.
Кроме того, авторы картины много внимания уделяют воссозданию быта и уровня развития массагетов и саков с учетом материалов археологических исследований.
«Археологические находки и другие успехи наших археологов, историков дали возможность получить много информации о быте, уровне развития этой цивилизации. Этот союз племён был государственным образованием со сложным устройством общества, иерархией, государственной и иной властной символикой. Всё это нам предстоит воспроизвести в фильме», - отмечает казахский историк Алмас Ордабаев, выступающий в качестве консультанта в фильме.
Сюжет древней истории, связанный с Томирис, процессы той эпохи, действительно интересны для исследования историками.
Как отмечает Роберт Кулумбегов, отголоски победы Томирис можно найти не только в сочинениях античных авторов. «Схожие сюжеты прослеживаются в сказаниях, записанных сказителем Борисом Андиевым, где говорится о предводительнице женщин - Зариссары чызг и ее роли в сражениях.
В этих сказаниях отражается много скифских реалий, относящихся к эпохе, в которой жила Томирис», - полагает Роберт Кулумбегов.
Газета «Южная Осетия»
Фильм «Томирис» повествует о событиях VI века до нашей эры, когда племена массагетов и саков под предводительством царицы Томирис сумели дать сокрушительный отпор персидскому царю Киру ІІ, пытавшемуся завоевать Среднюю Азию и земли вольных народов. Кровопролитная битва закончилась разгромом огромной армии персов и смертью Кира, считавшегося непобедимым завоевателем. Согласно легенде, после сражения Томирис принесли с поля боя голову Кира. Царица приказала наполнить кожаный курдюк кровью и опустила в него отрубленную голову, сказав: «Ты жаждал крови, царь персов, пей теперь досыта!».
В разработке сценария фильма использованы труды древнегреческого историка Геродота, считавшего эту битву «самой жестокой из всех битв между народами».
Созданием картины о великой массагетской царице интересуются и в Южной Осетии, где давно звучат идеи об экранизации наиболее значимых эпизодов из истории осетинского народа и его предков. Собственных ресурсов для подобных масштабных проектов республика не имеет, поэтому приходится гадать, насколько в данном случае команда создателей фильма в Казахстане намерена соблюсти хотя бы схематично историческую достоверность.
«Что поделаешь, осетины пока не могут экранизировать эпические сюжеты из своей истории, хотя материала более чем достаточно. Кроме скифов у нас есть еще Нартовский эпос, где каждое сказание - готовый сценарий, в котором прописаны сюжет и образы. Но возможностей для перевода эпических циклов на язык кинематографа нет. Казахстан же имеет такие ресурсы. У него экономика на хорошем уровне», - говорит кандидат исторических наук, Роберт Кулумбегов.
По его словам, остается надеяться, что создатели фильма не будут увлекаться художественным вымыслом в ущерб реальным историческим событиям.
«Пожелаем казахским кинематографистам успехов и будем надеяться, что авторы картины не совсем «перетянут» историю на свою сторону, сохранив разумный баланс исторической правды и художественного вымысла», - отмечает Роберт Кулумбегов.
Впрочем, настроен он достаточно скептически, ссылаясь на примеры других исторических фильмов, в которых фантазия сценаристов и режиссера значительно отошла от исторических фактов. В частности, по словам югоосетинского историка, весьма вольный подход продемонстрировали создатели картины «Кочевник», «Золотая орда» и др.
Образ воительницы для развития национального самосознания
О значении, которое в Казахстане уделяют этому проекту, говорит и то, что съемками картины занимается киностудия «Казахфильм» совместно с кинокомпанией «Сатайфильм» по заказу министерства культуры и спорта Казахстана. При этом генеральным продюсером фильма является младшая дочь Нурсултана Назарбаева – Алия.
Интерес к фильму со стороны окружения президента Казахстана в научных кругах Южной Осетии считают закономерным.
По словам Роберта Кулумбегова, Нурсултан Назарбаев очень много внимания уделяет единению казахского этноса.
«Понятно, что фильм станет одним из инструментов единения нации, символ. Томирис – хороший символ. Женщина-воительница еще и побеждающая врага позволяет создать мощный образ в плане пропаганды. Тем более надо учитывать, что у казахов, как у кочевников статус женщины в обществе намного выше, чем оседлых народов. У степняков женщины воевали вместе с мужчинами, прекрасно управляли лошадьми, владели оружием. Они всегда были готовы встать рядом с мужчинами», - отмечает югоосетинский историк.
Он добавил, что аналогичная картина наблюдалась и у предков осетин – сарматов, находя подтверждение в многочисленных археологических раскопках.
«Когда находят захоронения маленьких девочек 16-17 лет, у них ножки искривлены, еще не научившись ходить, их приучали сидеть в седле. Кроме того, в захоронениях с женщинами зачастую было и оружие - наконечники стрел, мечи и др.», - говорит Роберт Кулумбегов.
Он уверен, что в преамбуле фильма неминуемо будет присутствовать момент этнической соотнесенности. «Я уверен, они в преамбуле скажут, что на этих территориях жил воинственный героический народ - скифы, массагеты, даже могут сказать – предки казахов, что достаточно условно. Это патриотическая тема, которая в какой-то мере послужит консолидации национального сознания казахского народа», - считает историк.
В Казахстане настрой серьезный
Публикации в казахских СМИ подтверждают слова Роберта Кулумбегова. Настрой среди продюсеров и режиссеров фильма действительно самый серьёзный.
По словам Алии Назарбаевой, авторы надеются создать картину, увлекательной для широкого зрителя и в то же время отражающей древние традиции, культуру и дух Великой степи.
«Это один из крупнейших исторических проектов в истории нашего кино. Мы все подошли к нему с большой ответственностью», – подчеркнула генпродюсер.
Проект уже вызвал широкий интерес публики. На кастинг картины пришли более 15 тысяч человек. Достаточно сложной задачей оказался отбор кандидатов на роль главной героини – Томирис. Только на ее роль пробовались 1,5 тысячи претенденток, но в итоге «казахскую» Томирис нашли в Instagram. Ею оказалась психолог по профессии, 28-летняя Альмира Турсын, ранее не снимавшаяся в кино.
Сейчас актеры тренируются навыкам, необходимым для исторического фильма: езде верхом, стрельбе из лука, обращению с холодным оружием и т.д., поскольку по сценарию в фильме много масштабных батальных сцен, только в массовках принимают участие свыше 600 человек. Отмечается, что в картине все герои говорят на специально воссозданном смешанном диалекте древне-иранского и тюркского языков. Другой вопрос, насколько он идентичен языку древних массагетов и саков.
Кроме того, авторы картины много внимания уделяют воссозданию быта и уровня развития массагетов и саков с учетом материалов археологических исследований.
«Археологические находки и другие успехи наших археологов, историков дали возможность получить много информации о быте, уровне развития этой цивилизации. Этот союз племён был государственным образованием со сложным устройством общества, иерархией, государственной и иной властной символикой. Всё это нам предстоит воспроизвести в фильме», - отмечает казахский историк Алмас Ордабаев, выступающий в качестве консультанта в фильме.
Сюжет древней истории, связанный с Томирис, процессы той эпохи, действительно интересны для исследования историками.
Как отмечает Роберт Кулумбегов, отголоски победы Томирис можно найти не только в сочинениях античных авторов. «Схожие сюжеты прослеживаются в сказаниях, записанных сказителем Борисом Андиевым, где говорится о предводительнице женщин - Зариссары чызг и ее роли в сражениях.
В этих сказаниях отражается много скифских реалий, относящихся к эпохе, в которой жила Томирис», - полагает Роберт Кулумбегов.
Газета «Южная Осетия»
Источник - Газета Южная Осетия.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.